«Тема весны в музыкальных произведениях »
Оценка 4.7

«Тема весны в музыкальных произведениях »

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл
21.02.2018
«Тема весны в музыкальных произведениях »
Разработка урока музыки для 2 класса на тему: «Тема весны в музыкальных произведениях » по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак Цель урока: Развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи: Познакомить с образом весны в творчестве разных композиторов. Воспитывать эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её созерцание). Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество, расширять кругозор.Цель урока: Развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкальных произведений.
attachment_733096410.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение              «Средняя общеобразовательная   казачья  школа»         с. Знаменка ,  Нерчинский район, Забайкальский край               Разработка урока музыки                 для 2 класса на тему:    «Тема весны в музыкальных произведениях »     по программе  В.В. Алеева, Т. Н. Кичак                                                                                                                                             Составила:                                                                                   Учитель музыки:                                                                              Трушина Светлана Юрьевна Цель урока: Развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкальных  произведений. Задачи: Познакомить с образом весны в творчестве  разных  композиторов.  Воспитывать  эстетические чувства (любовь к природе, наслаждение, любование природой, её  созерцание). Развивать интеллектуальные способности, самостоятельность мышления, творчество,  расширять кругозор. Музыкальное сопровождение:  школьники входят в кабинет музыки и выходят из него после урока под песню «Тоска по весне» В.А. Моцарта. Оформление   доски:  картины   весенней   природы   и   других   времен   года;   портреты композиторов   М.И.   Глинки   и   В.А.   Моцарта;   сцены   из   оперных   спектаклей;   рисунок   с изображением поезда.                                     Ход урока 1. Музыкальная разминка (Разучивается новое дикционное упражнение «Гласные звуки. Небо». Ты на небо посмотри — И­и­и, и­и­и. Там увидишь ты луну — У­У­У. У­У­У­ Рядом яркая звезда — А­а­а, а­а­а. Как до неба далеко — О­о­о, о­о­о. Первоначально школьники произносят текст фразы, выясняя, какой гласный звук окажется последним.   Затем   отдельно   произносится   последний   гласный   звук,   на   который оканчивается фраза, в нужной группировке — две триоли. При этом педагог просит об­ ратить внимание на правильное положение губ при произнесении. Школьники повторяют мелодию начала песни «Тоска по весне» 2­3 раза от разных звуков восходящей хроматической гаммы. Педагог разучивает с классом начало 3­го куплета: Но птички вновь запели, На улице тепло! Эти строчки школьники также поют 2—3 раза от разных звуков восходящей хроматической гаммы.) 2. Знакомство с новым материалом ­ понятие о штрихах В музыке, как и в любом другом виде искусства, большое внимание уделяется деталям. Если композитор создает марш, то под такую музыку обязательно должно быть удобно шагать, маршировать. То есть необходимо сохранить нужный характер этого жанра. И еще учитывается, для кого создается музыка. Если марш военный, то его можно исполнять в низком регистре, громко, торжественно. Такой марш будут играть духовые инструменты симфонического оркестра. А если марш детский или кукольный, то для него подойдет высокий регистр, быстрый темп, шуточный характер. Какие инструменты могут сопровождать такой марш? (Колокольчики, треугольник.) И еще в музыке очень важны детали, которые называются «штрихи». С этим словом вы встречаетесь впервые, зато с вариантами штрихов вы уже знакомы. Запишите в тетради определение: «Штрихи — манера исполнения: легато, нон легато, стаккато». Что означает слово «легато»? Приведите примеры исполнения произведения приемом легато. Что означает «нон легато»? Приведите примеры исполнения произведения приемом нон легато. Что означает слово «стаккато»? Приведите   примеры   исполнения   произведения   или   отрывка   из   произведения   приемом стаккато. 3. «Тоска   по   весне»   ­   окончание   разучивания,   работа   над   художественным исполнением (Школьники повторяют 1­й и 2­й куплеты песни «Тоска по весне».) Какие штрихи вы используете при исполнении этой песни? (Легато и стаккато.) Чтобы пение было более красивым, поработаем над выразительностью исполнения песни. В этой песне в каждой фразе есть движение вверх. Договоримся, что каждый раз, когда мелодия будет идти вверх, надо увеличивать силу звука, т. е. усиливать динамику. А когда голос будет возвращаться в нижний регистр, то звук надо приглушить, ослабить. Попробуйте исполнить 1­ю половину 1 ­го куплета с усилением и ослаблением звучания. (Пение начала куплета с изменением динамики.) Середину куплета, которая у Моцарта написана в миноре, надо спеть более мягко, тем более что там встретится много распевов слогов. А последнюю фразу, которая начинается так же, как начало, спойте в точно такой же динамике — с усилением и ослаблением звучания. Такой динамический план исполнения песни «Тоска по весне» будет сохраняться в каждом куплете. (Школьники поют 1­й и 2­й куплеты песни с нужной динамикой, после чего разучивают 3­й куплет.) Но птички вновь запели, На улице тепло! В лугах теперь веселье — Все поле зацвело. Пусть солнце травы сушит, Сверкает тихий пруд, Пускай кричат кукушки  И соловьи поют. ­В каких местах будут распевы слогов? ­На каких словах вы используете штриховой прием стаккато? («Пускай кричат кукушки».) Соединим вместе все три куплета. 4. Слушание музыки ­ повторение (Симфония № 40 В.А. Моцарта — разбор музыкальных тем и прослушивание по модели предыдущего урока.) По урокам музыки вам знакомо такое слово — шедевр. Кто   помнит,   что   означает   это   слово?   (Вершина   творчества,   лучший   образец произведения.) Вот к Симфонии № 40 Моцарта слово «шедевр» подходит как нельзя лучше. 5. Знакомство с новым материалом Вспомните, что означает слово «увертюра». Найдите это определение в ваших тетрадях. (Школьники читают определение термина: «Увертюра — инструментальное вступление к опере или балету».) Сейчас вы послушаете увертюру к опере, которую сочинил композитор В.А. Моцарт. Опера эта веселая, комическая, в ней рассказывается про то, как один весельчак по имени Фигаро, устраивал свою свадьбу. Опера так и называется — «Свадьба Фигаро». Запишите в тетради название этого музыкального сочинения. ­Что такое опера? (Музыкальный спектакль, в котором все поют.) Посмотрите на доску — видите, здесь на рисунке изображена сцена из оперы. На сцене выстроена декорация, видны актеры, которые исполняют свои вокальные партии. В   увертюре   —   вступлении   к   опере   —   принято   показывать   главный   характер   всего спектакля. ­Как   вы   думаете,   какой   характер   будет   у   увертюры   комической   оперы?   (Веселый, смешливый, беззаботный, праздничный.) Обратите внимание на динамику начала увертюры — как она резко изменится с самых первых тактов: начнется очень тихой фразой, а потом зазвучит ярко, громко. И еще важным моментом является очень быстрый темп увертюры. В нотах композитор проставил  обозначение  темпа — «очень быстро». Но вы знаете, что все обозначения в музыке принято писать на итальянском языке. На   итальянском   языке   словосочетание   «очень   быстро»   будет   обозначаться   словом «престо». Теперь послушайте увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». ­Вам понравилась увертюра? ­Каким был характер музыки? В   этой   увертюре   композитор   применил   сочетание   отрывков,   в   которых   использовалась противоположная динамика — громко и тихо. ­Как называется использование динамики, резко отличающейся по звучанию? (Контраст.) ­Почему композитор выбрал для этой увертюры характер веселый, праздничный, огневой? (Чтобы обрисовать характер главного персонажа оперы — Фигаро.) ­По   каким   признакам   можно   определить,   что   прозвучало   произведение   Моцарта?  (По красоте мелодий.) В одной книге, восхищаясь богатством мелодий Моцарта, его слушатель восклицает: Какая глубина! Какая смелость  и какая стройность! Вот как высоко оценивалась музыка Моцарта, и вот почему она продолжает радовать нас спустя много лет. 6. «Песенка про четыре песенки» ­ повторение, разучивание «весеннего» куплета Посмотрите на доску: на ней имеются рисунки с изображением разных времен года, но все это иллюстрации к одной и той же песне. Вы не забыли, что на уроках музыки в этом году познакомились с одной необычной песней. Она   связана   с   разными   временами   года,   поэтому   каждую   четверть   вы   разучиваете   по одному куплету. Кто помнит название этой песни? («Песенка про четыре песенки».) О каких временах года говорится в тех куплетах, которые вы уже успели разучить?  (О зиме и осени.) Кто помнит слова «осеннего» куплета? (Повторение слов 1­го куплета и его исполнение.) Кто напомнит слова куплета, в котором рассказывается о зиме? Повторение слов 2­го куплета, соединение двух куплетов.) Какое время года сейчас? (Весна.) Какие   приметы   весны   вы   знаете?   (Ответы   учащихся.)   Разучивая   «Песенку   про   четыре песенки»,   вы   слушаете   отрывки   из   рассказа   К.Д.   Ушинского   «Четыре   желания»,   где мальчик   по   имени   Митя   хвалит   каждое   время   года.   А   папа   Мити   записывает   каждое желание   мальчика   в   свою   записную   книжку.   Теперь   пора   послушать   отрывок   из   этого рассказа, где говорится о весне. (Педагог читает отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».) Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание. Сегодня вы разучите 3­й куплет «Песенки про четыре песенки», где также говорится о весне. Когда ручьи весенние  Бегут, звенят кругом, Мы вот какую песенку тогда поем: «Хорошо бы, хорошо бы  Снег совсем растаял чтобы, Чтобы лодки, корабли  Плавать в лужицах могли, Плавать в лужицах могли». (Школьники разучивают 3­й куплет, затем исполняют все три куплета песни целиком.) 7. Слушание музыки («Жаворонок» М.И. Глинки ­ проводятся прослушивание и разбор по модели прошлого урока.) 8. Слушание музыки Сейчас   вы   познакомитесь   еще   с   одним   произведением   М.И.   Глинки.   Это   вокальное произведение,   которое   называется   «Попутная   песня».   Запишите   в   тетради   название сочинения и ее автора. Все мы привыкли, что в наше время человек очень легко может путешествовать на поезде. Для этого надо купить билет, прийти на вокзал и сесть в вагон. ­Кому­то из вас приходилось ездить на поезде? ­Вам понравилось это увлекательное занятие? Интересно ли во время езды на поезде смотреть в окно? Но ведь железные дороги и поезда появились в мире не очень давно, около 200 лет тому назад. Первая железная дорога в России была проложена из Санкт­Петербурга до одного его пригорода — Царского Села. Конечно, появление первого поезда с вагонами вызывало у людей удивление и восхищение. Даже слова «паровоз» тогда еще не существовало, паровоз назывался «пароход», т. е. са­ моходное устройство, приводимое в движение паровой машиной. Композитор Михаил Иванович Глинка был в числе тех, кто видел, как был отправлен в путь первый «пароход». И этому важному событию он даже посвятил свою песню, которую так и назвал   —   «Попутная   песня».   Сейчас   вы   ее   послушаете.   Постарайтесь   услышать,   как композитор музыкой передает и движение поезда, и волнение людей, которые едут на нем, и то, что они видят в окна вагонов. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка в каждом куплете, как изменится ее характер. (Школьники слушают «Попутную песню» М.И. Глинки.) Удалось композитору передать движение поезда? ­Какие приемы музыкальной выразительности для этого использовались? (Быстрый темп, громкий звук, постоянное усиление динамики в каждой фразе.) ­Были   ли   в   песне   контрастные   части?   (Каждый   куплет   состоял   из   2   контрастных частей.) ­Как вы думаете, какой музыкальный лад использовал композитор в первой части куплета — мажор или минор? (Мажор.) Расскажите о второй части куплета — какой была эта часть по характеру? (Плавной, неторопливой, сердечной, немного грустной.) ­Какой музыкальный лад был использован в этой части куплета? ­Как закончилась песня? (Ослаблением, затиханием звучания.) ­Что хотел передать автор этим приемом? (Вид убегающего вдаль поезда.) ­Вы узнаете «Попутную песню», если еще раз ее услышите? ­По каким признакам вы узнаете музыку этой песни? ­Какую роль в этой песне играло музыкальное сопровождение? (Подчеркивало характер каждой части; в громкой — передавало движение поезда, в тихой — чувства человека, который смотрит в окно.) 9. Вокальная импровизация (Школьники повторяют текст «Весняночки» и создают свои варианты вокальных напевов на данные слова.) 10.Исполнение : «Песня о весне»  11.Подведение итогов урока ­Музыку  каких композиторов вы сегодня слушали? ­В какой песне вы использовали штрихи легато и стаккато? ­Увертюру к какой опере вы сегодня слушали? ­Какой был характер у этой увертюры? ­Как называется прием использования в музыке разной динамики — громкой и тихой? ­Можно   ли   по   характеру   увертюры   к   опере   предположить,   какой   будет   характер   ее главного героя? ­Какую еще музыку Моцарта вы слушали сегодня? ­Что означает слово «шедевр»? ­Какая песня передавала движение поезда? ­Какой композитор создал музыку «Попутной песни»? ­Была ли в куплетах «Попутной песни» контрастная часть? ­Какой романс Глинки вы слушали сегодня? ­О чем говорится в романсе «Жаворонок»? ­В каких произведениях М.И. Глинки менялись музыкальные лады — мажор и минор? 12. Домашнее задание: Придумать сказку о весне , нарисовать  рисунки                                                Источник: Музыка . 2 класс. : Учебник / В. В. Алеев ,Т.Н. Кичак.  ­8­е изд, стереотип.­  М. :Дрофа. 2013 г.

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »

«Тема весны в музыкальных произведениях »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018