Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
29.03.2018
Цель: познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.
Задачи урока:
а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке»; формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного.
б) развивающие: создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнить словарный запас учащихся.
в) воспитывающие: способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.
конспект урока.docx
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Цель: познакомить учащихся с научнопознавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского
«Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.
Задачи урока:
а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и
осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке»; формировать навыки выборочного чтения,
грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного.
б) развивающие: создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать
эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнить словарный
запас учащихся.
в) воспитывающие: способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, при помощи
сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.
Учебнометодическое обеспечение: УМК "Школа России”. Учебник: Климанова, Л.Ф.
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч./
[сост.Л.Ф.Климанова и др.] – 7е изд. М.:Просвещение, 2011.
Оборудование: выставка шкатулок, проектор, экран, презентация, пьеса А.Лядова “Музыкальная
шкатулка”, музыкальные механические игрушки, карточки со словами сказочных героев, тесты. I.
Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья обобщать.
Кто на «5» в ладоши хлопнем,
На «4» ногой мы топнем,
Кто на «3» не унывай,
Чаще руку поднимай.
II. Речевая разминка.
Дыхательная гимнастика
На счет
1 – вдох,
2 выдох,
3 – вдох,
4 – задержка дыхания,
5 – выдох и т.д..
Гуслисамогуды:
Сами заводятся,
Сами играют,
Сами пляшут,
Сами песни поют.
Прочитайте медленно.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с весёлой интонацией.
Прочитайте скороговоркой.
Как понимаете «гуслисамогуды»?
Где мы можем встретить гусли?
III. Введение в тему урока. Сообщение темы и целей урока.
Вы когданибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может сам играть, без
музыканта?
Ребята, я не просто завела разговор о таком инструменте. Посмотрите, что у меня в руках?
(Шкатулка). Я её открываю и что мы слышим? (Музыку).
И у меня возникла проблема, какая это музыка живая или механическая?
Какую музыку вы услышали?
А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка».
Эта музыка механическая или живая? Узнать устройство музыкальной шкатулки нам поможет произведение, с которым вы
познакомились дома самостоятельно.
А это рассказ или сказка? Объясните.
Кто автор сказки?
У этой сказки есть автор. Значит, это какая сказка?
О чем эта сказка?
Кто главные герои сказки
Сегодня мы продолжим работу над содержанием сказки, перечитаем внимательно отрывки, в
которых описывается устройство шкатулки, чтобы в конце урока иметь реальное представление о
том, как она устроена.
IV. Работа над содержанием сказки.
1.Выборочное чтение.
С чего начинается сказка?
– А что такое “табакерка”?
Прочитайте описание табакерки.
Что услышал Миша, когда папа тронул пружинку?
Что увидел Миша, когда папенька поднял крышку на табакерке?
Что удивило Мишу?
Что ответил папенька?
Что особенного было в проводнике?
2. Словарная работа.
– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в
сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
– А знаете ли вы значение этих слов?
– Что такое бюро?
– Что такое ставни?
– Объясните, что обозначает слово флюгер?
Что такое шатёр?
Что такое бахрома?
– Какую бумагу называют “тисненой”?
3. Знакомство с устройством табакерки.
Давайте мы вместе с Мишей пройдём этот путь, чтобы узнать, как устроена табакерка.
Задание: послушать отрывок и определить, кто это сказал.
Учитель вызывает 1 учащегося.
Диньдиньдинь, я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень
хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать
нам честь к нам пожаловать. Диньдиньдинь, диньдиньдинь.
Чьи это слова? (Колокольчика)
Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами?
Как колокольчик это объяснил?
Какую историю вспомнил Миша, когда она с ним произошла?
Что показалось смешным мальчикуколокольчику?
Как Миша отреагировал на этот смех?
Прочитайте, о том, что он сказал мальчикуколокольчику, чтобы тот перестал смеяться.
Как вы думаете. Правильно ли он сказал, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли
мальчикколокольчик не говорить эти слова? Почему автор вложил в уста героев именно такие
приговорки?
Прочитайте описание улицы.
В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики?
Как колокольчик это объяснил? Как понимаете выражение «Миша закусил язычок»?
Чему позавидовал Миша? Прочитайте.
Что ответил колокольчик?
Ребята, Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать,
только заниматься игрой, например, на компьютере?
Учитель вызывает 2 учащихся.
Они хором читают текст на своих карточках.
Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и
стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Туктуктук! Туктуктук!
А это кто сказал?
Какую работу выполняли дядькимолоточки?
На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.
Учитель вызывает 1 учащегося.
А мне какое дело, шурымуры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шурымуры, шурымуры…
Кто это сказал?
Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?
Какой вывод сделал для себя Миша после разговора с валикомнадзирателем?
А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно
жить и что делать?
Учитель вызывает 1 учащегося.
Зицзицзиц, глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь,
ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы
валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не
стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы
колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зицзицзиц.
А это кто сказал? ( Пружинка.)
Поверил ли ей Миша? Докажи.
Прочитайте на доске, из каких частей состояла табакерка:
Колокольчики
Молоточки
Валик
Пружинка
4. Работа над стилями речи.
1). Кто сможет своими словами рассказать об её устройстве?
Какую науку советовал учить папенька, чтобы ещё лучше понять, отчего музыка в табакерке
играет?
2) Послушайте, как наука механика описывает устройство табакерки.
Учитель читает отрывок из книги
3) Сравнение трёх отрывков.
О чём все три отрывка?
А отличаются ли они друг от друга? Чем?
Это научный стиль.
Это разговорный стиль.
Это художественный стиль.
Вывод: описывать какоелибо устройство можно поразному.
А теперь проверим на сколько хорошо вы знаете произведение.
V. Закрепление. 1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (табакерка) с т е т (тест)
п р ж н к (пружинка) м х е а н к и а (механика)
м л ч к (мальчик) л ь н а д р а з и т (надзиратель)
Лишнее слово ТЕСТ.
2. Тестовая работа по произведению
VI.Итог урока.
Чему учит сказка?
Чем же закончилась эта история?
VII Д/з: Сочинить сказку.
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________)
п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________)
п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________)
п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________)
п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________)
п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________) п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
1. Работа в парах.
Разгадай слова из текста, найди среди них лишнее.
т б к р к (_________________) с т е т (________________)
п р ж н к (____________________) м х е а н к и а (____________________)
м л ч к (______________________) л ь н а д р а з и т (_______________________)
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.