Книгами на уроках внеклассного чтения детей должен обеспечивать учитель. Не следует требовать от них обязательного домашнего чтения, по итогам которого будет проводиться урок, хотя можно давать ребятам рекомендации к чтению для следующего урока. В силу специфики былинного жанра урок внеклассного чтения должен опираться не столько на самостоятельное добровольное чтение второклассников, сколько на выступления заранее подготовленных ребят, прочитавших по заданию учителя конкретную былину (отрывок из неё). В роли сказителей могут выступать более старшие ребята. Количество представляемых на уроке былин определяется учителем, можно остановиться всего на 2–3. В сценарии урока былины предложены по максимуму – их 10.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Литературное чтение
Урок 63.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения).
Книгами на уроках внеклассного чтения детей должен обеспечивать учитель. Не следует требовать от них
обязательного домашнего чтения, по итогам которого будет проводиться урок, хотя можно давать ребятам
рекомендации к чтению для следующего урока. В силу специфики былинного жанра урок внеклассного чтения
должен опираться не столько на самостоятельное добровольное чтение второклассников, сколько на выступления
заранее подготовленных ребят, прочитавших по заданию учителя конкретную былину (отрывок из неё). В роли
сказителей могут выступать более старшие ребята. Количество представляемых на уроке былин определяется
учителем, можно остановиться всего на 2–3. В сценарии урока былины предложены по максимуму – их 10.
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
Оформление выставки книг (былин, принесённых в класс ребятами).
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать инфор
мацию из одной формы в
другую: подробно переска
зывать небольшие тексты.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
2 1 3 1 2 3
Представление прочитанных былин.
– Сегодня мы поговорим о былинах, о старинах. И всегото их было на
Руси больше ста с лишним. Да пришли они к нам из времён дальних,
передавались они народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели
былин, что ездили по городам и сёлам и записывали их от простых
крестьянсказителей. На уроке мне тоже будут помогать сказители.
1й сказитель (показывает книгу с былиной «Святогор»):
– Самой старойто былиной считается былина о Святогоребогатыре, или о
Колыване, как прозывали его. И был тот Святогорбогатырь силы великой,
ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля
матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено
проваливался, земля под ним прогибалася. «Бродит у могучего силушка по
жилочкам, жжёт огнём, просится на волю вольную, и нету ей, неуёмной,
путивыхода из тела богатырского. Не с кем старшему из богатырей
русских померитьсяпобороться силоймоченькой... Едет шагом Святогор
богатырь, ростом выше дерева стоячего, головою в небо упирается, едет –
сам подрёмывает, сидючи! Мать сыра земля под копытами богатырского
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
© ООО «Баласс», 2012
2коня дрожмя дрожит».
– А теперь скажите, почему Святогора так прозвали?
1й сказитель:
– Силён был Святогор, да не защищал он земли русской от захватчиков.
Только и знал он, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины
сыт, я без правды силён, я могуч, я велик, и богат, и счастлив». И народ
стал забывать его, ему нужен был такой богатырь, чтоб землю русскую
защищал, неправды не терпел, за обиженных вступался, а силойто чуть
больше человеческой обладал.
2й сказитель:
– Как вы думаете, кто на смену Святогорубогатырю пришёл? Кому
десятая часть всех былин посвящена? Конечно Илье Муромцу. Хлеба ест
по три калача, пьёт на три медных пятачка, но побеждает всегда, во всех
боях и сражениях. Ему в бою смерть не писана.
Там, где возможно, Илья старается избежать кровопролития, не бьёт
врагов, а на их глазах разбивает дуб многообхватный палицей своей
богатырской, и враги, устрашённые его силой, разбегаются. Или просто
подкидывает соперника высоко в воздух, и тот отказывается от своих
намерений. Вот такой богатырь пришёл на смену богатырю Святогору.
Решил както Илья Муромец помериться силами с Святогором, но быстро
понял, что делать этого не стоит.
Говорит Илья да таковы слова:
– Ай же ты, удалой добрый молодец,
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по пред
ложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
3. Воспитание трудолюбия,
© ООО «Баласс», 2012
3способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
Вижу я силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися…
Святогорбогатырь соглашается.
3й сказитель:
– А вы знаете, как на Древней Руси происходило братание?
И раскинули они тут бел шатёр.
А коней спустили во луга зелёные,
Во зелёные луга они стреножили.
Сошли они оба во белый шатёр.
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они друг с другом побраталися,
Обнялись да поцеловалися, –
Святогорбогатырь будет большой брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.
3й сказитель (показывает книгу с былиной «Святогор и Илья
Муромец»): – Вот побратались Святогор и Илья Муромец и поехали
дальше.
Встретился им по дороге каменный гроб. Решили примерить, для кого же
приготовлен этот гроб. Лёг Илья – велик, не по нему. Лёг Святогор – в
самый раз. И крышка подошла. Хотел Илья крышку поднять, никак её с
места не сдвинуть. «Руби!» – просит Святогор. Стал Илья бить своей
саблей. Где ударит – там обруч железный появится. Чем больше бьёт, тем
© ООО «Баласс», 2012
4крепче схватывают гроб обручи. Понял тут Святогор, что смерть ему
пришла. И просит он Илью наклониться к нему, чтобы дохнуть ему в лицо и
силушки Илье прибавить. Но Илья не наклонился, так как сил у него было
достаточно, и конь его, Бурушко, ему служил верой и правдою. И поехал
он, распрощавшись с братом, в славный Киевград к ласковому князю
Владимиру.
4й сказитель (показывает книгу с былиной «Илья Муромец и Соловей
разбойник»):
Первым подвигом Ильи Муромца было освобождение народа от силы
вражьей, от Соловьяразбойника, что сиделсторожил на дороге люд
проезжий и своим свистомпересвистом перебилпокалечил людей немало.
5й сказитель:
– Но не один Илья Муромец был богатырём на Русской земле. Их было
много. Алёша Попович спас на пиру у князя Владимира от Тугарина
Змеевича жену князя Анастасию, а заодно и народ русский от тягот
податей неимоверных.
Показывает книгу с былиной «Алёша Попович и Тугарин» и зачитывает
небольшой фрагмент.
6й сказитель:
– А Добрыня Никитич в битве тяжкой победил Змея Огненного и
освободил из плена много людей и среди них племянницу князя Владимира
Забаву Путятичну.
Показывает книгу с былиной «Добрыня Никитич» и зачитывает
© ООО «Баласс», 2012
5небольшой фрагмент.
– Вот такие богатыри пришли на службу к князю Владимиру, по прозванию
Владимир Красно Солнышко, что сиделправил в стольном Киевеграде. Но
в первую очередь служили богатыри народу русскому:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси.
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им наше Солнце красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
7й сказитель:
– Это были богатыривоины. Да и в былинах в основном говорится об их
подвигах ратных. А есть былина о Микуле Селяниновиче – пахаре,
крестьянине (показывает книгу с былиной «Вольга и Микула
Селянинович»). Он, ратай, пахал землюматушку, растил хлеб и кормил
весь народ русский. В Древней Руси пахарей, обрабатывающих землю
матушку, прозывали ратаями, а про обработку земли вместо пашет
говорили орёт. Приспособление для пахоты называли сохой, сошкой.
А орётто в поле ратай, понукивает,
А у ратая сошка поскрипывает,
Да по камушкам омешиком почиркивает.
– Ребята, а как вы думаете, кто сильнее был в былинах русских: Микула
Селянинович или богатыривоины? (В былинахстаринах Микулу
Селяниновича и труд его народ русский настолько возвысил, что никто не
мог сравниться с ним ни по силе, ни по мужеству. Микула носит с собой в
© ООО «Баласс», 2012
6сумочке «тягу земную» как знак тяжёлого хлебопашецкого труда и
земледельческого могущества. Микула Селянинович был крёстным отцом
Ильи Муромца.)
7й сказитель:
– А както проезжал княжой дружинник Вольга Святославович со
дружинниками и видит: орётпашет в поле пахарьоратай. Могуч пахарь и
силён. И решил Вольга его с собой взять:
Ай же ты, оратайоратаюшка,
Ты поедемко со мной во товарищах.
Согласился Микула (а это был он), поехал с Вольгой, со дружинниками.
Да только попросил он их:
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку под ракитов куст.
Посылает тут Вольга Святославович дружинушку свою хоробрую.
Пять молодцов не могут сошку повыдернути, десять – тоже, вся
дружина не может из земельки повыдернуть.
Тут оратаюшка на своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он бралто ведь сошку одной рукой.
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Вот ведь силища какая была у Микулы Селяниновича.
© ООО «Баласс», 2012
78й сказитель (показывает книгу с былиной «Святогор и тяга земная»):
– Раз оставил Микула Селянинович свою сумочку с «тягой земной»
на дороге. А на неё случайно наехал богатырищевеликанище Святогор
Колыван. А перед этим он бахвалился, что если бы ему «тягу земную» в
руки, он бы повернул весь мир, всю Землю на крутой поворот. Увидел
Святогор Микулину сумку, от нечего делать попытался её поднять, да
надорвался. Спрашивает он Микулу Селяниновича:
– Как ты носишь «тягу земную», не надсадишься?
А Микула отвечает ему:
Я знаю свою правдуистину –
В том сила моя непобедимая!
Не в забавуигру трачу силу свою:
Я хлеб ращу, я народ кормлю!
9й сказитель:
– В былинах славится не только сам Микула, а и весь род Микулов. Род
этот сильный. Илью Муромца целители упреждали:
Не бейся с родом Микулиным:
Его любит матушка сыра земля.
А было у Микулы три дочери: Настасья Микулишна, Катерина
Микулишна, Василиса Микулишна. Дочери Микулы дивны были силой
своей богатырской, силой нравственной и верностью.
Настасья Микулишна стала женой Добрыни Никитича, Василиса
Микулишна – женой Данилы Ловчанинаохотника, а Катерина Микулишна
была замужем за Ставром Годинычем.
© ООО «Баласс», 2012
8В былине о Ставре Годиныче (показывает книгу с былиной «Ставр
Годинович») рассказывается, как он на пиру у князя Владимира своей
женой похвастался. Говорил, что его жена такая затейливая да находчивая,
что самого князя Владимира купит, продаст и выкупит. Рассердился князь
Владимир на такое хвастовство да и засадил Ставра в темницу
(зачитывает отрывок из былины).
Пришлось Катерине выручать мужа. Переоделась она воином и поехала к
князю. Ведь обвела она князя, обманула. Он чуть племянницу свою Купаву
за неё замуж не выдал. Вот какие дочери были у Микулы Селяниновича!
10й сказитель:
– Особливо, в стороне от других стоят былины новгородского цикла. В
отличие от других городов в Новгороде правил сам народ, или вече. Сам
делал, сам решал. А в других князья сидели, народом правили. Новгород в
то время был богатым городом. Много из него великих путешественников,
мореплавателей вышло. Торги его далеко славились. В город приезжали
отовсюду люди торговые.
Звучит ария варяжского гостя из оперы «Садко».
В Новгородских былинах известны два героя: Садкогусляр и Василий
Буслаев, предводитель новгородской вольницы.
– Как вы думаете, почему Садко прозвали Садкогусляр? (Да, он играл на
гуслях, пел голосом дивным, таким, что однажды сам царь морской
заслушался его и в гости к себе взял.
Звучит ария Садко из оперы «Садко».
11й сказитель:
– А про Василия Буслаева в былине вот что говорится:
В славном великом Новеграде
© ООО «Баласс», 2012
9А и жил Буслай до девяноста лет;
С Новым городом жилне перечился,
С мужиками новгородскими
Поперёк слова не говаривал.
Живучи Буслай состарился.
Состарился и переставился.
Оставалося его житьёбытьё.
И всё имение дворянское.
Осталася матёра вдова
Матёра Амелфа Тимофеевна,
И оставалося чадо милое,
Молодой сын Василий Буслаевич.
Будет Васенька семи годов,
Отдавала матушка родимая,
Матёра вдова Амелфа Тимофеевна,
Учить его во грамоте,
А грамота ему в наук пошла,
Присадила его пером писать,
Письмо Василью в наук пошло,
Отдавала пенью учить церковному,
Пенье Василью в наук пошло.
А и нет у нас такого певца
Во славном Новгороде,
Супротив Василия Буслаева.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
© ООО «Баласс», 2012
1выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Много можно бы ещё рассказать о былинах, что прославляли богатырей
русских, землюматушку, которая рождала таких могучих воинов. Сквозь
все тяготыстрадания, горе великое пронёс народ веру в силу свою и
величие, помогала ему та вера выжить в самое трудное время. Самые
талантливые композиторы, поэты за честь считали говорить о деяниях
богатырей русских. Вот ода русскому народу композитора Михаила
Ивановича Глинки «Славься, славься».
Прослушивание аудиозаписи.
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон
речи.
© ООО «Баласс», 2012
1