3 3 3
Работа в учебнике.
Задания 157–158.
Сколько раз повторяет свой тезис ослик Мафин? Сколько доказательств он приводит? Какими словами он указывает на порядок следования этих доказательств? Чего на самом деле хотел Мафин?
– Мафину важно было выделить себя: кабачок растёт на холмике –
и Мафина заметят все рядом с кабачком. Большой кабачок надо везти в тачке. И опять-таки Мафин выделится среди других. Тезис «Я пошлю на выставку свой кабачок» осёл Мафин повторяет для убедительности 3–4 раза (это оправданный риторический приём, который обеспечивает усвоение тезиса).
– Сформулируйте тему урока.
Риторика
ТЕКСТ
Урок 21.
Тема: Вопервых, вовторых, втретьих
Цель:
Повторяем логические и речевые способы выделения доказательств.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
Постановка
учебной задачи.
3 3 3
Работа в учебнике.
Задания 157–158.
Сколько раз повторяет свой тезис ослик Мафин? Сколько
доказательств он приводит? Какими словами он указывает на
порядок следования этих доказательств? Чего на самом деле хотел
Мафин?
– Мафину важно было выделить себя: кабачок растёт на холмике –
и Мафина заметят все рядом с кабачком. Большой кабачок надо
везти в тачке. И опятьтаки Мафин выделится среди других. Тезис
«Я пошлю на выставку свой кабачок» осёл Мафин повторяет для
убедительности 3–4 раза (это оправданный риторический приём,
который обеспечивает усвоение тезиса).
– Сформулируйте тему урока.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД и ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию
в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.II. Развитие
умений.
Применение
знаний.
1 3 2
1. Работа в учебнике.
Задание 159.
«Я убеждаю Перигрина. Уважаемый Перигрин! Конечно, аргумент
о хорошеньких цветочках кабачка не убедителен. (Пока кабачок
вырастет, цветочки потеряют всю свою красоту.) Другое дело –
аргументы о зёрнышках кабачка, о возможной его величине, которая
будет привлекать зрителей.
Это – вопервых.
Вовторых, знаешь ли ты, уважаемый Перигрин, что кабачок похож
на тыкву, если сварить из него кашу – это просто объедение.
Втретьих, из семян кормового, недозрелого кабачка делают масло.
Наконец, кабачок растёт одно лето, а сколько пользы приносит.
Итак, мы поддерживаем Мафина; пусть он берёт на выставку свой
замечательный кабачок».
Материал для учителя. Продолжение сказки Энн Хогарт «Мафин
и его знаменитый кабачок» (в сокращении).
Мафин пошёл в сарай, взял лопату, вилы и садовый совок,
положил всё это в корзину, прихватив даже кабачковые семена, и
отправился на огород.
Он долго искал место, где можно было бы посадить семена
драгоценного кабачка. Наконец нашёл подходящий кусочек земли и
принялся копать.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
© ООО «Баласс», 2014(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Он рыл землю копытами, то передними, то задними. А иногда
носом. Он не пользовался инструментами, которые принёс, – ни
лопатой, ни вилами, ни совком. Он захватил их только, чтобы
показать, что он настоящий огородник.
Приготовив подходящую ямку, Мафин посадил семечко кабачка,
полил водой и крепко утоптал <...>
Для Мафина наступили трудовые дни. Он должен был охранять
грядку и следить, чтобы на ней не росли сорные травы. В сухие
дни землю следовало поливать, а в жаркие – укрывать от
солнечных лучей. Мафин имел обыкновение греться на солнышке,
лёжа рядом с кабачком, и мечтать, как он повезёт по улице свой
кабачок и как все встречные будут говорить: «Смотрите, это
ослик Мафин везёт свой замечательный кабачок!»
Великий день наступил. Было тепло, солнечно и весело. Мафин
вскочил спозаранку и в сопровождении всех своих приятелей
отправился на огород, не забыв прихватить мягкую тряпочку,
чтобы до блеска натереть кабачок. Последним шёл Перегрин,
неся острый ножик...
Мафин склонился над кабачком и неожиданно приложил ухо к его
круглому, лоснящемуся боку... Потом нахмурился и, посмотрев
на друзей, прошептал:
– Подойдите ближе. Тихо! Слушайте!
Животные на цыпочках бесшумно приблизились и, приложив ухо к
кабачку, стали слушать. В кабачке чтото шуршало, бормотало,
попискивало...
Перигрин сделал несколько шагов вперёд... и постучал рукояткой
© ООО «Баласс», 2014по
зелёной коже кабачка.
– Вылезайте! – закричал он сердито. – Сейчас же вылезайте!
И вот они вылезли – целая семейка мышей! Тут были и большие
мыши, и маленькие, мышиные дедушки и бабушки, тёти и дяди и
родители с детьми...
Бедняга Мафин! Он с трудом сдерживал слёзы, видя, как мышки
одна за другой выскакивают из его замечательного кабачка...
– У меня идея! Идея! Пожалуйста, послушайте! – взволнованно
проблеяла овечка Луиза. – Пускай Мафин выставит свой кабачок
в отделе, который называется «Необыкновенное употребление
обыкновенных овощей».
Я уверена, что никто никогда и не слышал о кабачке – мышковом
домике, то есть я хочу сказать, домике для мышей...
– Ничего, мы поняли тебя, Луиза! Это прекрасная мысль! –
закричал Мафин...
Когда они пришли на выставку, все другие экспонаты были уже
там. Их владельцы стояли рядом на страже. Мафин и
сопровождающие его животные гордо проследовали в самый
центр зала. Когда они проследовали через отделение кабачков, все
остальные владельцы кабачков приуныли, и их надежды на
премию рухнули. Но они сразу успокоились и повеселели, видя, что
Мафин пошёл дальше,
в отделение «Необыкновенное
употребление обыкновенных овощей»... Там было выставлено
много интересных
вещей: фигурки, вырезанные из картофеля и турнепса, букеты
© ООО «Баласс», 2014цветов из редисок и морковок и разные украшения для стола из
разноцветных овощей.
Пошептавшись немного с Перигрином, он начертил на табличке:
Экспонат А – домик для мышей из кабачка.
Владелец – ослик Мафин.
Наконец пришли двое судей и единогласно решили, что домик
кабачок – самый необыкновенный экспонат на выставке.
– Не может быть никакого сомнения, это лучший экспонат! –
сказал первый судья.
– Дадим ему первую премию, – сказал второй, одобрительно кивая
головой.
Он подошёл к Мафину и повесил ему на шею медаль. А первый
судья прикрепил к кабачку диплом «Первая премия».
Итак, мечта Мафина сбылась. Он повёз кабачок обратно домой,
и все встречные восхищались и говорили: «Посмотрите, какой
молодец Мафин!
Посмотрите, какой чудесный кабачок он вырастил!»
На шее у Мафина висела медаль. А кроме того, он получил ещё
премию – чудесный пучок моркови. Такого почёта он в жизни не
видывал!
Мафин положил кабачок обратно на грядку, где тот рос, чтобы
мышки могли жить в нём до конца лета. Мафин обещал мышкам
каждый день приходить к ним в гости. Кроме того, он
посоветовал им вынуть из кабачка все зёрнышки, вымыть их и
© ООО «Баласс», 2014нанизать красивое длинное ожерелье.
Когда ожерелье было готово, Мафин подарил его овечке Луизе в
благодарность за хорошую идею.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
По усмотрению учителя.
ΙII. Итог урока.
IV. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014