Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Оценка 5

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
25.03.2018
Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ Цели: познакомить с источниками питьевой воды на Земле; ввести понятие «Мировой океан»; учить называть и показывать на карте части Мирового океана; рассмотреть значение воды для жизни на Земле; донести до сознания учащихся необходимость бережного отношения к воде. Оборудование: физическая карта полушарий; глобус; фотографии с изображением обитателей океанов и морей; кроссворд «Моря РФ».Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ
ВОДА НА ЗЕМЛЕ.docx
Т е м а : ВОДА НА ЗЕМЛЕ Ц е л и :   познакомить с источниками питьевой воды на Земле; ввести понятие «Мировой океан»; учить называть и показывать  на карте   части  Мирового  океана;  рассмотреть  значение  воды  для  жизни  на  Земле;  донести  до  сознания учащихся необходимость бережного отношения к воде. О б о р у д о в а н и е : физическая карта полушарий; глобус; фотографии с изображением обитателей океанов и морей; кроссворд «Моря РФ». I. Сообщение темы урока. – Отгадайте  з а г а д к у : Х о д   у р о к а Много ее – беда!  Мало ее – беда!  Нужна нам всегда  Больше, чем еда.  (Вода.) – Когда плохо, если воды много? (При очень сильных и продолжительных дождях, при наводнениях; если прорвало водопровод.) Когда плохо, если воды мало? (В походе, если не запасся водой; в пустыне; во время засухи на полях и на огородах; тогда, когда судно садится на мель.) – Сколько времени можно прожить без воды? (Без воды могут прожить: человек – 3 дня, верблюд – 8 дней; человек должен употреблять в сутки не меньше 3 литров воды.) II. Работа по учебнику. –   Как   называются   самые   крупные   участки   суши   на   Земле?  (Материками.)  Сколько   их?  (Шесть материков:Австралия, Африка, Антарктида, Северная и Южная Америки, Евразия.) – Сколько на Земле океанов? (Пять океанов.) – Рассмотрите глобус. Чего больше на Земле – воды или суши? Землю часто называют водной планетой. И это не удивительно, ведь на ней находится почти вся вода Солнечной системы: в океанах, реках, озерах и ледниках. Потому­то из космоса Земля и кажется голубым шариком. Если земную поверхность разделить на 10 частей, то 7 из них придутся на воду. Эта вода (соленая) заполняет 4 огромные впадины, образуя 5 океанов: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Южный. (Показывает на карте океаны.) – Там, где океаны глубоко вдаются в сушу, образуются моря. (Показывает на карте моря.) – В реках вода пресная, в океанах и морях – соленая. В глубине океанов очень холодно. Океаны и моря всегда неспокойны. Вода под воздействием ветра постоянно движется. Даже слабый ветерок вызывает на водной поверхности легкую рябь. Стоит же ему чуть усилиться, и по морю начинают гулять волны. Чем сильнее ветер, тем больше волны. Волны могут достигать 1 км в длину и 34 м в высоту. Но самые большие волны образуются благодаря подводным землетрясениям и извержениям вулканов. Они называются «цунами». Их высота достигает 67 м. Море – это дом для миллиардов растений и животных. Многие из них живут лишь на той глубине, куда проникает солнечный   свет.   Солнце   дает   растениям   энергию,   необходимую   для   жизнедеятельности.   Растения   (то   есть   морские водоросли),  в   свою   очередь,  служат   пищей   животным.  На   глубине   180  м   океан   черен,  как   ночь.  На   такой   глубине единственные растения – это красные и бурые водоросли. Но эти же глубины являются домом для многих животных – креветок, кальмаров и светящихся рыб. Многие глубоководные рыбы выглядят чрезвычайно страшно. Каждый уровень океана населяют определенные организмы.  Моря и океаны имеют для человека большое хозяйственное значение. Рыбы и устрицы – вкусная и полезная пища. Морская вода и дно океана содержат множество полезных ископаемых, но пока лишь немногие из них человек научился добывать. Вода – основной компонент моря. Соль – это второй элемент моря. Основные запасы магния и брома также добывают из морской воды. Морская вода содержит даже золото и серебро, но в очень малых количествах. Огромные запасы нефти и газа залегают на дне морей и океанов на небольших глубинах. Люди выкачивают нефть и газ из скважин. Многие строительные   материалы   также   рождены   морем.   Известняк,   мел,   гипс   –   всё   это   осадочные   породы,   образованные останками морских животных. – Прочитайте в учебнике стихотворение ОвсеяДриза. – Где находятся моря, перечисленные в стихотворении? – Как вы думаете, действительно ли эти моря (Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное) цветные? Какие из них находятся в России? (Чёрное и Белое.) Какие ещё моря вам известны? – Что такое цунами? Какие опасности таит море и океан? Учащиеся читают отрывок из рассказа «Море уходит!» И. Акимушкина. «Эти страшные слова – грозное предупреждение. Когда раздаётся этот крик, жители побережий в панике бегут прочь от моря, подальше от океана, лезут в горы, карабкаются на скалы. Море уходит! Это значит, что оно сейчас вернётся и беспощадно, в ярости обрушит чудовищную волну на берег, хлынет через дамбы и молы, слизнёт дома, как пушинки, швырнёт корабли на поля и унесёт в пучину всех, кто не успел убежать далеко или залезть повыше. Зловещие волны, которым часто предшествует внезапный отлив, унесли больше человеческих жизней, чем все другие морские катастрофы. Эти волны называются теперь цунами. «Цунами» – слово японское. «Цу» значит бухта, а «нами» – волна. Цунами, следовательно, – волна, заливающая бухту. Грандиозное   зрелище   –  настоящее   цунами,  одиночная   волна,  рождённая   большим   землетрясением.  Если   где­либо океанское дно внезапно и резко опустится или поднимется, на поверхности сейчас же забурлит огромный водоворот… волна несёт колоссальную силу. Добежав до прибрежных отмелей, она вдруг вырастает до головокружительной высоты. И вот море выходит из берегов и огромнейшей стеной надвигается на сушу. На вершине сине­серой стены, где­то там, у самого неба, кипят белые буруны. Ещё мгновение – и стена рушится, заливая миллионами тонн солёной воды причалы, портовые сооружения и дома, целые селения и самих людей…» З а д а н и е  1. – Рассмотрите картинки в учебнике и прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили?  («Дары моря», «Обитатели морей».) Какие морские обитатели вам знакомы? – Приведите примеры животных, обитающих в морях и океанах, и перечислите их характерные особенности: как добывают пищу, выводят потомство, защищаются от врагов, охотятся. Разнообразен живой мир морей и океанов. Учёные считают, что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане. В настоящее время в морях и океанах обитает более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих – киты и дельфины; многочисленные ракообразные; моллюски – от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают (со своими щупальцами) 14 метров в длину. Хищные рыбы – белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей. – Есть ли жизнь на дне океана? «Жизнь на дне океана имеет свои особенности: на дне, в илах, очень мало кислорода. Временами кислород исчезает и с поверхности грунта. Тогда многие ползающие по дну и зарывающиеся в ил животные гибнут. Наступает, как говорят, замор. Второе большое зло, которое всегда грозит жителям океанской бездны, – это голод. Пищи здесь очень мало, и все помыслы местных обитателей направлены к её поискам. Три главных источника наполняют их желудки. Прежде всего, ил. В море много илоедов. И черви, и моллюски, и морские звёзды, и даже некоторые рыбы глотают ил. Тем и сыты бывают, хоть это и странно. Ил – пища, конечно, малопитательная. С поверхности океана падают на дно миллиарды тел и телец умирающих ежедневно китов, акул, сельдей, каракатиц, медуз, креветок. Не все из них достигают дна, но многие все­таки достигают и кончают свой жизненный путь в голодных желудках обитателей мрачной бездны. Это второй источник. Третий источник питания – пиратские набеги в более высокие и более богатые пищей зоны океана. Эти вертикальные набеги совершают почти все жители глубин. И совершают обычно по ночам. Плывут вверх за отступающим светом дня. Одни поднимаются к самой поверхности и жадно хватают здесь всё живое и съедобное, пока солнце не взошло и не прогнало их обратно в бездну. Другие, жители ещё больших глубин, совершают набеги в средние этажи океана и охотятся там…» – Как человек использует «дары моря»? – Какой транспорт можно встретить в море? – Рассмотрите рисунки в учебнике и сочините «Сказку о рыбаке и рыбке» на новый лад. – Подумайте, почему гибнут обитатели морей. Чем опасны для них нефтяные пятна? Как сохранить чистоту морей? Две основные опасности угрожают морям. Одна – это загрязнение отходами. Другая – добыча слишком большого количества рыбы и моллюсков. III. Работа в тетради на печатной основе. З а д а н и е  1. – Подпишите, что изображено на картинках. (Горы, холмистая равнина, тоннель.) З а д а н и е  2. –   Рассмотрите   круговую   диаграмму.   О   чём   вы   можете   рассказать,   опираясь   на   неё?  (Большую   часть   земной поверхности составляет Мировой океан.) З а д а н и е  3 (опыт по добыванию соли). – Как можно ускорить добычу соли? В каком случае соли будет больше? IV. Фронтальная работа. – Отгадайте кроссворд, используя географическую карту. 1 б е л о е 2 б а н т 3 б р п ё а а р т е в р и и ы е н й х 4 ч 5 л о н г с ц о к е в о в о е 1. Незамерзающее море на севере России. (Баренцево.) 2. Море, омывающее с юго­востока Чукотский полуостров. (Берингово.) 3. Море на северо­западе России. (Балтийское.) 4. Море на юго­западе России. (Чёрное.) 5. Море, названное по имени двух братьев­исследователей. (Лаптевых.) По вертикали получится название моря, омывающего берега Кольского полуострова. (Белое.) – В какое море впадает река Волга? (Каспийское.) В Каспийское море тысячи лет, изо дня в день, несут воду такие реки, как Волга, Урал, Кура, Терек и другие. Море вбирает в себя очень много воды, но не разливается, из берегов не выходит и даже мелеет в те годы, когда лето бывает сухим и жарким. И выхода из Каспия никакого нет: это море не соединяется с океаном, оно всего лишь озеро, прозванное морем за то, что велико по размерам. Каспий – самое крупное озеро на Земле. Куда же девается вода, поступающая в море из рек? А дело в том, что сколько воды в море притекает, столько же примерно и испаряется. И по всей Земле так: вода испаряется из океанов, морей, рек, озёр и прудов. – Какое «море» самое солёное? (Мёртвое море.) Собственно говоря, это даже не море, а озеро, но с очень солёной водой, почти в восемь раз более солёной, чем в океане. Если хлебнуть глоток воды из Мёртвого моря, она жжёт, как едкая жидкость. Если войти в него по колени, то очень трудно передвигать ногами – так тяжела его вода. По поверхности моря плывёшь, как пробковый буёк. В давние времена римский император из любопытства приказал бросить в его воды рабов, скованных железными цепями, но они не утонули. Своей исключительной солёностью Мёртвое море обязано засушливому климату и сильному испарению. V. Итог урока. – Какие морские животные вам известны? – Можно ли пить морскую воду? Чем опасно море? – Почему нельзя купаться во время шторма?

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ

Тема: ВОДА НА ЗЕМЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018