Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: - познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится». - учить понимать ценность человеческих отношений; - учить объяснять смысл названия рассказа. Оборудование: • Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. … Планируемые результаты:1)предметные:объяснять смысл названия рассказа;понимать смысл поступков героев про-ия; 2)метапредметные:понимать и принимать учебную задачу,планировать ее выполнение; находить в тексте информацию,доказывающую или опровергающую тезис; участвовать в работе группы; 3)личностные:проявлять интерес к чтению произведений великих писателей; понимать ценность человеческих отношений.
Иконка файла материала 2 (31).docx
Урок литературного чтения – 3 класс Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Задачи:  ­ познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и  светится».  ­  учить понимать ценность человеческих отношений; ­ учить объяснять смысл названия рассказа. Оборудование:  Учебник "Литературное чтение" 3 класс, 2 часть. Автор:  Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. … Планируемые результаты:1)предметные:объяснять смысл названия  рассказа;понимать смысл поступков героев про­ия; 2)метапредметные:понимать и принимать учебную задачу,планировать ее  выполнение;  находить в тексте информацию,доказывающую или  опровергающую тезис;   участвовать в работе группы; 3)личностные:проявлять интерес к чтению произведений великих писателей;    понимать ценность человеческих отношений. ХОД УРОКА. I. Организационный момент. Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее  настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой  гостей, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты. II. Проверка домашнего задания.  1) Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы  работаем. (“Люби живое"). – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О  животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о  бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).­ Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев). 2) К сегодняшнему уроку вы готовили ответы на вопросы 4,5,8,9  ­_­ Заслушиваются ответы уч—ся……… 3) По выбору дома вы готовили еще   7 задание. Поднимите руки, кто  подготовил сообщение о птицах. Рассказывают  1­2 ученика. ­ Какие у вас есть дополнения или замечания? 4) ­ Какие «Уроки из прочитанного» вы увидели и усвоили? Ответы  детей:любить и беречь природу и все живое,не наносить вред  обитателям природы,….. Выставление отметок по домашнему заданию. III. Актуализация опорных знаний. 1) ­ Прочитайте имя автора,  с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке. Читают на     слайде  №1: Виктор Юзефович Драгунский. ­ Он родился 1 декабря 1913г. В США. Но после смерти отца семья переехала в Москву. Виктор   Юзефович   Драгунский   прожил   недолгую,   но   очень интересную   жизнь.   Рано   потерял   отца,   поэтому   в   16   лет   ему   уже пришлось работать. Он был и рабочим,  и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев   объявление   о   наборе   в   литературно­театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал   писать   для   театра   сценарии.   Так   началась   его   литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка.  В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого. ­ Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:То погаснет, то зажжется  Ночью в роще огонек.  Угадай, как он зовется?  Золотистый... (светлячок).      Слайд№2 Речевая разминка с физминуткой. ­ Присядьте и прочитайте загадку шепотом. ­ Встаньте и прочитайте громко. ­ Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.  ­ Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки. ­ Садитесь.  ­ Что вы знаете о светлячках? ­ А вот какую информацию о них подготовил  … Сообщение о светлячках . Светлячки,   или   светляки,   –   представители   отдельного   семейства   в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним   видом   напоминают   личинок.   Все   виды   светляков   обладают способностью   испускать   в   темноте   мягкий   свет.   Их   орган   свечения располагается на конце брюшка. 2) ­ О светлячке мы сегодня и прочитаем рассказ.Откройте  тетради,пишем: «Он живой и светится». В.Ю.Драгунский. ­­­­Чтение текста вслух сильными учащимися. ­  Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач.  Сформулируйте их. Учащиеся находят соответствие выражений на слайде№3:   ­ работать                над составлением плана рассказа ­ учиться                    давать характеристику героям ­ определить              главную мысль рассказа IV.    Работа над новым произведением. 1) – Кто является главными действующими лицами рассказа? (Дениска и  Мишка)­ От чьего лица ведётся повествование? (от лица автора, Дениски) ­ Прочитайте слова на слайде  №5 и выберите, кем на ваш взгляд являются  мальчики по отношению друг к другу. Свой выбор объясните. На слайде  №4  слова: товарищи, друзья, знакомые. ­ Работая над рассказом, мы определим, можно ли Дениску и Мишку назвать  друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними.  Слайд№5 ­ Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как автор характеризует  друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, вдумчиво прочитаем текст ,найдем  незнакомые слова и определим их значение:слайд№6. (бублик,брынза,радио,самосвал,марки:Гватемала и Барбадоса,) Проверка выполнения со слайдoм. 2) ­­­­Переходим к чтению. Читая текст, подумайте, на сколько частей его  можно разделить и определите границы частей. Возьмите в руки  простые карандаши. Чтение текста учащимися. 3) – Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как  Дениска ждал маму) ­ Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и  скучать) ­ Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?  (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис  хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она  так долго не приходит) ­  А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (грусть,  жалость, сочувствие) ­ Каким показывает автор Дениску в этой части? Выберите из предложенных  характеристик те, которые соответствуют образу Дениски.   ­­­Составим таблицу в тетрадях и на доске.  ­  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").Запись в тетрадь. 4) ­ О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков) ­ О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался) ­   А   почему?   Дениска   был   жадным? (нет,   он   не   хотел   расставаться   с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости ­ ведь ему было очень плохо без мамы) ­ Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски?  (дорожит подарками – не отдавал подарок папы, терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота) ­ Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня) ­ Подумайте, какие качества характерны для Мишки?   (Завистливым, ему понравилась   игрушка   Дениса   и   он   захотел   такую   иметь;  настырным   и бестактным­   любым   путем   хотел   завладеть   игрушкой,   получив   отказ, продолжал   выпрашивать   игрушку,   предлагал   обмен,   да   еще   показывал свою   обиду;  невежливым,   не   говорил   вежливое   слово   "пожалуйста",   а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг)  ­ Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою доброту») ­ Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему? ­ Какими словами заканчивается 2­я часть? («… тогда увидишь») ­ Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски") 5) – О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и  реакции Дениски на него) ­ Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете») ­ Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он  сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка) ­ Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей   красотой   ­   был   необычным,   похожим   на   маленькую   звездочку; Дениска  любил все  красивое  и преклонялся  перед настоящей  красотой;жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала) ­ Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства   испытывал   Дениска,   получив   подарок? (сказал   шёпотом,   а   я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:) ­ Каким мы видим здесь Дениску?  (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение) ­ Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком",  "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке") 6) – Кто является действующими лицами в последней части рассказа?  (мама и Дениска) ­ Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама   также   была   в   восторге   от   живого   светлячка;   она   пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка) ­   Как   вы   можете   объяснить   смысл   слов,   которые   стали   заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки;   свет   светлячка   принес   мальчику   радость   в   грустные   минуты одиночества.) ­ Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете"). 7) – Мы хорошо потрудились и теперь немного отдохнём. Я приглашаю  вас полюбоваться природой. Физминутка для глаз. 8) ­ Ребята, что делает этот рассказ более интересным?   (диалоги)  ­ Найдите их в рассказе. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска,  Дениска и мама). ­ Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев.  Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Чтение характеристик по карточкам на доске.Дениска ­ добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный,  нежный. Мишка ­ невежливый, любил собирать марки, любил машины,  неравнодушный к механическим игрушкам, настырный. ­ Подготовьте чтение любого понравившегося диалога без слов автора.  Обратите внимание, что с помощью интонации надо попытаться передать  характер героев, их чувства и настроение. Учащиеся в парах готовят выразительное чтение диалога по выбору.  После 1­2­минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без  автора. ­ Кто из ребят точнее передал характер героя? Поясните свой ответ. V.   Рефлексия. Подведение итогов. 1) ­ Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над  рассказом. Прочитайте наш вопрос. Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и  возможны ли дружеские отношения между ними? Мнения учащихся. ­  А   возможна   ли   дружба   между   такими   разными   ребятами? Будет   ли   она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска   любил  все   живое   и  красивое,   а   Мишка   ­  дорогие  механические игрушки.   Да,   дружба   между   ними   не   только   возможна,   но   и   будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.) ­ Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка?  (Дениска может научить   мишку   вежливости,   любить   природу,   животных.   А   Мишка может   увлечь   Дениску   марками,   научить   их   коллекционировать.   Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным) ­ Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами  не только невозможна, но и может быть полезной. 2) – Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом  «друзья». Работать будете в группах.Ученики самостоятельно составляют синквейны на листочках, а затем  зачитывают. VI.   Оценка работы класса. ­ Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить  работу …. VII.   Домашнее задание. ­ Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте  его пересказ по записанному в тетради плану, а также одно из заданий по  выбору: ­ придумать другой заголовок рассказа, ­  нарисовать иллюстрацию к тексту. На слайд №8: С.105 ­108 – пересказ по плану. По выбору: ­ придумать другой заголовок рассказа, ­  нарисовать иллюстрацию к тексту.

Посмотрите также