Тема: Ягоды. Грибы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Обобщение и системати¬зация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания. 2. Акти¬визация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы. Лес осе¬нью» (лес, болото, гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, ножка, шляпка, грибница, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка; белый, съедобный, ядовитый, вкусный, сладкий, кислый, ароматный, душистый; прятаться, наливаться, созревать, искать, собирать, за¬готавливать, варить, солить, мариновать). 3. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилага¬тельных, согласование прилагательных с существительными). 4. Со¬вершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов.
Иконка файла материала Ягоды.Грибы..doc
Тема:  Ягоды. Грибы. Цели: 1. Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах и грибах, местах их произрастания.  2. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы. Лес осенью» (лес, болото, гриб, боровик,   подосиновик,   подберезовик,   груздь,  волнушка,   лисичка,   мухомор,   поганка,   ножка, шляпка, грибница, куст, ягода, клюква, брусника, черника, малина, ежевика, морошка; белый, съедобный,   ядовитый,   вкусный,   сладкий,   кислый,   ароматный,  душистый;   прятаться, наливаться, созревать, искать, собирать, заготавливать, варить, солить, мариновать).  3. Совершенствование  грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).   Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре. 4. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов.  5. Профилактика нарушений письменной речи. 6. 7. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного   восприятия   и   внимания,   мышления,   координации   речи   с   движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. 8. Воспитание   взаимопонимания,   активности,   инициативности,   самостоятельности,   любви   и бережного отношения к природе. Оборудование. Мольберт, альбом «Живая природа. В мире растений. Выпуск 2», альбом «Знакомим дошкольников с натюрмортом»; альбомные листы с контурными изображениями ежа  и ежонка по числу детей, контейнеры с карандашами, «светофорчики» и маленькие игрушки­ведерки по числу детей, карточки с наложенными контурными изображениями грибов, плоскостные изображения этих же грибов, карточка с ребусом, контейнер с фишками. Предварительная работа.  По возможности — поход с родителями в лес за грибами и ягодами, участие в приготовлении блюд из лесных ягод и грибов дома, приготовление сока из любых лесных ягод на занятии по ознакомлению с окружающим. Разучивание упражнения «За грибами». Чтение рассказов   В.   Зотова   «Черника»,   «Голубика»,   «Ежевика»,   «Клюква»,   «Белый   гриб»,   «Волнушка», «Опенок осенний» из книги «Лесная мозаика». Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Ход занятия 1.  Организационный   момент.  [Объявление   темы   занятия.   Создание   эмоционального положительного фона. Развитие мышления и связной речи.] Логопед сообщает детям о начале занятия, предлагает им занять места на стульчиках у мольберта. Он предлагает одному из мальчиков загадать детям загадку, которую тот выучил дома. Ребенок.        Под еловой лапой колкой  Притаились два грибка.  Крепышей под темной елкой  Вижу я издалека.  Ножки белые, как сахар,  Шляпки темные, как шелк.  Долго мама будет ахать:  «Где ж ты их, дружок, нашел?»  Логопед. О каких грибах загадал нам загадку Кирилл? Как вы думаете? Дети. Это загадка о белых грибах. Про них можно сказать, что  они крепыши. У них темные шелковые шляпки и белые ножки. Они часто растут под елками. Логопед. Верно. Вы дали очень хорошее объяснение. И сегодня мы с вами начнем разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.2. Рассматривание картины Е. Зуева «Дары лесов», беседа, словарная работа. [Развитие зрительного восприятия и внимания, диалогической речи. Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды и грибы. Лес осенью».] Логопед ставит на мольберт картину «Дары лесов» из альбома  «Знакомим дошкольников с натюрмортом». Логопед. Сегодня мы рассмотрим картину русского художника Евгения Зуева «Дары лесов». Почему она так называется? Как вы думаете? Д е т и. На картине нарисованы грибы и ягоды — все, что дарит нам лес осенью. Логопед,   Правильно.   Слово  дары.образовано   от   слова  дарить.  Какие   ягоды   изобразил   на картине художник? Постарайтесь  сразу же подобрать к названиям ягод слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Дети. Художник изобразил спелую ароматную малину, сочную блестящую чернику, оранжевую золотистую рябину, черную ароматную ежевику и темно­красную горькую калину. Логопед. Где лежат ягоды? Дети. Ягоды лежат в тазу, в кузовке и на столе. Л о г о п е д. А где лежат грибы? Дети. Грибы лежат в большом кузове и на подносе. Логопед. Какие  же грибы нарисовал  Евгений  Зуев? Подберите к названиям грибов  слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Дети. Художник нарисовал желтые душистые лисички, крепкие белые и черные грузди, блестящие шоколадные маслята, толстые аппетитные белые грибы. Логопед. Какими красками написана картина? Какое она вызывает настроение? Дети. Картина нарисована яркими красками и вызывает праздничное радостное настроение. Логопед убирает картину с мольберта и приглашает детей за столы. 3.   Упражнение   «Наш   приятель   ежик».  [Развитие   мышления,   связной   речи,   тонкой моторики.] Логопед ставит на столы контейнеры с карандашами. Логопед.         Про него народ лесной Говорит, что он портной Почему же, словно елка,  Он с рожденья весь в иголках?  Слышишь топот шустрых ножек?  Это наш приятель... Дети. Ежик. Логопед. Как вам удалось так быстро отгадать загадку? Дети. Ежик колючий, словно елка, у него шустрые ножки, он громко топает. Логопед. Правильно. Молодцы! Логопед раздает детям альбомные листы. Логопед. Кого вы видите на картинке? Дети. Это еж. Логопед. Что он несет на спине? Д е т и. Он наколол на иголки три белых гриба. Логопед. Обведите по контуру изображения ежа и грибов. Дети выполняют задание. Логопед. А теперь выполните штриховку так, как показано на рисунке. Нарисуйте ежу иголки. Дети выполняют штриховку. Логопед.   И   наконец,   раскрасьте   картинку.   Подумайте,   как   это   сделать   правильно,   и приступайте к выполнению задания. Дети   раскрашивают   картинку,   а   потом   по   предложению   логопеда   выбирают   лучшую работу.   Все   аплодируют   победителю.   Логопед   собирает   альбомные   листы,   убирает контейнеры с карандашами.4. Упражнение «У кого больше?» [Совершенствование навыка слогового анализа слов.] Логопед   приглашает   детей   к   мольберту   и   помещает   на   мольберт  картину   «Грибы»   из альбома «Живая природа. В мире растений». Логопед. Теперь  я предлагаю  вам провести соревнование. Давайте посмотрим, кто из  вас лучше всех делит слова на слоги. За каждое правильно разделенное на слоги слово вы будете получать по одной фишке. Победит тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Дети делят на слоги названия грибов, получают за это фишки, определяют победителя. Логопед убирает фишки в контейнер и приглашает детей на ковер. 5. Подвижное упражнение «За грибами».  [Развитие общей моторики, координации речи с движением.] Дети встают в круг и делают знакомое упражнение. Все зверюшки на опушке Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Рыжики срывали, Лисичка бежала, Лисички собирала, Скакали зайчатки, Искали опятки, Медведь проходил, Мухомор раздавил. Дети идут в хороводе. Скачут вприсядку, срывают вооб­ ражаемые грибы. Бегут по кругу, собирают вообра­ жаемые грибы. Скачут стоя, срывая воображаемые грибы. Идут вразвалку, затем топают пра­ вой ногой. 6. Игра   с   мячом   «Вот   какие   повара!»  [Совершенствование   грамматического   строя   речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в игре.] Логопед берет в руки мяч. Логопед.            Начинается игра «Вот какие повара!»  Есть черника, земляника,  Ежевика и брусника.  Стоит лишь поговорить,  Что из ягод нам сварить. Я   буду   бросать   вам   мяч   и   начинать   предложение.   Вы   будете   ловить   мяч   и   заканчивать предложение.  Надеюсь, что вы будете следить за произношением звуков [р], [р']}  [л], [л']. Из черники можно приготовить ... черничное варенье т.д. 7. Упражнение «За ягодами». [Развитие фонематических представлений (определение места звука в слове).] Логопед   предлагает   детям   сесть   на   ковер,   раздает   им   «свето­форчики»   и   маленькие ведерки,  а потом  ставит  на наборное полотно  перед   детьми  картину   «Лесные  ягоды»  из альбома «Живая природа. В мире растений». Логопед.   Раз   вы   так   хорошо   знаете,   что   можно   приготовить   из   ягод,   я   предлагаю   вам отправиться за ними в лес. Я даже приготовила для этого ведерки. Посмотрите на картину и назовите те ягоды, в названиях которых есть звук [м]. Дети. Земляника, морошка, малина. Логопед.   Определите   место   звука   [м]   в   слове   земляника.   Поставьте   ведерко   на   красный квадрат «светофора», если звук в начале слова. Если звук в середине слова, поставьте ведерко на желтый квадрат. И если слово заканчивается этим звуком, поставьте ведерко на зеленый квадрат. Дети выполняют задание. Логопед контролирует его выполнение. Аналогично проводится работа по определению места звука [м] в двух других словах. Затем логопед собирает у детей «светофорчики» и ведерки и приглашает их за столы. 8. Упражнение «Найди место». [Развитие зрительного восприятия и внимания, профилактиканарушений письменной речи.] Логопед   ставит   на   наборное   полотно   карточку   с   наложенными   контурными изображениями грибов. Затем он раздает детям плоскостные изображения грибов. Логопед.   Следующее   упражнение   называется   «Найди  место».   Посмотрите   внимательно   на карточки и найдите изображение своего гриба на одной из них. Затем подойдите к карточке и четко вложите свое изображение гриба в контур. Дети по очереди подходят к наборному полотну и прикладывают  плоскостные изображения гриба к контурным. 9. Разгадывание ребуса. [Развитие навыков звукобуквенного анализа.] Логопед ставит на наборное полотно карточку с ребусом. Логопед. Название какого гриба спрятано в этом ребусе? Дети. Рыжик. Логопед. Как вы узнали это? Дети. Первой нарисована рыба. Из этого слова нужно убрать две последних буквы. Останется слог  ры.  На   второй   картинке   нарисованы   ежи.   Из   этого   слова   нужно   убрать   первую  букву. Останется слог жи. На третьей картинке нарисован кот. От этого слова остается только буква к. Получается слово рыжик. Логопед. Молодцы! Это было непросто. Я горжусь вами. 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было интересно делать. Можно предложить им оценить работу друг друга.

Посмотрите также