Тема :Ю. Коваль «Соловьи»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа. 1.Познакомить детей с творчеством Ю.И. Коваля. 2. Развивать внимательность, речь, мышление. развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа. 3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе. 4. Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа. Оборудование: портрет писателя, выставка книг, конспект. картинка «Соловьи»; выставка творческих работ учащихся; запись «Звуки леса», презентация.
Иконка файла материала 2 (9).docx
Тема :Ю. Коваль «Соловьи» Цели: формировать умение свободно ориентироваться в  прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для  подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять и  правильно понимать те приемы, которыми пользуется писатель для  изображения образа. 1.Познакомить детей с творчеством Ю.И. Коваля. 2. Развивать внимательность, речь, мышление. развивать умение  вычленять и правильно понимать те приемы, которыми пользуется  писатель для изображения образа. 3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к литературе. 4. Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном  тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения  своих суждений; развивать умение вычленять и правильно понимать  те приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа. Оборудование: портрет писателя, выставка книг, конспект. картинка «Соловьи»; выставка творческих работ учащихся; запись «Звуки леса», презентация. Ход урока I. Организационный момент. Вот и прозвенел звонок. Всех позвал он на урок. II. Проверка домашнего задания. Выставка творческих работ учащихся на тему «Музыка, которая  звучит в моей душе». Учащиеся кратко рассказывают о своих работах. III. Подготовка к восприятию. Ребята, а где еще может звучать музыка, кроме нашей души? музыка улиц, музыка дорог, музыка реки, моря, музыка леса и т.д. 1.– А какая прозвучит музыка сейчас? (Звучит запись «Звуки леса») ­ Как догадались? А кого ­ нибудь из птиц вы узнали? 2.Учитель читает загадку: Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели,  Голосистее, нежней?Кто же это?                    (Соловей.)  Учитель показывает картинку, изображающую соловья. Послушайте  сообщение о соловьях. Соловьи ­ род птиц семейства дроздовых. Стройные птицы размером с воробья или  немного крупнее (длина тела в среднем около 16 см), вес около 25 г. Окраска  рыжевато­оливково­серая, более яркая на горле и груди, брюшко охристое с  пестринами. Очень большие темные, кажущиеся почти черными глаза. Хвост прямой  или закругленный на конце, сидящая птица постоянно поднимает или опускает его. Соловьи ­ перелетные птицы. Со своих зимовок, находящихся в Северной Африке,  Аравии и Южном Иране, они прилетают довольно поздно ­ не раньше середины  апреля, когда начинают зеленеть деревья и появляется достаточное количество  насекомых. Обитают в основном по влажным болотистым участкам в густых  кустарниковых зарослях, чаще на опушках леса, в садах и парках. – Интересную историю о соловьях нам расскажет сегодня писатель  Юрий Коваль.(портрет)   А об этом человеке нам расскажут наши ученики. 3. Рассказ об авторе ­  Ребята,  сегодня  мы   с  вами  познакомимся  с  творчеством  Юрия Иосифовича Коваля. Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института   уехал   в   глухую   деревню,   где   в   школе   не   хватало учителей.   И   поэтому   кроме   своих   предметов,   русского   языка   и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.           ­   Первые   литературные   произведения   рождались   прямо   на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал. Когда   Ю.И.   Коваль   вернулся   в   Москву,   он   стал   печатать   свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во времярассказа   дети   видят   портрет   писателя,   обращаем   внимание   на выставку книг.) ­   Как   вы   думаете,   с   произведением   какого   писателя   мы   сегодня познакомимся? ­   Сегодня   мы   познакомимся   с   его   произведением   Ю.   Коваль, которое называется «Соловьи». Послушайте. IV. Первичное чтение, проверка восприятия рассказа. Чтение и анализ текста Ю. Коваля «Соловьи» (с. 92­94). 1. Чтение учителем всего текста. ­ Ребята, вам понравилось это произведение? ­ Чем вам понравился рассказ? (В тексте описывается природа.) ­ А о чём или о ком говорится в тексте? (В тексте говорится о  соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя,  когда он шёл на рыбалку.) ­ Кто главный герой? (Главный герой – автор.) ­ Почему так назван рассказ? (Рассказ назван так, потому что в  нём говорится о соловьях.) Словарная работа. ­ Ребята, при чтении рассказа вы услышали незнакомые или  непонятные слова? Какие это слова? (Почин, язь, соловьиные  колена, юлиная стукотня и др.) ­ Запишем в словари  некоторые слова и их значение: почин – начало; язь – рыба из семейства карповых; Соловьи передают меня из рук в руки, т.е. один другому. Прошёл  автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру. приозёрный – то есть  соловей, который живёт при озере или  другими словами –  рядом с озером. 2. Беседа.  – Кому­нибудь из вас доводилось слышать соловья или пение  другой птички?  – Похоже, ли описывает писатель пение соловья?  Учитель предлагает прослушать пение соловья в записи  «Звуки  леса».      – Как вы считаете, те строчки, которые являются  звукоподражанием пению соловья, нужно читать медленно илибыстро?  ­ Что вам подсказывает это в самом тексте? (Читать нужно  достаточно быстро, мелодично, как единую музыкальную фразу.  В тексте это выглядит так:  по пять одинаковых слов через запятую  с обязательным восклицательным знаком в конце.)  V. Повторное чтение рассказа детьми по частям. Анализ  содержания ­ Прочитаем первую часть рассказа.(до с. 93 Некогда мне, …) ­ Почему спешит автор рассказа? Прочитайте. («А я бегу – боюсь  опоздать на утренний клёв».) ­ Что значит утренний клёв? (Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет.) ­ Что слышит Ю.И. по пути к озеру? (Он слышит, как поют в лесу  соловьи.) ­ Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв. – «Пуль, пуль, пуль, пуль!» «Клы, клы, клы, клы, клы!» «Плен, плен, плен, плен!» ­   А   вам   когда­нибудь   доводилось   слышать   соловья   или   пение другой   птички?   Если   да,   то   расскажите   где   и   когда.   (Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке.) ­ Похоже описывает пение соловья писатель? (Да.) ­ Как вы думаете, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? (Быстро. Так как будет больше похоже на пение птиц.) ­   Что   вам   подсказывает   в   самом   тексте,   что   надо   читать звукоподражание быстро? (Восклицательные знаки.) –   Попробуйте   прочитать   этот   отрывок   выразительно.   (Работа   в группах. Чтение по одной строчке.) Физкультминутка. Прочитаем вторую часть рассказа. По цепочке (с.94 А черемуха­то цветет, …)­   Как   автор   описывает   пение   соловья,   который   спрятался   в середине   ольхи?   Прочитайте.   («…   и   летят   мне   вдогонку соловьиные   колена   и   кольца:   пульканье,   клыканье,   пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня».) ­ Как вы понимаете эти строчки? (Писатель пытается передать соловьиную песню.) ­ Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье? (Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель.) ­ Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей.  «Дробь,   раскат,   колокольца»   тоже   можно   услышать   в   пении соловья. Как вы это понимаете? (Песенка соловья звучит иногда как   дробь   и   как   раскат,   т.е.   звуки   как   бы   посыпались, раскатились.) ­   С   чем   ещё   сравнил   писатель   соловьиную   трель?   (С   летним громком и юлиной стукотнёй.) ­ Почему Ю.И. употребил именно эти слова? (Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель   сказал очень точно – громок. И что­то стучит, как юла, когда она кружится и падает.) ­ Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв?  ­ Какие строчки показывают это? Прочитайте. «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д. ­ Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал   соловьёв,   впечатление   изменилось   бы?   А   почему? (Впечатление   изменилось   бы.   Если   главный   герой   шёл   бы медленно,   то   можно   было   бы   уловить   все   звуки.   А   так, возможно, он не услышал всех звуков.) Прочитаем третью часть рассказа. По цепочке (до конца) ­ В каком месяце происходит действие рассказа?  ­ Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это? («А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая.) ­ Прочитайте, как описывает автор пение приозёрного соловья? («А новый певец, приозёрный уже… ») ­ Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пениесоловьёв? (Да, помогают.) ­   Посмотри,   чем   отличаются   слова   в   каждой   паре   придуманных слов, записанных лесенкой? (В каждой паре слова отличаются одной буквой: пулькает­булькает, клыкает­клокает, пленькает­плинькает.) ­   Как   ты   думаешь,   зачем   писатель   пользуется   такими   парами? (Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи.) ­   О   каких   бусах   идёт   речь   в   рассказе?   (Это   новое   сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала   так,   как   будто   по   поверхности   озера   рассыпались бусы.) ­   Что   тебе   лучше   помогает   представить   пение   соловья: звукоподражание,   которое   придумал   писатель,   или   образ рассыпавшихся   по   поверхности   озера   бус?   (Оба   приёма,   и звукоподражание, и рассыпавшиеся бусы.) ­ Почему, автор так отозвался о соловье: «Так холодом и ошпарит». (Он хотел подчеркнуть своё впечатление от соловьиного пения. Сердце сжимается, как будто от холода.) ­   Да,   и   это   впечатление   усиливает   глагол   «ошпарит»,   так   как обычно   ошпарить   можно   чем­то   горячим.   А   здесь   глагол употребляется,   чтобы   подчеркнуть   силу   воздействия   соловьиной трели на писателя. ­ Удалась ли рыбалка? (Да, писателю попался большой лещ.) ­ Почему вы решили, что лещ – большой? (Ю.И.  называет  его лещище.) ­   А   как   называет   приозёрного   соловья   автор?   Почему? (Хрустальный Горошек. Это ещё одно яркое сравнение.) – Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьев? (Помогают.  Но как сложно передать в слове пение птички, насколько неуловимы и неопределенны те музыкальные звуки, которые исторгает крошечное тело соловья!)  – Посмотрите, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой? –   Как   вы   думаете,   зачем   писатель   пользуется   такими   парами?(Чтобы   показать   разнообразие   соловьиного   пения   и неуловимость   соловьиных   трелей,   невозможность   точно обозначить их в слове.)  – О каких это бусах рассказывает писатель? (Раскатистую трель соловья  писатель сравнивает с рассыпавшейся по поверхности озера «полутысячею» бус.)  –   Что   лучше   помогает   вам   представить   пение   соловья: звукоподражание,   которое   придумал   писатель,   или   образ рассыпавшихся по гладкой поверхности бус?  VI. Работа над выразительным чтением рассказа (3 ученика) ­ Прочитаем рассказ ещё раз выразительно. Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей? (Быстро, звонко и певуче.) ­ Постарайтесь передать голосом и реакцию автора: то удивление, то восхищение, то радость от того, что удалось услышать такие чарующие соловьиные трели. VII. Обобщающая беседа ­ Как вы думаете, любит ли Ю.И. Коваль природу? (Да, он любит природу и бережно к ней относится.) ­ Что навело вас на такие мысли? (Поэтический рассказ, который мы прочитали.) ­   С   чем   сравнивал   автор   пение   соловья?   (И   с   дробью, колокольчиками, раскатом, летним громом, юлиной стукотнёй, и с рассыпавшимися бусами, и с хрустальным горошком.) ­ Какое сравнение вам понравилось больше всего? 8. Работа над пословицами и поговорками Поёт, как соловей. Соловья баснями не кормят. Соловей – «лесной чародей». Соловей в «лесном оркестре – первая скрипка»­самая трепетная, самая звонкая, самая нежная. IX. Итог урока ­ Скажите, с рассказом какого писателя мы сегодня познакомились? – Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или инойпредмет. Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может  быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и  т. д. Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей  формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим  содержанием, тем, что оно обозначает. 10. Домашнее задание. Выразительное чтение рассказа Ю. Коваля «Соловьи» (с.92 ­ 94);  нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду рассказа (по желанию  учащихся).

Посмотрите также