Тема: Знакомство с произведением В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Образовательные: - познакомить детей с рассказом В.В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел»; - учить вдумчивому осознанному чтению, учить размышлять, анализировать, фантазировать; - углубление знаний учащихся о сатирических и юмористических произведениях, о таких литературных приемах как сатира, юмор, ирония; Развивающие: - развить умения видеть в тексте юмор, иронию, сатиру; развить навык выразительного, былого, правильного чтения, чтения по ролям, обогащать словарный запас; развивать навыки работы с текстом; умение находить ответы на вопросы; - делить текст на части, работать по готовому плану, пересказывать пользуясь планом; Воспитывающие: - воспитывать любовь к труду; -воспитывать ответственное отношение к главным обязанностям учеников, учебе в школе, положительные качества личности. Оборудование: учебник, аудиозапись, иллюстрации, плакаты с пословицами, листы с сочинениями, шифровки со словами, карточки для теста.
Иконка файла материала 2 (74).docx
Конспект урока  по литературному чтению Учитель начальных классов: Бабошко С.А. Тема: Знакомство с произведением В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»  Класс: 4 Цели урока: Образовательные:                     ­ познакомить детей с рассказом  В.В.Голявкина «Никакой горчицы я не ел»;                     ­ учить      вдумчивому      осознанному     чтению,      учить     размышлять,  анализировать, фантазировать;                    ­ углубление знаний учащихся о сатирических и юмористических произведениях, о таких литературных приемах как сатира, юмор, ирония;                        Развивающие:                    ­ развить умения видеть в тексте юмор, иронию, сатиру; развить навык выразительного, былого, правильного чтения, чтения по ролям, обогащать  словарный запас; развивать навыки работы с текстом; умение находить ответы на вопросы;                    ­ делить текст на части, работать по готовому плану, пересказывать пользуясь  планом;                       Воспитывающие: ­ воспитывать любовь к труду; ­воспитывать   ответственное   отношение   к   главным   обязанностям учеников, учебе в школе, положительные качества личности. Оборудование: учебник, аудиозапись, иллюстрации, плакаты с пословицами, листы с  сочинениями, шифровки со словами, карточки для теста. Ход урока l. Opганизационный момент. ­ Здравствуйте, дети. ­ Проверьте, все ли у вас готово к уроку?  ­ Тогда начинаем наш увлекательный урок. 2. Вступительная речь учителя ­ Долгожданный дан звонок ­ начинается урок! Великая радость работа  В полях, за станком, за столом!  Работой до жаркого пота.  Работой без лишнего счета ­ Все счастье земли за трудом! ­ Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием рассказа Виктора Голявкина  «Никакой горчицы я не ел». 3. Знакомство с биографией писателя. ­ Виктор Голявкин родился в 1929году 31 августа в Баку. Родители В.Голявкина были  музыкантами. Сам же он решил стать художником. Окончил два художественных училища,  поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в г. Ленинграде.  Но известность к нему пришла как к писателю. Именно как детский писатель он в 1961 году  был принят в союз писателей СССР. В 2000году В.Голявкину присудили Почетный диплом  имени Андерсена, как лучшему детскому писателю. Умер в 2001 году в Санкт­Петербурге.  744.Физкультминутка.  5. Первичное чтение (по цепочке). 6. Работа над произведением после чтения. ­ Понравился ли вам мальчик ­ герой рассказа? ­ Какой этот рассказ поучительный или развлекательный? ­ Рассмешил ли вас рассказ? ­ Как вы думаете, это юмористический или сатирический рассказ? ­ А почему он так называется? ­ С чего начинается рассказ?  ­ Что нельзя делать в школе на уроках? (Выборочное чтение) ­ Найдите иллюстрацию, которая соответствует этому эпизоду. Какое мимическое выражение ему подходит? ­ Высмеивабтся ли какие ­ то человеческие недостатки? Какие? ­ Прочитайте разговор мальчика с шофером. ­ Как вы думаете, почему он не смог помочь шоферу? ­ Почему мальчик остановился около прохожих, что его заинтересовало? ­ Можно ли подслушивать чужие разговоры? ­ Как мужчины подшутили над мальчиком? (Чтение диалога) ­ Прочитайте разговор дворника и ребенка. ­ Как изменилось настроение героя после встречи с дворником? ­ Чем же он решил заняться? ­ Что сделал герой рассказа после того, как ушел со строительных лесов? ­ Какое выражение лица было у мальчика? ­ Рассмешило ли вас это? ­ Как вы думаете, какой литературный прием использовал автор в этом произведении сатиру,  юмор или  иронию? ­ С чем сравнила выражение кондуктор? ­ Что он увидел интересного? ­ О чем он подумал? ­ Какими словами заканчивается рассказ? Давайте прочитаем хором. ­ Покажите мимикой выражение лица мальчика.  ­ Дети, как вы понимаете пословицу «Скучен день до вечера ­ когда делать нечего»? ­ Почему нашему герою было скучно? (Ответы детей) ­ Вывод ­ ничего не умел делать ­ С людьми, каких профессий мы встретились в рассказе? ­ Чтобы стать шофером, учителем, сапожником, что для этого надо делать? ­ Надо много лет учиться. Не лениться, а учиться! ­ Сейчас узнаем, знаете ли вы профессии. ­ Дополните строчку: Трактор водит ... (тракторист) Электричку.. .(машинист) Стены  выкрасил.. .(маляр) Доску выстругал.. .(столяр) В шахте трудится .. .(шахтер) В жаркой кузнице.. .(кузнец) Кто все знает молодец... (молодец)! ­ А, знаете, какой главный труд учеников? Вывод: Учеба и хорошие знания ­ главная труд учеников. Но помимо всего вы еще должны  себя обслуживать, помогать взрослым и еще вашей помощи ждут младшие сестренки и  братишки. 75­ А когда закончите школу, то выберете себе профессию по душе. Каждый из вас уже  задумывается о будущей профессии. Запишите на листочках, кем вы хотите стать, когда  вырастите.  7. Итог урока. ­ Чем же отличается юмористическое произведение от сатирического?    ­ Какие вам нравятся больше?                      ­ С каким произведением мы познакомились сегодня? Оно юмористическое или  сатирическое?  ­ Чему оно учит?  ­ Какой вывод вы сделали после прочтения? ­ Урок окончен. До свидания! 76

Посмотрите также