Урок
103
Тема: Знакомство с составными задачами
Педагогическая цель: создать условия для формирования представления о составной задаче; развития навыков счёта, умения решать задачи и выражения изученных видов.
Планируемые результаты (предметные): уметь находить в тексте задачи условие и вопрос, анализировать готовую схему, заполнять схему самостоятельно, устанавливать зависимость между величинами, объяснять выбор действий; решать простые задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь оценивать результат своей работы на уроке; проводить самопроверку.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь формулировать проблему; самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе, изучению математики.
Сценарий урока
I. Каллиграфическая минутка.
1 9 1 9 1 9
19 19 19 19
II. Устный счёт.
1. Выполнить действия.
– Найдите сумму чисел: 6 и 10 10 и 9 0 и 13 10 и 5 1 и 10 |
– Найдите разность чисел: 20 и 1 17 и 7 18 и 10 14 и 4 19 и 10 |
Ответы учащиеся показывают сигнальными карточками.
2. К какому причалу должен приплыть каждый кораблик?
III. Решение выражений.
Устно (с объяснением) решают выражения, данные в задании 4 (с. 62 учебника), а затем в парах выполняют задание 4 (с. 33 тетради).
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию составных задач (задания 1, 2, с. 62 учебника).
– Чем необычна задача? Что нового в задаче известно? О чём спрашивается?
– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
– Почему? (Потому что мы не знаем, сколько шариков на второй проволоке.)
– Можем ли мы это узнать? (Да.) Каким образом? (К семи прибавим три.)
– Почему количество шариков на второй проволоке нужно находить сложением? (Потому что на второй проволоке шариков больше.)
– Запишите решение. Так как в задаче 2 действия, после каждого действия следует записать пояснение. (1) 7 + 3 = 10 (ш.) на 2-й пр.)
– Зная, сколько шариков на второй проволоке, можем узнать, сколько всего шариков? (Да.)
– Как? (Сложим количество шариков на первой и второй проволоках.)
– Запишите решение. (2) 7 + 10 = 17 (ш.) всего.)
– Запишите ответ. (Ответ: 17 шариков всего.)
Аналогично разбирается задача 2.
2. Краткая запись составных задач.
Запись:
Примечание. Учитель знакомит учащихся с римскими цифрами I, II.
– Можем ли сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет.)
– Что узнаем сначала? (Сколько килограммов яблок во 2-м ящике.)
– Какое действие выполним? (Сложение.)
– Запишите 1-е действие. (8 + 2 = 10 (кг) во 2-м ящ.)
– Можем теперь найти ответ на вопрос задачи? (Да.)
– Каким образом? (Сложим количество яблок в 1-м и во 2-м ящиках.)
– Запишите решение. (8 + 10 = 18 (кг) всего.)
– Какой ответ запишем?
Ответ: 18 килограммов
или
Ответ: в двух ящиках 18 килограммов яблок.
3. Объяснение новых терминов.
– Задачи, для решения которых нужно выполнить только одно действие, называют простыми. Если в решении больше одного действия, задача – составная.
V. Работа над задачами изученных видов.
Учащиеся решают самостоятельно задачи 1, 3 (с. 33 тетради) с последующей фронтальной проверкой.
VI. Работа по образцу (на полях учебника, с. 62).
– Нарисуйте и раскрасьте.
VII. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Какова ваша роль на сегодняшнем уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.