Цель:
- способствовать формированию навыков работы с литературным текстом;
- создать условия для развития способности внимательного отношения к языку
художественного произведения и сознательного использования выразительных средств
языка в собственных высказываниях;
- воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в
повседневном пейзаже);
- способствовать патриотическому и экологическому воспитанию.
Тема: Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова. «Не ветер бушует над бором…» ( отрывок из
поэмы «Мороз, Красный нос»).
Цель:
способствовать формированию навыков работы с литературным текстом;
создать условия для развития способности внимательного отношения к языку
художественного произведения и сознательного использования выразительных средств
языка в собственных высказываниях;
воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в
повседневном пейзаже);
способствовать патриотическому и экологическому воспитанию.
Ход урока.
1) Оргмомент. Психологический настрой.
На улице зима, солнце закрыли тёмные облака, а у нас в классе тепло и уютно. Представьте себе,
что ваши ладошки – это маленькое зеркальце. Посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите,
какие вы симпатичные и умные. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке
будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнать новое, ведь это так интересно.
2) Звуковая разминка. Работа над скороговоркой.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
3) Проверка домашнего задания в рабочей тетради. Работа над текстами: описанием и
рассуждением.
На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, заискрится снег тысячами алмазов.
Набежит туча, помрачнеет снег, запечалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом
превратится в огромную лужу и уйдёт в землю. (Текстописание «Снег грустный и радостный»).
На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой
температура воздуха понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его
сдуть, так много снега лежит. (Текстрассуждение «Почему снег не тает?»)
4) Формулировка темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном времени года.
Кто из вас догадался, о каком? Почему вы так решили?
Сегодня мы с вами понаблюдаем, как изобразил красоту и величие зимней природы в своём
стихотворении великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. (Детям демонстрируется
портрет писателя)
5) Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.А.Некрасова. Внимательно прочитайте текст.
Придумайте и задайте несколько вопросов друг другу по этому тексту.
Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ (19) века. Детство он
провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в
большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли избы крестьян. Отец Некрасова
запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что стыдно сыну дворянина водиться с детьми
крепостных. Но мальчик, в свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было
много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с
ними ягоды: лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой
на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову
стала близка и мила жизнь простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни,
были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетийрассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он
запомнил их на всю жизнь.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов,
весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей
юности:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...
6) Работа до чтения.
Как называется стихотворение Н.А.Некрасова? (Своего названия не имеет. Это отрывок из
поэмы «Мороз – Красный нос»).
Как вы думаете, почему слово «красный» написано с большой буквы? (Это имя, прозвище
одушевлённого лица).
7) Первичное слушание стихотворения (аудиозапись), беседа по первым впечатлениям.
Внимательно послушайте стихотворение, представьте картины, описанные автором.
Понравилось вам это произведение? Чем? Какое настроение оно вызывает? (Работа со словарём
настроений).
8) Чтение стихотворения «про себя», словарная работа.
Прочитайте стихотворение «про себя», простым карандашом отметьте слова, значение которых
вам непонятно.
Бор – сосновый лес.
Воевода – начальник войска в Древней Руси.
Дозор – обход для осмотра.
Владения – земельный участок.
Палица – тяжёлая дубинка с шипами, старинное оружие.
Косматые – взлохмаченные волосы.
Гнёт – тяжесть, груз, давящий на чтонибудь.
Обоз – несколько повозок с грузом, следующих друг за другом.
Казна – деньги.
Не скудеет – не беднеет.
9) Чтение стихотворения «цепочкой».
10) Анализ содержания, выборочное чтение.
Какой жанр напоминает вам это стихотворение? (Сказка).
Назовите сходство со сказкой. (Это стихотворение напоминает сказку, так как сказка это
устный рассказ о чёмто фантастическом, необычном, чудесном. А в этом стихотворении
главный герой Морозвоевода действует как волшебник, у которого по мановению волшебной
палочки всё может получиться).
Какой приём использовал Некрасов, чтобы показать Морозавоеводу похожим на сказочного
героя? (Олицетворение, чтобы представить Морозавоеводу в образе живого существа,
способного выполнять много действий: пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает,
трещит. Причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке).
Почему автор назвал Мороза воеводой? (Он с войском обходит, осматривает, охраняет свои
владения).
Какие воины у Морозавоеводы? (Метели, снега и туманы) Расскажите о владениях Морозавоеводы. (Луга, леса, поля, моря, океаны, то есть земля и всё,
что на ней находится).
Во что он убирает свои владения? (Алмазы, жемчуг, серебро).
Это настоящие драгоценные камни?
Кто вспомнит, как называется в поэзии скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета,
явления другому? (Метафора)
Минутка отдыха.
Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым,
искрящимся и переливающемся на солнце. Представьте лёд на реках, озёрах – глянцевый и
блестящий.
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям,
кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Откройте глаза и ещё минутку отдохните.
11) Анализ структуры текста. Подготовка к выразительному чтению.
На какие части можно разделить текст стихотворения? (1 – шествие Мороза, рассказ автора; 2 –
песня Мороза).
С какой интонацией надо читать первую часть? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по
хозяйски).
С какой интонацией надо читать вторую часть? (Горделиво, громко, хвастливо).
Как вы думаете, как сам поэт относится к своему герою? (Восхищается, любуется).
12) Выразительное чтение стихотворения.
13) Работа над иллюстрацией. Творческая работа.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?
Попробуйте сами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
14) Рефлексия.
Что интересного о сегодняшнем уроке вы можете рассказать родителям? Продолжите предложения.
Мне понравилось…
Мне пришлось по душе…
Меня удивило…
Мне кажется, что…
15) Домашнее задание.
Вариант 1: выучить наизусть отрывок "Шествие Мороза".
Вариант 2: выучить наизусть отрывок "Песня Мороза".
Дорисовать иллюстрацию к тексту стихотворения, подписать ее словами стихотворения.