Тема: Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова. «Не ветер бушует над бором…» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: - способствовать формированию навыков работы с литературным текстом; - создать условия для развития способности внимательного отношения к языку художественного произведения и сознательного использования выразительных средств языка в собственных высказываниях; - воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в повседневном пейзаже); - способствовать патриотическому и экологическому воспитанию.
Иконка файла материала 2 (25).doc
Тема: Знакомство с творчеством  Н.А.Некрасова. «Не ветер бушует над бором…» ( отрывок из              поэмы «Мороз, Красный нос»). Цель:            ­ способствовать формированию навыков работы с литературным текстом;          ­ создать условия для развития способности внимательного отношения к языку             художественного произведения и сознательного использования выразительных средств               языка в собственных высказываниях;          ­ воспитывать эстетические чувства (умение восхищаться прекрасным, видеть красоту в              повседневном пейзаже);           ­ способствовать патриотическому и экологическому воспитанию. Ход урока. 1) Оргмомент. Психологический настрой.     На улице зима, солнце закрыли тёмные облака, а у нас в классе тепло и уютно. Представьте себе,  что ваши ладошки – это маленькое зеркальце. Посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите,  какие вы симпатичные и умные. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке  будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнать новое, ведь это так интересно. 2) Звуковая разминка. Работа над скороговоркой. Ветер воет, вьюга вьёт, Вдоль по улице метёт. 3) Проверка домашнего задания в рабочей тетради. Работа над текстами: описанием и  рассуждением. ­ На полях белой скатертью лежит снег. Выглянет солнышко, заискрится снег тысячами алмазов.  Набежит туча, помрачнеет снег, запечалится. Так и лежит снег на полях до весны. А потом  превратится в огромную лужу и уйдёт в землю. (Текст­описание «Снег грустный и радостный»). ­ На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой  температура воздуха понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его  сдуть, так много снега лежит. (Текст­рассуждение «Почему снег не тает?») 4) Формулировка темы урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном времени года. ­ Кто из вас догадался,  о каком?  Почему вы так решили? Сегодня мы с вами понаблюдаем, как изобразил красоту и величие зимней природы в своём  стихотворении великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. (Детям демонстрируется  портрет писателя) 5) Знакомство с некоторыми фактами биографии Н.А.Некрасова. Внимательно прочитайте текст.  Придумайте и задайте несколько вопросов друг другу по этому тексту. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ (19) века. Детство он  провел в деревне близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в  большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли  избы крестьян. Отец Некрасова  запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что стыдно сыну дворянина водиться с детьми  крепостных. Но мальчик, в свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было  много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с  ними ягоды: лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову  стала близка и мила жизнь простого народа. Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни,  были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетийрассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он  запомнил их на всю жизнь. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов,  весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей  юности: Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей... 6) Работа до чтения. ­ Как называется стихотворение Н.А.Некрасова? (Своего названия не имеет. Это отрывок из  поэмы «Мороз – Красный нос»). ­ Как вы думаете, почему слово «красный» написано с большой буквы? (Это имя, прозвище  одушевлённого лица). 7) Первичное слушание стихотворения (аудиозапись), беседа по первым впечатлениям. ­ Внимательно послушайте стихотворение, представьте картины, описанные автором. ­ Понравилось вам это произведение? Чем? Какое настроение оно вызывает? (Работа со словарём   настроений). 8) Чтение стихотворения «про себя», словарная работа. ­ Прочитайте стихотворение «про себя», простым карандашом отметьте слова, значение которых  вам непонятно. Бор – сосновый лес. Воевода – начальник войска в Древней Руси. Дозор – обход для осмотра. Владения – земельный участок. Палица – тяжёлая дубинка с шипами, старинное оружие. Косматые – взлохмаченные волосы. Гнёт – тяжесть, груз, давящий на что­нибудь. Обоз – несколько повозок с грузом, следующих друг за другом. Казна – деньги. Не скудеет – не беднеет. 9) Чтение стихотворения «цепочкой».  10) Анализ содержания, выборочное чтение. ­ Какой жанр напоминает вам это стихотворение? (Сказка). ­ Назовите сходство со сказкой. (Это стихотворение напоминает сказку, так как сказка ­  это  устный рассказ о чём­то фантастическом, необычном, чудесном. А в этом стихотворении  главный герой Мороз­воевода действует как волшебник, у которого по мановению волшебной  палочки всё может получиться). ­ Какой приём использовал Некрасов, чтобы показать Мороза­воеводу похожим на сказочного  героя? (Олицетворение, чтобы представить Мороза­воеводу в образе живого существа,  способного выполнять много действий: пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает,  трещит. Причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке). ­ Почему автор назвал Мороза воеводой? (Он с войском обходит, осматривает, охраняет свои  владения). ­ Какие воины у Мороза­воеводы? (Метели, снега и туманы)­ Расскажите о владениях Мороза­воеводы. (Луга, леса, поля, моря, океаны, то есть  земля и всё,  что на ней находится). ­ Во что он убирает свои владения? (Алмазы, жемчуг, серебро). ­ Это настоящие драгоценные камни? ­ Кто вспомнит, как называется в поэзии скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому? (Метафора) Минутка отдыха. Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым,  искрящимся и переливающемся на солнце. Представьте лёд на реках, озёрах – глянцевый и  блестящий. Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям,  кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.  Откройте глаза и ещё минутку отдохните. 11) Анализ структуры текста. Подготовка к выразительному чтению. ­ На какие части можно разделить текст стихотворения? (1 – шествие Мороза, рассказ автора; 2 –  песня Мороза). ­ С какой интонацией надо читать первую часть? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по­ хозяйски). ­ С какой интонацией надо читать вторую часть? (Горделиво, громко, хвастливо). ­ Как вы думаете, как сам поэт относится к своему герою? (Восхищается, любуется). 12) Выразительное чтение стихотворения. 13) Работа над иллюстрацией. Творческая работа. ­ Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? ­ Попробуйте сами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.  14) Рефлексия. Что интересного о сегодняшнем уроке вы можете рассказать родителям? Продолжите предложения. Мне понравилось… Мне пришлось по душе… Меня удивило… Мне кажется, что… 15) Домашнее задание. Вариант 1: выучить наизусть отрывок "Шествие Мороза". Вариант 2: выучить наизусть отрывок "Песня Мороза". Дорисовать иллюстрацию к тексту стихотворения, подписать ее словами стихотворения.

Посмотрите также