Задачи:
• Учить выделять звук [Э] из ряда гласных звуков
• Закреплять понятие «гласный звук»
• Выделять начальный ударный звук
• Определять позицию звука в слове
• Развивать мелкую и общую моторику
• Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу
Оборудование: индивидуальные зеркала, кукла, мяч, предметные картинки со звуком [Э], картинки-дома с разным количеством этажей, символы звуков.
Тема Звук [Э]
Задачи:
Учить выделять звук [Э] из ряда гласных звуков
Закреплять понятие «гласный звук»
Выделять начальный ударный звук
Определять позицию звука в слове
Развивать мелкую и общую моторику
Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу
Оборудование: индивидуальные зеркала, кукла, мяч, предметные картинки со звуком [Э],
картинкидома с разным количеством этажей, символы звуков.
План занятия:
I. Организационный момент (дети стоят в кругу)
Закрепление лексического материала. Игра с мячом – подбор прилагательных по теме
«Осень» к словам:
день (какой?) – осенний, дождливый
погода (какая?) – ненастная
осень (какая?) – золотая
вечера (какие?) – …
листья (какие?) – … и т.д.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел дождик погулять
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: ОХ!
И ушел. Газон засох.
II. Основная часть.
Знакомство со звуком. Вносится кукла.
Логопед – это Эля. Она приготовила для нас стишок. Послушайте его:
Заблудилась я в лесу.
Закричала я: «АУ!»
Никто не отзывается.
Лишь эхо откликается.
Какой первый звук в словах: Эля, Эхо?
Сегодня мы закрепим правильное произношение звука [Э] и познакомимся с буквой
Э.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Произнесите [Э] и посмотрите в зеркало. Что стало с вашим ротиком? Мешают ли
губки, зубки или язычок, когда мы произносим [Э]? А теперь попробуем растянуть
ниточку ЭЭЭ – ниточка тянется, не рвется. [Э]– гласный звук. Звук [Э] будем
обозначать красным кружочком, как и другие гласные звуки. Где будет жить звук [Э]?
(в красном замке). Выделение звука [Э] из ряда гласных звуков. Игра «Поймай звук».
Выделение слогов со звуком [Э] (повторить только тот слог, в котором есть [Э]).
па – пу – пэ
ну – нэ – но…
Образование относительных прилагательных. (Картинки дома)
Дополняйте предложения:
один этаж – дом (какой?) одноэтажный, двухэтажный… многоэтажный.
какой этаж выше – второй или четвертый?
какой этаж находится между первым и третьим?
В доме много … этажей
Я живу на пятом …
Мы спустились со второго …
В строящемся доме растут …
Определение позиции звука в словах:
Эля, эхо, этаж, эскимо…
Физкультминутка. Координация речи с движениями.
Это правая рука,
Это левая рука.
Это правая нога,
Это левая нога.
Ухо правое у нас.
А вот это левый глаз.
Нос, затылок и колени.
Мы покажем вам без лени.
Дети произносят слова и показывают части тела.
Дети продолжают стоять в кругу, слушают загадку и отгадывают её
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество
Это … (электричество)
? какие электрические машины или приборы есть у вас дома?
почему их называют электроприборами?
Знакомство с буквой Э. На что похожа буква Э?
Это Э: с открытым ртом
И большущим языком.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
IV. Домашнее задание.
Печатание буквы Э и слогов в тетрадях.