Цели: Коррекционно - образовательные. Закрепить правильное произношение звука М. Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога Закреплять знания детей о домашних животных
Коррекционно - развивающие. Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Расширять и уточнять словарь.
Коррекционно - воспитательные. Развивать у детей наблюдательность. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные карточки картинки с изображениями домашних животных, картинки, в названии которых присутствуют звук М.
Тема: "Звук М"
Цели:
Коррекционно - образовательные. Закрепить правильное произношение
звука М. Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога Закреплять знания
детей о домашних животных
Коррекционно - развивающие. Развивать у детей фонематический слух и
восприятие. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Расширять и
уточнять словарь.
Коррекционно - воспитательные. Развивать у детей наблюдательность.
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование: индивидуальные зеркала,
сигнальные карточки картинки с
изображениями домашних животных, картинки, в названии которых присутствуют звук М.
1. Организационный момент.
Ход занятия.
У детей индивидуальные картинки с изображениями домашних животных.
Л. — В деревне Маслёнкино жила маленькая девочка Маша. Во дворе у нее жили
животные. Назовите их.
2. Артикуляционная гимнастика.
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА
Л. — Маша была маленькая, говорить еще не умела. Зато умела плавно и звонко петь:
(Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога)
Л. – Повторите песенки Маши. Увидев маму, Маша без напряжения смыкала губы.
Сделайте так же. А потом резко их размыкала. Посылала маме поцелуйчик. Пошлите и
вы поцелуйчики своей маме.
3. Введение в тему. Знакомство со звуком [М].
Л. — О каком из домашних животных эта загадка?
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает.
Л. демонстрирует картинку коровы.
Ты куда идешь корова —
Длинные рога?
-М-м-м!
-Мычит корова,
- Иду я на луга.
Л. – Сегодня на занятии мы будем изучать звук М. Посмотрите и послушайте, как мычит
корова. Л. произносит звук М, указывает, что губы надо сомкнуть, но не выдвигать и не
поджимать. – Произнесите звук М.
Дети хором и индивидуально произносят звук М, наблюдая за артикуляцией в зеркало.
4. Выделение звука М из состава слова.
Игра "Сигнальщики".
Л.— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих
голосов. И вы постарайтесь услышать звук [М] среди других звуков: В, М, Ш, Н, М, Л, М,
Ф, П, М
– Среди слогов: МА, ОП, НУ, МЫ, ПЫ, МУ.
– Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша), копыта, мычит, мак, хвост,
масло, мухи.
Любит Маша манную кашу.
Любит Маша попить молока.
Чтобы сытая коровушка была.
Чтобы много молока она дала.Пришла корова на луга.
— Пошла Машенька пасти корову на лужок. Посмотрите на картину "Корова на лугу".
Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит,
хвостом помахивает. А рядом с коровой теленочек резвится. По картине назовите слова
со звуком [М], выделяя его голосом (малина, мухи, мак, Маша, муравей.)
5. Физ.минутка.
Подвижная игра "Теленок" (координация речи с движениями, развитие подвижности и
творческого воображения. Закрепление умения выполнять прыжки на двух ногах).
Л. приглашает детей на коврик и предлагает построиться в кружок.
Му-му,
Я рогатый.
Му-му,
Я хвостатьий. Показывают хвостик: отводят руку за спину.
Му-му,
Я ушастый,
Му-му,
Очень
страшный.
Му-му,
Испугаю,
Му-му,
Забодаю.
Два прыжка на двух ногах вместе.
Показывают рожки из пальчиков
Два прыжка на двух ногах вместе.
Два прыжка на двух ногах вместе.
Показывают ушки из ладошек.
Два прыжка на двух ногах вместе.
Показывают рожки из пальчиков
Два прыжка на двух ногах вместе.
Топают.
Два прыжка на двух ногах вместе.
Бодаются.
6. Закрепление звука М в предложениях.
Л. – Составим предложения по картине, я начну, а вы продолжайте.
– На лугу цветут красные…
– На лугу растет дикая…
– Над лугом летают бабочки и… (мухи).
– По листику ползет…
(малина).
(муравей).
(маки).
7. Дыхательная гимнастика. (Развитие речевого дыхания).
Л. предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, послать
воздух в животик, а на вы дохе произнести "Малина красная, сладкая, вкусная!".
Упражнение проводится 2—З раза.
8. Закрепление звука М в двустишиях.
Л. – Пожевала корова сочную травушку и принесла домой вкусное молоко. Сварила мама
кашу, кормит Машу. Ах, да каша хороша, ах, да Маша умница, всю манную кашу съела и
добавки попросила!
Всем дает здоровье Пейте, дети, молоко,
Молоко коровье. Будите здоровы.
9. Итог занятия.
Л. – Какай звук вы узнали сегодня на занятии?