Теоретические аспекты вокальной подготовки школьников
Оценка 4.9

Теоретические аспекты вокальной подготовки школьников

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
искусство +1
1 кл—11 кл
14.01.2023
Теоретические аспекты вокальной подготовки школьников
С момента появления на свет каждый ребенок наделен и неразлучен с таким удивительным и уникальным музыкальным инструментом как человеческий голос. И потому совершенно объяснимо желание владеть данным инструментом – доступным с рождения каждому.
Теоретические аспекты вокальной подготовки школьников.docx

С момента появления на свет каждый ребенок наделен и неразлучен с таким удивительным и уникальным музыкальным инструментом как человеческий голос. И потому совершенно объяснимо желание владеть данным инструментом – доступным с рождения каждому. К тому же, учеными доказано, что умение петь и музыка в целом благоприятно влияют на детский организм. Самовыражение через исполнение песни обучающимися вокалу школьников тесно связано с их здоровьем – его укреплением и сбережением. Но для благотворного влияния певческой культуры на психолого-физиологическое состояние учеников необходима грамотно организованная вокальная деятельность. Ведь очень важно не загубить задатки ученика, а, наоборот, их обнаружить, продиагностировать и преумножить, чтобы они переросли в музыкальные способности.

У людей строение голосового аппарата принято делить на три основные части: 

- Сам голосовой аппарат – гортань, где происходит зарождение звука, с голосовыми складками, артикуляционный аппарат;

- Дыхательный аппарат (легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами);

- Резонаторы (по месту расположения выделяются верхние, что расположены выше гортани, и нижние [6, с. 45]).

Эти части голосового аппарата взаимосвязаны и друг от друга взаимозависимы. И во время певческого процесса действуют как единое целое. Исследования Л.Б. Дмитриева [3, с. 5] показывают, что возможности голосового аппарата очень сложны для исследований. Недостаточно информации о работе главных источников звука – артикуляционный аппарат исследован частично (передняя часть), неточны сведения о работе мягкого неба при занятии вокалом. Но предметом обсуждения многих преподавателей является положение гортани при пении. Так Д.Л. Аспелунд полагает [2, с. 17], что гортань не должна привлекать много внимания и запрещает сознательный ее контроль во время работы. Но некоторые другие авторы (Д. Стенли, П.И. Тихонов), считают, что гортань должна быть подчинена контролю, поскольку у лучших исполнителей она при пении неподвижна. Стало быть, из физиологических особенностей для успешных занятий вокалом достаточно того, чтобы голосовой аппарат был здоров.

Так у О.А. Апраксиной описан [1, с. 14] интересный опыт, когда были выявлены неточно интонирующие дети, которых подвергли осмотру слухового и голосового аппарата. Но физических дефектов выявлено не было, и с ними стали заниматься вокалом. После работы с репертуаром в примарной зоне, дети постепенно стали интонировании. Значит, что главной физиологической предпосылкой для занятий вокалом служит здоровый голосовой аппарат.

Голосовая деятельность человека начинается с момента его рождения, то есть с первого, носящего рефлекторный характер, крика ребенка. К концу второго месяца жизни у ребенка начинается формирование речевого голоса, в этом периоде происходит колебание голосовых складок. Формирование в дальнейшем голоса у детей дошкольного и школьного возраста отличается заметным расширением диапазона, голос становится звонким, хотя в нем еще мало обертонов, диапазон остается ограниченным, преимущественно головного звучания.

Вокальная работа с детскими голосами имеет свою специфику по сравнению с работой с взрослыми голосами. Эта специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении.

В вокальном словаре И. Кочнева пишет: «Постановка голоса – это процесс развития в голосе качеств, необходимых для его профессионального использования. Голос может быть поставлен для сценической работы, ораторской речи, пения в различных жанрах вокального искусства. Методика постановки голоса опирается на общие принципы использования дыхания, артикуляции и резонаторов» [4].

Первоочередная задача для педагога – это охрана детского голоса. При работе с детскими голосам следует совершенно исключить форсированное пение. Петь нужно, не напрягаясь с максимальной естественностью. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, систематические занятия могут послужить надежным фундаментом для дальнейшего профессионального роста и успеха. При обучении педагог обязан чувствовать индивидуальную природу голосового аппарата и всю физиологию певческого организма. И в связи с этим отбирать удобные и полезные приемы в процессе обучения.

Даже если педагог сталкивается с такой сложностью, как мутация голоса у подростков – ошибочно полагать, что петь в такой период вредно. По мнению Д.Л. Локшина, запрещать юношам петь в годы мутации опасно, поскольку голос остается без контроля и наблюдения [5, с. 292]. Но необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности:

- не ускорять понижение голоса юношей, чтобы приобретение нового тембра происходило постепенно и в свое время;

- не пугаться плохой интонации даже у тех, кто до этого чисто интонировал, со временем интонация восстанавливается;

- ограничить диапазон репертуара;

- петь недолго и прекращать при любых признаках усталости голоса.

Красота голоса это, прежде всего, индивидуальный тембр. Каждый человек обладает ему одному присущим тембром голоса, и задача педагога – развить, укрепить, улучшить его. В голосе ценится певучесть, пластичность, легкость переходов от ноты к ноте, чистота интонации. А эти качества должны сочетаться с музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом и памятью, полным диапазоном, ровностью регистров, свободными верхними нотами и насыщенными низами. Такие голоса встречаются редко. Чаще встречаются голоса приятного тембра, но неполного диапазона: обычно недостает предельных нот верхнего регистра. Если обучающийся достаточно музыкален, а его педагог опытен, то в процессе обучения окрепнет и разовьется верхний регистр.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., 1971. 22 с.

2.     Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса [Текст] / Д. Л. Аспелунд – М.: Музгиз, 1952-275 с.

3.     Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.

4.     Кочнева И.С., Яковлева Я.С. Вокальный словарь. Л., 1986. 70 с.

5.     Локшин, Д. Л. О пении юношей в годы мутации. В кн.: Развитие детского голоса [Текст] Д. Л. Локшин // Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи /под ред. Шацкой В. Н. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.

6.     Морозов, В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники [Текст] / В. П. Морозов – Издат. отдел Института психологии РАН, 2002.


 

7.    

С момента появления на свет каждый ребенок наделен и неразлучен с таким удивительным и уникальным музыкальным инструментом как человеческий голос

С момента появления на свет каждый ребенок наделен и неразлучен с таким удивительным и уникальным музыкальным инструментом как человеческий голос

Тихонов), считают, что гортань должна быть подчинена контролю, поскольку у лучших исполнителей она при пении неподвижна

Тихонов), считают, что гортань должна быть подчинена контролю, поскольку у лучших исполнителей она при пении неподвижна

Первоочередная задача для педагога – это охрана детского голоса

Первоочередная задача для педагога – это охрана детского голоса

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.