Теоретические и методологические основы социально – психологической готовности к школе детей

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе. Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Иконка файла материала курсовая .docx
1Содержание  Введение………………………………………………………………………….3  Глава 1. Теоретические и  методологические основы  социально – психологической  готовности к школе   детей………………………………..5 1 Место дошкольного учреждения в системе образования. Значение преемственности  в работе дошкольного учреждения  и школы…………………………………………………………………………….. 5 1.2 Содержание преемственности в работе дошкольного учреждения  и  школы…………………………………………………………………………….6 1.3 Показатели  готовности ребенка к школе…………………………………..8 1.4 Сотрудничество  семьи, детского сада и школы…………………………..10    Заключение……………………………………………………………………...18  Список   литературы…………………………………………………………….19                 2«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский            Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность  образования, является преемственность и непрерывность  в обучении. Эти  факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и  содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до  окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия,  обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.   Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального  возраста:  Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка,  обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к  изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.  Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ  предполагает достижение следующих приоритетных целей: На дошкольной ступени: Укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих  психологических и умственных  способностей;  Развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в  себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное  образование на следующем этапе.  Личностно­ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.  Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития  ребёнка Создание образовательной среды, способствующей личностному и  познавательному развитию ребёнка.  3На ступени начальной школы: Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным  возможностям ребенка. Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром. Сформированность УУД и готовность к образованию в среднем звене школы. Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как  важнейшего достижения этого возрастного периода развития. Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его  непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые  отражают важнейшие стороны развития личности:  ∙ физическое развитие;  ∙ познавательное развитие; ∙ социально­личностное развитие; ∙ художественно­эстетическое.     Идеи преемственности содержания программ начального и дошкольного  образования заложены авторами­разработчиками дошкольных базисных  программ и авторами учебников для начальной школы.     Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования  формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие  основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как  восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а  "подхватывает" достижения ребенка­дошкольника и развивает накопленный  им потенциал. Ключевым моментом преемственности является определение готовности  ребенка к началу систематического школьного обучения.     Проблема готовности к школьному обучению в отечественной психологии и педагогике изучалась очень глубоко .Существует общая и  специальная готовность, формирующие в целом готовность детей к школе.  К общей готовности относят физическую, личностную и интеллектуальную, а  к специальной ­ способность детей к усвоению предметов курса начальной  школы, обеспечивающую и общее развитие, и приобретение первоначальных  навыков  счета и чтения. 4Физическая готовность (А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, Н.Т.  Терехова и др.) включает состояние здоровья будущего школьника,  правильное телосложение, хорошую осанку, развитие двигательных навыков и качеств (произвольности, выносливости, координации, тонкой моторной  координации), физическую и умственную работоспособность.Большое  значение в определении готовности ребенка 6 ­ 7 лет к школьному обучению  приобретает учет так называемой "школьной зрелости". Под ней понимается  уровень морфологического и функционального развития, который позволяет  заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного  рода, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и  не ухудшат его здоровья. Основанием для выявления "школьной зрелости"  является расхождение паспортного и биологического возраста ребенка. По  данным исследований  выявлено процентное соотношение зрелых и незрелых  детей в разном возрасте.  Так, среди 6­летних детей зрелые дети составляют  49%, в 6,5 лет ­ 68%,  в 7 лет ­ 87% и в 7,5­8 лет ­ 98%. При этом девочки  существенно опережают мальчиков в достижении "школьной зрелости". У  подавляющего большинства девочек "школьное созревание" отмечено от 5 до  6 лет, у мальчиков от:6: до 6,5 лет, т.е. на полгода позже.     Личностная готовность детей к школе (М.И. Лисина, Л.И. Божович, Р.С.  Буре, Р.Б. Стеркина и др.) охватывает три основные сферы жизненных  отношений ребенка:     ­ отношения с окружающими взрослыми; здесь важнапроизвольность, т.е.  способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью,  понимать условность учебных ситуаций; принимать взрослого в новом  качестве ­ в качестве учителя;     ­ взаимоотношения со сверстниками; они характеризуются явлением  кооперативно­соревновательного типа общения, который начинает  формироваться еще в игре. Содержательное общение детей, происходящее в  совместно­распределенной деятельности (игре, конструировании и др.)  позволяет им понимать и учитывать действия и позиции партнеров;     ­ отношение ребенка к самому себе. К концу старшего дошкольного  возраста завышенная самооценка у ребенка начинает сменяться более  адекватной и объективной. Это ­ один из важнейших показателей готовности к обучению школьного типа и новому образу жизни.     Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет  мотивационный план или так называемая "внутренняя позиция школьника"  (Л.И. Божович). Она включает два типа мотивов учения: социальный (связан с потребностью ребенка в общении с другими людьми, приобретении нового  5социального статуса), и познавательный ( призывает дошкольника к  интеллектуальной активности и познанию нового непосредственно в учебной  деятельности).Важнейшим новообразованием старшего дошкольного возраста  является возникновение моральных мотивов (чувство долга), которые  побуждают детей к занятию не привлекательной для них деятельностью (Л.И.  Божович, Д.Б. Эльконин). У дошкольника появляются и "социальные  эмоции", когда ребенок радуется, что смог справиться с теми или иными  затруднениями (в том числе интеллектуальными), кому­то помочь, поступить  по справедливости и т.д. (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева).     Центральным показателем умственного развития детей к концу  дошкольного возраста считается сформированность у них образного и основ  словесно­логического мышления (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А.  Венгер).     Достижения в развитии образного мышления подводят ребенка к умению  мыслить логически. Он уже способен устанавливать простейшие причинно­ следственные связи и классифицировать объекты в соответствии с  общепринятыми понятиями. Дети начинают понимать общие принципы, связи  и закономерности, лежащие в основе научного знания. Однако мышление  дошкольника остается прежде всего образным и опирается на реальные  действия с предметами и их заместителями, что позволяет использовать  разного рода предметные и графические (материализованные) средства.  Впоследствии это становится одним из важнейших средств передачи  теоретических знаний (А.В. Запорожец, Н.Г. Салмина, А.С. Турчин). В целом  же, благодаря огромной роли эмоций в регуляции деятельности ребенка­ дошкольника его носит эмоционально­образный характер, который надолго  остается доминирующим в структуре детского интеллекта (А.В. Запорожец,  Я.З. Неверович).     Успешность обучения в школе зависит и от уровня владения детьми родным языком, от развития речи, на которой строится вся учебная деятельность.  Освоение языковых структур осуществляется в старшем дошкольном  возрасте во взаимосвязи с элементарным осознанием языковой  действительности: словесного состава предложения, звуковой и смысловой  сторон слова, грамматической правильностью речи, структуры связного  текста. Развитие связной монологической речи играет особую роль в  школьной готовности. С ее помощью ребенок может самостоятельно, без  вмешательства взрослого изложить собственные мысли, пересказать текст. А в налаживании взаимопонимания с окружающими, установлении партнерских  отношений с учителями и одноклассниками важна диалогическая форма речи. В процессе речевых занятий формируется важнейшее свойство речи ­  произвольность, которая позволит будущему школьнику вслушиваться в  6обращенную к нему речь и понимать языковую информацию, заключенную в  учебных заданиях, планировать свои действия.     Специальная подготовка ребенка к школе особое внимание уделяет тем  областям знания, которые будут востребованы в начальной школе ­ чтению,  письму и элементарной математике. К концу дошкольного возраста, овладев  элементами грамоты и специфически детскими видами деятельности, прежде  всего игрой, конструированием и рисованием, ребенок проявляет  осознанность и произвольность. Эти качественно новые образования делают  возможным планирование и контроль, осознание и обобщение способов  решения самых разных задач, что является важнейшими предпосылками  учебной деятельности.                  Определение готовности к школьному  обучению целесообразно дополнять данными педагогических наблюдений,  которые должны доводиться до сведения учителей первых классов задолго до первых дней ребенка в школе.                 Обеспечение преемственности, создающей благоприятный фон для  физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его  физического и психического здоровья.                    Взаимодействие ДОУ и школ может осуществляться в нескольких  вариантах. Первый вариант состоит в том, что образовательное учреждение,  имея соответствующие лицензии, реализует как дошкольную, так и школьную  образовательные программы. Такой опыт в России имеет место с 1984 г.,  когда преимущественно в сельской местности, стали создаваться учебно­ воспитательные учреждения "Школа ­ детский сад". Многолетняя практика  работников учебно­воспитательных учреждений "школа­детский сад"  позволяет сделать вывод, что реализация в образовательном учреждении  нескольких программ, включая и дошкольную, оправдана лишь в случае  наличия в нем соответствующих условий для воспитания и обучения детей  как дошкольного, так и школьного возраста. К сожалению не всегда возможно создать такие условия.   Второй вариант предполагает размещение начальных классов школы на  учебных площадях ДОУ. Между образовательными учреждениями при этом  заключается договор.                             Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике",  "по русскому и литературе", "по музыке" и т.д. Дошкольное образование  призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка ­  формирования базовой культуры его личности, базиса личностной культуры.  7Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и  областями знаний на других ступенях образования.         Для обеспечения преемственности необходимо учитывать сложные  переживания ребенка, возникающие у него на пороге школы, в промежутке  между дошкольным и школьным детством. Ему предстоит еще пережить и  печаль расставания, и радостное нетерпение, и боязнь неизвестного, и многое  другое. Здесь нет мелочей для ребенка, который стал учеником.         Поэтому учителям и воспитателям следует проявить особое внимание к  детям, так как их эмоциональное благополучие и формирование у них образа  "настоящего школьника" всецело будут зависеть от того, как взрослые  помогут ему в этом. Средством такой помощи должна стать вся последующая работа, направленная на осознание ребенком своего нового статуса.  Может  помочь в этом и проведение праздника «Посвящение в первоклассники», в  котором принимают участие и родители, и дети разного возраста, и педагоги      О преемственности дошкольного образования и начальной ступени  школьного образования много говорят в последнее время. Преемственность  предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу, с таким уровнем  общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного  обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, которые уже  приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего  всестороннего развития учащихся. Завершение дошкольного периода и  поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка.  «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его  жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В. А.  Сухомлинский). Проблема непрерывности и преемственности всегда была  одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе  рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. На  вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге  школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего  состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять  рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без  ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям  завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через  входные испытания.          Высокие требования жизни к организации  воспитания и обучения  заставляют искать новые, более эффективные психолого­педагогические  подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие  с  8требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к  обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано  определение целей и принципов организации обучения и воспитания в  дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит  успешность последующего обучения детей в школе.                Проблема  готовности к школьному обучению рассматривалась  многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами­ исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т.  Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел,  Д.Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе,  как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов,  Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень  сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и  отношения к самому себе.       Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования.  Период дошкольного детства является очень важным в формировании  личности ребенка, ведь после детского сада дети пойдут учиться в школу,  поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать  знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду.       Воспитатели организуют совместную образовательную деятельность в  игровой форме. Это путешествия, сказки, загадки, эксперименты и т. д.  Именно во время такой деятельности дети учатся наблюдать, сопоставлять,  рассуждать, устанавливать причинно­следственные связи. Такая  исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень  развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к  учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников. На  занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги  используют современные информационно­компьютерные технологии и  наиболее эффективные методы работы. Подготовка руки к письму  осуществляется на занятиях по изобразительному искусству и ручному труду. Для нас будущий первоклассник — это здоровый ребёнок. Поэтому большое  внимание уделяем физическому воспитанию детей. Для этого с детьми  проводятся физкультурные занятия, занятия плаванием, закаливание, массаж,  физиопроцедуры и т. д. Нельзя не сказать и о психолого­педагогическом  сопровождении каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики  совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного  развития и психологической зрелости. Начало обучения в школе — один из  наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо  обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель  совместной деятельности — это создание условий для личностно  ориентированного обучения. Можно определить три основных направления:  9методическая работа, работа с детьми, работа с родителями. В работе  используются разные формы методической работы: совместные педсоветы,  круглые столы, посещение открытых занятий. На них обсуждается выбор  программ и технологий, а также, как проходит школьная адаптация  выпускников, отслеживаем их успеваемость. Воспитатели рассказывают  учителям об их будущих учениках, достижениях и проблемах. Это помогает  учителям осуществлять индивидуальный подход к каждому нашему  воспитаннику. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного  выпускного года. Воспитатели совместно с учителями проводят родительские собрания, семинары­ практикумы, консультируют родителей по подготовке  детей к школе, дают рекомендации. Проведение открытых мероприятий  способствует определению единых подходов обучения и воспитания, выбору  оптимальных средств развития детей. Дошкольный и младший школьный  возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством» (по  периодизации Д. Б. Эльконина). Период дошкольного детства подготавливает  переход ребенка в младший школьный возраст. Психология дошкольников и  младших школьников имеет очень много общего: ­ доверчивое подчинение  авторитету взрослого; ­ повышенная восприимчивость ко всему новому,  наивно­игровое отношение ко всему с чем сталкивается; ­ преобладание  образных форм познания окружающего мира (образная память, образное  мышление). При поступлении выпускников ДОУ в начальную школу  происходит их приспособление к новым условиям, которое осуществляется  на основе формирования их готовности к обучению в начальной школе.  Процесс адаптации выпускников в начальной школе многообразен и включает  приспособление к режиму работы школы; школьному и ученическому  коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и  ценностям начальной школы. Практика преемственности между семьей,  дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок  незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из­за столика  детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и  болезнен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом  свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического  здоровья первоклассников. В настоящее время одной из наиболее актуальных  проблем современного образования становится достижение современного  качества. В свою очередь достижение современного качества образования  невозможно без обеспечения преемственных связей между всеми ступенями  обучения.       Задачи каждой образовательной ступени в ФГОС четко определены на  дошкольной ступени: ­ обеспечение эмоционального благополучия каждого  ребенка, развитие его положительного самоощущения; ­ развитие  инициативности, любознательности, произвольности, способности к  творческому самовыражению; ­ формирование различных знаний об  10окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной,  игровой и другой активности детей в различных видах деятельности; ­  развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;  включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми  разного возраста); ­ приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;  на ступени начальной и средней школы: ­ готовность к активному  взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная,  коммуникативная, деловая и др); ­ желание и умение учиться, готовность к  образованию в основном звене школы и самообразованию; ­ инициативность,  самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности: ­  совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего  начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в  дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно  в случаях опережающего развития или отставания; ­ осознанное принятие  ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в  соответствии с ними. Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию  личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в  течение всей жизни.          В случае, если такие связи будут формальными, результата достигнуть не удастся. Исследуя особенности психического развития детей, Л. С.  Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые  возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному  обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом  предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей  системы его отношений с окружающим миром.        Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения,  воспитания детей, является их атрибутом. Очень многие первоклассники  испытывают трудности на уроках письма. У детей в дошкольном возрасте  медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6–7 годам ребёнок  начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Известный российский психофизиолог Марьяна Михайловна Безруких  считает, что достаточно частой причиной возникновения трудностей обучения письму стала ситуация, связанная с очень ранним обучением ребёнка (до 5  лет). Причём обучение письму ведётся практически по программе 1­го класса. Детей в детских садах, в группах подготовки к школе учат курсивному  письму, используя прописи для первоклассников.    Неадекватность  требований при сверхраннем обучении письму создаёт условия для  постоянного ожидания неудачи, ощущения тревоги, страха очередной ошибки. Это эмоциональное напряжение и «нелюбовь» к письму сохраняются на  долгие годы; исправить графическую нестабильность и неправильность  письма при обучении в школе практически не удаётся. Однако надо отметить,  11что в 5­6! летнем возрасте у детей возникает потребность в письме. Ребёнок  пытается написать своё имя, фамилию, подписать свои рисунки, писать  записки и даже сочинять собственные истории, сказки и т. п. Именно такое  письмо является началом формирования письменной речи, развитие которой  искусственно прерывается при обучении курсивному письму. Поэтому в 5–6  лет ребёнка желательно учить писать печатными буквами. При подготовке  детей к письму рисование является превосходной тренировкой графических  умений. Рисование совершенствует координацию движений, развивает  контроль мелких движений руки (кисти, пальцев). Можно порекомендовать  рисовать как можно больше и хорошими карандашами. Для успешного  осуществления преемственности предлагаю следующие формы работы: ­  взаимопосещение занятий учителями и воспитателями, анализ дидактических  мероприятий; ­ индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с  родителями и их детьми; ­ изучение личных дел, карт развития,  диагностических материалов развития ребёнка; ­ совместный анализ  деятельности по осуществлению преемственности в ДОУ и начальной школе.  Сложный блок работы учителя — родительские ожидания. Сколько  родителей мечтают, чтобы ребёнок и английским владел, и на каком­либо  инструменте играл, и пел, и изящно двигался. Действительно, всё это очень  хорошо. Только период обучения в первом классе — не самое удачное время  делать из ребёнка гармонично развитую личность. Ребёнку нужно здоровье.  Следует также отметить, что у многих первоклассников есть проблемы с  устной речью. Хочется посоветовать родителям: больше разговаривайте с  ребёнком дома, помогайте к словам­предметам подбирать слова­признаки,  это делает речь более выразительной.      Итак, родителям нужно учитывать индивидуальные особенности развития  своего ребёнка. И только тогда подбирать соответствующую программу;  учителя, который бы реализовал эту программу; школу. Очень часто от  позиции родителей зависит «школьная» и даже жизненная успешность их  ребёнка. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к  структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных  Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального  школьного образования — важный этап преемственности детского сада и  школы. Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У  программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие  личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются  навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании,  наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью  ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению).         Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает  использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных  путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей  12интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада,  так и начальной школы должны комплексно решать познавательные,  воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать  преемственность в содержании по всем темам обучения.  Объект        исследования – готовность ребенка к школе. Предмет исследования – преемственность дошкольного учреждения и  школы.3      В соответствии с целью, объектом, предметом  исследования, определены  его основные задачи:       1. Проанализировать имеющуюся психолого­педагогическую   литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими    подходами к определению психологической  готовности ребенка к школе.      2. Рассмотреть сущность понятия  психологической готовности,  проанализировать его основные компоненты. 3 Исследовать влияние дошкольного образовательного учреждения на  готовность детей к школе. 4 Методологической  базой исследования воспитанники  МБДОУ № 22       Глава 1. Теоретические основы осуществления преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования      1.1. Место дошкольного учреждения в системе образования.      Значение  преемственности в работе дошкольного учреждения и школы. Общественные  дошкольные учреждения осуществляют широкую программу  воспитательно­образовательную работу по подготовке детей к школе.  Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго  до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением.  Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе  является наличие преемственности в работе детского сада и школы, которая  может быть определена – содержательная, двусторонняя связь,  предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно­ образовательной работы в детском саду с учетом школьных требований, а с  другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников. 13Задачей детского сада в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить  такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель  сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.      Цель  и задачи общественного дошкольного воспитания (семья,  дошкольного учреждения , школа) определены общими целями воспитания с  учетом специфики возраста детей. (цель­идеал – всестороннее развитие  личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании  интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей,  духовных потребностей личности).      Таким образом, значение преемственности  в работе дошкольного  учреждения и школе:  Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.  создание условий для реализации в педагогическом процессе единой,  динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая  обеспечивает  формирование личности.  сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к  новым условиям обучения осуществляется с наименьшими  психологическими трудностями.  естественное вхождение детей в новые условия, что способствует  повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в  школе.        1.2 Содержание преемственности в работе дошкольного учреждения и  школы. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки  детей к обучению в  школе является наличие преемственности  в работе  детского сада и школы  – содержательная, двусторонняя связь,  предполагающая , с одной стороны, направленность воспитательно­ образовательной работы в детского сада с учетом школьных требований, а с  другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.      Работа  по установлению преемственности со школой имеет следующие  направления: содержание, методы, формы обучения. 14Условием  преемственности в методах и  формах выступает единство их  направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний,  развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в детском саду.      Общими  чертами занятия и урока должны быть:      1. программность содержания;      2. четко организованная временная  регламентация;      3. руководящая роль педагога;      4. использование научнообоснованных  методов и приемов.      Также необходима преемственность педагогических требований  и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками   формы поведения, моральные представления  и чувства являются  фундаментом  новых форм  6      нравственного сознания в начальной школе. Школа  в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания: 1 школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного  развития коллектевизма. 2 в школе происходит формирование высоких гражданских чувств  (патриотизм, чувство долга). 3 в школе продолжается работа по эстетическому воспитанию. 4 в учебно­воспитательном процессе школы происходит преемственное  развитие всех сторон личности      Таким образом, направленность всего педагогического  процесса в детском саду и школе на всестороннее развитие личности ребенка является  основополагающим условием для достижения преемственности.      Педагогами  составляется единый совместный план, целью которого  и является конкретизация  работы по этим направлениям: 2 части   – содержание совместной работы воспитателя  и учителя; ознакомление детей со школой. 15Формами организации совместной работы воспитателя   и учителя могут быть:  Посещения детского сада, школы  Участие в педагогических советах  Взаимное консультирование  Совместное проведение родительского собрания  Организация конференций  Изучение программ воспитания и обучения и т.д.      Вторая  часть плана – ознакомление детей  со школой включает:  посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки,  спортивного, актового зала, пустых классов  в форме экскурсий, бесед.      Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по  налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой  контакт между воспитателем и учителем. 7 1.3 Показатели готовности  ребенка к школе        Готовность к обучению в школе  – важнейший итог воспитания   и обучения в детском саду и семье. Она определяется системой требований,  которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально­психологической позиции школьника, новыми  задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть  подготовлен.      Школа требует от детей ни сколько специальных  знаний и умений,  сколько более  сложных форм умственной деятельности, высокого уровня  развития нравственно­волевых качеств, способностей к управлению своим  поведением.      Задача  детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно­ образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к  школе, соответствующей требованиям современного школьного обучения.      Подготовка  детей к школе предполагает: 161 Такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая  обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития  дошкольников. 2 Специальную подготовку по усвоению тех учебных предметов, которые  будут осваиваться в начальных классах школы.      Существуют  общая, психологическая, специальная  готовность к школе.      Общая готовность – выступает как важнейший  итог  всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком  определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.      В содержании общей готовности выделяются нравственно­волевая,  интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при  осуществлении связи дошкольного учреждения и школы, так как определяют  качества, необходимые для обучения.      Содержание  нравственно­волевой готовности определяется требованиями  к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные  требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и  ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным,  дисциплинированным, управлять своим поведением. Выполнение этих  требований осуществляется в процессе длительной, целенаправленной  воспитательной работы в детском саду и семье.      Итак, показатели нравственно­волевой готовности к школе:      1. Наличие таких черт поведения,   как самостоятельность, организованность, дисциплинированность.      2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами культуры общения.      3. Сформированность отношения дошкольника   к труду: желание трудиться,  чувство удовлетворения от выполненной   работы, уважение к труду окружающих.      Значение  интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом  деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного  труда, активизации способностей к познавательной деятельности.       17Показатели  интеллектуальной готовности:      1. наличие достаточно широкого  запаса знаний об окружающем мире.      2. определенный уровень развития  познавательной деятельности.      3. овладение элементами учебной  деятельности (четко выполнять  указания, уметь осуществлять контроль за своим поведением).      4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение,  разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.      Показатели  физической готовности:      1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определенная выносливость,  работоспособность  организма.       2. овладение культурно­гигиеническими  навыками, привычкой соблюдать  правила личной гигиены.      Психологическая готовность включает в себя мотивационную  готовность  в стремлении ребенка  к учению, желание быть школьником, определенный  уровень волевого и  социального развития.      Специальная готовность является дополнение к общей готовности,  определяется наличием специальных знаний, умений и навыков.  1.4 Сотрудничество семьи,  детского сада  и школы Одним из важнейших условий практической реализации  преемственности детского сада и школы является установление делового  контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1  классов школы, что осуществляется в различных аспектах: 181 Информационно­просветительский аспект – взаимное ознакомление с  задачами учебно­воспитательной работы. 2 Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами  учебно­воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и  1 классах школы. 3 Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших  воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.      Конкретными формами реализации данного содержания является  непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические   посещения ими друг друга (школы, детский сад), т.е установление  всестороннего содержательного сотрудничества между детским садом и  школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к  школе.             Роль  семьи в развитии ребенка.      Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм  поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.  Достоинства семейного воспитания:      1. малое количество детей      2. атмосфера любви, психологический  комфорт      3. возможность включиться в различные  виды деятельности      4. возможность общения с людьми  разных возрастов и опыта      Отрицательные стороны:      1. профессиональная неопытность родителей      2. отсутствие полноценного общения  со сверстниками      3. наличие разных целей      При всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечивает  всех условий  для полноценного развития ребенка. 19Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать,  максимально  развивая ребенка и объединяя  свои усилия для полноценного  развития личности.                               Заключение 20Готовность  к школе детей является результатом всей воспитательно­ образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным  учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.       Личностная  готовность включает формирование у ребенка готовности к  принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг  прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении  ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к  школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не  внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать  новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.  Личностная готовность предполагает определенный уровень развития  эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка  должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость,  на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.      Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью  проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику  школьной неуспеваемости и дезадаптации.       Социально – психологическая готовность включает сформированность у  детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми,  учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с  другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия  совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться  интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности  справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.       Но, все же считаю, что сотрудничество между детским садом и школой  должно быть более серьезно, хотелось бы более тесного общения с учителями  начальных классов. Это и взаимопосещения занятий и уроков, совместные  педсоветы, круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы чтобы знать, чем  на данное время живет школа и что происходит в детском саду. Учителя  должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных  учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и  семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих  образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению  проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная  адаптация детей в школе. Еще Надежда Константиновна Крупская, отмечая  органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на  21более высокую ступень…»  Используемая  литература  221 Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе // Начальная  школа. – 2004. – № 3. – С. 19 – 20 2 С.Л. Козлова., Т.А. Куликова. « Дошкольная педагогика» М,2000г  раздел 5 гл 22 3 Т.А. Куликова. «Семенная педагогика и домашнее воспитание»­М,2000г стр.166 4 « Дошкольная педагогика» Под редактированием В. Н. Логиновой.  П.Г. Саморуковой ­ М,1987г часть 2 гл ? 5 «Подготовка детей к школе, в детском саду» под ред.Ф. А. Сохина, Т.В. Тарантаевой.­М, 1977г 6 Н. И. Гуткина. «Психологическая готовность к школе»­ М,2000г 7 В.С. Мухина. « Шестилетний ребенок в школе» 8 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Психолого­педагогическая   готовность ребенка к школе. – М., 2002. – 256 с. 9 З.П. Шабалина. «Учебно­ воспитательная работа в первом классе»­ М,1988г 10 З.В. Дощицена. « Оценка степени готовности детей к обучению в  школе» ­М,1994г 11  От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  12 .М. А. Васильевой. — М.: Мозаика­Синтез, 2010. — 304 с. 2.  13 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А.  Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 4­е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика­Синтез, 2010.– 232с. 14  . Федеральные государственные требования к структуре основной  общеобразовательной программы дошкольного образования //http:  //do.isiorao.ru 15 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч.: В 3­х Т. —  М.: Педагогика, 1979. — 267с. Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: Борисова Н. Ф., Айрумян Г. С., Колесникова А. Н. Преемственность в  работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к  школьному образованию // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С.  23462­464. — URL https://moluch.ru/archive/76/13078/ (дата обращения:  24.09.2018).                         24