ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Образование (в соответствии с Федеральным законом « Об образовании») определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных образовательных уровней ( цензов).
Парадигма – 1)ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер грядущих преобразований; 2)теория, выражающая важные существенные черты деятельности.
словарь педагога.doc
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Образование (в соответствии с Федеральным законом « Об образовании») определяется как
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных
образовательных уровней ( цензов).
Парадигма – 1)ведущая концептуальная идея, определяющая направление и характер
грядущих преобразований; 2)теория, выражающая важные существенные черты деятельности.
Когнитивно информационная парадигма исходит из устойчивых представлений о
необходимости передачи обучающемуся максимального количества знаний, умений и навыков,
желания и потребности обучаемого здесь не учитываются.
Личностная парадигма – центр тяжести переносится с интеллектуального развития на
эмоциональное и социальное развитие обучающегося. Обучающийся рассматривается как
личность, которая сама может выбирать такой путь обучения, который поможет достичь ей
лучших результатов.
Культурологическая парадигма свою главную задачу видит в воспитании человека
духовного.
Компетентностная парадигма вырастает из когнитивно информационной,
прагматической, но в отличии от нее осознает невозможность и бессмысленность бесконечного
расширения передаваемой следующим поколениям информации, которая с одной стороны
нарастает лавинообразно, а с другой стороны устаревает каждые 34 года.
Компетентность – а) культурное новообразование личности, то есть совокупность
ценностей, убеждений, знаний, мотивов, привычных и знакомых действий, дорастающих до
полноценных деятельностей, совокупность, имеющую свои многочисленные прототипы в мире
большой культуры;
б) Содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме
в) личностная функция, инструмент, позволяющий личности быть автором, то есть
понятий , принципов, закономерностей;
инициативным преобразователем самого себя и внешнего мира под воздействием разных
культурных образцов.
Компетенции: а)обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение
учебной и профессиональной деятельности;
б) это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную
деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. /Зеер/
в) способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в
определенной области.
г) способность человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы
действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Виды профессиональной компетентности :
1.функциональная характеризуется профессиональными знаниями и умениями их
реализовывать;
2 .интеллектуальная выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять
комплексный подход к выполнению своих обязанностей;
3 .ситуативная – позволяющая действовать в соответствии с ситуацией;
4. социальная предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей.
Компетенция состоит из нескольких факторов:
знания результаты образования личности
навыкирезультаты опыта работы и обучения способы общения умение общаться с людьми и работать в группе
Виды профессиональной компетентности :
1.функциональная характеризуется профессиональными знаниями и умениями их
реализовывать;
2.интеллектуальная выражается в способности аналитически мыслить и осуществлять
комплексный подход к выполнению своих обязанностей;
3.ситуативная – позволяющая действовать в соответствии с ситуацией;
4. социальная предполагает наличие коммуникативных и интегративных способностей
Первая стадия бессознательная некомпетентность.
Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой « Я не знаю, что я не
знаю»
Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой « Я знаю, что я не
знаю»
Человек осознает, что ему не хватает профессиональных ЗУН.
Здесь возможны два исхода:
А) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной активности)
способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих ЗУН.
Б) деструктивный (форма социальной пассивности) может приводить к возникновению чувства
неуверенности в своих силах, психологического дискомфорта, повышенной тревожности,
которые мешают дальнейшему профессиональному обучению
Третья стадия – сознательная компетентность.
Человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний,
умений и навыков и может их эффективно применять. Эта стадия характеризуется следующей
профессиональной самооценкой « Я знаю, что я знаю».
Четвертая стадия – бессознательная компетентность.
Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм
является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует уровень мастерства.
Однако именно для этой стадии велика опасность профессиональной деформации.
Компетентности — это совокупность (система) знаний в действии.
В структуру компететности входят также эмоциональноволевые и мотивационные
компоненты.
Природу средств создания компетентности: таковыми со стороны личности оказываются:
монолог, диалог, договор, кооперация (соединенная деятельность), все варианты интерпретации
текстов, собственная социокультурная позиция обучающегося.
Компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;
нестандартные решения, проблемные ситуации; исследование, интеллектуальная деятельность.
Компетенции деятельности: 1)игра, учение, труд;
2)средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование.
Образовательные компетентности:
1 Компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на
усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
2. Компетентность в сфере гражданскообщественной деятельности (роль гражданина,
избирателя, потребителя) 3.Компетентности в сфере социально трудовой деятельности в том числе умение анализировать
ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности,
ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации).
4. Компетентности в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья.
5. Компетентности в сфере культурно досуговой деятельности ( включая выбор путей и
способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающаяся личность).
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.