Тип урока: урок изучения нового материала.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая осень» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить обучающихся с творчеством Б.Л. Пастернака и его со стихотворением «Золотая осень». 2. Формировать навыки чтения и его качества: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать текст. Развивающие: 1.Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь. 2. Развивать устную речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к поэзии. Формирование УУД: Познавательные УУД: • умение осознавать познавательную задачу; • умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. Коммуникативные УУД: • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации. • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; • умение организовать рабочее место под руководством учителя; • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Личностные УУД: • умение осознавать свое единство с окружающей природой.
Иконка файла материала 1 (116).docx
Тип урока: урок изучения нового материала. Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением Б.Л. Пастернака «Золотая осень» Задачи: Образовательные:       1.Познакомить обучающихся с творчеством Б.Л. Пастернака и его  со стихотворением «Золотая осень». 2. Формировать навыки чтения и его качества: беглости, сознательности, правильности, выразительности, формирование умения анализировать  текст.  Развивающие: 1.Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь.  2. Развивать устную речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность. Воспитательные: 1.Воспитывать интерес к поэзии. Формирование УУД: Познавательные УУД:   Коммуникативные УУД:    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения  умение осознавать познавательную задачу; умение читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное. нужной информации.  Регулятивные УУД:     неизвестно. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение организовать рабочее место под руководством учителя; умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще  умение осознавать свое единство с окружающей природой. Личностные УУД:  Планируемые результаты: Предметные:  формировать уважительное отношение к природе;    Метапредметные:  сформировать представление о личности и творчестве Б.Л.Пастернака; закреплять навыки работы над выразительностью чтения лирического произведения; сформировать умение определять настроение (эмоциональный характер) лирического произведения.совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы; развивать познавательный интерес и творческую активность, речь; обогащать словарный запас обучающихся;    Личностные:  формирование интереса и ценностного отношения к природе;  формирование положительной мотивации к учению. Методы обучения: словесный, наглядный, частично­поисковый. Формы организации познавательной деятельности:   фронтальная работа;  Оборудование:    учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова. мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку; электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой. индивидуальная; Этапы урока, Формируемые УУД Содержание урока, деятельность учителя Деятельность учащихся    цели Ход урока Организация класса ­Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас урок литературного чтения. –Наведите порядок на рабочем столе. Положите на край   учебник.   Приготовьтесь   меня   внимательно слушать.  Приветствуют   учителя.   Проверяют готовность   места, настраиваются на работу на уроке. рабочего                                                                                    I. 1.Самоопределен   Регулятивные: организация   рабочего места под руководством   учителя; волевая саморегуляция. Личностные:  формирование положительного отношения   к   процессу познания. ие к деятельности. Организационны к й момент Мотивировать учащихся   учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.   II. Постановка учебной задачи1. Формулирование темы   урока, определение   и постановка учебных задач.     Коммуникативные: умение слушать собеседника и вступать в учебный диалог. Регулятивные:  формулировать   тему   принимать   и урока, сохранять учебную задачу; дополнять   и   уточнять поставленные   задачи   и цели; прогнозирование, умение   контролировать результаты свое деятельности и деятельности   партнера, вносить коррективы.     Звучит фонограмма «Как прекрасен этот мир...» (От слов «Ты проснешься на рассвете...» до слов «Как прекрасен этот мир»).  ­   Посмотрите,   как   огромен,   разнообразен   и прекрасен окружающий нас большой мир, в котором мы   живем!   Что   же   делает   его   прекрасным?   Что прекрасно для вас? ­Почему именно это прекрасно? Восприятие   видеофрагмента. музыки   и Ответы детей. ­   Потому   что   нам   это   приятно,   мы радуемся,   становимся   добрыми, счастливыми. ­ У всех свое понимание прекрасного, оно есть то, что   объединяет   всех   нас,   ­   Природа   вокруг   нас   – живой   мир   растений,   животных,   птиц,   насекомых. (возникает   слад­шоу:   кадры   животных   и   птиц   в природе   и   дома).   Этот   мир   дарит   нам   здоровье   и радость, наполняет нашу жизнь музыкой. В разные времена года­ разная музыка. А какова она, музыка природы в разные времена года?  Весной:   шум   ручья,   щебетание   птиц шелест листвы, зимой: вьюга и т.д. ­Правильно, ребята! Молодцы. Сегодня мы начнём с вами раздел Поэтическая тетрадь на странице 113. Этот   раздел   будет   посвящен   окружающей   нас природе в разные времена года. ­ Определим тему нашего урока. О каком времени года мы сегодня будем говорить вы узнаете, разгадав загадку. ­Листьям – время опадать, Птицам – время улетать, Грибникам – блуждать в тумане, Ветру ­  в трубах завывать, Солнцу – стынуть, Об осени.2.Подготовка к  восприятию. Ввести в  атмосферу  произведения. Тучам – злиться, Нам с тобой – идти учиться. ­О каком времени года говорится? ­Правильно!   Сегодня   мы   с   вами   через   музыку   и поэзию постараемся почувствовать красоту осенней природы.  Понаблюдаем, как одно и то же явление изображают поэты и композиторы. Я   предлагаю   вам   послушать   мелодию.   Сядьте поудобнее,   закройте   глазки   и   слушая   музыку, представьте себе картины осенней природы.( Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года». «Сентябрь».) ­Удалось вам представить картины осенней  природы? ­Какими цветами вы бы нарисовали эти картины? ­Какое настроение вызвала эта мелодия? Слушают   музыку, картины осени.   представляют Ответы детей.   ­   Осеннюю   природу   любили   воспевать   писатели   и поэты. А каких поэтов, которые писали о природе, вы знаете? ­Сегодня   мы   познакомимся   с   необыкновенно интересным   поэтом,   который   поможет   нам насладиться   красотой   осенней   природы­   Борисом Леонидовичем Пастернаком. Тема (слайд). «Б.Л. Пастернак «Золотая осень» -Я   вам   расскажу   о   поэте,   а   вы   постарайтесь запомнить основные сведения и рассказать о нем. ­В 1890 г. в Москве родился будущий поэт и  переводчик  Б.Л. Пастернак. Его отец преподавал  живопись, а мать была пианисткой.  В доме  устраивались музыкальные вечера , на которых  бывали знаменитые писатели и художники. С  раннего возраста Борис хорошо рисовал, а также  проявлял музыкальную одарённость. Детские годы  Личностные: ­выражать положительное отношение   к   процессу   проявлять познания, внимание,   удивление, желание больше знать. ­умение   чувствовать красоту и   III. Изучение нового материала 1.Знакомство   с поэтом     Б.Л. Пастернаком. Слушают учителя.текста, выразительность   речи, эмоциональное проживание   выражение эмоционального отношения в читаемому тексту. ­воспитание доброжелательного отношения к природе. Познавательные: ­овладение   навыками смыслового чтения, анализа художественного текста,   формирование умения   анализировать художественный образ с учетом   специальных языка средств (метафоры,   эпитета, сравнения); ­умение иллюстрировать произведение.. Коммуникативные: ­планирование  сотрудничества и  способов  взаимодействия; ­инициативное  сотрудничество в  поиске информации,  умение слушать и  понимать собеседника; ­умение строить  собственное речевое  высказывание.   поэта протекали в атмосфере искусства, музыки,  литературы. Разносторонние культурные интересы и  связи семьи очень рано сказались на его  склонностях. Первые стихи Пастернака напечатаны  в 1913г., т.е. когда автору было 23 года. Р Поэт  очень любил культуру Грузии и перевел очень много  произведений с грузинского языка, а также с  французского и немецкого языков.  В 1958 году  получил Нобелевскую премию по  литературе. Стихотворение «Золотая осень» вошло в последний сборник стихов (1956 – 1959г). Книга  была подготовлена к изданию, но вышла в свет уже  после смерти поэта (1960г). Поэт написал очень  много замечательных стихов, а также известнейший  роман «Доктор Живаго», который был  экранизирован. ­Что вы запомнили о поэте? ­ Что вам особенно запомнилось и почему? Ответы детей. Объясняют смысл слов. Прежде, чем обратиться к стихотворению проведем  небольшую словарную работу. Постарайтесь  объяснить сами смысл слов, которые показаны на  экране. Чертог – пышное, великолепное помещение или  здание, дворец. Просека – узкая полоса, прорубленная в лесу. 2.Словарная работаФлигель – дом во дворе большого здания. Венец – венок. Каталог – список, исчисляющий какие – нибудь  предметы. Стужа – холод, мороз. Лик ­ лицо. Регулятивные: ­умение делать выводы,  обобщать,  анализировать и  сравнивать; ­умение  концентрировать силы  на решение  поставленных  поблемных вопросов. 3. Аудирование  стихотворения   Б.Л. Пастернака  «Золотая осень». ­Обратимся к его стихотворению. ­Прослушайте внимательно  аудиозапись  стихотворения «Золотая осень», а чтобы вы  прочувствовали это замечательное произведение как можно глубже, слушайте внимательно и смотрите на  репродукцию картины на слайде.   ­Какова тема стихотворения? О чем оно? -Какое   настроение   у   вас   вызывает   это стихотворение? ­Замечательно! Внимательно слушают аудиозапись. Увядающая природа. Об осени. Ответы детей. Читают вслух по строфам. 4. Вторичное  чтение  стихотворения  ­Я еще раз прочитаю вам стихотворение, а вы  внимательно следите и приготовьтесь читать по  строфам. -Прочитаем стихотворение по строфам.детьми. ­Молодцы! 5. Анализ  стихотворения. ­Ребята, для изображения осени, чтобы мы лучше ее  представили, автор использует выразительные  слова(приемы).  ­Найдем в стихотворении эпитеты и сравнения,  которые использует поэт для создания картины  осени. Но сначала, вспомним, что такое эпитеты и  сравнения.  Что такое эпитет? На какие вопросы отвечают слова­ эпитеты?  Находим в стихотворении слова­ эпитеты.   одно из изобразительных  Эпитет­   поэтических средств — определение,  прилагаемое к названию предмета для  большей образности. Какой, какая, какое, какие. «…липы обруч золотой…» «…подвенечной и прозрачной…» «…вишневый клей…» «в позолоте небывалой…» «…лист древесный…»   сопоставление  Сравнение ­   изображаемого предмета, или  явления, с другим предметом по  общему им обоим признаку.Что же такое сравнение? Как что? Словно что? Будто что? На какие вопросы отвечают слова­ сравнения?  ­Находим в стихотворении сравнения. Молодцы!  6.  Выразительное  чтение  стихотворения  детьми ­Как поэт относится к осени?  Попробуем передать восторг автора при  выразительном чтении. ­Ребята, потренируйтесь в парах тихонечко  «…в желтых кленах флигеля, словно в золоченых рамах»  «…как венец на новобрачной…» Он ей восторгается, называет осень  сказочной. Тренируются читать в парах. Читают стихотворение вслух. Осень. Сказочный чертог. Поэт  сравнивает осень с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со  своей уникальной «экспозицией».  Погребённая земля… Похороненная земля, спрятанная от  наших глаз листьями.­Липы обруч золотой… ­Золотой, прозрачный, жёлтый,  янтарный, вишевый. ­Осень, деревья, листва опадает… ­Сентябрь. ­Со старыми вещами, сокровищами. ­Наступает зима. Осень­ переходный период между  жизнью и смертью природы. Скоро  наступит зима. прочитать стихотворение выразительно. А затем  будем читать выразительно вслух. ­Начинаем… ­Молодцы! ­Найдите в стихотворении, с чем автор сравнивает  осень? ­Прочитайте 4­ую строфу стихотворения. Что значит словосочетание «погребенная земля?» Характерная метафора «погребенная земля» —  тонкий намек на то, что осень является переходным  периодом между жизнью и смертью природы. ­С чем автор сравнивает березу и липу? Найдите и  прочитайте. ­Какие цвета, краски вы  увидели в стихотворении?  ­Какую картину можно нарисовать этими красками? ­О каком месяце говорит автор? ­ С чем сравнивает осень в последней строфе? ­ Кто догадался, почему автор говорит «…где  сокровищ каталог перелистывает стужа»?.­Какова главная мысль стихотворения?  ­ В какой стихотворной строке заключена главная  мысль на ваш взгляд?                                                                               IV.Итог урока. Рефлексия. 1.Рефлексия. 2. Итог урока. Регулятивные: ­действия   оценки   и самооценки.   Личностные: ­установление обучающимися значения результатов своей деятельности,  нравственно­ эстетическая ориентация; ­формирование адекватной   позитивной осознанной   самооценки и ее самопринятие; ­оценка   собственной деятельности. ­Я надеюсь, что наш сегодняшний урок помог вам окунуться   в   мир   высокой   поэзии   и   искусства. Думаю, что творчество Бориса Пастернака оставило след   в   вашей   душе   и   вам   захочется   почитать   его произведения. ­Что вам больше всего понравилось на уроке?  ­С каким замечательным поэтом мы познакомились сегодня на уроке?  ­Что вы запомнили о поэте?  ­Как называется его стихотворение? ­Какова главная мысль стихотворения? Вашим   домашним   заданием   будет   выразительное чтение стихотворения, запишите задание в дневник. Ответы детей. Ответы детей.

Посмотрите также