ТК "Дело мастера боится"
Оценка 5

ТК "Дело мастера боится"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
13.06.2023
ТК "Дело мастера боится"
План-конспект по родному языку "Дело мастера боится"
технологическая карта урока по родному русскому языку _Дело мастера боится_3 класс.docx

Предмет, класс

Родной (русский) язык

УМК, автор программы

УМК «Школа России, О.М.Александровой "Русский родной язык"

Учитель

      Серчук Кристина  Анатольевна , учитель МОАУ «СОШ № 15 г. Новотроицк»

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№7: «Дело мастера боится»

Цель урока

Создать условия для формирования представлений детей о словах, называющих необычные и интересные профессии старой России.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий;

- Познакомить детей с устаревшими и забытыми словами;

- Познакомить с прототипами современных профессий;

- Формировать представления о труде людей прошлого;

 

 

- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать к творчеству и самостоятельности;

- Расширять кругозор, познавательный интерес;

- Развивать речь детей, обогащать словарь по данной теме;

 

 

Воспитывать уважительное отношение к труду.

 

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

Освоить и отработать новые лексические единицы по данной теме

 

Обучать поиску и выделению необходимой информации;

 обучать  использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, участия в диалоге, самовыражения.

- Личностные: Интерес к образу жизни наших предков. Понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена. Важность бережного отношения к наследию прошлого.

• принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

• планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными задачами.

Регулятивные: действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике.

•контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

•оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

•осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения.

•понимать информацию, определять основную и второстепенную информацию;

•применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения

Познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов;

•подводить под понятие на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

•наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде письма

Коммуникативные:

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

•аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы

•вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах,

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно формировать весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и овладевая личностными, метапредметными и предметными результатами, достаточными для успешного продолжения образования в основной школе. При постановке целей и задач урока учитывается в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. Работа, в основном, предусмотрена устная, это зависит от типа урока. Цель урока – научить учащихся употреблять в своей речи слова, называющие занятия людей. На уроке представлены такие формы работы, как выполнение различных упражнений на нахождение  лексических значений слов, также на уроке даются творческие задания.

 С этой целью урок построен на основе деятельностного метода обучения, основанного на приемах рефлексии и саморефлексии, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности  —это урок открытия нового знания

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

 

Учебник, с. 50—59

 

мультимедийный компьютер

 

 

 

Название этапа

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

 

- Поприветствуем друг друга улыбкой на уроке русского родного языка.

Настроимся на активную и плодотворную работу

Богат язык и выражать

Им можно каждую эпоху.

Любой оттенок распознать

Не просто «хорошо» иль «плохо».

- Как понимаете эти строки?

 

– Действительно, русский язык неисчерпаемо богат, красив, выразителен. В нём содержится мудрость народа, передаваемая из поколение в поколение.

 

 

Учащиеся слушают

 

 

Дети высказывают свои предположения.

2. Актуализация опорных знаний.

 

1. Соедини стрелками пословицы.( Слайд 1, 2)

Землю солнце красит,

к тому и руки приложатся

Работаешь добросовестно,

а человека - труд

К чему душа лежит,

так и в глаза глядеть не совестно

- Какая тема объединяет данные пословицы?

- Придумайте синонимы к слову – труд.

 

 

- Синонимы к слову – мастер.

 

- Какие профессии вы знаете?

 

- Какие профессии были в ваших семьях?

 

- Можете назвать профессии, которых сейчас нет?

 

Дети на карточках соединяют стрелами пословицы

 

 

 

 

Дают ответы на вопросы ( работа, профессия, ремесло, дело)

 

( труженик, профессионал, умелец)

 

дети заранее собирают информацию

3. Формулировка темы. Создание проблемной ситуации.

 

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

 -Какова тема урока?

- Тема: Дело мастера боится.( слайд 3)

На доске – вопрос.

- Как вы думаешь, чего больше профессий или слов, называющих профессии

 

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. В те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики.

 

Дети высказывают свои предположения.

 

Дети высказывают своё мнение

 

 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 

- Давайте вместе определим, какова будет цель нашего урока.

 -Что мы должны узнать?

 - Чему научиться на уроке?

 

Составим план, чему будем учиться.

1.Какие профессии существовали

2. Где сегодня мы можем найти упоминания об исчезнувших профессиях

3. Знакомство с новыми понятиями и терминами.

4. Вывод: чего же больше профессий или слов, называющих профессии

 

Дети определяют цель урока, составляют план работы

5. Реализация построенного проекта.

 

Мир развивается. Появляются новые профессии – а вместе с ними и новые слова. Человек полетел в космос – появилось слово космонавт. А сейчас в университетах уже готовят космогеологов – тех, кто будет исследовать полезные ископаемые на других планетах. Но много профессий и ремёсел кануло в прошлое

Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

1. Работа в группах. Каждая группа получает репродукцию.

- Рассмотрите репродукции картин. Подберите подходящую подпись.

А. Е. Архипов. Прачки

С.И. Грибков. Водовоз

Ф.С. Журавлёв. Пряха.

М.П. Клодт. Шорник

( слайды 4,5,6,7, 8)

Материал для учителя (уточнение о профессиях)

Пряха– профессия, очень похожая на профессию ткача. Люди научились ткать еще до появления пряжи в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи. На первых ткацких станках основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к веткам деревьев. У земли нити закреплялись камнями и колышками. Нитки сплетались руками. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму

Шорник

Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам.. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.

Картина Михаила Клодта показывает шорника за работой. Ремесло это было трудоемкое и требовало искусных навыков. Чего только стоило правильно выбрать кожу! А еще нужно было прошить ремни, поставить заклепки. Делалось все вручную самыми простыми инструментами. Каждый ремесленник придерживался определенных правил. Например, гнуть дуги можно было только во время летнего сокодвижения, а сушить их исключительно в тени.

Водовоз.

Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника.

Прачки

Как и в наше время, перед стиркой бельё сортировали по цвету и степени загрязнения. Носки, кухонные фартуки, носовые платки, рабочую одежду и тому подобное намыливали и замачивали на ночь. Утром, пока грелись котлы с водой, щёткой удаляли грязь, деревянной доской-рубелем — выколачивали. На стиральной доске кулаком тёрли до желаемой чистоты. Платья из тонких тканей стирали руками во избежание повреждения. После бельё кипятили с мылом, а с развитием химической промышленности ещё и с содой, постоянно помешивая деревянной палкой. В начале XIX века мыло часто готовили дома из воды, золы и жира. Лучшая зола получалась из бука и дуба. Рецепты мыловарения существовали разные, в зависимости от ткани — для стирки кружев, шерсти, льна и т.д. Позже наладили массовое промышленное производство мыла.

 

- Вывод: слова, называющие профессии живут в картинах

На экране вы видите картину известного русского художника Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге». А знаменитый поэт Николай Алексеевич Некрасов, чья жизнь неразрывно была связана с костромским краем, написал такие строки: (слайд 8)

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик,-

И сердце дрогнуло во мне.

- А кто такие бурлаки?

Бурлаки – это сезонные наёмные рабочие, объединенные в артели, перетягивали суда против течения, буквально на своих плечах. Тяжелый каторжный труд в России был отменен в 1929 году. Однако в некоторых странах он востребован и поныне.

 

 

 

 

 

Дети предлагают варианты

 

Дети работают в группах

 

Выбирает нужное название. Объясняет почему

Прачка – работница, занимающаяся ручной стиркой белья.

Водовоз – человек, разносивший или развозивший ёмкости с водой по домам.

Пряха – профессия, очень похожая на профессию ткача. Нити прялись из шерсти животных на специальном приспособлении – прялке. Готовая нить наматывалась на веретено.

Шорник – специалист по изготовлению конской упряжи, в том числе шор – боковых наглазников, которые надеваются на лошадь для ограничения поля зрения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

А теперь поработайте над упражнением №4 стр.53.

Проверим задание.

Далее следует проверка.

 

 

 

 Дети работают в парах

Трубочист – рабочий, занимающийся чисткой дымоходов, печных труб.

Косарь – тот, кто косит траву, злаки.

Фонарщик – рабочий, зажигающий уличные фонари и наблюдающий за их исправностью.

Водовоз – возчик, доставляющий воду.

Пахарь – человек, который пашет землю, землепашец.

Газетчик – уличный продавец газет.

Лекарь – то же, что врач.

Шут – клоун

Цирюльник – парикмахер

Городовой – полицейский

Кучер – водитель

Звездочет – астроном

.

 7. физминутка

Трактор водит – тракторист ( крутят воображаемый руль)

Электричку – машинист( руки на поясе – пружинка)

Стены выкрасил – маляр( имитируют движение покраски)

Доску выстругал – столяр ( трут ладошки )

В доме свет провёл – монтёр( фонарики)

В шахте трудится шахтёр ( топают)

В жаркой кузнице – кузнец ( ударяют кулачками)

Кто всё знает – молодец. ( хлопки)

 

Учащиеся выполняют движения имитирующие действия текста

8. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (продолжение)

- Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

- Прослушайте несколько музыкальных произведений.(слайд 9)

(Ямщик – не гони лошадей,          Степь, да степь кругом,               Зимняя дорога)

Ямщик, не гони лошадей!              Степь, да степь кругом              Что-то слышится родное
Мне некуда больше спешить,        Путь далек лежит                       В долгих песнях ямщика:
Мне некого больше любить,          В той степи глухой                      То раздолье удалое,
Ямщик, не гони лошадей!               Замерзал ямщик                         то Сердечная тоска.

- Какая профессия объединила эти музыкальные произведения

- Прочитайте информацию в учебнике с.54 (Рубрика «Из истории языка и культуры»).

- Кто такой извозчик и ямщик? (слайд 10,11)                                                                                                                             - Чем отличаются эти профессии?                                                                                                                                                   - Замените эти старые профессии новыми.                                                                                                                                                - На стр.55 упр.№5 прочитаем фрагмент романа Пушкина «Евгений Онегин».                                                                                                                                                                   - Выясним значения слов кибитка и облучок                                                                                                                                                  - Найдите иллюстрацию, которая точно соответствует тексту.                                                                                                                                 - Почему не подходят другие?                                                                                                                                                                              - Спишите стихотворные строки в тетрадь.

Вывод:  слова, называющие профессии живут в музыкальных произведениях

 

С.56 упр.6

-Какое слово пропущено: ямщик или извозчик (слайд 9)

- Из какого произведения?

Где мы можем услышать упоминание сегодня несуществующих профессий?

Вывод: О старинных профессиях упоминается в произведениях великих писателей и поэтов.

 

Слушают отрывки из произведений

 

 

 

 

Дети читают информацию

Дети отвечают на вопросы толкования слов даются на этой же странице учебника

Извозчик – таксист.

Ямщик – дальнобойщик

Учащиеся записывают текст в тетрадь

Дети читают, отвечают на вопросы

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

(самостоятельная работа с самопроверкой по эталону)

Учитель предлагает обучающимся выполнить задание на карточках. По итогу выполнения на экране появятся правильные ответы, по которым обучающиеся смогут себя проверить

– Спиши фамилии, рядом запиши профессию, от которой она образовалась.

1 ряд: Аптекарев , Бондарев, Звонарёв, Кузнецов

2ряд: Лекарев, Мельников, Плотников, Пряхин

3ряд: Рыбаков, Сапожников, Столяров, Ямщиков.

Проверка –(слайды 12-23)


- О каких профессиях вы не слышали?

- Бондарь. Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. . С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.

- Вывод: Иногда по фамилии человека можно было узнать, кем по профессии были его далёкие предки. Так что слово, называющее исчезнувшую профессию,  живёт и в наших фамилиях.

 

Учащиеся записывают в тетрадь

 

 

 

 

 

 

Бондарь.

11. Подведение итога урока.

- Итак, какая была тема урока?

- Что нового вы сегодня узнали?                                                                                                                                            –За что бы вам хотелось себя похвалить?                                                                                                                                    Вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока:                                                                                                                                                                                           - Как вы думаете, чего больше профессий или слов, называющих профессии?

Были на Руси профессии уважаемые, редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. А некоторые профессии изменились настолько, что их теперь не узнать.

- Но слово, называющее профессию, живёт. Поэтому слов больше, чем существующих профессий.

- О чем дополнительно вам хотелось бы узнать?

Дети отвечают на вопросы.

12.Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Оцените свою работу на уроке. (рефлексия «Светофор» слайд 24)

Наш урок мне бы хотелось закончить следующими строками:

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь,                                                   Хлеб испечет в пекарне пекарь,

 

Учитель выучит всему –

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь                                                                                 И дело по душе найдешь.

Учащиеся показывают карточки, и объясняют, почему они её выбрали

 

 

 

 

Дети слушают стихотворение

 

13.Информация о домашнем задании

 С.56 упр.7

 или творческое задание с. 58 упр. 11

 

Дети записывают домашнее задание

 


 

Предмет, класс Родной (русский) язык

Предмет, класс Родной (русский) язык

Методическое обоснование урока

Методическое обоснование урока

Актуализация опорных знаний. 1

Актуализация опорных знаний. 1

Реализация построенного проекта

Реализация построенного проекта

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник

В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

В жаркой кузнице – кузнец ( ударяют кулачками)

В жаркой кузнице – кузнец ( ударяют кулачками)

О каких профессиях вы не слышали? -

О каких профессиях вы не слышали? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023