Класс: 3 класс
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: организация деятельности обучающихся по изучению и закреплению знаний о опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
Дидактические
-актуализировать знания о кантате «Александр Невский»
-содействовать усвоению знаний обучающихся о понятии ария
-формировать вокально-хоровые навыки
Развивающие:
-способствовать развитию коммуникативных навыков
-развивать чувство гордости за свою Родину
Воспитательные:
-содействовать эмоциональному отклику на патриотическую музыку М.И Глинки
-воспитывать чувство патриотизма
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
-формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России -развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; -формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; |
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; -овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; -формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме |
-знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; -умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
|
Межпредметные связи: История, Литература
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: отрывок из оперы: ария Ивана Сусанина, хор «Славься», песня «Хохлома»
Литературный ряд: либретто оперы, стихотворение «Глинка» И.Северянин
Зрительный ряд: портреты М.И. Глинки, Ивана Сусанина, эскиз декорация первого действия оперы «Иван Сусанин».
Материалы для учащихся: текст песни
Материалы для учителя (оборудование): ТК, презентация, техника (компьютер, колонки, проектор)
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД (формируемые на данном этапе урока) |
Методы обучения, КРР |
1. Мотивация к учебной деятельности
|
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Игоревна и сегодня урок музыки проведу у вас я. Так как мы с вами пришли на особенный урок – предлагаю поприветствовать друг друга песней! Начнем наш урок с песенки-распевки: Послушайте слова: Вот мы идём вверх, вот мы идём вниз Побежали вверх, побежали вниз. -А теперь давайте вместе проговорим её. -Я буду петь слова солиста, а вы после эхом повторите за мной. -В первой части вы пропеваете гласные, делая перенос согласных в конце фразы. - Во второй части, делаете активный вдох и поёте в быстром темпе.
|
Приветствуют учителя. Настраиваются на хорошую работу на уроке.
Поют распевку. |
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Формирование готовности восприятия учебного материала
Упражнение |
2. Актуализация опорных знаний |
- Для начала, чтобы начать знакомство с чем-то новым, мы должны вспомнить, о чем вы говорили на прошлом уроке. - Что нового узнали? -Какую тему вы изучали на прошлом уроке? Что такое кантата? Кто ее автор?
|
Вспоминают материал прошлого урока. Отвечают на вопросы учителя.
Кантата «Александр Невский»
- Кантата- вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. С.С. Прокофьев.
|
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
|
Беседа |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания:
3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении)
3.2.3.Музыкально-слушательская деятельность
3.2.2. Вокально-хоровая работа
3.2.5. Творческое задание
3.4. Повторение и включение в систему знаний |
Организует работу по формулированию темы урока. -Ребята, я предлагаю вам сегодня посетить театр, вот мы заходим в здание театра и видим афишу. Что на ней написано? -Прочитайте, что написано на афише. -Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Организует беседу. -Что такое опера? Это сегодня и предстоит нам узнать! -Давайте вспомним правила поведения в театре.
-Давайте же узнаем, что такое «Опера» - Прочитайте на слайде определение слова «Опера». В опере объединяются различные художественные средства: Сценарий к опере пишет либреттист, а сам литературный текст оперы называется Либретто Перед началом оперы обычно исполняется музыкальное вступление, которое называется увертюра. Увертюра основана на музыкальных темах оперы и воплощает ее главную идею. В опере существует такое понятие как вокалист, как вы думаете, что значит это слово? Вокалист – в опере это певец, исполняющий главную часть оперы. Так же существует такое понятие как хоровая сцена – это часть оперы, которую исполняет группа певцов. Как вы думаете опера появилась давно или недавно? Опера в России появилась около 300 лет назад.
А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь понять, о ком же идет речь: В те дни, когда уже, казалось, тмила Родную музу муза чуждых стран, Любимую по-русски звал Руслан И откликалась русская Людмила. Мелодию их чувств любовь вскормила. Об их любви поведал нам Баян, Кому был дар народной речи дан, Чье вдохновенье души истомило. Нелепую страну боготворя, Не пожалел он жизни за царя, Высоконареченного Профаном, Кто, гениальность Глинки освистав, Чужой в России учредил устав: Новатора именовать болваном. - О ком идёт речь? - Верно, это Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Давайте все вместе повторим ФИО композитора. М.И. Глинка имеет для русской музыки такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Михаила проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало большое влияние на его любовь к музыке. Когда М.И. Глинка жил в Петербурге он прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Романсы-это уличные песни, его романсы любили и напевали во многих городах. Затем Михаил Глинка уехал за границу в Италию и в Германию. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Он очень тосковал по Родине. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и написал одноименную оперу. - Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине? - Иван Сусанин - крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: Простой деревенский человек, когда узнал, что враги не знают дороги- он вызвался их проводить, но завел в такое глухое место в лесу, что враги не смогли выбраться- найти дорогу назад. За это его убили, но вскоре сами погибли от мороза, голода и от того, что были в глухом лесу. - Как вы думаете, какие чувства может вызывать этот подвиг у людей? Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. -Обратите внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию. Иван Сусанин совершил подвиг и завел поляк в лес, на верную гибель, чем помог в победе русским войскам. Сам же погиб во имя своей Родины.
- Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. Это ария Сусанина в сцене в лесу с поляками. - А кто знает, что такое ария? Ария- песня главного героя. Для нее характерна напевность, широта мелодического дыхания. - Ваша задача внимательно послушать этот фрагмент и рассказать, что вы услышали. Вспомним правила слушания. - Звучит видеофрагмент. Что вы услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии? -КАК ЗВУЧИТ МУЗЫКА? -Какое настроение она передаёт? -Какие чувства вызывает? - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»? -Потому что люди должны знать героев и быть героями. В конце этого сражения с поляками наши войска одержали победу! И этому посвящена заключительная часть оперы хор «Славься»
-А теперь послушаем заключительный хор оперы «Славься», который звучит в эпилоге (заключении) оперы. Какими движениями вы бы сопроводили данный музыкальный фрагмент? -Какое чувство пробудила музыка М. И. Глинки в вас? -Как вы считаете, почему оперу завершает этот торжественный хор? -Какие черты русского характера воспевает эта музыка? -Мы можем гордиться тем, что живем в стране, где создают такую музыку и где жили такие герои! Какой же можно сделать вывод : Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» является одной из самых патриотичных в русском музыкальном искусстве, призывает к любви к Родине, Отечеству, России. -А сейчас я предлагаю прослушать музыкальную композицию о нашей Родине. Обратите внимание на настроение мелодии, о чем говорится в тексте этой песни. Текст песни хохлома 1 куплет Хохлома, волжский плес, Ширь полей, плач берез. Это ты, Родина моя, Это ты, Россия. Купола, неба высь. Для тебя наша жизнь. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Припев Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь! 2 куплет Журавли, тополя Хлеб, да соль, лик Кремля Это ты, Родина моя Это ты, Россия Детский смех, перепляс. Доброта синих глаз. Это ты, Родина моя. В мире нет красивей. Припев Россия, Россия - ты моя звезда Россия, Россия - ты моя судьба Россия, Россия - повторю я вновь Россия, Россия - ты моя любовь!
-Ребята, все ли слова были понятны? Хохлома́ — старинный русский народный промысел, представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
-А теперь я предлагаю вам спеть эту песню, но прежде чем петь, мы разучим ее, я проговариваю фразу а вы повторяете за мной.
-А теперь споем под музыку приемом немого пения, то есть беззвучно, четко проговаривая слова.
-А теперь я предлагаю на припеве выполнять хлопки под ритм музыки. Организует демонстрацию движений. - Думаю, вы всё запомнили, предлагаю спеть песню, сопровождая припев движениями. -Ребята, в нашей родной стране есть множество героев, которые совершали подвиги, но без помощи разведчиков они бы не справились. -Я предлагаю вам сочинить верлибр по теме родина. - Напомню, что верлибр – это стихотворение без рифмы и без ритма. Организует проверку. Организует вопрос по теме урока -И так ребята, наш урок подходит к концу, давайте же с вами вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем уроке? -Какова была тема нашего урока? -С какой оперой мы познакомились? -Кто написал эту оперу? -Что вам больше всего запомнилось? |
Отвечают на вопросы учителя.
- Опера «Иван Сусанин»
-Да -Опера «Иван Сусанин»
Выдвигают свои предположения
Обращают внимание на слайд.
- Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра
Слушают учителя
-Давно
Слушают стихотворение.
- О композиторе Глинке
-Михаил Иванович Глинка
Слушают учителя
Слушают учителя
Рассказывают о той информации, которая им уже известна
Гордость, уважение
Внимательно слушают учителя
Слушают установку учителя.
Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопросы учителя. - Сусанин завёл поляков в лес. -Злоба, страх. -Тревожно, прерывисто - Тревожное Выдвигают свои предположения.
Передают настроение музыки ритмическими движениями -Чувство гордости за свою страну -Потому что он передает чувство победы -Отвагу
Слушают музыку.
Задают вопросы, если они возникли.
Разучивают песню.
Поют приемом немого пения
Поют под музыку.
Смотрят на учителя.
Повторяют музыкально-ритмический рисунок. Поют выполняют движения.
Сочиняют стихотворение.
Рассказывают по желанию. Отвечают на вопросы. - Пели, смотрели оперу. -Опера «Иван Сусанин» -«Иван Сусанин» -М.И. Глинка |
Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
Метапредметные -формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме
Личностные:
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
Личностные:
-формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
Личностные:
-формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
Метапредметные:
-формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной форме
Личностные:
-формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
Метапредметные: -овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
Метапредметные: -овладение навыками смыслового прочтения содержания музыкальных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; Личностные,:
-формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России
Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
|
Беседа
Метод проблемной ситуации
Рассказ
Рассказ
Иллюстрация
Рассказ
Иллюстрация
Рассказ
Иллюстрация
Иллюстрация
Метод наблюдения за музыкой
Метод сопереживания
Метод размышления о музыке
Метод наблюдения за музыкой Демонстрация
Упражнение
Слушание
Беседа
Упражнение
Дидактическая игра
Упражнение
Беседа |
4. Рефлексия учебной деятельности |
-Какое настроение у вас осталось после сегодняшнего урока? -Что нового и интересного вы бы рассказали своим родителям? -Что вам больше всего запомнилось? - Спасибо за урок. До свидания.
|
Оценивают свою деятельность. |
Личностные: -развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; |
Рефлексия
Самооценка |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока музыки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.