Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить обучающихся с геометрической фигурой «отрезок»; научить чертить эту фигуру с помощью линейки; учить различать прямую, кривую линию, луч и отрезок;
Планируемые результаты
Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
Метапредметные:
Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.
Оборудование к уроку: учебник Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.-3-е изд.-М.:Просвещение,2016, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, нитки, пластилин.
Проект урока математики в 1 классе
по теме
«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
( по курсу «Математика», автор М.И. Моро)
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить обучающихся с геометрической фигурой «отрезок»; научить чертить эту фигуру с помощью линейки;
учить различать прямую, кривую линию, луч и отрезок;
Планируемые результаты
Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять
построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
Метапредметные:Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение;
сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении
заданий.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий;
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;
оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления
результата деятельности; умение работать в паре.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение
выслушивать своего товарища при работе в паре.
Оборудование к уроку: учебник Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/М.И.
Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.3е изд.М.:Просвещение,2016, презентация, компьютер, мультимедийный проектор,
экран, нитки, пластилин.
1.Мотивация к
учебной деятельности
Содержание урока:
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок
принесет вам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.
Пожелаем друг другу успехов в учении.
Прочитайте японскую пословицу». «Начинай взбираться вверх снизу»
Как вы ее понимаете?
Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех.
Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. (запись на доске)
Давайте посмотрим на экран. Сколько человечков вы видите?(5) (слайд1)
Из каких чисел можно получить число 5 (2+3, 1+4 и т.д.)
Скажите пожалуйста, из каких фигур состоят человечки? (треугольник, четырехугольник,2. Актуализация знаний
круг, овал, прямые линии)
Кто из пяти лишний и почему? ( 2ой человечек, у него вместо овала , четырехугольник)
А кто из вас знает, как эти фигуры называются одним словом? (геометрические)
Правильно! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Геометрия» ( слайд2)
Как вы думаете, кто живет в этой стране?
( фигуры)
Правильно, геометрические фигуры. Мы уже назвали некоторые из них. А кто знает еще,
какие фигуры могут жить в этой стране? (прямоугольник)
Посмотрите на экран, какие новые геометрические фигуры вы видите? (точка, прямая)
(слайд3)
Молодцы! Как в любой сказочной стране, в ней есть королева самая главная фигура, без
которой не может быть построена ни одна другая фигура. Знакомьтесь это Точка. слайд4)
Посмотрите какое задание она нам приготовила. Что изображено на доске?
( Линии)
Подумайте, на какие множества можно разделить эти линии? (прямые, кривые)
По какому признаку разделили на множества? (по форме)
Все ли прямые фигуры вам известны?
Как они называются?
(Почему вы решили, что это отрезок?)
3. Постановка учебной
задачи.
Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?
Правильно. Что бы вы хотели узнать о линиях (какие они бывают)
Сегодня мы познакомимся с различными линиями, будем учиться их правильно строить.
А для этого мы обратимся за помощью к нашей королеве Точке.
4.Нахождение способов
решения учебной задачи.
Вы знаете наша Точка очень любопытная, как и вы. И про нее есть интересная сказка, я вам
сейчас ее расскажу:
Жилабыла Точка. Она была очень любознательной и хотела все знать. Увидит незнакомую
линию и непременно спросит:
Как эта линия называется?Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном
месте!? Отправляюська я путешествовать!»
Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой? (да)
Физкультминутка
Руки ставим все в разлет,
Получился самолет.
Мах крылом тудасюда.
Делай раз и делай два.
Сказаносделано. Тихонечко сели за парты. Продолжаем путешествие. Отправилась Точка
путешествовать по своим владениям, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на
прямую линию. (слайд5) И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. Он тоже
был очень длинный, но всетаки не такой, как прямая линия. У него появилось начало!
Ребята, чем же прямая линия отличается от луча ? (у прямой нет начала, а у луча есть)
Правильно. Давайте дальше слушать сказку. Точку это не смутило. Она даже обрадовалась
тому, что с ее помощью образовалась новая фигуралуч. Она решила идти дальше, чтобы
найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит:
«Долго ли я еще буду идти?»
Ребята, скоро ли конец луча? (у луча нет конца, но есть начало)
Тогда я поверну назад.сказала Точка.
Но она так далеко ушла от луча, что дорога назад ей показалась очень длинной.
Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись,
появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с
одной стороны конец.
Ребята, как это называется? (отрезок)
Да, это отрезок, сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой. ( слайд7)
Отрезок! с удовольствием повторила Точка.
Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? ( у него есть концы)
Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.
Ребята, ведь у каждого дома есть номер, а улица имеет название, отрезок мы тоже будем
обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита, А и Б (слайд7)5. Первичное закрепление
изученного материала
Что вы узнали из сказки? (прямая не имеет начала и конца)
Что же такое отрезок? (имеет начало и конец, обозначается буквами)
Что такое луч? (имеет начало, но не имеет конца)
Молодцы! Чтобы завершить путешествие Точка нам приготовила задания. Работать будем в
парах. Кто из вас помнит правила работы в парах.
Не перебивай товарища.
1. Будь вежливым.
2.
3. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед.
4.
Поблагодари товарища за совместную работу
Хорошо, правила помним. Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее
свойства и рассказать друг другу.( из клубка ниток)
Смоделируйте кривую линию.(из клубка ниток)
Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)
Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)
( Работают парами, моделируют прямую линию, кривую, луч и отрезок , называют друг другу
свойства фигур. Учитель контролирует процесс моделирования.)
Молодцы! Потрудились хорошо, а теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
Математику люблю. Спину ровно я держу.
Вправо, влево наклоняюсь, как прямая выпрямляюсь.
Руки в стороны раздвину, вверх ладошки подниму и отрезок покажу.
Раз присяду, два присяду и на место тихо сяду.
Отдохнули. А сейчас отгадайте загадку.
Я люблю грамоту и сама прямая.
Начертить ровную черту всем я помогаю.
Что это?
Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали?
(он помогает чертить прямые линии)
Правильно. Сейчас откройте учебники на с. 40. Рассмотрите нарисованные линии. Какие
линии изображены? (прямая, кривая, луч, отрезок)
6. Включение нового
знания в систему знаний иповторение.
Чем они отличаются?
Сейчас будем учиться правильно чертить прямую, луч, отрезок. Что нам для этого
понадобится? (карандаш и линейка)
Кто может рассказать, как построить отрезок?
Как правильно прикладывать линейку?
Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику.
Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику.
Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось (отрезок) Проверьте себя по
учебнику.
Подумайте, можно ли еще провести прямую линию через две точки (дети пробуют, делают
вывод, что нельзя)
Правильно. А кривую можно провести через две точки? (да, чертят кривую)
А еще одну можно повести? (да, чертят кривую)
А еще? (да)
Какой вывод можно сделать? (через две точки можно провести только одну прямую и много
кривых)
Начертите луч. Проверьте.
Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще
провести прямую линию через точку? (да)
А еще?
Какой вывод можно сделать? (через одну точку можно провести много прямых)
(Идет самостоятельная работа, в ходе которой учитель оказывает помощь тем детям,
которым самостоятельно не могут справиться с заданиями)
Отложите карандаши и линейки в сторону.
Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу»
Нашим девизом сегодня была японская пословица.
Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли.
Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы:
1. Для чего выполняли задания? (чтобы научиться чертить линии и различать их)
2.Удалось добиться результата?
3.Правильно ли выполнили или с ошибкой?7. Итог урока. Рефлексия.
4.Самостоятельно работали или вам помогали?
Оцените себя.
У кого сегодня получилось добраться до вершины, поднимите руки.
Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас чтото не получилось, вес впереди.
С какими линиями мы сегодня познакомились?
Чем отрезок отличается от прямой линии ?
Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)
Найдите отрезки в окружающей обстановке.
Продолжите предложения, которые видите на экране (слайд8)
Спасибо за работу на уроке.