Тренинг группового взаимодействия для педагогов
Оценка 4.8

Тренинг группового взаимодействия для педагогов

Оценка 4.8
Семинары
docx
психологическая работа
Взрослым
22.09.2022
Тренинг группового взаимодействия для педагогов
Тренинг группового взаимодействия для педагогов, который можно провести в начале учебного года
Тренинг группового взаимодействия для педагогов.docx

Мини-тренинг «Учимся слышать себя и друг друга»

 

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.

Задачи:

*консолидация группы, формирование в ней эмоционально позитивной атмосферы;

*раскрытие творческого потенциала педагога

*активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям, развитие его индивидуальности, расширение самосознания, поиск эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности;

*определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению;

*конструктивное решение конфликтных ситуаций;

*повышение уровня самооценки педагога;

*развитие эмоционального восприятия;

*развитие у педагогов способности к педагогической рефлексии

*развитие средств эффективного общения педагога с коллегами по работе.

- «Неприбранный» зал для тренинга (5 мин.).

Цель: выявление лидера, выявление поведенческих реакций участников, стиля адаптивного поведения, потенциальных возможностей человека, особенностей социального взаимодействия.

Ход упражнения: участники заходят в неподготовленную аудиторию (столы, стулья и т.д.). Ведущие, принеся извинения, просят участников помочь в подготовке аудитории к тренингу.

- Разогрев.  Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель: сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего, необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения: участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами,  не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

§ Что вы сейчас чувствуете?

§ Что вам больше всего понравилось?

§ Трудно ли вам было выполнять упражнение?

- Работа с  МАК  (Деревья, Окна и двери)

Цель: определить актуальное  на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Ход упражнения: ведущий предлагает каждому участнику выбрать карту, которая больше всего ассоциируется у него с текущей ситуацией.  Участники

с Вашей профессией.

Как  Вы видите  работу Психолога в современных условиях.

 

 

 

- Упражнение «Волшебный магазин».

Цель: .

Ход упражнения: Сегодня каждый из нас имеет возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

Выберите из предложенных фигур-символов три основные свои жизненных ценности.  Расскажите о своих ценностях.

Теперь я предлагаю вам игру «Волшебный магазин». Вы делитесь на пары, один из Вас продавец, другой – покупатель. Затем вы меняетесь ролями.  Покупателю нужно прийти в «Волшебный магазин»  и купить у продавца,  все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты продавец  потребует, чтобы Вы заплатили за это тем, что Вы цените в жизни, но готовы сейчас с этим расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни).

Обсуждение: По окончании «торговли» ведущий говорит: «Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для Вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей».

- Упражнение «Мои проблемы»

Цель: выявить содержание актуального личностного переживания  участников, помочь в вербализации  переживания, снять эмоциональное напряжение.

Ход упражнения: Каждый участник на листочке пишет свою актуальную проблему без указания имени. Листочки складываются в центр круга. Затем ведущий делит «проблемы» участников на 3-4 группы и предлагает участникам высказаться.  Любой желающий высказывается об этой проблеме по следующему плану:

• Я думаю, что при этом у тебя возникли следующие чувства…
• Я бы решил эту проблему так:…

- Упражнение «Коллажирование  «Мои жизненные цели»»

(15-20 мин)

Цель: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Ход упражнения: Вам необходимо выбрать из предложенных картинок-символов три своих основные жизненных цели. Расскажите о своих целях.

Затем каждый участник делает свой коллаж.

По окончании работы, ведущий предлагает участникам объединить свои коллажи в один общий

Обсуждение: как вы думаете, что вам нужно для того, чтобы они осуществились?

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

Цель упражнения: развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться.

Материалы: ватман, простые карандаши, глянцевые журналы, клей, соответствующая работе музыка и фантазия участников.

Ход упражнения

Группа садится во круг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, глянцевые журналы и клей. Группа определяется с тематикой коллажа (природа, животные и т.д.), вместе договариваются кто рисует выбранный рисунок (желательно, чтоб вместе, рисунок должен быть объемным). Участники должны распределить цвета и то место на ватмане, которое они будут заполнять.

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли было определиться с темой?

2. Были ли трудности при выборе рисунка?

3. Возникали ли разногласия в ходе работы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания

Признаком эмоционального напряжения является нарушение равновесия в душе. Для осознания необходимости внутреннего равновесия поиграем в

 Игру «Толкни меня»

Цель: осознание способности к внутреннему равновесию

Правила игры. Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии около метра. Вытянув руки перед собой (ладони вперед, пальцы направлены вверх), играющий соприкасается с ладонями партнера. Во время игры можно наклоняться вперед или назад, но нельзя сдвигать ноги с места. Если один из играющих сдвинул ногу, это квалифицируется как потеря равновесия и, следовательно, проигрыш. Соприкасаться можно только с ладонями партнера Можно отталкивать ладони партнера с любой силой или отводить ладони в сторону, прекращая контакт. Выигрывает тот, кто не потеряет равновесия. Поэтому в игре может быть один выигравший, или оба выигравших, или оба проигравших.

Комментарий:
• Физическая неуравновешенность ведет к эмоциональной. Представьте себе, что поначалу вы энергично подались вперед, надеясь оттолкнуть противника, а он убрал руки. Вы покачнулись, чуть не упали, вызвав взрыв хохота. Это, несомненно, вас разозлило.

• Эмоциональная неуравновешенность ведет к физической. Неудача порождает желание посмеяться над противником. Вы начинаете напрягать мышцы, чтобы «победить» его, он это замечает и опять убирает руки. Опять над вами смеются.

• Физическая напряженность ведет к потере равновесия. Вы можете потерять равновесие и когда противостоите усилию противника: если у вас чрезмерно напряжены плечи, бедра, поясница или колени.

Выводы:
• Воздействовать на других такой силой, которая не дает желаемого результата, поскольку выводит вас из равновесия, – нецелесообразно.
• Тот, кто не умеет применять силу уравновешенно, всегда будет зависеть от наличия или отсутствия сопротивления. Когда человек уравновешен, такой зависимости у него существенно меньше.

Упражнение «Воздушные замки»

Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.

Время: 15 минут.

Описание: Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

1. Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?

2. Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

Упражнение «Волшебный магазин».

Сегодня каждый из нас имеет возможность вместе с группой поразмышлять над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы. Запишите 5 наиболее значимых для вас ценностей. Я предлагаю вам прийти в “Волшебный магазин” и купить у продавца, т.е. у меня, все, что можно пожелать: здоровье, карьеру, автомобиль, успех, счастье, любовь и т.д., но в качестве оплаты я потребую, чтобы вы заплатили за это тем, что цените в жизни, но готовы с ним расстаться. (Во время торговли участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни).

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что для вас оказалось наиболее значимым: ценность, связанная с материальным миром, духовным, профессией или семьей.

Упражнение «Эмоциональный барометр»

Цель: осознание причин возникновения отрицательных эмоций, формирование умения осознавать свои эмоциональные состояния

Каждый участник получает картинку с «Барометром» и цветные карандаши. Ведущий зачитывает примеры различных ситуаций, а члены группы отмечают цветным карандашом соответствующее состояние.
• Виды эмоций:

Растерянный
Недовольный
Злой
Гневный
Расстроенный
Испуганный
Радостный и т.п.

• Примеры ситуаций:

1. Ты не готов к занятию, а пришли с проверкой …
2. Член семьи подвел тебя в важном деле…
3. Тебе подарили то, о чем ты долго мечтал…
4. Поссорился с начальником...
5. Опаздываешь на занятия и т.п.
Обсуждение:
• Легко ли было определиться с чувством, которое у вас возникает в той или иной ситуации?
Комментарий тренера: Мир наших чувств сложен и противоречив, поэтому нам бывает трудно в них разобраться и нам бывает трудно их выразить.

Упражнение «Памятник чувству»

Попробуем научиться выражать наши чувства с помощью мимики и жестов. Раздаются карточки с названиями чувств. Ознакомьтесь с ними, но не показывайте окружающим. Вот этот стул будет постаментом. Каждому из вас необходимо взобраться на него и изобразить «памятник» тому чувству, которое написано у вас на карточке. Группа отгадывает, памятник какому чувству вы изобразили.

Рефлексия:
• объясните, как вы понимаете чувства, написанные на ваших карточках
• попытайтесь описать, что для вас означают эти качества, в каких ситуациях они возникают
• бывали ли в вашей жизни такие ситуации?

Упражнение «Мои проблемы»

Каждый на листочке пишет свою проблему без указания имени. Листочки складываются в центр круга. Затем ведущий по очереди вытаскивает листочки и зачитывает проблемы. Любой желающий высказывается об этой проблеме по следующему плану:

• Я думаю, что при этом у тебя возникли следующие чувства…
• Я бы решил эту проблему так:…

Упражнение  «Изобразим эмоцию»

Группа выстраивается в шеренгу. Первому участнику показывается карточка с изображением эмоции. Он мимикой передает ее следующему в шеренге, тот – следующему и так до конца шеренги. Последний называет эмоцию.

Обсуждение: указывается на то, что часто мы искажаем смысл эмоционального выражения другого человека и от этого портятся отношения с ним или наше настроение.

Мы убедились в том, что не так просто выразить эмоции мимикой. Еще труднее сделать это в словах. В следующем упражнении от вас потребуется предельная искренность.

Все участники берут карточки и без обдумывания продолжают начатые там фразы. Высказывание должно быть искренним. Если группа заподозрит участника в неискренности, участник должен продолжить фразу заново.

Примеры высказываний:

• Когда меня критикует руководитель, я… (называется чувство)
• Когда моя девушка опаздывает на свидание…
• Когда я вижу маленького ребенка, я…
• Когда я опаздываю на важную для меня встречу, я…
• Если я не готов к уроку, я…
• Перед предстоящим экзаменом я…
• Когда весной я вижу цветущие деревья, я… и т.п.

Упражнение «Мнение»

Закончите предложения:
• Я считаю, что я стал лучше…
• Я думаю, у меня хорошо получается…
• Мне очень хочется еще раз…
• Я научился…
• Мне стало легче…
• Я хотел бы еще научиться…
• Думаю, мне удастся стать более…
Сохраните эти листочки для себя, обсуждать их мы не будем.

Упражнение «Мои жизненные цели»

Нарисуйте при помощи символов три основные свои жизненные цели. Расскажите о своих целях.

Обсуждение: как вы думаете, что вам нужно для того, чтобы они осуществились?


 

Мини-тренинг «Учимся слышать себя и друг друга»

Мини-тренинг «Учимся слышать себя и друг друга»

Разогрев. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин

Разогрев. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин

Упражнение «Волшебный магазин»

Упражнение «Волшебный магазин»

Упражнение «Коллажирование «Мои жизненные цели»» (15-20 мин)

Упражнение «Коллажирование «Мои жизненные цели»» (15-20 мин)

Цель упражнения : развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться

Цель упражнения : развить способность группы приходить к общему мнению, идти на компромисс, уметь договариваться

Задания Признаком эмоционального напряжения является нарушение равновесия в душе

Задания Признаком эмоционального напряжения является нарушение равновесия в душе

Тот, кто не умеет применять силу уравновешенно, всегда будет зависеть от наличия или отсутствия сопротивления

Тот, кто не умеет применять силу уравновешенно, всегда будет зависеть от наличия или отсутствия сопротивления

Упражнение «Эмоциональный барометр»

Упражнение «Эмоциональный барометр»

Группа отгадывает, памятник какому чувству вы изобразили

Группа отгадывает, памятник какому чувству вы изобразили

Когда меня критикует руководитель, я… (называется чувство) •

Когда меня критикует руководитель, я… (называется чувство) •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2022