Тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

  • Педсоветы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлена разработка тренинга для педагогов на мобилизацию внутренних ресурсов, направленных на профилактику эмоционального выгорания. Тренинг рассчитан на группу от 10 и более человек. В результате работы Вы: • Познакомитесь с синдромом «профессионального выгорания» • Сможете выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других. • Освоите методы профилактики синдрома эмоционального выгорания на примере телесно-ориентированной терапии.
Иконка файла материала Тренинг Наташа.docx
Я   рада   вас   приветствовать   сегодня   здесь. Я   надеюсь,   что   наше   занятие   пройдет   в приятной   дружественной   обстановке.   Тема   занятия­тренинга   "Профилактика эмоционального   выгорания   педагога".   Тема   для   всех   нас   близкая   и   знакомая.   Для начала давайте разберем почему и из­за чего происходит эмоциональное выгорание. Если   работа   перестала   приносить   удовлетворение,   а профессиональные   обязанности стали   безразличны,   если   коллеги   по работе   начали   вызывать   раздражение, а перспективы карьерного роста перестали вдохновлять на трудовые подвиги, то такие симптомы могут быть признаками профессионального выгорания. Первая причина: возраст Синдром ПВ может проявиться в любом возрасте, но чаще всего он возникает у людей от 27 до 40 лет.   Это   период   времени,   когда   у человека   происходит   переоценка ценностей, смена жизненных приоритетов и ориентиров. Профессиональные интересы уходят на второй план и появляется желание заниматься чем­то «для души». Оценивая своё сегодняшнее место работы, он начинает понимать, что оно даёт ему только доход, но не даёт ни удовлетворения, ни возможности профессионального роста. Вторая причина: чувство заботы к чужому человеку   основной, Следующей,   причиной   профессионального   выгорания   является необходимость педагога проявлять заботу к чужому человеку изо дня в день   и это ведет   к   стрессу. Таким   образом,   в   нашей   работе   профессиональное   выгорание неизбежно. Давайте проверим на сколько мы готовы к работе. В этом нам поможет  1.Упражнение «Поза Наполеона» Участникам   показывается   три  движения:   руки   скрещены   на   груди,   руки   вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде  ведущего: "Раз, два, три!", каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений   (какое   понравится).   Задача   в   том,   чтобы   вся   группа   или   большинство участников показали одинаковое движение. Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Те из вас, кто   показали ладони ­ вы готовы к работе и достаточно открыты.  Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость. Ну что ж, уважаемые коллеги, переходим к нашей основной части. Существует китайская поговорка:         Расскажи мне ­ и я забуду,         Покажи мне ­ и я запомню,         Но вовлеки меня, и я пойму. Человек усваивает:10% из того, что слышит, 50% из того, что видит,  70% из того, что проговаривает, 90% из того, что сам делает. 2.Мозговой штурм «Эмоциональное выгорание. Что делать?» I. Этап генерации идей. «Эмоциональное выгорание. Что делать?» Предлагаю вам принять участие в Выдвижении идеи. "Как справиться с  эмоциональным выгоранием?" Делимся на команды по 5 человек в каждой. Команды получают по стопке пустых  карточек. На них будут записывать свои идеи – как бороться с эмоциональным выгоранием. Одна  идея, на одной карточке. На этом этапе работают правила: Принимаются и записываются абсолютно все выдвигаемые идеи. Критика идей  неуместна. По одной идее на каждой карточке. 5­7 м*и*н*у*т По окончании отведённого времени ведущий просит сообщить о количестве  выдвинутых в каждой группе идей. II. Этап анализа идей. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. На этом этапе можно  критиковать идеи. 5 м*и*н*у*т На карточках можно записывать свои мысли, развивающие высказанную идею. III. Этап поиска возможностей реализации. Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их  внедрению. Просмотрите снова все ваши предложения с точки зрения их  возможности реализации. Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками: по реализуемости идеи:PP ­ реально реализовать; ТР ­ трудно реализовать; НР ­ нереально реализовать. 5­7 м*и*н*у*т IV. Завершающий этап. Преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Представителю каждой  группы предлагается сделать сообщение об итогах работы группы. Нужно рассказать о тех идеях, которые «Реально Реализовать». Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку.                                    3.   Упражнение     «Моечная машина»   Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу – это «моечная машина».  Первый человек становится предметом посуды, например, стакан, последние два  человека – «сушилкой»  . «Стакан» проходит   между   шеренгами,   все   его   моют,   поглаживают,   бережно   и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующий «предмет посуды»  .     4Упражнение. Ведущий: «Стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как   злость,   страх,   грусть.   И   негативными   состояниями,   такими   как   раздражение, беспомощность,   апатия.   Никому   не   нравится   переживать   эти эмоции   и  состояния, однако   в   природе   нет   ничего   лишнего.   Каждая эмоция выполняет   определенную функцию и зачем­то нужна, так же как человеку необходима способность, испытывать физическую боль, голод или холод. Давайте сейчас разобьемся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить,   зачем   человеку   нужна способность,   испытывать   негативные эмоции   и состояния. Первая – обсуждает злость; Вторая – страх; Третья – грусть; Четвертая – апатию. По ходу обсуждения записывайте свои выводы. На работу дается 3­5 минут. Далее  группы рассказывают о результатах своей работы. Ведущий    : подводит итог обсуждения.• Злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься; • Страх сигнализирует об опасности; • Грусть побуждает нас задуматься; • Апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее    со стороны. Упражнение «Дружественная ладошка» Обведите контур своей ладони и напишите на ней своё имя. Затем передайте листок с контуром   ладошки   вашим   коллегам,   и   пусть   каждый   оставит   свои   пожелания   или комплимент на одном из пальцев ладошки. Ведущий:  пусть   эти ладошки несут тепло и радость нашей встречи, напоминают об этой встрече, а может быть и помогают в какой­то сложный момент. Притча об ослике и колодце. А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.  Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.  Тогда хозяин рассудил так: «Осел мои уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох и я его давно хотел засыпать, чтобы вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев. Засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю. Недолго думая он пригласил соседей, все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему и начал истошно орать. Но люди не обращали на него внимания, и молча продолжал свое дело.  Однако очень скоро животное замолчало. Когда хозяин заглянул в колодец, он  увидел  следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, тот  стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик  оказался на верху и выпрыгнул из колодца!  Так вот: Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет  посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком,  помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться  немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого  колодца. Спасибо за совместную работу.