Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
Оценка 4.6
Работа с родителями +1
doc
русская литература +1
1 кл—4 кл
21.02.2019
В статье собраны материалы по методикам П.С. Тоцкого и Д.И.Тихомирова по применению на уроках в начальной школы приема орфографического проговаривания. Многолетняя практика позволила сделать вывод о том, что необходимо начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Предложена система упражнений основанная на усиленных речевых раздражениях, утверждая, что «если слово повторить многократно…, то движение органов речи останутся в памяти, они–то и решат на практике правописание слова» А, чтобы накопить в памяти запас нужных речедвижений, необходимо. выработать у себя привычку к орфографическому чтению.
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.doc
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
К сожалению, в наше время люди разучились грамотно писать, и никого это не смущает.
Мы это видим в магазинах, по телевидению ,на банерах – рекламах и т.д. Грамотное
письмо предполагает освоение определённых норм графики и орфографии. В современной
методике утвердилось понятие об орфографическом навыке. В начальных классах
закладываются основы грамотного письма. Что же подразумевается под этим понятием?
Это:
– вопервых, усвоение всех букв и их начертания, т. е. знание алфавита и каллиграфии;
– вовторых, графическое обозначение буквами всех звуков речи;
– втретьих, усвоение правил, способов проверки, т.е. орфографических норм.
В справочнике, под редакцией С. Г. Бархударова, содержится около 300 правил
орфографии и 100 правил пунктуации. Это за весь школьный курс. На долю начального
обучения приходится до 40 правил орфографии. Почти любое орфографическое правило
имеет ряд исключений. А очень многие написания вообще не подчиняются правилам.
Поэтому, путь от умения, опирающегося на правила, к навыку формирования грамотного
письма оказывается неэффективным.
Приём орфографического проговаривания нашёл отражение в методике учителя с 40
летним стажем работы в школе П. С. Тоцкого.
Некоторые особенности методики П. С. Тоцкого.
1) Орфографическое проговаривание – непременное условие для орфографического
письма.
2) В отличии от мнения Н. Н. Китаева, который считал, что слова следует проговаривать
по слогам, П. С. Тоцкий утверждал, что «если слова разбивать на слоги, то они
распадаются и плохо остаются в памяти. Значит, слово надо произносить чётко, но слитно.
3) Единицей запоминания как считает Н. Н. Китаев, Л. Н. Кадочкин, Л. Н. Назарова
выступает слово. П. С. Тоцкий тоже предпочтение отдавал основной речевой единице –
слову. Также рекомендовал «давать для проговаривания не только отдельные слова, а
включать их в словосочетания, т. к. словосочетания удобны для произношения».
Словосочетания и предложения должны быть небольшими, а затем постепенно увеличивать
их объём «выращивая таким образом запоминаемые оперативные единицы». Подойдут
тексты зрительных диктантов Федоренко, которые как раз построены по мере
количественного нарастания слов.
4) П. С. Тоцкий считает, что «нужно уйти от тематического текста, чтобы отвлечь
внимание учащихся от содержания и приковать его к слову. На первом этапе ученикам даются слова, в которых выделяются орфограммы. Дети
повторяют орфографическое чтение учителя. Повторение за учителем не только не
бесполезно, но имеет решающее значение при написании слов. Когда ребёнок научится
беспрепятственно повторять за учителем, он также легко начнёт читать. Слова сначала
даются в начальной форме. На втором этапе следует перейти к орфографическому
проговариванию словосочетаний.
Основные требования к орфографическому письму
по методике П. С. Тоцкого
1) Только орфографическое чтение начиная с 1 класса. Оно должно быть регулярным.
Время занятий ограничено, « по 5 – 10 мин для орфографического чтения и можно
быть уверенным, что это принесёт, обязательно принесёт хороший результат».
2) Каждое слово, словосочетание, предложение прочитывается по 3 раза. Первый раз
учащиеся проговаривают за учителем.
3) Проговаривать текст необходимо как до начала письма, так и во время его записи.
4) Слова, словосочетания, предложения должны быть доступны, т. е. понятны в
лексическом отношении.
5) Произносить слово надо чётко и слитно, т. к. необходимо сохранить целостность
формы слова. На первых порах можно произносить слова медленно, но не по слогам.
6) Нужно уйти от тематических текстов, чтобы отвлечь внимание от содержания и
приковать его к слову.
Орфографические тесттренажёрные карты
Для тренировки грамотности письма на уроках и дома школьниками младших и средних
классов целесообразно использовать орфографические тесттренажёрные карты, которые
можно купить в центральных книжных магазинах. Там же спросите и аудиокассету
звуковое приложение к картам.
Комлплект «А» включает 41 карту с полным набором словарных слов (410 слов)
программы начальной школы. Комплект «Б» – 49 карт (490 слов) на все правила пятого
класса.
Карты – двухсторонние. На одной стороне «Тренаж» – расположены десять слов с
выделенными орфограммами (позициями, в которых дети делают ошибки). На другой
стороне «Тест» – те же самые десять слов, но с пропущенными буквами в проверяемых
местах. Занятия с «тесттренажёрными картами» проводятся в игровой форме. Подробно
методика занятий описана в прилагаемой к комплекту «А» инструкции. В начале занятия,
проговаривая орфографически слова на стороне «Тренаж», ребёнок получает (по
терминологии Тихомирова) «впечатления уха и глаза». А затем, перевернув карточку
стороной «Тест» с пропущенными буквами в орфограммах, проверяет степерь усвоения,
стараясь правильно по памяти проговорить их или написать на бумаге. С помощью карт
можно организовать и парные, и групповые занятия (например, кто больше слов без ошибок
сумеет выучить за пять минут). Карты эффективно могут использоваться как дома, так и на уроках – по пятьдесять минут на каждом уроке в начальной школе, а также на уроках
русского языка в 57 классах.
« В первом классе обучение чтению сопровождается движением руки по слогам слова.
Совпадение буквы и звука облегчает процесс обучения орфографическому чтению. При
этом ведущая роль принадлежит голосу учителя. Мы привыкли к тому, что объяснив
правила, тут же применяем его на практике и получаем результат. При орфографическом
чтении картина меняется. Результат придёт не сразу. Не сразу речевой аппарат приобретёт
навыки нужных движений. Будут встречаться слова, которые необходимо произносить
многократно. Зато потом будет прочный фундамент для правописания.»
Правила, которые не охватывает орфографическое чтение
1) Правописание гласных после шипящих (ча, ща, чу, щу, жи, ши)
2) Мягкий знак после шипящих ( дочь, замуж, мелочь, течь)
3) Правописание глаголов 2го лица единственного числа.
4) Заглавная буква в именах собственных
5) Дефис в написаниях наречий (ктото, гденибудь)
6) Правописание наречий (вмиг, вдруг)
Дорога к правильному письму лежит через орфографическое чтение. Литература.
1) П. С. Тоцкий «Орфография без правил», М., «Просвещение» 1991г.
2) Журнал «Начальная школа» №7 –88г.
3) Журнал «начальная школа» №11– 95г.
4) Журнал «Начальная школа» №1 – 97г.
5) Н. И. Жинкин. «Механизмы речи»
6) Т. А. Семёнова «Действенный удар по неграмотности методом П. С. Тоцкого
– орфографическим чтением» http//lib2.podelise.ru
7) Т. И. Каратаева «Орфографическое проговаривание как способ повышения
грамотного письма» http//festival.1september/ru
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
Тренировка орфографической зоркости на основе орфографического чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.