Треугольники (Урок введения нового знания)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Сделать на основе наблюдений вывод о видах треугольников (прямоугольные, тупоугольные, остроугольные). 2. Систематически повторять и закреплять ранее изученное. 3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов. 4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Иконка файла материала Konsp_mat_3kl_ur27-128.doc
Математика, 3­ий класс Урок 127 (§ 2.68).   Тема: Треугольники (Урок введения нового знания) Цели:  1. Сделать на основе наблюдений вывод о видах треугольников (прямоугольные, тупоугольные, остроугольные).              2. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.              3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.              4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П М       Этапы урока                                                 Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.    I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задача № 5в, с. 53 Решение: 1)  4 – 1= 3(ч) – Пеппи будет скакать на лошади;                 2) 13 ∙ 3 = 39(км) Ответ: Пеппи хватит 4 часа. 3. Индивидуальная работа. Можно   использовать  «Дидактический   материал»   к   учебнику «Математика», 3 класс, с. 106­110. © ООО «Баласс», 2014 1II. Открытие  нового знания. III. Первичное  закрепление  (применяем…). 1  2 Работа в парах (Для выполнения первого задания можно предложить фигуры  треугольников на доске). 1. Задание № 1, с. 54 Цель работы: – на основе наблюдений подвести детей к самостоятельному  выводу о новом основании классификации (по видам углов в  треугольниках). ­ Прочитайте задание. ­ Рассмотрите фигуры. ­ Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы. ­ Какие группы треугольников вы выделили? ­ Какое название подобрали к каждой группе треугольников? ­ Давайте проверим предположения о названиях групп данных  треугольников. 2. Работа с текстом в оранжевой рамке. ­ О каких группах треугольников вы узнали? ­ Расскажите о каждой группе? 1   4   1    5 Работа в парах. 1. Задание № 2, с. 54 ­ Обсудите в парах и выполните задание. ­ Подготовьте ответы на поставленные вопросы. 2. Задание № 3, с. 54 ­ Прочитайте задание. ­ Какое название треугольника вы подобрали? Почему? 2  ­   отбирать   необходимые   для решения   учебной   задачи источники   информации   среди   предложенных учителем словарей,   энциклопедий, справочников. 3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)   перерабатывать       информацию: полученную сравнивать   и   группировать математические   факты   и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую;  4  ­   ­   7  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом; © ООО «Баласс», 2014 2IV. Тренинг  (выбираем…). ­ Как нашли периметр треугольника?   решено Всего задач    Время решения 6   2  4   5  Решение задач.  (Ученикам предлагается выбор любых задач данного номера) 1. Задача № 4а, с. 55 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите  известные данные. ­ Прочитайте вопрос задачи. ­ Заполните таблицу: Количество (скорость) решения  Задач  за 1 час А.      одина­ Т.       ковое ­ Какую взаимосвязь величин можно использовать? ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. (Решение: 1) 66 + 30 = 96 (з.) – решили вместе;                   2) 96 : 16 = 6 (з.) – решают за 1 час (скорость решения задач;                   3) 30 : 6 = 5 (ч.) – решала Анника;                 4) 66 : 6 = 11 (ч.) – решал Томми;) Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании?     ?      Всего     ?        16 ч           30 з.           66 з. 2  –   совместно   с   учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи       определять 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1  ­  доносить   свою   позицию  до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку в © ООО «Баласс», 2014 3– Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 2. Задача № 4б, с. 55 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите  известные данные. ­ Прочитайте вопрос задачи. ­ Заполните таблицу:           Цена Ат.   Одина­ Зв.     ковая ­ Какую взаимосвязь величин можно использовать? ( Стоимости и количества) ­ Решите задачу. (Решение: 1) 44 + 20 = 64 (м.) – стоимость всех рулонов билетов;                  2) 64 : 16 = 4 (м.) – цена 1 рулона билетов;                 3) 44 : 4 = 11(р.) – в зверинец;                4) 20 : 4 = 5 (р.) – на аттракционы;) Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?       Количество    ?     Всего     ?   16 рулонов      Стоимость           20 м.           44 м. зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы; ТОУУ быть     3  –   слушать   других,   пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, готовым изменитьсвою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять   главное;   составлять план; 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей;  сотрудничать     ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 4Количество                 костюмов ?         Всего ?           36 к. – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 3. Задача № 4в, с. 55 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите  известные данные. ­ Прочитайте вопрос задачи. ­ Заполните таблицу:    Расход ткани      на 1 костюм I.       одинако­ II.        вый ­ Какую взаимосвязь величин можно использовать? ­ Решите задачу. (Решение: 1) 30 + 42 + 72 (м) – всего ткани;                  2) 72 : 36 = 2 (м) – на 1 костюм;                 3) 30 : 2 = 15 (к.) – сшили из I куска ткани;                4) 42 : 2 = 21 (к.) – сшили из II куска ткани;)         Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание?          Всего           ткани           30 м           42 м 2  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 5­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? V.  Итог урока. VI. Возможное домашнее задание. ­ Проанализируйте решения этих задач. Что общего вы можете  отметить? ­ Чем мы занимались сегодня на уроке?  ­ Что нового узнали? ­ Чему научились?  ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задание № 5, с. 55, задача № 4г, с. 55 По желанию, задание № 6, с. 55 Урок 128 (§ 2.69).   Тема: Треугольники (Урок введения нового знания) Цели:  1. Сделать на основе наблюдений вывод о видах треугольников.              2. Систематически повторять и закреплять ранее изученное.              3. Решать текстовые задачи ранее изученных видов.              4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи. Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,  взаимопомощь и обмен мнениями. Символы: Н П © ООО «Баласс», 2014 6М       Этапы урока                                                 Ход урока I. Актуализация  знаний. 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. Задание № 5, с. 55 Ответ: тигрица 3. Индивидуальная работа. Можно   использовать  «Дидактический   материал»   к   учебнику «Математика», 3 класс, с. 106­110. Решение задач № 8, 9, с. 44 II.  Формулирование  темы и целей  урока. III. Выбираем  задания и  тренируемся. 1  2 ­ Откройте с. 56­57 ­ Рассмотрите задания на развороте. ­ Сформулируйте цели сегодняшнего урока. ­ Выберите задания для работы на уроке и дома. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Как мы обозначаем это умение? 1   4   1    5 Работа в парах. 1. Задание № 1, с. 56 Цель работы: – на основе наблюдений классифицировать треугольники по  разным основаниям; Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания  учебных успехов) Познавательные УУД Развиваем умения:            1  ­  ориентироваться   в   своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.    2  ­   отбирать   необходимые   для решения   учебной   задачи источники   информации   среди предложенных учителем   словарей, энциклопедий,   справочников.   3  ­   добывать   новые   знания: извлекать информацию, представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)   перерабатывать     полученную информацию:   сравнивать   и   группировать 4  ­ © ООО «Баласс», 2014 7­ Прочитайте задание. ­ Рассмотрите фигуры. ­ Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы. ­ Обсудите и найдите истинные высказывания Анники. 2. Задание № 2, с. 56 ­ Обсудите в парах и выполните задание. ­ Какие названия пересечениям множеств вы выбрали? ­ Какие номера треугольников вы выбрали из задания № 1? ­ Какой треугольник вы начертили? 3. Задание № 3, с. 56 ­ Прочитайте задание. ­ Обсудите в парах и подготовьте ответы на вопросы. 4. Задание № 4, с. 57 ­ Прочитайте задание. ­ Какие данные помогут найти решение?  ­ Найдите площадь всего прямоугольника и ответьте на вопрос  задачи. ­ Прочитайте дополнительный вопрос задачи. ­ Можно ли сразу дать ответ на этот вопрос? ­ Можно ли выполнить дополнительные построения? ­ Предложите такие построения. (После построения становится ясно, что площади закрашенной  ­   математические   факты   и объекты.  5  ­   делать   выводы   на   основе обобщения умозаключений. 6  преобразовывать информацию из одной формы в другую;  7  –   переходить   от   условно­ схематических   моделей   к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения:            1  –   самостоятельно   формули­ ровать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с классом;   2  –   совместно   сучителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3  –   составлять   план   решения отдельной учебной задачи 4 – работая по плану, сверять свои   действия   с   целью   и,   при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5  –   в   диалоге   с   учителем   и другими   учащимися   учиться вырабатывать   критерии   оценки и степень успешности   выполнения   своей работы и работы всех, исходя из определять       © ООО «Баласс», 2014 8и не закрашенной  частей равны). ­ Какой вывод о закрашенной и не закрашенной частях вы можете  сделать? Проверка решения парами по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 6   2  4   5  Решение задач.  1. Задача № 5а, с. 57  (Ученикам предлагается выбор любых задач данного номера) ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите  известные данные. ­ Прочитайте вопрос задачи. ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. (Решение: 1) 27 ∙ 5 = 135 (м2) – площадь пола;                    2) 135 : 3 = 45 – частей по 3 м2 ;                    3) 2 ∙ 45 = 90 (в.) – вылила Пеппи;) Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. имеющихся критериев. ТОУУ в Коммуникативные УУД Развиваем умения:            1  ­  доносить   свою   позицию  до других: оформлять свои мысли в   устной   и   письменной   речи (выражение   решения   учебной задачи     общепринятых формах)   с   учётом   своих учебных речевых ситуаций; 2  – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения   и   пытаться   её обосновать, приводя аргументы;   3   – слушать других, пытаться принимать   другую   точку   зре­ ния, готовым изменитьсвою точку зрения; 4  –   читать   про   себя   тексты учебников и при этом: ставить вопросы   к   тексту   и   искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять   главное;   составлять план; быть     ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 9Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 2. Задача № 5б, с. 57 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите  известные данные. ­ Прочитайте вопрос задачи. ­ Заполните таблицу (цена, количество, стоимость) ­ Какую взаимосвязь величин можно использовать? ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. (Решение: 1) 72 + 90 = 162(м.) – стоимость всех пальм;                   2)  162 : 9 = 18 (м.) – цена одной пальмы;                   3)  72 : 18 = 4 (п.) – кокосовые;                   4)  90 : 18 = 5 (п.) финиковых;                   5) 5 – 4 = 1 (п.)  Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью?     сотрудничать 5  –   договариваться   с   людьми: выполняя   различные   роли   в группе, в совместном   решении   проблемы (задачи). Личностные результаты: 1  –   придерживаться   этических норм общения и сотрудничества при   совместной   работе   над учебной задачей; 2  –   в   созданных   совместно   с педагогом   на   уроке   ситуациях общения   и   сотрудничества, опираясь   на   общие   для   всех простые   правила   поведения, делать выбор, как себя вести. ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 10­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 3. Задача № 5в, с. 57 ­ Прочитайте задачу. ­ Выделите  известные данные. ­ Прочитайте вопрос задачи. ­ Заполните таблицу  ­ Какую взаимосвязь величин можно использовать? ­ Составьте план решения задачи. ­ Решите задачу. (Решение: 1) 18 ∙ 2 = 36(км) расстояние туда и обратно;                  2) 36 : 4 = 9 (км/ч)­ предполагаемая скорость движения;                 3) 9 + 3 = 12(км/ч) – скорость движения;                4) 36 : 12 = 3(ч) – потратил на дорогу;               5) 4 – 3 = 1(ч) Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму  самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей­то помощью? ­­ Какого уровня сложности было задание? ­­ Оцените свою работу. ­ Есть ли у ребят какие­либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 11П   6  7  3   1   Фронтальная работа. 1. Задание № 6, с. 57 2. Задание № 8, с. 57 (Решение: примеры на сложение и вычитание легко  расшифровываются с помощью обратного действия. В примере на умножение нужно заметить, что в таблице  умножения на 7 только одно произведение заканчивается  единицей: 3 ∙ 7 = 21. Значит, первый сомножитель равен 33, и дальше всё просто. В примере на деление ясно, что вторая цифра частного –  шестёрка, и дальше всё просто).. ­ Чем мы занимались сегодня на уроке?  ­ Что нового узнали? ­ Чему научились?  ­ Всё ли получалось? ­ Над чем ещё надо поработать? Задание № 7, с. 57. По желанию, задание № 9, с. 57 IV.  Итог урока. V. Возможное домашнее задание. © ООО «Баласс», 2014 12