Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 94.
Тема раздела: ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Тема: Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
Цели:
• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым
словам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний.
II. Развитие
умений.
Ход урока
1 2
Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение стихотворения А. Ахматовой.
2. Беседа о том, как проходил первый этап работы с текстом – до чтения,
какие предположения, ожидания возникли, подтвердились ли они по ходу
чтения. Можно предварительно выяснить, как ребята поняли смысл
названия рассказа.
2 4 2 3 2 1 4
Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок».
1. Первичное чтение.
Чтение по ролям 1й части.
Формирование УУД,
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы
в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
© ООО «Баласс», 2014
1Вопросы после чтения:
– Какой рассказ напоминает это произведение? (Начало рассказа «Тайное
становится явным».)
– Каким видим Дениску? (Капризным, недовольным.) А маму? (Расстроенной,
озабоченной, беспокойной.)
– Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? (Шуткой.) Как он отнёсся
к тому, что Дениска не ест молочный суп?
– На чьей стороне ваши симпатии?
Чтение 2й части учителем.
Задания и вопросы после чтения:
– Мы говорили раньше, что между Дениской и папой существует
взаимопонимание. Так ли это? Прочитайте предложения, доказывающие это.
– Почему эту историю папа помнит, хотя прошло много лет?
– Автор несколькими словами воссоздаёт трудное военное время.
Перечитайте эти слова. Что вы представили?
– Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?
– Когда папа рассказывал о том арбузе, мы чувствовали его запах и вкус.
Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе?
Чтение 3й части про себя.
Повторное выборочное чтение.
– Какой была осень в Москве 1944 года?
– Автор показывает войну глазами ребёнка. Что особенно запомнилось
мальчику? Почему не бомбёжки, налёты вражеской авиации? Он создаёт образ
военного времени поиному. Как?
– Почему переулок мальчики назвали арбузным?
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий
на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
© ООО «Баласс», 2014
2учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Чтение 4й части вслух, диалог с автором.
После 2го предложения:
– Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила
в душе папы след. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил
то время.)
После чтения 4й части:
– Что представил Дениска после рассказа отца? Что он понял?
– Как вы догадались, что рассказ отца подействовал на него?
2. Обобщающая беседа.
а) – Что хотел сказать В. Драгунский читателю в этом рассказе? Какую идею он
вложил в него? (Война оставляет свой след в душе каждого – и пережившего
войну, и родившегося после.)
б) – Почему рассказ так называется?
Ответы на вопросы учебника (с. 192).
3. Рассказ учителя о Ленинградской блокаде.
– Весь ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы Великой Отечественной
войны.
8 сентября 1941 г. гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города.
Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории.
900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее
жестоким врагом – голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своём
дневнике: «Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская
кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из
хрена, кисель из столярного клея».
От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния
© ООО «Баласс», 2014
3снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
Учитель может прочитать рассказ В. Карасёвой «Хлебные крошки» или
фрагменты произведений В. Инбер.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Кому адресован рассказ? О чём задумывается современный маленький
читатель при встрече с ним?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение фрагмента.
ΙΙΙ
. Итог.
Домашнее
IV.
задание.
© ООО «Баласс», 2014
4