Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur94_+.doc
Литературное чтение Урок 94. Тема раздела: ДЕНЬ ПОБЕДЫ Тема: Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок») Цели:  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  самостоятельно  прогнозировать  содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).  Этапы урока Ι . Актуализация знаний. II. Развитие  умений. Ход урока 1  2  Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение стихотворения А. Ахматовой. 2. Беседа о том, как проходил первый этап работы с текстом – до чтения, какие предположения, ожидания возникли, подтвердились ли они по ходу чтения.   Можно   предварительно   выяснить,   как   ребята   поняли   смысл названия рассказа. 2  4  2  3  2  1  4  Работа с текстом рассказа В. Драгунского «Арбузный переулок». 1. Первичное чтение. Чтение по ролям 1­й части. Формирование УУД, ТОУУ Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы  в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  © ООО «Баласс», 2014 1Вопросы после чтения: –  Какой   рассказ   напоминает   это   произведение?  (Начало   рассказа   «Тайное становится явным».) –  Каким видим Дениску?  (Капризным, недовольным.)  А маму?  (Расстроенной, озабоченной, беспокойной.) – Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? (Шуткой.) Как он отнёсся к тому, что Дениска не ест молочный суп? – На чьей стороне ваши симпатии? Чтение 2­й части учителем. Задания и вопросы после чтения: –  Мы   говорили   раньше,   что   между   Дениской   и   папой   существует взаимопонимание. Так ли это? Прочитайте предложения, доказывающие это. – Почему эту историю папа помнит, хотя прошло много лет? – Автор несколькими словами воссоздаёт трудное военное время. Перечитайте эти слова. Что вы представили? – Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз? –  Когда   папа   рассказывал   о   том   арбузе,   мы   чувствовали   его   запах   и   вкус. Почему маленький мальчик через всю жизнь пронёс память об этом арбузе? Чтение 3­й части про себя. Повторное выборочное чтение. – Какой была осень в Москве 1944 года? –  Автор   показывает   войну   глазами   ребёнка.   Что   особенно   запомнилось мальчику? Почему не бомбёжки, налёты вражеской авиации? Он создаёт образ военного времени по­иному. Как? – Почему переулок мальчики назвали арбузным? развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий  на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе  работы с иллюстрацией  © ООО «Баласс», 2014 2учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать  и понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Чтение 4­й части вслух, диалог с автором. После 2­го предложения: – Что видел папа такого, что ни Денис, ни его мама не видели? (Война оставила в душе папы след. Рассказывая о своих переживаниях, он как бы снова пережил то время.) После чтения 4­й части: – Что представил Дениска после рассказа отца? Что он понял? – Как вы догадались, что рассказ отца подействовал на него? 2. Обобщающая беседа. а) – Что хотел сказать В. Драгунский читателю в этом рассказе? Какую идею он вложил в него?  (Война оставляет свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося после.) б) – Почему рассказ так называется? Ответы на вопросы учебника (с. 192). 3. Рассказ учителя о Ленинградской блокаде. – Весь ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 8   сентября   1941   г.   гитлеровцам   удалось   замкнуть   кольцо   вокруг   города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в истории. 900  дней   и  ночей   подряд   длилась   битва   с  фашистами   и   с  другим   не   менее жестоким врагом – голодом. Жительница города Елена Кочина записала в своём дневнике:   «Надвигается   голод!   Развилась   своеобразная   ленинградская кулинария: мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея». От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 года во время таяния © ООО «Баласс», 2014 3снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Учитель   может   прочитать   рассказ   В.   Карасёвой   «Хлебные   крошки»  или фрагменты произведений В. Инбер. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? –  Кому   адресован   рассказ?   О   чём   задумывается   современный   маленький читатель при встрече с ним? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение фрагмента. ΙΙΙ . Итог.  Домашнее IV. задание. © ООО «Баласс», 2014 4

Посмотрите также