Трудовое право
Оценка 5

Трудовое право

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
29.12.2020
Трудовое право
Урок трудовое право.docx

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе

«Право на труд. Трудовые правоотношения».

Цель: познакомить учащихся с особенностями трудовых правоотношений, разъяснить некоторые правила поведения в трудовой сфере.

- сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;

- познакомить с понятийным аппаратом по теме;

- развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;

- формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;

- способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;

- продолжать формировать правовую культуру учащихся

Задачи урока:

1.      Познакомить учащихся с особенностями труда как одного из основных видов деятельности человека, основными требованиями трудовой этики в современном обществе, правовыми нормами, регулирующими трудовую деятельность несовершеннолетних.

2.      Способствовать формированию социальной и правовой компетенции личности в сфере трудовых отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

3.      Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; ориентация в социальных ролях; восприятие текстов научного, публицистического стилей; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения данного урока у учащихся должны сформироваться следующие образовательные  компетенции:

1. Учебно-познавательные компетенции. Учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав несовершеннолетних и учатся их применять в конкретных жизненных ситуациях. Также повышается уровень правовой культуры учащихся.

2. Информационные компетенции. Учащиеся формируют навык поиска и отбора необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.

3. Коммуникативные компетенции. В ходе урока учащиеся овладевают способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками работы в группе, навыками  правильного выражения своих мыслей, навыками аргументированно отстаивать  свою точку зрения.

4. Социально-трудовые компетенции. Под данными компетенциями в частности понимается владение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, работника). Учащиеся примеряют на себя роль работников, что позволяет им овладеть навыками поведения, характерными для данной социальной роли. Также учащиеся осознают значимость труда в жизни человека.

Основные понятия урока: трудовое право, трудовые правоотношения, трудовой договор, дисциплина труда.

Оборудования урока: компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал( трудовой договор, бланк заявления, таблица ( работник имеет право, права работодателя, картинка трудовой договор, тексты о правах сказочных героев,  карточки ( что такое трудовые отношения), схемы стороны трудового договора), таблица

( увольнение по инициативе работодателя) , текст « Значение труда в жизни человека, статьи  ( основание для прекращения трудового договора),

Обществознание. 9 кл. Л.Н.Боголюбов, А.И. Матвеев Просвещение, 2017

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-практикум

План урока:

1.Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.

  2.Правовое регулирование трудовых отношений:

А) понятие трудового права

Б) источники трудового права

В) работник и работодатель: права и обязанности

Г) трудовой договор

3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.

Ход урока

1.      Орг. момент.

Приветствие, подготовка к уроку.

Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Определение темы урока: ( притча)

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Ученики: предполагаемый ответ ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)

Учитель: Действительно, сегодня  мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях . Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.

2.Изучение новой темы

Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.

Беседа с учащимися

Учитель:  Почему труд считают необходимым условием жизни общества?

 Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)

Учитель:  Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.

- Как вы думаете какую?

Ученики:(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)

Учитель:  Что же такое труд?

Деятельность учащихся:

Труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей.

 Беседа с учащимися по вопросам новой темы.

Учитель:  Какую роль труд играет в жизни человека?

Ученики:  ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)

Обсуждение вопроса:

как характеризуют человека следующие качества:

- потребность и привычка трудиться;

- увлечённость и удовлетворённость трудовым процессом;

- заинтересованность в достижении конечного результата труда?

Учитель : Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности.

«Ничто так, как труд, не облагораживает человека, - писал Л.Н. Толстой.

-Без труда не может человек соблюсти своё человеческое достоинство».

И напротив, отрицательно характеризуют человека стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму. Эта черта называется праздностью.

Учитель:  В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

- В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений?

Учитель :работа с книгой , стр. 133-134 ( Международный пакт 1973 года)

 Выберите ключевые слова , характеризующие труд (труд свободно выбирается, и сна труд свободно соглашается)

Учитель: назовите документы , относящиеся к отрасли «трудовое право»

Учащиеся : Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты

Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?

Учащиеся: ( Конституция РФ).

Учитель: А почему?

Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической  силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.

 Работа с юридическим документом( Конституция)

Учитель:  Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача  - узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд?

 Какая статья закрепляет это право?

Учащиеся:  Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда,  а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.

5. Каждый имеет право на отдых.

 Учитель: все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.

Большинство людей в нашей стране сейчас работают на предприятиях и организациях, которые основаны на частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных организаций.

 Учитель: как называются отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем?

 Работа с термином: ( раздается карточка с определением ) выделите ключевые характеристики трудовых отношений

 Термин: трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда , предусмотренных ТК.

Учитель:  Назовите участников труда на предприятии.

 Какие отношения между ними складываются?

Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.

Учитель: Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.

Работа с документом «Трудовой договор»

Задание: изучите трудовой договор, выделите  его основные части( предмет трудового договора, права и обязанности сторон, условия охраны труда, режим рабочего времени и отдых, социальное страхование работника, гарантии и компенсации, ответственность сторон,  прекращение договора, юридические адреса, подписи)

 Учитель: согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнерства.

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями - защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений.   Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор, которые регулируют социально-правовые отношения. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Работа с юридическим документом ( ТК РФ)

Учитель: Ребята , перед вами схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на  пары :

 1  пара– изучает права и обязанности работника;

 2пара- изучает права и обязанности работодателя;

Учитель раздает карточки о правах работника и работодателя

Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение

http://pandia.ru/text/78/299/images/image001_203.gif

 

Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным  документом о трудовой деятельности?

Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка

Учитель: правильно, основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах.(показ трудовой книжки)

Учитель показывает и обучает, как написать заявление о приеме на работу, бланки на столах учащихся

Учитель: основания для увольнения, порядок увольнения ( предупредить за 2 недели работодателя личным заявлением). ( учитель раздает карточки «Основание для прекращения трудового договора»), а также работа с карточками по вопросу увольнения по инициативе работодателя)

Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.

Работа с текстами о Буратино и Ленивице

Особенности правового положения несовершеннолетних ( работа с текстом)

 Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.

Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:

– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;

– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.

Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:

– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.

– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:

– направлять в служебные командировки;

– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

- не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.

Видео право на труд

3. Закрепление изученного.

Работа с текстом задания ОГЭ

Раздаю картинки «Трудовой договор»

Учитель: Ребята, для закрепления изученного на уроке, предлагаю вам решить познавательные  задачи.

Ролевая игра «Прием на работу». Мини-сцены:

1.    Работодатель (предлагает работу в ночное время суток, разгружать фуры со строительными материалами) и ученик школы, 14 лет.

2.    Режиссер, съемочная группа киножурнала «Ералаш» и девочки 14 лет. (без оплаты труда – «за славу», без одобрения родителей)

Ученики: В ходе урока  мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.

4 Домашнее задание:

Учитель:  Ребята, запишите домашнее задание - по материалам п. 17 составить синквейн на тему « Труд. Трудовое право» ( раздать памятки)

5 Итоги урока:

Учитель:  Самые активные учащиеся получают…….

Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок.

Что для вас было самым трудным?

Что для вас было самым интересным?

Как знания, полученные на уроке вы, сможете применить в жизни и когда?

Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и  счастливого будущего!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Текст 1

            Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.

            Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

            а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора

            б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю

            в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором

            г) Права Метелицы были нарушены

                Свой выбор аргументируйте

Текст 2

            Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.

            Трудовой договор.

            «Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.         Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».

2.         Договор является договором по основной работе.

3.         Вид договора: на неопределенный срок.

4.         Срок испытания: 3 месяца.

5.         Права и обязанности работника:

участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;

соблюдать трудовую дисциплину;

бережно относиться к театральному инвентарю.

6.         Права и обязанности работодателя:

вовремя выплачивать зарплату;

обеспечивать безопасные условия труда.

7.         Особенности режима рабочего времени:

ненормированный рабочий день;

работать 7 дней в неделю.

8.         Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.

9.         Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.

Адреса и подписи сторон:

Работник: Буратино, актер,   адрес: дом папы Карло.

Подпись  Работодатель:  Карабас Барабас, директор кукольного театра,

адрес: ул. Кукольная,10.

Подпись

Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

А) Трудовой договор можно признать недействительным

б) Нарушены права работодателя

в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере

г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника

Свой выбор аргументируйте

 

Трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда , предусмотренных ТК.

 

Работа с текстом К.Д. Ушинского «Значение труда в жизни человека»

      Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая составляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

      Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте; но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь.

«В поте лица твоего снеси хлеб твой!» — сказал Господь человеку, оставляя его за вратами рая и открывая перед ним широкую землю: труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной, и человеческой жизни на земле, отдельной и в обществе, необходимым условием его телесного, нравственного и умственного совершенствования, его человеческого достоинства, его свободы и, наконец, его наслаждения и его счастья.

      Ушинский К. Д. Избранные произведения. — Вып. 3. Принципиальные вопросы русской педагогики / Под ред. В. Я. Струминского. — М., 1946. — С. 130.

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль фрагмента? В чем значение труда для жизни человека?2. Как вы понимаете слова о том, что «труд сделался довершительным законом человеческой природы, телесной и духовной»? 3. Что означают слова «смерть овладевает человеком заживо»? В каком случае это происходит? 4. Что дает основание утверждать, что труд личный, свободный и есть жизнь? 5. Нет ли противоречия между словами о том, что труд тяжел и что труд — условие свободы, наслаждения и счастья? Аргументируйте свой ответ.

Ответы на вопросы к тексту.

1.    Труд – это необходимое условие не только для развития человека, но и для сохранения его достоинства.

2.    Труд- это важнейший признак человеческой природы, проявляющийся как в телесной, так и в духовной жизни, в системе человеческих ценностей.

3.    Личный и свободный труд и есть жизнь, без труда смерть овладевает человеком заживо, т. е. жизнь теряет смысл и её наполняет мрачная апатия, или по словам Ушинского, «скотские наслаждения».

4.    (5). Если бы труд был забавой, легкой игрой, он не оказал бы того благотворительного воздействия на личность, какое порождается усилиями. Связанные с сознанием необходимости достичь той или иной цели в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Право на труд

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе «Право на труд

В) работник и работодатель: права и обязанности

В) работник и работодатель: права и обязанности

Учитель : Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности

Учитель : Все эти психологические качества, несомненно, характеризуют человека как зрелую личность со сложившимися ценностными ориентирами, стремящуюся реализовать себя в целенаправленной деятельности

Учитель: согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнерства

Учитель: согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнерства

Видео право на труд 3. Закрепление изученного

Видео право на труд 3. Закрепление изученного

Приложение 1. Текст 1

Приложение 1. Текст 1

Трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка…

Трудовые отношения, это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинения работника правилам внутреннего трудового распорядка…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020