Содержание социально-трудовой компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.
Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы школы.
На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере. Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.
При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому, если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.
Основным направлением работы специальной (коррекционной) школы VIII вида является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и средством компенсации первичного дефекта. Возможность овладения профессией воспитанниками во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителей технологии служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время. На протяжении долгого времени сущность воспитания в учреждениях для детей-сирот в России заключалась, в основном, в стремлении подготовить из воспитанников граждан, полезных государству. Воспитательная система государственных учреждений для детей-сирот в дореволюционный период мало считалась с возможностями, способностями и интересами отдельного ребенка. Требования современного общества к своим членам постоянно повышаются, а, как показывает практика, воспитанники интернатных учреждений, детских домов им не отвечают. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. Таким образом, главной задачей социально-педагогической работы является подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, повысить уровень их социальной компетентности - значит повысить их социальную защищенность.
Критерием успешности становления выпускника интернатного учреждения в обществе является его адекватное, «безболезненное» вхождение в новый для себя мир, в котором он знает как себя вести и как самореализоваться, способный вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по проблемам обеспечения собственной жизнедеятельности в окружающей его среде, прогнозировать последствия своих действий для себя и для других людей. В связи с этим, рассматривая пути решения проблемы социализации выпускников интернатных учреждений, мы исходим из того, что достижению этих целей будет способствовать сформированная у них социальная компетентность.
Что включает в себя понятие СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ?
Генрих Константинович Селевко определяет следующий круг ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловая компетенция
2. Общекультурная компетенция
3. Учебно-познавательная компетенция.
4. информационная компетенция
5. коммуникативнаяч компетенция
6. Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Социально-трудовая компетенция
означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:
Первая ступень (1-4 классы)
Социально-трудовая адаптация в младших классах предполагает:
· Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.)
· Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.
· Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организовано входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты
· Формирование санитарно-гигенических, трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Коррекционная работа направлена на формирование следующих умений:
· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы;
· предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность выполнения работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненных работ).
Вторая ступень (5-9классы)
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
1 БЛОК. Самообслуживание
Виды деятельности |
Формируемые знания, умения и навыки |
мероприятия |
Ответственные |
· Личная гигиена
· Уход за одеждой
· Уход за обувью
· Питание
· Уход за жилищем
· Медицинская помощь
|
- совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами ; - подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, выполнять мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью - прочитать рецепт блюда, подобрать продукты, приготовить блюдо, сервировать стол - соблюдать гигиенические требования к жилищу, производить уборку квартиры; - обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь
|
Уроки СБО
|
Учитель СБО |
2БЛОК. Культура поведения
Виды деятельности |
Формируемые знания, умения и навыки |
мероприятия |
Ответственные |
· Поведение в общественных местах · Общение со сверстниками · Общение со старшими · Поведение в гостях
|
-умение правильно вести себя при встрече и расставании;
- культурно вести себя в общественных местах, в гостях, при знакомстве;
- правильно вести себя со взрослыми и сверстниками.
|
Уроки СБО Тематические классные часы по культуре поведения) |
Учитель СБО
воспитатели |
2БЛОК. Трудоустройство
Виды деятельности |
Формируемые знания, умения и навыки |
мероприятия |
Ответственные |
· Знакомство с профессиями
· Знакомство с учреждениями и организациями города и района
· Знакомство с промышленными предприятиями города
· Знакомство с предприятиями бытового обслуживания |
-Умение ориентироваться в предприятиях города, организациях и учреждениях, профессиях.
-Навыки пользования услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской - умение заполнять бланки, анкеты, оформлять деловые бумаги
- коммуникативные навыки, необходимые для обращения в отделы кадров учреждений, для устройства на работу, общения в трудовом коллективе. - навык выбора маршрута, транспортного средства для поездки, умение покупать билет в кассе. |
Уроки СБО,
Тематические классные часы по СБО |
Учитель СБО
воспитатели |
Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти»
М. Монтень
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин
Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.