Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.
Оценка 5

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
5 кл—6 кл
24.01.2020
Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.
доклад
Трудовое воспитание одно из средств формирования соц. компетенций.docx

        Содержание социально-трудовой компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 Современный этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности.

Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы школы.

На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере. Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.

При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому, если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности.

    Основным направлением работы специальной (коррекционной) школы VIII вида является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, но и средством компенсации первичного дефекта. Возможность овладения профессией воспитанниками во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителей технологии служат повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности. Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяют дать такое образование, воспитание и сопровождение воспитанникам, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и самостоятельность в труде, быту и в свободное время. На протяжении долгого времени сущность воспитания в учреждениях для детей-сирот в России заключалась, в основном, в стремлении подготовить из воспитанников граждан, полезных государству. Воспитательная система государственных учреждений для детей-сирот в дореволюционный период мало считалась с возможностями, способностями и интересами отдельного ребенка. Требования современного общества к своим членам постоянно повышаются, а, как показывает практика, воспитанники интернатных учреждений, детских домов им не отвечают. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. Таким образом, главной задачей социально-педагогической работы является подготовить воспитанников к самостоятельной жизни, повысить уровень их социальной компетентности - значит повысить их социальную защищенность.

 Критерием успешности становления выпускника интернатного учреждения в обществе является его адекватное, «безболезненное» вхождение в новый для себя мир, в котором он знает как себя вести и как самореализоваться, способный вырабатывать, принимать и реализовывать свои решения по проблемам обеспечения собственной жизнедеятельности в окружающей его среде, прогнозировать последствия своих действий для себя и для других людей. В связи с этим, рассматривая пути решения проблемы социализации выпускников интернатных учреждений, мы исходим из того, что достижению этих целей будет способствовать сформированная у них социальная компетентность.

 Что  включает в себя понятие СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Генрих Константинович Селевко определяет следующий круг ключевых компетенций.

1. Ценностно-смысловая компетенция

2. Общекультурная компетенция

3.  Учебно-познавательная компетенция.

4. информационная компетенция

5. коммуникативнаяч компетенция

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования  

 

Социально-трудовая компетенция

означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в профессиональном самоопределении и включает в себя:

  • умение планировать свою деятельность;
  • умение самостоятельно выполнять работу для достижения определённого результата;
  • умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы;
  • умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владение различными способами контроля и оценки деятельности.

Первая ступень (1-4 классы)

Социально-трудовая адаптация в младших классах предполагает:

·       Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе и т.д.)

·       Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду.

·       Формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организовано входить в класс, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты

·       Формирование санитарно-гигенических, трудовых навыков, навыков самообслуживания.

Коррекционная работа направлена на формирование следующих умений:

·       ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы;

·       предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность выполнения работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

·       контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненных работ).

 

Вторая  ступень (5-9классы)

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА

 

 

 

1 БЛОК. Самообслуживание

 

Виды деятельности

 

Формируемые знания, умения и навыки

 

мероприятия

 

Ответственные

 

·       Личная гигиена

 

·       Уход за одеждой

 

·       Уход за обувью

 

·       Питание

 

·       Уход за жилищем

 

·       Медицинская помощь

 

 

- совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами ;                                                                 - подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, выполнять                                                                          мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью                                                                  - прочитать рецепт блюда, подобрать продукты, приготовить блюдо, сервировать стол                                                                   - соблюдать гигиенические требования к жилищу, производить уборку квартиры;                                                                   - обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь

 

 

 

 

 

 

Уроки СБО

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

 

2БЛОК. Культура  поведения

 

Виды деятельности

 

Формируемые знания, умения и навыки

 

мероприятия

 

Ответственные

 

·       Поведение в общественных местах

·       Общение со сверстниками

·       Общение со старшими

·       Поведение в гостях

 

 

-умение правильно вести себя при встрече и расставании;

                                                                 

 - культурно вести себя в общественных местах, в гостях, при знакомстве;

                                                               

  - правильно вести себя со взрослыми и сверстниками.

 

 

Уроки СБО

Тематические классные часы по культуре поведения)

 

 

Учитель СБО

 

воспитатели

 

 

 

 

 

2БЛОК. Трудоустройство

 

Виды деятельности

 

Формируемые знания, умения и навыки

 

мероприятия

 

Ответственные

 

·       Знакомство с профессиями

 

·       Знакомство с учреждениями и организациями города и района

 

·       Знакомство с промышленными предприятиями города

 

·       Знакомство  с

       предприятиями бытового обслуживания

 

-Умение ориентироваться в предприятиях города, организациях и учреждениях, профессиях.

 

-Навыки пользования услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской

   - умение заполнять бланки, анкеты,

           оформлять деловые бумаги

                                                                   

 - коммуникативные навыки, необходимые для обращения в отделы кадров учреждений, для устройства на работу, общения в трудовом коллективе.

  - навык выбора маршрута, транспортного средства для поездки, умение покупать билет в кассе.

 

 

 

 

Уроки СБО,

 

 

 

 

 

Тематические классные часы по СБО

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

 

воспитатели

 

 

 

 

http://volna.org/images/692/500/2.jpg

 

 

 

http://volna.org/images/692/500/4.jpg

 

Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего;  это значит владеть тем, что дано лишь  на хранение памяти» 

М. Монтень

 “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед  ними    проблемы,  которые надо решить”.

Роджер Левин

  Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем

 

 

http://volna.org/images/692/500/4.jpghttp://volna.org/images/692/500/2.jpg

 

 

http://volna.org/images/692/500/2.jpg

 

 

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.

Трудовое воспитание одно из средств формирования социальных компетенций учащихся в школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020