Ценность творчества
Оценка 5

Ценность творчества

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
1 кл—4 кл
18.02.2021
Ценность творчества
«Музыка – воображение – фантазия- сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы». В.А.Сухомлинский
Развитие творческих способностей на уроках музыки.doc

Чарина Ольга Владимировна,

учитель музыки

высшей категории

МОУ «Гимназия №29»
г. Саранск Республики Мордовия

 

Ценность творчества.

«Музыка – воображение – фантазия-

                                                     сказка – творчество – такова дорожка,

                                                     идя по которой, ребенок развивает

                                                     свои духовные силы».

                                                                                    В.А.Сухомлинский

 

 Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе необходимо привносить в него новое своей деятельностью, т.е. быть «незаменимым». А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер.

Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации школьника, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. Поэтому необходимо уделение особого внимания развитию творческих способностей школьников.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Как известно, под творчеством понимается деятельность чело­века, заключающаяся в создании новых, имеющих общественное значение материальных и духовных ценностей. Однако эта форму­лировка относится по существу к результату, а не к характеру дея­тельности и не учитывает ее полифункциональность. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. А как можно сравнивать, например, уровень таланта Пушкина с уровнем таланта Чайковского или Баха с Рафаэлем, Пикассо с Шаляпиным?..

Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.

Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память. 

Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.

Творческие способности относятся к группе, разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности. Причастность к самостоятельному (индивидуальному и коллектив­ному) творчеству создает условия, включающие особые психологи­ческие механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически человеческого качества – способности к преобразова­тельной деятельности. «Личность не может развиваться в рамках по­требления, ее развитие необходимо предполагает смещение потреб­ностей на созидание, которое одно не знает границ» (А.Леонтьев).

Что же такое творческий потенциал личности? Это – чувство нового, система знаний, убеждений, которыми определяется и регу­лируется позиция человека, это высокая степень развития мышле­ния, его гибкость, нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми усло­виями.

Творческая деятельность на уроках музыки представляет со­бой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искус­ства с окружающим миром.

Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчиво­сти, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

   -  от художественного восприятия к пониманию художествен­ного языка данного вида искусства;

-  от понимания и сопереживания к художественному сотворче­ству;

-   от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Каждое из заданий предполагает:

-   углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциатив­ного мышления и воображения;

-  выработку навыков художественного анализа и усвоение важ­нейших понятий в области искусства;

 -  активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школь­ников способствовать формированию навыков эмоционального пе­реживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно об­ращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знако­мые обучающимся образы, явления, ситуации.

Вот примеры заданий на развитие творческих способностей:

Задание 1.

 Объединение различных образных решений в пределах одного и то­го же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Ле­витана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П.Пикассо и С. Прокофь­ева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К.Дебюсси, И.Стравинского».

 Задание 2.

Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст, в один период времени.

Задание 3.

Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.


 Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художе­ственного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.

           

Задание 4.

Составление художественных коллекций из произведений различных видов искусства с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

Задание 5.

 Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам, например, А. Айвазовского, А. Матисса, И. Левитана и др.

Задание 6.

 Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление му­зыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.

 Задание 7.

Сравнение различных способов художественного воплощения одного и того же сюжета (например, «Руслан и Людмила» А. Пушкина и М. Глинки»), а также его исполнительских интерпретаций.

 

 

Задание 8.

 Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.

 

Для развития творческих способностей необходима выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.

Один из путей формирования таких умений является формирование ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, например, на тему «На что похоже это облако? (ветка, корень, звук, музыкальный мотив и т.п.)».

 

Несколько вариантов заданий:

Задание 1.

Ответить на вопросы, ведущие к четкому пониманию нравственных аспектов темы и способствующие формированию активной личностной позиции школьников, например:

- Кого из героев ты бы выбрал в друзья? Почему?

- Как бы ты поступил в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше? (конфликтная ситуация).

- Есть ли в этом произведении персонажи, которым нужна помощь? Ты хочешь им помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

Задание 2.

 Сочинить песню любимого героя и спеть ее.               

Задание 3.

Разыграть музыкальную сценку с участием положительных и отрицательных персонажей, сопроводив ее соответствующими характеристиками.

 Задание 4.

Назвать песни, стихи, прозаические, живописные произведения о любви, о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

Задание 5.

Импровизация на уточнение детали: «О чем думает мальчик на картине?», «Куда идут люди на картине?», Какие у девочки из рассказа друзья?», «Какая у мальчика из рассказа любимая песенка?

Задание 6.

Импровизация на передачу в музыкальных интонациях разных чувств человека (грусти, радости, страха, восторга, ликования).

Задание 7.

Выдвижение фантастических музыкальных гипотез. Например: «Какой оригинальный музыкальный подарок ты подарил бы Бабе Яге к 8 Марта?», «О чем обычно говорят по телефону слоны?».

В следующих видах заданий раскрывается художественная целостность и многомерность разнообразных тем уроков.

Задание 1.

По прочитанному литературному или прослушанному музыкальному отрывку сконструировать художественное произведение в целом.

 

Задание 2.

 Воссоздать отсутствующие в произведении эпизоды, слова, музыкальные звуки. Мотивы, фразы, для чего необходимо постичь характер персонажей, построение мелодии на основе определенных образных представлений.         

Задание 3.

Закончить рассказ, сказку, басню, стихотворение, мелодию (импровизация на домысливание).

Задание 4.

Создать (нарисовать, словесно описать) по собственному замыслу фигурки животных, образы сказочных героев, затем объединить их общим сюжетом, придумать музыкальные мелодии.

 

Обобщая выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и, в конце концов, самому человеку.

Развитие ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка. Взрослые должны быть терпимы к, порой, «странным» идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней «рациональное зерно». Надо не замуровывать в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его «почему» и «отчего». Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.    Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка I-IV классы. Музыкально – эстетическое воспитание. - М., Просвещение, 1994

2.    Критская, Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002

3.    Программы для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы. Под руководством Д. Б. Кабалевского. - М., Просвещение, 2006

4.    Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская; Психологический институт РАО. - Самара: Фёдоров, 2009

5.    Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: Владос, 2004


6.   

Чарина Ольга Владимировна , учитель музыки высшей категории

Чарина Ольга Владимировна , учитель музыки высшей категории

Ценность творчества. «Музыка – воображение – фантазия- сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы»

Ценность творчества. «Музыка – воображение – фантазия- сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы»

Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль

Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь: - от художественного восприятия к пониманию художествен­ного языка данного вида искусства; - от понимания и сопереживания к…

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь: - от художественного восприятия к пониманию художествен­ного языка данного вида искусства; - от понимания и сопереживания к…

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художе­ственного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира

Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художе­ственного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира

Ответить на вопросы, ведущие к четкому пониманию нравственных аспектов темы и способствующие формированию активной личностной позиции школьников, например: -

Ответить на вопросы, ведущие к четкому пониманию нравственных аспектов темы и способствующие формированию активной личностной позиции школьников, например: -

Задание 3. Закончить рассказ, сказку, басню, стихотворение, мелодию (импровизация на домысливание)

Задание 3. Закончить рассказ, сказку, басню, стихотворение, мелодию (импровизация на домысливание)

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2021