«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
2 кл
13.02.2018
Важнейшей задачей преподавание изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный , многогранный процесс, и в нем не малую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе. Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно – значимые ценности, а это – основная задача личностно – ориентированного обучения.
2 класс.docx
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
Мастер класс
Ометова Лариса Юрьевна
Учитель изобразительного искусства
Высшей категории
МБОУ СОШ №7
Г.Кулебаки Нижегородской области
Важнейшей задачей преподавание изобразительного искусства в
современной школе является развитие личности учащегося путем
формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение
научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного
большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов,
творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и
духовное развитие – это сложный , многогранный процесс, и в нем не малую
роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе. Уроки ИЗО не
только развивают уровень познания, но и формируют мир личности, они
также помогают включить субъективные эстетические ценности в
формирующиеся общественно – значимые ценности, а это – основная задача
личностно – ориентированного обучения.
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее
время является из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в
практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых
этапах его становления. Такие ученые как А. В. Бакушинская, П. П.
Блонский, Т. С. Шатский писали, что искусство пробуждает первые яркие,
образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию
чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Однако практический аспект реализации развития художественных
способностей детей в начальной школе средствами изобразительного
творчества остается недостаточно раскрыто, поскольку стремительно
меняются многие точки зрения относительно психологических и
художественных условий формирования способностей меняются детские
поколения и соответственно должна изменятся технология работы
педагогов. В практической деятельности: формируются общественные
способы анализа, синтеза, сравнение и сопостановления, развивается
умение самостоятельно находить способы решения творческих задач,
умение планировать свою деятельность, раскрывается творческих
потенциал.
Художественное воспитание детей в современной системе воспитания
не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная
пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные
сферы деятельности детей. Работа с различным материалами в различных
художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает
пространство, воображение, творческие способности.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку
реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих
условиях могут нетрадиционные художественные техники на уроках
изобразительного искусства.
На уроках изобразительного искусства помогаю детям освоить не
только приемы живописи, лепки, аппликации, но широко использую нетрадиционные художественные техники, помогаю найти новые
оригинальные соединения традиций и стилей c современным пластическим
решением образа, отвечающим эстетике наших дней.
Тема. «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета».
Вид деятельности: индивидуальная и работа в группах
Вид урока: печатание ватными палочками, мятой бумагой; выдувание;
напыление.
Цели и задачи урока: дать понятие о цвете как средстве выражения:
«теплые» и «холодные» цвета; знакомство с цветовым кругом;
использование нетрадиционных техник печатания; выдувание; напыление;
развитие эстетического отношения к действительности.
Оборудование: формат А4, акварель, гуашь, бумага, ватные палочки,
баночка с водой, кисточка, палочки для выдувания.
Зрительный ряд: таблицы «Цветовой круг»; «Основные и составные
цвета»; «Радуга»; «Лесовичок»; выставка детских работ; репродукции И.
Шишкин
«На севере диком», «Осень»; Б. Кустодиев «Волга. Радуга»; И. И. Левитан
«Золотая осень»; В. Д. Поленов «Золотая осень»; Ю. Клевер «Зимний закат в
еловом лесу».
Литературный ряд: Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою …»; М. Ю.
Лермонтов
«На севере диком стоит одиноко»; И. Бунин «Осень».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский альбом «Времена года»; А. Вивальди
«Времена года» (зима).
Приложение к уроку.
Комментарий урок
С целью активизации у учащихся
интереса к данной теме – просмотр
видеоряда
Размещение на доске работ художников
связанных с изображением пейзажа
Выставка детских работ
в нетрадиционных художественных
техниках
Показ педагогом приемов изображения
Самостоятельная художественная
деятельность учащихся под
музыкальное сопровождение
Развитие личностных
качеств
Кинестетический,
визуальный каналы
восприятия
Выразительная речь,
любознательность,
патриотизм, память
Выявление лучших работ
учащихся
Художественные
исследовательские знания
Технические качества,
творческое воображение
План урока. 1. Организационный момент – 30 сек.
2. Объявление темы – 1 минута.
3. Объяснение темы – 10 минут.
4. Подготовка к практической работе – 3 минуты.
5. Практическая работа – 22 минуты.
6. Подведение итогов – 3 минуты.
7. Окончание урока – 20 секунд.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- приветствие учащихся;
- проверка готовности к уроку;
- положительный настрой на урок.
Молодцы все готовы к уроку!
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Сегодня опять будем рисовать.
Слайд № 1
2. Объявление темы.
- сегодня наш урок посвящен выразительному художественному средству –
цвету.
- на уроке вы узнаете, что существуют не только основные и составные
цвета, но цвета бывают теплыми и холодными, поэтому тема нашего
сегодняшнего урока: «теплые и холодные цвета».
Слайд № 2
3. Объяснение нового материала.
Урок у нас сегодня необычный, потому что к нам пришел в гости
«Лесовичок» и он приглашает нас отправиться в путешествие к принцессам
Огоньку и Льдинке.
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним и назовем
основные и составные цвета.
Слайд № 3
Основные цвета – их нельзя получить с помощью смешения красок
(красный, синий, желтый)
Составные цвета – можно получить с помощью смешивание основных
цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый).
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшее художественно –
выразительные средства живописи. Многие картины поражают нас
красотой цвета, его яркостью, нарядностью.
Загадка.
Крашеное, коромысло Над рекой повисло.
(радуга)
Слайд №4
- Молодцы! А теперь мы отправляемся в путешествие.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу реки, после
летнего грибного дождя (звучит музыка, имитация дождя).
Упражнение.
Выполнение упражнения на основе «теплых» и «холодных» цветов:
вспомним семь цветов радуги.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Стих.
Целесообразно предложить детям взять краски и зарисовать то, что
объясняет учитель.
Этапы выполнения упражнения:
1. Расположить лист горизонтально.
2. Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.
3. Слева разложить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно
переходящие друг в друга.
4. Справа сверху – вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.
5. В середине зеленая полоса.
6. Наши цвета разделились на три команды. Рассмотри их.
- Что они вам напоминают?
Слева – огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета – красный, оранжевый,
желтый.
Справа – голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо,
снеговые облака, иней. Это «холодные» цвета.
- Почему же зеленый цвет остался без названия?
- Потому что он может быть и «теплым» и «холодным».
Слайд № 5
«Теплые» цвета воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе,
а «холодные» более грустно. Красный дарит веселое настроение,
праздничность, а синий цвет успокаивает.
Слайд № 6 (осень)
А теперь мы с вами попали в царство принцессы Огонек (звучат звуки леса)
- Посмотри, как красива земля, вода, небо!
Красота природы вдохновляет композиторов сочинять музыку, поэтов и
писателей – писать стихи, рассказы, а художников – рисовать, лепить,
строить.
В природе много ярких, сочных цветов и их сочетаний.
У природы, как и у человека, может быть разное настроение. Она может
быть радостной или грустной, спокойной или грозной. Художник умеет
чувствовать и передавать настроение природы.
Слайд №
«Теплые» цвета можно назвать солнечными.
Главный солнечный цвет – желтый. Он превращает другие цвета в теплые.
Посмотри на девочку – волшебницу, которая живет в царстве Солнца.
7 (принцесса Огонек) Волшебница опускает свой желтый луч в каждый цвет, и он превращается в
теплый, солнечный, радостный.
Слайд № 8
Художественная галерея принцессы Огонька.
Красота природы, смена времен года, а каждый из них – осень, весна, зима
и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения
для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое
творчество посвятили изображению природы. Мы их называем
пейзажистами.
Это А. Саврасов; И. Левитан; В. Поленов; К. Юон; И. Шишкин и многие
другие.
Слайд № 9 - № 12
Осень.
Веселой пестрою стеной,
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
И. Бунин.
Слайд №13 (зима)
А сейчас мы попадем в царство Льдинки. И оказались мы с вами в зимнем
лесу.
Слайд №14 (зима)
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало покрывает все
вокруг.
А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и
дома.
Главные холодные цвета – синий и голубой. Они могут превратить все
другие цвета в холодные, ледяные.
Посмотри, какие холодные цвета бывают зимой! Их можно увидеть везде –
на снегу, в воде, в небе…
Слайд № 15 (принцесса Льдинка)
В царстве Льда живет девочка – волшебница, которая «замораживает»
цвета, опуская в каждый голубую и синею льдинку.
Слайд № 16 (художественная галерея льдинки)
Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу»
Стих «Чародейкою Зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. И.Тютчев)
Слайд № 17
И. Шишкин «На север диком…»
На севере диком стоит одиноко
Стих «На севере диком…»
На голой вершине сосна
Одета, как ризой, она.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
(М. Ю. Лермонтов)
Слайд № 18 - № 20
Слайд № 21 (цветовой круг)
Слайд № 22
Задание.
4. Подготовка к практической работе.
Слайд № 23
А4 (голубой цвет – зимний пейзаж; холодные цвета)
А4 (розовый цвет – осенний пейзаж; теплые цвета)
А4 (желтый цвет – весенний пейзаж)
Использовать в своей работе нетрадиционные художественные техники
(печатание, выдувание, напыление)
5. Практическая работа (звучит музыка и звуки природы)
6. Подведение итогов.
В конце урока дети сами оценивают работы друг у друга.
Красный цвет – «5»
Зеленый цвет –« 4»
Синий цвет – «3»
Слайд № 24 игра «тепло - холодно»
Слайд № 25 (вопросы)
7. Окончание урока.
На следующем уроке мы с вами познакомимся с глухими и звонким цветами.
Слайд № 26
За правильный ответ Лесовичок награждает жетоном.
Домашнее задание: найти и принести на урок репродукцию картины с
холодными или теплыми цветами.
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
«Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.