Актуальность программы
дает возможность дополнительной внеклассной работы с учащимися по развитию детско-юношеского туризма в системе образования;- в ходе реализации программы ведется обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания и формируются умения и навыки творческого, исследовательского изучения окружающей среды средствами активного туризма и краеведения.
Цель программы: формирование всесторонне развитой личности через туристско-краеведческую, экологическую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;
- расширение знаний, формирование умения и навыков приобретения опыта самостоятельной практической деятельности.
Развивающие:
- развитие творческой, познавательной и созидательной активности обучающихся;
- развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с младшими школьниками.
Воспитательные:
- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, в учебу через интеллектуально-познавательные игры и поддержка их творческой активности;
- усиление индивидуального момента, связанного с созданием условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, учитывая их возможности;
- формирование умений и навыков творческого, исследовательского изучения окружающей среды средствами активного туризма и краеведения;
- обучение основам безопасной жизнедеятельности в разнообразной среде обитания. Оздоровительные:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь
- правила организации и проведения туристских соревнований;
- методику проведения туристско-краеведческих мероприятий;
- источники краеведения;
- методику поисково-исследовательской работы.
-пользоваться источниками краеведческих, экологических знаний;
-конструировать различные туристско-краеведческие мероприятия;
-организовывать и проводить туристско-краеведческие мероприятия;
-оформлять и подводить итоги туристско-краеведческих мероприятий;
-самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;
-написать творческую работу по итогам поисково-исследовательской
деятельности и публично представлять ее;
-умения извлекать художественный, эстетический, познавательный и
научный интерес из посещения природных объектов, музеев,
выставок;
-уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Формы проведения занятий:
-лекции, беседы, консультации, экскурсии, конференции, турслеты, экологические слеты;
-встречи с интересными людьми;
-практические самостоятельные творческие задания;
-индивидуальные и групповые занятия.
Ожидаемые результаты
владеть прикладными знаниями рационального природопользования, практическими умениями и туристическими навыками;
развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
владеть знаниями, умениями и навыками по здоровому образу жизни;
использовать приобретенные краеведческие знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Структура программы:
Наименование тем программы | В том числе | Примечание | ||||||
Всего час. | Теор | Практик | Экс | слет | ||||
Введение. | 2 | 1 | Инструктаж по технике безоопасности | |||||
1 | Учебные тропы. Требования к туристско-краеведческим тропам | Краеведческая викторина | ||||||
II | Основы турподготовки. Туристическое снаряжение. | 5 | 2 | 3 | Письменная работа | |||
III | План и карта. Ориентирование на местности. | 1 | Экоигры на местности | |||||
IV | Формирование экологических стоянок | 2 | 1 | |||||
V | Стоянка №1. «Антропогенный фактор» | 4 | 2 | 1 | 1 | Экологические акции. Уборка ТБО | ||
VI | Стоянка №2. «Флора и фауна родного края» | 3 | 1 | Создание коллекций и гербарий | ||||
VII | Стоянка №3 «Водоем» | 5 | 2 | 2 | Экологические акции | |||
VIII | Стоянка №4 «Памятники природы Целинного района | Экскурсия, сообщения уч-ся | ||||||
IX | Итоговое занятие | 1 | 1 | Турслет | ||||
Итого: | 34 | 12 | 14 | 7 |
Практические занятия:
-работа со справочной литературой, периодической печатью, справочниками, краеведческие
викторины.
-письменные работы (конспект, выписки),
-сборка рюкзака, формирование медицинской аптечки, тренинг по оказанию первой
доврачебной помощи (виды повязок и т.д.)
-графические работы: (составление таблиц, картосхем).
-составление анкет, вопросников по теме исследовательской работы.
-обработка, редактирование, дополнения, систематизация полученных материалов.
-подготовка иллюстрированных материалов, консультации.
-составление картотеки "Туристические возможности родного края".
-решение и составление кроссвордов. Проведение туристско-краеведческих мероприятий для
учащихся младших классов, обсуждение, отчет по работе.
-сбор материала по теме «Влияние человека на природу», экологические игры на местности во
время экскурсии.
-просмотр слайдов, фотографий, видеофильмов о разнообразии видов в РК
-сбор материала по теме «Флора и фауна биогеоценоза», разработка рекомендаций по
сохранению местных редких видов.
-описание водного объекта, физико-химический анализ воды, биоиндикация воды, определение
экологического состояния, проведение акций: «Чистый водоем», «Живи родник, живи!».
-виртуальное путешествие по теме «Памятники природы Республики Калмыкия» (просмотр
видеофильмов, мультимедийных презентаций).
-сбор материала по теме «Памятники природы Целинного района Республики Калмыкия».
-туристический слет «Люби и знай свой край!»
Маршруты туристско-краеведческой тропы «ЭКОС»
Движение по маршруту Стоянка №1 «Антропогенный фактор»
Стоянка №2 «Флора и фауна»
Стоянка №3 «Водоем»
Стоянка №4 «Памятники природы Целинного района»: Одинокий тополь с каскадом родников»(слева) и «Санаторная роща» на фото –справа.
Встречи учащихся с известными людьми
Ватанская Нина Андреевна-
директор ЦДТ, депутат собрания
депутатов Троицкого СМО
Джеваков Евгений Олегович-зам.нач.
ТО «Целинный» Роспотребнадзора
В Целинном, Ики-Бурульском,
Кетченеровском р-ах и г. Элиста
Позняк Владимир Григорьевич-
Преподаватель КГУ, к.б.н.
Очиров Киру Нимеевич,
Глава Троицкого СМО (ахлачи)
Молчанова Лилия Петровна,
лесничий Троицкого лесничества
На республиканском конкурсе
проектов «Я-гражданин Калмыкии
-2016»
Номинация «Водная экология»: Бадмаева Иляна (10кл)-1место, проект
«Сельский пруд -региональный водный объект: улучшение экосостояния
разными способами, использование в хозяйственных целях»;
Номинация «Ботаник – эколог» - Муняева Герел (11а) – 2место (лучший
результат), проект «Биология и экология верблюжьей колючки на исследуемых
территориях с. Троицкое»;
Номинация «Агроэкология. Растениеводство»- Лещенко Людмила (11а)-3место
(лучший результат)
Номинация «Подрост» - Санджиев Санчир (9а) – 3место, проект «Изучение скумпии
кожевенной на исследуемых участках г. Элиста и с. Троицкое»
Результаты участия кружковцев в конкурсах, конференциях в 2015-16 учебном году:
Районная конференция учащихся «Юные исследователи окружающей среды»
Республиканская конференция учащихся
«Юные исследователи окружающей среды»-ноябрь 2015г.
Номинация «Водная экология»: Бадмаева Иляна (10кл)-1место, проект
«Сельский пруд -региональный водный объект: улучшение экосостояния
разными способами, использование в хозяйственных целях»;
Конференция «Бичкн Торскм»
Районный этап:
Номинация «Природное наследие»- Убушиев Лиджи (11а)- 1 место, проект «Тростник обыкновенный – природный
«бамбук» в Калмыкии, хозяйственное использование»
Республиканский этап: Убушиев Лиджи (11а)- 5 место, проект «Тростник обыкновенный – природный
«бамбук» в Калмыкии, хозяйственное использование
Районный конкурс научно-исследовательских работ
учащихся «Первые шаги в науку»:
Утнянова Иляна (11а) -1место, проект «Алоэ –растение лекарь, биостимулятор для проращивания семян, роль в
интерьере. Размещение и уход»
Районная эколого- биологическая олимпиада в системе допобразования
Номинация «Экологические проблемы родного края»:
Бадмаева Иляна (10 кл)-1место, «Исследование водного объекта методом биоиндикации»
Республиканская эколого- биологическая олимпиада в системе допобразования
Номинация «Экологические проблемы родного края»:
Бадмаева Иляна (10 кл)-1место, «Исследование водного объекта методом биоиндикации».
Районный этап Российского национального юниорского водного конкурса
Бадмаева Иляна (10кл)-1 место, проект «Экологический мониторинг сельского пруда, способы очистки и
использование»
Республиканский этап Российского национального юниорского водного конкурса
Бадмаева Иляна (10кл)-1 место, проект «Экологический мониторингсельского пруда, способы очистки и
использование»
Районный конкурс Отчетов по туристско-краеведческой работе учащихся «Тропой «ЭКОС»-
Бадмаева Иляна, Кадаев Джигмид, Зорин Роман, Убушиев Лиджи, Муняева Герел -1место
Республиканский конкурс отчетов по туристско-краеведческой работе с учащимися «Тропой «ЭКОС»-
Бадмаева Иляна, Кадаев Джигмид, Зорин Роман, Убушиев Лиджи, Муняева Герел -1место
Районный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос», номинация «Эколого-краеведческие
путеводители» - Санджиев Санчир (9а), Убушиев Лиджи (11а), Бадмаева Иляна (10кл)-1место
Всероссийские конкурсы проектных работ учащихся
Всероссийский конкурс проектных работ учащихся «Подрост»:
Санджиев Санчир (9а) – проект «Изучение скумпии кожевенной на исследуемых
участках г. Элиста и с. Троицкое»- работа прошла заочный тур – апрель 2016г
Всероссийский конкурс «Отечество - 2016»
Убушиев Лиджи (11а)- проект «Тростник обыкновенный – природный «бамбук» в
Калмыкии, хозяйственное использование», участие в заочном этапе конкурса.
Участие в финале Российского национального юниорского водного
конкурса (16.04.-20.04.2016г)
Бадмаева Иляна (10кл)- проект «Экологический мониторинг сельского
пруда, способы очистки и использование»
Участие в конкурсе премии «Хрустальный глобус-2016»
Бадмаева Илян(10кл), проект«Экологический мониторинг сельского
пруда, способы очистки и использование»
Участие в заочном этапе Всероссийского конкурса учебно-исследовательских
прикладных проектов «Человек на Земле-2016»- 10.03.2016г
Бадмаева Илян(10кл), проект«Экологический мониторинг сельского
пруда, способы очистки и использование»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.