Творческий отчет учителя русского языка и литературы на тему «Творчество учителя как один из методов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Творческий отчет учителя русского языка и литературы на тему «Творчество учителя как один из методов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Медиа
Повышение квалификации
doc
03.12.2019
творческий отчет Чупринина В.С..doc

Творческий отчет учителя русского языка и литературы на тему «Творчество учителя как один из методов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

 

Творчество… есть цельное, органическое свойство

человеческой природы… Оно есть необходимая

принадлежность человеческого духа. Оно так же

законно в человеке, пожалуй, как две руки,

как две ноги, как желудок. Оно неотделимо

от человека и составляет с ним целое.
Ф. Достоевский

Не раз каждому из нас приходилось слышать, творчество - это удел избранных. И подобное мнение присуще большинству людей, в том числе и многим учителям. Большинство считают, что развить творческие способности возможно только у некоторых учащихся, например, у отличников, или у тех, кто проявляет себя в праздниках или просто активен на уроках. Однако, это не совсем так. Ведь неталантливых детей нет, и абсолютно любой ребенок талантлив по-своему. Необходимо просто-напросто найти правильный подход и помочь увидеть все скрытые таланты в человеке. И мне кажется, это особенно важно делать именно сегодня, когда на первое место всегда выходят креативные и нестандартно мыслящие, другими словами, творческие люди. И на сегодняшний день одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо. Как раз этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.

Я работаю в школе не так много, всего три года, и уже сейчас понимаю, что творчество перестаёт быть уделом единиц, ведь сочинения, изложения с творческим заданием, как на уроках, так и на экзаменах предстоит сегодня писать учащимся с разным уровнем развития.

Каждый год мы с учащимися принимаем участие в различных олимпиадах по русскому языку и литературе, одно из заданий которых – написать сочинение-рассуждение, сочинить сказку или рассказ на определенную тему… И это далеко не полный перечень тех творческих заданий, с которыми сталкивается школьник за годы обучения.

И тут вознимает вопрос: все ли могут справиться с подобными заданиями? Конечно же, нет! Даже «сильные» учащиеся, с лёгкостью пишущие сочинения, тесты, сталкиваясь с творческими заданиями, теряются, не находят нужных слов, чтобы выразить свои мысли.  

Владение учащимися устной и письменной речью, умение создавать свой, оригинальный текст поможет им занять достойное место в социально-культурном пространстве, выработать коммуникативные навыки, разовьёт умение не только выражать свои мысли, но и понимать точку зрения других людей. Именно поэтому я считаю проблему развития творческих способностей учащихся одной из наиболее актуальных.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:

- снижение грамотности и общей культуры учащихся, потеря интереса к изучению, к чтению;

- отсутствие нравственных ориентиров;

- неумение фантазировать, мыслить образно, создавать творческий продукт.

Над темой «Творчество учителя как один из методов развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» я работаю в течение трёх лет.  

Цель: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе собственного примера, а также создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных способностей учеников.  

Задачи, которые стоят передо мной, как перед учителем:

v Развитие креативного мышления.

v Развитие творческой самостоятельности учеников.

v Воспитание творческой личности.

Многие психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. На основе этого выделяются творческие способности 2 типов: актуальные, то есть те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить  или принять оригинальное решение проблемы, и потенциальные, то есть те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты. И моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их через уроки русского языка и литературы.   

На своих уроках я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить не только понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи. Ещё В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

Уроки русского языка и литературы, пожалуй, как никакие другие, открывают возможности для развития творческих способностей. Стратегическим принципом развивающего обучения русскому языку является принцип развития творческих лингвистических способностей. Он вытекает из объективной закономерности усвоения родного языка, отмеченной ещё А.А.Потебней: «…язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её». На уроках русского языка важно развивать творческую активность учащихся в рамках этого предмета, а также стимулировать развитие личности ученика и неослабевающее стремление  к творчеству.

Если говорить об уроках литературы, то важно отметить, что литературное развитие школьников можно осуществлять только в русле творчества. Ещё Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».[1] Ведь уроки литературы, прежде всего, требуют атмосферы креативности, так как постижение искусства (а мы знаем, что литература – это искусство!) немыслимо без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности – создаётся что-то новое, личностное, своё.

Так вот наиболее важным моментом в развитии творческих способностей учащихся является творческая деятельность, которая осуществляется на уроках русского языка и литературы. В Российской педагогической энциклопедии мы можем прочитать определение: «Творческая деятельность -  создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего».[2]

Особенностью творческой деятельности школьников является то, что в результате этой деятельности они создают новые для себя ценности, важные для формирования личности как общественного субъекта. Обучение творчеству детей главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом.   

Главными условиями формирования творческих способностей учащихся на своих уроках я считаю:

- положительные мотивы обучения;

- интерес учащихся;

- творческую активность;

- положительный микроклимат в коллективе;

- сильные эмоции;

- предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Важными в своей работе считаю следующие принципы деятельности:

а) креативность обучения через реализацию творческих возможностей учителя и учащихся;

б) опора на субъективный опыт учащихся;

в) применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;

г) индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Поэтому первостепенной задачей для меня было пробудить у учащихся интерес к чтению художественного произведения. И здесь мне помог приём  «осовременивания» героев, например, на таких уроках литературы, как «Онегины наших дней», «Если бы Пушкин (Есенин) был жив…». Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:

v уметь работать с книгой;

v уметь находить и выделять главное;

v уметь выделять причинно-следственные связи;

v уметь формулировать и отстаивать свою позицию;

v уметь анализировать и сопоставлять;

v уметь оценивать результат своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

Так мои ученики очень любят составлять синквейны. Для уроков литературы синквейны – это настоящая находка. Учащиеся любят эти стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Я со своей стороны при этом не только экономлю время, но и проверяю одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 40 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время, чтобы всё обсудить. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Примеры синквейнов, написанные учениками на уроках литературы:

Онегин

Легкомысленный, дерзкий

Ищет, мечется, мучается

Онегин – тип лишнего человека

Денди

Раскольников
Замкнутый, задавленный
Убил, мучался, обрел
Интеллигент, чересчур увлекшийся размышлениями
Раскаяние

Довольно полюбившимся оказался и метод иллюстрирования художественного произведения. Создание иллюстрации помогает учащимся глубже проникнуть в замысел автора произведения, лучше понять некоторые сложные моменты текста, почувствовать себя в какой-то степени соавторами.

На моих уроках лучше всего данный метод работает в среднем звене, так как старшеклассники больше нацелены на рефлексию и самоанализ при изучении произведения, да и иллюстрировать классическую художественную литературу достаточно сложно. Однако учащиеся 9 класса с лёгкостью справляются с данным заданием, например, ими было очень точно передано  изображение захолустного, серого, мрачного города N по повести Н.В. Гоголя «Ревизор».

Я убеждена, что использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.

В своей работе я всегда опираюсь на:

Ø использование текстов художественных произведений;

Ø использование интернет-ресурсов;

Ø использование элементов инновационных технологий (синквейн, «Займите позицию», фишбоун, ИКТ и др.);

Ø использование электронного учебника по русскому языку (5 кл.);

Ø использование творческих работ учащихся.

Развитие творческих возможностей учащихся позволяет «разбудить» способности, вызвать интерес к изучаемой теме, максимально включиться в работу не только на уроке, но и при подготовке творческого домашнего задания. Например, учащимися 10 класса был подготовлен итоговый урок по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Причем, ребята самостоятельно инсценировали суд над главным героем Родионом Раскольниковым, используя при этом всевозможную атрибутику, костюмы. Также ими была очень тщательно продумана презентация к уроку, подобрны соответствующие видеоролики.

 

 

 

 

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников через творчество учителя, можно сделать выводы о результативности своей работы: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков.

Мои ученики на протяжении последних лет занимают призовые места на всевозможных олимпиадах по русскому языку и литературе.  Например, Шмидт Анна, ученица 11 класса, получила грамоту за 1 место в районном интернет-конкурсе «Военная история в жизни моей семьи», а также грамоту в областной олимпиаде по русскому языку и литературе в номинации «Самый харизматичный участник Лингва-шоу». Три учащихся 8 класса награждены дипломами 3 степени как призёры игры-конкурса «Ак бота».

Перспективы:

v Вынести работу по развитию творческих способностей учащихся  на внеурочное время, организовать кружок, так как рамки урока не позволяют серьёзно вести работу по этому направлению.

v Создать свою школьную газету, которая позволила бы, охватить как можно больше ребят, желающих попробовать себя в роли поэта, писателя и журналиста.

Пройдут годы. Мои ребята вступят во взрослую жизнь. И пусть не станут они писателями и поэтами, но вкус к прекрасному русскому слову, родному языку останется с ними на всю жизнь. А это значит, что они будут творческими учителями, творческими инженерами, творческими поварами – творческими личностями. И это прекрасно!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1) Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе, №6, 2001г.

2) Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.

3) Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

4) Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. // Русский язык в школе, № 5, 1995 г.

5) Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

6) Петрановская Л.В. Творчеству можно научить.// Русский язык, № 12, 2001г

7) Плавинская Н. Несколько слов о синквейне. //Литература, №5, 2006 г.

8) Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.

9) Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

10) Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.

11) Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

 

 

 

 



[1] Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

[2] Российская педагогическая энциклопедия, 2 т. - М., 1999, с.420.

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)