Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий
Оценка 4.6

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
14.02.2017
Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий
Музыкально-поэтический вечер начинался такими словами: «… А иначе, зачем на земле этой вечной живу». Вечер поэзии, посвященный творчеству выдающихся поэтов-бардов Булату Окуджаве и Владимиру Высоцкому. В нем принимали участие студенты первого, второго и третьего курса технического колледжа. Ребята-чтецы рассказывали биографию поэтов, читали их стихи, пели песни. На протяжении всего мероприятия песни пелись под струны гитары и в сопровождении музыкальной композиции. Дополнительными атрибутами вечера стали мерцающие свечи и слайды, обозревающие галерею фотографии, создавшие философскую и уютную обстановку. Гости «Вечера поэзии» смогли услышать бессмертные произведения этих популярных авторов. Вечер завершился общим исполнением песни Б.Окуджавы «Изгиб гитары желтой…». Произведения этих выдающихся поэтов-бардов живут в наших душах. Их песни поют люди старшего поколения и молодежь. Их стихи современны и сейчас. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого.Музыкально-поэтический вечер начинался такими словами: «… А иначе, зачем на земле этой вечной живу». Вечер поэзии, посвященный творчеству выдающихся поэтов-бардов Булату Окуджаве и Владимиру Высоцкому. В нем принимали участие студенты первого, второго и третьего курса технического колледжа. Ребята-чтецы рассказывали биографию поэтов, читали их стихи, пели песни. На протяжении всего мероприятия песни пелись под струны гитары и в сопровождении музыкальной композиции. Дополнительными атрибутами вечера стали мерцающие свечи и слайды, обозревающие галерею фотографии, создавшие философскую и уютную обстановку. Гости «Вечера поэзии» смогли услышать бессмертные произведения этих популярных авторов. Вечер завершился общим исполнением песни Б.Окуджавы «Изгиб гитары желтой…». Произведения этих выдающихся поэтов-бардов живут в наших душах. Их песни поют люди старшего поколения и молодежь. Их стихи современны и сейчас.
Урок поэзии.docx
Еркимбаева Гульмира Бердешовна, преподаватель русского языка и литературы  колледж промышленной индустрии и новых технологий г. Талдыкорган, Республика Казахстан ТВОРЧЕСТВО ВЫДАЮЩИХСЯ ПОЭТОВ­БАРДОВ «…А иначе, зачем на земле этой вечной живу»  Б. Окуджава Цели урока: Образовательные:  познакомить   с   творчеством   и   биографией   Б.Окуджавы   и   В.Высоцкого, пробудить интерес к прекрасной поэзии. Развивающие:  стимулировать   развитие   художественного   мировоззрения,   эстетического   и нравственного сознания учащихся, развивать творческие способности учащихся. Воспитательные:  использовать силу воздействия авторской песни на формирование  личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма. Наглядные пособия, оборудование: баннер с портретами Б.Окуджавы и В.Высоцкого, гитара, экран, проектор, презентация.         Слово учителя:              Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести поэтический вечер памяти,   воспоминания,   признательности   и   любви,   а   для   кого­то,   открытия.   Одних   из оригинальных и известных русских поэтов XX века – Булата Шалвовича Окуджавы и Владимира Семёновича Высоцкого.         Когда поющие поэты появились впервые на радио, то посвященная им передача получила полушутливое   название   «Барды   и   менестрели».   Это   старинное   западноевропейское   название поэтов­певцов. Из этих двух слов прочнее укоренилось название «бард». Этим словом до сих пор называют тех, кто и сам исполняет их, аккомпанируя себе на гитаре.        Движение бардовской песни началось в 50­60 годы 20 столетия.         Истоками бардовской песни являются городские романсы, фольклор Франции – Шансонье. Поэзия молодых столкнулась с непредусмотренной трудностью: сложно писать, когда все под запретом,   когда   ничего   нельзя.   А   они   писали,   они   творили,   они   приносили   людям   радость. Именно о них Высоцкий сказал: Слабо стреляться? В пятки, мол, давно ушла душа? Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа, И режут в кровь свои босые души.               Авторская   песня   родилась   из   серьёзных   раздумий   о   жизни   человека,   может   быть трагических, острых сюжетов, из клокотания души. Она выражает внутренний мир человека, взгляды   на   политику.   Не   случайно   этот   жанр   очень   раздражал   власть,   а   лучшие   барды оказывались в опале.        Мы познакомимся с творчеством ярких представителей авторской песни – В. Высоцким, Б. Окуджавой. Это далеко неполный список фамилий, чьё творчество можно отнести к авторской песне.         Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Чтец 1: (Аманжолов Рахат, 11 гр.) Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учебы в Комакадемии. Отец – Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать – Ашкен Степановна Налбандян, армянка. Первое место жительства – ул. Арбат, д.43. Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ, работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учебу Булат был   отправлен   в   Тбилиси,   учился   в   русском   классе.   Отец   был   повышен   до   секретаря Тбилисского горкома; из­за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем, Шалва Степанович стал 1­м секретарем Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал.  В   1937   году   родители   Булата   были   арестованы.   Отец   был   расстрелян   по   ложному обвинению 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря. В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошел на фронт добровольцем. Был направлен   в   10­й   Отдельный   запасной   минометный   дивизион.   Затем,   после   двух   месяцев обучения, был отправлен на Северо­Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под Моздоком. После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем русского языка и литературы – в сельской школе в селе Калужской области. В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнять под гитару, быстро завоевывая популярность. Работал   редактором   в   издательстве   «Молодая   гвардия»,   затем   –   заведующим   отделом поэзии в «Литературной газете».  В 1961 году ушел со службы и занимался исключительно творческой деятельностью. В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция». В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». В общей сложности песни Окуджавы звучат в более чем 80­ти фильмах. Исполнение песни «А нам нужна одна победа» (Гвоздиков Никита, 106 гр.) Слово учителя:        Мне бы хотелось добавить, что Окуджаву называют Поэтом Печали, Чеховым XX века.         Молодежь припала к его песням, как к очистительному роднику.  Чтец 2: (Темирбаев Маулен, 21 гр.)  Первый диск с песнями Окуджавы вышел в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышел диск с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня – «Прощание с Польшей» ­ в нем была в исполнении автора. С середины 70­х годов диски Окуджавы выходили и в СССР. Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоевывали популярность,   в   первую   очередь   среди   интеллигенции;   сначала   в   СССР,   затем   и   среди русскоговорящих   за   рубежом.   Песни   «Возьмемся   за   руки,   друзья…»,   «Пока   Земля   еще вертится…» стали гимном многих слетов и фестивалей. Весьма   плодотворным   оказался   творческий   союз   Булата   Окуджавы   с   композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых – песня «Ваше благородие, госпожа удача» из кинофильма «Белое солнце пустыни». Исполнение песни  «Ваше благородие, госпожа удача»  (Карипбаева Айдана, 302 гр., Нурсагитов Мейрам) Чтец 3:  (Подгорнов Алексей, 22 гр.) С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию. С 1992 – член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 – член комиссии по Государственным премиям РФ. Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал». В 1993 году подписал «Письмо 42­х». В 90­е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт­Петербурге, в США, Канаде, Израиле. 23   июня   1995   года   состоялся   последний   концерт   Булата   Окуджавы   в   Штаб­квартире ЮНЕСКО в Париже. 12   июня   1997   года   Окуджава   скончался   в   Париже   (в   пригороде   Кламар),   в   военном госпитале. Перед самой смертью Булат Окуджава был крещен  именем Иоанн. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбат, в котором жил Окуджава, ему поставлен памятник. Чтец 4:  (Никита Гвоздиков, 106 гр.) Семья и окружение Окуджава был женат дважды. Первая жена – Галина Васильевна Смольянинова, с ней он развелся   в   1964   году.   Сын   от   первого   брака   Игорь.   Вторая   жена   –   Ольга   Владимировна Арцимович. Сын – Антон Булатович Окуджава, музыкант, композитор. В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко, с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве. В узкий круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.   Награды Орден Дружбы народов (1984) Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан­Ремо, Италия (1985) Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988) Почетная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1991) Лауреат Государственной премии СССР (1991) Премия «Русский Букер» (1994) за автобиографический роман «Упраздненный театр» Почетный гражданин Калуги (1996) Медаль «За оборону Кавказа» Почетная медаль Советского фонда мира. Распоряжением и.о. Президента России В.В. Путина в 1999 году был создан Дом­музей Б.Ш. Окуджавы в Переделкине. Исторические романы «Бедный Авросимов»  «Похождения Шипова, или «Старинный водевиль» «Путешествие дилетантов» «Свидание с Бонапартом» «Упраздненный театр»        Чтец 5:  (Агыбаева Линара, 302 гр.)         Грузинская песня «Виноградную косточку в теплую землю зарою…».        Слова были сочинены еще в марте 67­го, в ленинградской гостинице. Он приехал выступать, с собой   у него   был   блокнот   с недавней   заготовкой   ­   первыми   двумя   четверостишиями, с которыми он не знал еще, что делать. Однажды днем к нему робко постучали. На пороге стояла молодая грузинка ­ с первого взгляда он вообще принял ее за подростка, пятнадцать лет или даже   тринадцать,   а между   тем   она   училась   на третьем   курсе   филфака   Ленинградского университета. «Здравствуйте. Я из Сухуми, учусь в Ленинграде. Меня зовут Дали Цаава, я хочу показать вам стихи». ­ Но я не знаю грузинского! ­ Как? ­ она даже отступила. ­ Вот так, не случилось. Дома говорили по­русски. ­ Но вы ведь окончили филологический в Тбилиси!                    ­ Окончил, у меня тройка по грузинскому. Мне даже преподаватель сказал: «Стыдно грузину не знать языка!» Но я им владею в самых скромных пределах. Знаете, что? Покажите стихи моему другу, он живет рядом, замечательный грузинский поэт.         И она пошла к замечательному поэту, но, кажется, с сожалением. Ей нравился Окуджава, она   знала   наизусть   все   его   песни,   он был   любимым ее   поэтом   ­   после   Бродского,   конечно. А с Окуджавой они увиделись только в феврале 1983 года, когда он приезжал в Тбилиси. Она подошла к нему после выступления и сказала те же слова: «Здравствуйте, я ­ Дали». И подарила книжку стихов. Он был поражен: ему и в голову не могло прийти, что она действительно станет поэтом. Ему просто имя понравилось — и тогда, в ленинградской гостинице, он сразу написал два недостающих четверостишия: «В черно­красном своем будет петь для меня моя Дали...».        Исполнение грузинской песни «Виноградную косточку в теплую землю зарою…»        (Агыбаева Линара, 302 гр., преподаватель физкультуры – Данэль Болатович)        Слово учителя:        ­ Как найти себя? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями.  Его стихи и песни навсегда останутся в нашей памяти. Он бессмертен, как будто просто вышел из своего дворика и живёт среди нас.        ­ Об одном из своих соратников Б. Окуджава написал такие строки:        А ведь песни не горят, они в воздухе парят.        Чем им делают больнее, тем они сильнее.        ­ Мне бы хотелось зачитать слова Окуджавы. Эти же слова относятся и к нему самому:        «Деньги тратятся и рвутся,        забываются слова,        приминается трава,        только лица остаются        и знакомые глаза...» ……………………………………………………………………………………………………………. Чтец 1:  (Ясулов Исмаил, 22 гр.) Высоцкий   Владимир   Семёнович   –   выдающийся   поэт,   бард,   актер,   автор   нескольких прозаических произведений, лауреат Государственной премии, которую ему присвоили в 1987 году, посмертно.           Высоцкий сыграл около тридцати ролей в фильмах, был участником постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке.               Высоцкий Владимир Семенович  (25.01.1938 – 25.07. 1980)  родился в Москве в семье служащих. Отец, Семен Владимирович, участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна родилась в Москве, по специальности переводчик. Первые годы жизни Высоцкого прошли в Москве; в начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется на Урал, в город Бузулук Оренбургской области. Спустя два года они вновь возвращаются в Москву.         С 1947 по 1949 г. Высоцкий живет в Германии, где служит его отец. В эти годы воспитанием Володи занимается в основном вторая жена его отца, под руководством которой он занимается музыкой   —   берет   уроки   игры   на   фортепьяно   у   приходящего   в   дом   учителя­немца.   По возвращении в Москву Высоцкий продолжает жить в семье отца; весной 1955 г. переезжает жить к   матери.   По   окончании   школы   (1955)   Высоцкий   поступает   на   механический   факультет Московского инженерно­строительного института, который вскоре оставляет, проучившись в нем всего один семестр. В 1956 г. поступает в Школу­студию МХАТ.  В студенческие годы Высоцкий — один из постоянных авторов и участников многочисленных “капустников”; он пишет стихи, пародии, куплеты, экспромты. По окончании студии (1960) играет на столичной сцене: в театре им. А.С. Пушкина, Театре миниатюр, пробуется в театр “Современник”. С 1964 г. Высоцкий — актер Московского театра Драмы и комедии на Таганке, которым руководит Ю.П. Любимов. С конца 1950­х гг. Высоцкий также активно работает в кино, где им сыграно около 30 ролей. С середины 1960­х гг. Высоцкий начинает работать в кино не только как актер, но и как автор песен. Чтец 2: (Бучин Антон, 22 гр.) Начало своего творческого пути Высоцкий связывал с влиянием на него Булата Окуджавы: “Меня поразило, насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их под гитару, и я стал пытаться делать это сам”.  Творчество Высоцкого начального периода опиралось в основном на традиции “блатного” фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии, вариации на “блатные” темы.   К   середине   60­х   гг.   его   интеллектуальная   направленность   привлекли   к   нему   многих интересных писателей и поэтов, актеров и ученых, композиторов. Высоцкий начинает работать для   театра.   Появляются   первые   “спортивные”   песни:   “О   сентиментальном   боксере”,   “О конькобежце на короткие дистанции”.  Исполнение песни «Утренняя гимнастика» (Сеитаев Сагадат, 33 гр.) Чтец 2 продолжает: В эти годы по­новому начинает звучать военная тема. Высоцкий снимается в фильме.           Летом 1967 г. Высоцкий знакомится с будущей женой — Мариной Влади, французской актрисой   театра   и   кино  русского   происхождения   (настоящее   имя   —   Марина   Владимировна Полякова­Байдарова). Чтец 3: (Хамзин Рашид, 22 гр.) К концу 60­х гг. относятся первые публикации произведений Высоцкого. В это же время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику произведений Высоцкого.        В октябре 1970 г. в Театре на Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе Шекспира “Гамлет”, где Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого оказала заметное влияние   на   все   его   последующее   творчество.   Все   чаще   в   произведениях   Высоцкого затрагиваются   вопросы   жизни   и   смерти,   человеческого   предназначения,   общечеловеческой связанности и ответственности.              В 1973 г. совместно с Мариной Влади Высоцкий совершает свою первую зарубежную поездку, впечатления от которой нашли отражение в цикле стихов “Из дорожного дневника”. В эти   годы   Высоцкий   часто   выезжает   за   границу,   подолгу   живет   в   Париже,   где   работает   над циклами, заказанными ему режиссером С. Тарасовым для фильма “Стрелы Робин Гуда”. В 1977 году Высоцкий впервые выступает в Париже на празднике “Юманите” и на вечере советской поэзии   с   группой   поэтов   (К.   Симонов,   Б.   Окуджава,   Е.   Евтушенко,   Р.   Рождественский,   О. Сулейменов).   В   последующие   годы   Высоцкий   много   выступает   за   рубежом:   в   Германии, Италии, США, Канаде.          Наиболее зрелый этап творчества поэта — 1973 ­ 1980­е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски. Высоцкий продолжает работать в театре.        25 июля 1980 г. в своей московской квартире Высоцкий скончался от сердечного приступа. Похоронен на Ваганьковском кладбище.        Песни Высоцкого – друзья людей, в них есть удивительная добрая сила. На его песни можно опереться, как на плечо друга, потому что в них звучит надёжность и правда.           Стихотворение Высоцкого «Я не люблю» (Баранов Кирилл, 107 гр.)       ­ Какие пороки общества перечисляет Высоцкий?       ­ Актуально ли это произведение сейчас?        ­ В наше время, когда мы ощущаем дефицит добра и сочувствия, сопереживания, песенная поэзия Булата Окуджавы звучит как объяснение в любви жизни, людям, добру.        Исполнение песни «Пожелание друзьям»  (Даулеткасым Алау, 17 гр.).        Исполнение песни «Как здорово» (Гвоздиков Никита, Даулеткасым Алау) Заключительное слово:  Сегодня мы говорили о творчестве поэтов­бардов, мы пережили с вами приятные минуты, я видела ваши глаза, думаю, струны вашей души были задеты, и вы для себя многое почерпнули.  На этой лирической ноте мне и хочется закончить наш поэтический урок.

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий

Творчество выдающихся поэтов-бардов. Б.Окуджава и В.Высоцкий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017