«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
27.11.2018
Аннотация: Урок внеклассного чтения «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
Для проведения данного урока была проделана большая подготовительная работа: продуман тип урока, его методические принципы и приемы, были подготовлены иллюстрации к рассказу, мультимедийная презентация, CD- диск «Словари» - для выполнения словарной работы, подобран музыкальный материал.
Форма урока – урок анализа художественного произведения – способствует развитию эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни. Структура урока подчинена совершенствованию речевых навыков и умений; воспитанию в детях чувства сострадания, жалости к «братьям меньшим», чувства добра и любви к людям.
Поэтому урок, на наш взгляд, получился не только воспитывающим и познавательным, но и интересным, творческим, пронизанным фантазией и воображением учителя и учеников.
открытый урок в 5 кл леонтьева.docx
Леонтьева И.Г. Конспект урока
с использованием информационнокоммуникационных технологий и
интерактивного оборудования
Господа Бога»)
Предмет: русская литература, урок внеклассного чтения
Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок
Продолжительность: 1 урок по 45 минут
Класс: 5 класс
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, CD диск «Словари»
Аннотация: Урок внеклассного чтения «Твори добро на всей Земле» (по рассказу
Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
Для проведения данного урока была проделана большая подготовительная работа:
продуман тип урока, его методические принципы и приемы, были подготовлены
иллюстрации к рассказу, мультимедийная презентация, CD диск «Словари» для
выполнения словарной работы, подобран музыкальный материал.
Форма урока – урок анализа художественного произведения – способствует
развитию эстетического восприятия и оценки художественной литературы и
воплощенных в ней явлений жизни. Структура урока подчинена совершенствованию
речевых навыков и умений; воспитанию в детях чувства сострадания, жалости к
«братьям меньшим», чувства добра и любви к людям.
Поэтому урок, на наш взгляд, получился не только воспитывающим и
познавательным, но и интересным, творческим, пронизанным фантазией и воображением
учителя и учеников.
Цели урока:
обучающая совершенствование навыков анализа прозаического произведения;
развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной
литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых
навыков и умений;
воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть на этом уроке, рада видеть
ваши улыбающиеся лица.
1 Человеческая доброта удивительна,
А улыбка от души восхитительна,
Вы друг другу и гостям улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята, у меня к вам просьба, закройте, пожалуйста, глаза на минуту,
улыбнитесь, расслабтесь и скажите про себя « мне хорошо».
Откройте глаза. Я видела ваши улыбающиеся лица и видела, что в классе становится
светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые люди.
Учитель: А теперь передайте, пожалуйста, друг другу колокольчик так, чтобы он не
зазвенел. ( Дети передают колокольчик)
Как вы это делали?
Ученики: с осторожностью, с трепетом, бережно.
Учитель: Я хочу, чтобы и наши отношения на уроке были такими: добрыми,
трепетными, чтобы мы внимательно относились друг к другу, умели слушать и
слышать друг друга.
Учитель: Итак, незаметно для себя мы приступили к общению. Для серьезного
разговора нужны умные собеседники, а я вас считаю таковыми, всегда определяют
тему общения.
У вас на столе лежит текст стихотворения Т.Кузовлевой «Твори добро». Найдите в
данном стихотворении слова, которые могут быть ключевыми к нашему разговору.
(слова подчеркнуть)
Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
2 Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.
Дети подчёркивают ключевые слова.
Учитель: Как вы думаете, какие слова являются ключевыми в стихотворении?
Учитель: Ребята, так о чем же сегодня мы будем говорить?
Ответы ребят ( Мы будем говорить о добре….)
Молодцы. Тема нашего урока так и звучит: «Твори добро….». Давайте запишем
сегодняшнее число и тему урока.
Цель:
Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать на уроке?
Ответы детей ( если не смогут ответить) позвольте я добавлю, сегодня мы будем
говорить о важнейших человеческих ценностях: любви, милосердии; о сложности
нравственного выбора, о вечной борьбе между добром и злом.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что такое добро? Мы можем его потрогать
руками, «подержать, погладить…» . А какие слова ассоциируются со словом
добро? Давайте составим кластер к слову «добро». Сейчас я запишу это слово
на доске, а вы по очереди будете выходить и записывать слова, которые, как вы
думаете, подходят к слову добро.
Под руководством учителя составляют кластер «добро»
Кластер мир
Хор. поступки свет
мама солнце
Добро
радость
счастье любовь
Учитель:
Если бы вам задали нарисовать портрет добра, какие бы цвета красок вы выбрали ?
Ответы детей.( Светлые, яркие тона красок)
2.Знакомство с творчеством писателя.
Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вам отправиться в увлекательное
путешествие к доброте, понастоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого,
красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои рассказа
Петрушевской « Котёнок Господа Бога». Этот рассказ вы прочитали
самостоятельно, дома. Но сначала мы с вами должны узнать об этом писателе.
Слово предоставляется Уртьеву Максиму, он подготовил нам
сообщение .
3 А что мы узнали о писательнице Людмиле Стефановне Петрушевской?
Сообщение ученика о писательнице.
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в
семье профессора Московского государственного университета. Её детство
пришлось на тяжёлые, голодные годы войны, оно запомнилось скитаниями по
родственникам, жизнью в детдоме и эвакуации.
Окончила Московский университет, работала редактором на центральной
студии телевидения. В середине 60х годов начала писать рассказы, а с 70х годов
выступает как драматург. Первый сборник прозы Петрушевской был
опубликован в 1987 году.
В последние годы Петрушевская обращается к жанру «Сказок для всей
семьи». Её произведения полны мягкого лиризма, доброго юмора. В сказках,
рассказах, пьесах автор признается в своей любви к народу, природе, искусству.
В настоящее время она живет в Москве.
Её рассказы и пьесы переведены на многие языки мира, драматические
произведения ставятся в России и за рубежом.
3.Аналитическая работа над рассказом.
Давайте вспомним, о чем этот рассказ? Кто является главным героем рассказа?
(Выступление ученика (рассказывает коротко содержание рассказа))
Учитель:
В этом рассказе говорится о борьбе добра со злом;
о человеческой отзывчивости;
об одиночестве;
о воспитании;
Запись со слайда
об отношении к бездомным животным. (
)
Скажите, пожалуйста, какие чувства, образы, мысли, у вас возникают, когда
вы произносите слово котенок?
Ответы детей
Меняется ли чтото в ощущениях, если добавляем «котенок Господа Бога»?
Попытайтесь объяснить, что?
4 (Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок
Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным.
А теперь найдите портрет котенка в произведении.
(«Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый».
Разве в этом описании есть хотя бы намек на какуюто необычность? Сколько
на свете таких котят: маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И
всетаки это котенок Господа Бога…
Что же связывает этого котенка с Богом? Найдите подтверждение своим
словам в тексте.
Оказывается, «котенка снарядил на белый свет сам Господь», но в этом нет ничего
удивительного, ведь «Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет
принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет
продолжает жить.
Учитель: Значит, котенок появился неспроста, он послан Богом. Для чего? Как
вы думаете? Найдите ответ в тексте.
И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они
новенького или нет».
Значит,Бог захотел испытать людей на человечность, на порядочность. И
только честный, добрый, отзывчивый человек может называться Человеком с
большой буквы, человеком, «Богу угодным» )
Учитель: Выдержали ли это испытание люди?
( Ответы детей)
Что же мы узнаем о самом мальчике? Найдите ответ в тексте.
Автор для характеристики мальчика использует только один эпитет – выгнанный
внук.
Учитель: Что чувствует мальчик, когда гуляет по деревне? Почему появляется
котенок?
Два одиноких, скучающих существа встречают друг друга.
Учитель: Казалось бы, все замечательно, но в повествовании появляются еще
два героя – ангел и бес, которые день и ночь ведут борьбу за душу мальчика.
В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит
ангел, а на другом – дьявол, падший ангел и каждый нашептывает свое. Кого
послушает человек, так себя и поведет. Ангелхранитель – посланец Бога, якобы
покровительствующий человеку, изображается крылатым юношей.
Бес – злой дух.
Значит, Бог сотворил человека для того, чтобы нести добро окружающим.
Учитель: Так кто же является в рассказе носителем добра и носителем зла?
5 (Ангелхранитель – носитель добра, он предостерегает мальчика от ошибок.
Каких?
Бес – олицетворяет зло, он настраивает мальчика совершать злые поступки.)
Приводим примеры из текста
Учитель: Давайте проследим поведение Ангелахранителя и Беса,
выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого. ( работа в
парах)
Ангелхранитель
Плачет
Радуется
Утешает
Беспокоится
Уговаривает не делать зла
Убеждает
Бес
Толкает под локоть мальчика
Предлагает поиздеваться над
котенком
Нагло улыбается
Болтает
Заводит в чужой сад
Смеётся над ангелом
А как вам кажется, для чего писательница ввела в повествование и
Ангела, и Беса? Прежде чем вы ответите на вопрос, посмотрите притчу. А что
такое притча?
(Открываем определение слова «притча», записываем)
Притча краткий иносказательный поучительный рассказ.
Когдато давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.
(Сценка. Действующие лица: старый индеец и внук )
Индеец: Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух
волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм, ложь.
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину,
доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько
мгновений задумался, а потом спросил:
Внук: А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
Индеец: Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Суть заключается в том,
что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные
поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким
6 он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым,
творить добро – добрым. Основная мысль притчи)
Учитель: Так почему же автор ввела в повествование ангела и беса?
(Ответы детей)
Эта мысль является главной и в рассказе Л. Петрушевской «Котенок Господа
Бога».
4. Минута релаксации.
– Ребята, вы,наверное, устали? Хотите отдохнуть?
– Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У
всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как
солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что
это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам
необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое
нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки.
Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к
сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда
не охладится. Побеждайте зло добром.
Но ведь герой рассказа прислушивается в конце концов к Бесу.
Получается, что побеждает зло? Эту мысль хотела донести до нас
Петрушевская?
(Нет. Скорее наоборот. Автор показывает, что зло обязательно будет
наказано, а добро добром же возвращается к человеку.)
Подтвердите эту мысль примерами из текста.
(Бабушка приютила котенка. Бог наградил ее за милосердие, она
выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил котенка, залез в
чужой сад. И был выгнан оттуда хозяином. Бог не наказывает сурово этого
мальчика, ведь он еще ребенок и только учится отличать добро и зло. В душе, как
любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку
зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик,
совершает необдуманные поступки, не может устоять против соблазнов беса. )
А кого из героев рассказа можно назвать злым и кого добрым? Что мы
узнаем о них из текста? Найдите и запишите у себя в тетради героев, которые
несут добро и выпишите
Мальчик ( подобрал котёнка, строил красивые планы)
Котёнок ( Скрасил одиночество, горячо вступился за мальчика)
Несут добро:
7 Бабушка умирающая ( пригрела котёнка)
Несут зло
Заставила мальчика выбросить котёнка за забор.
Не разрешила котёнка увезти в город.
Бабка мальчика
Мать
Как вам кажется, кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или Бес?
Можно ли всю ответственность переложить на Беса?
(Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают
возможный путь, а человек выбирает сам. Мальчик, мы уже говорили об этом,
еще маленький, он многого не понимает. Виноваты взрослые. Они заняты своим
делом, им не до мальчика, чтобы он им не мешал, его выгнали на улицу. Их
равнодушие в какойто мере подтолкнуло мальчика совершить нехорошие
поступки. По их указанию мальчик бросал котенка за забор, хотел полакомиться
ягодами в чужом огороде, в итоге – был пойман хозяевами.
Давайте еще раз вспомним финал рассказа. (Читает учитель)
Со слов «Что касается бабушки…»
Как заканчивается рассказ? Почему бабушка осталась жить?
Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже
обрел семью: «получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама
почитала ему на ночь сказку». Мир и счастье можно обрести только в семье, где
все любят и заботятся друг о друге.)
Подведем итоги. К каким выводам мы с вами пришли сегодня на уроке?
Итак, добро в рассказе восторжествовало. Почему?
( Ответы детей) Да потому, что самая большая цель в жизни человека делать
добро. Ведь создал всех Бог, который отправляет в жизнь и людей, и животных
для свершения добрых дел и поступков.
Беседа «о трудности добра».
Учитель: А вы жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их?
(Совершали, исправлять ошибки трудно)
Учитель: Можно ли у мальчика чемулибо научиться? Чему?
Неужели делать добро трудно? (Совершить зло очень легко, а вот осознать
содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Только добрый
человек способен на раскаяние.)
8 Составление минипроекта к слову « Добро»
А сейчас я вам предлагаю составить проект к слову «добро». В своём проекте вы
должны написать, как вы понимаете слово добро, нарисовать эмблему доброты,
вывести формулу доброты , написать синквейн к слову « добро» и защитить свой
проект.
Защита проекта.
Вывод учителя: Научиться понастоящему быть добрым трудно. Путь к доброте
нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и
подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих
совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к
Доброте.
Домашняя работа: 1.Написать сочинение «Мои добрые дела».
2. Найти и записать 7 пословиц о добре
3. Оценка деятельности, результата, эмоциональная рефлексия.
Общаясь с вами, я сегодня получила огромное удовольствие. То, что рассказ вам
понравился, заставил вас о многом задуматься, я поняла из ваших ответов, в ваших
глазах я увидела интерес к тому, о чем мы сегодня говорили.
А что вы получили? С каким настроением вы уходите с этого урока?
Ребята, перед вами по 3 звездочки: бордового, зелёного и синего цвета. Оцените,
пожалуйста, свой результат урока: все понятно – бордовая, есть вопросы – зеленая,
тема осталась для меня непонятной – синяя.
Какую оценку вы бы поставили себе: «5»– бордовая, «4» – зелёная, «3» – синяя.
Спасибо!
И последнее, оцените свои эмоции от урока: у меня остались положительные эмоции
– бордовая, урок не вызвал у меня никаких эмоций – зеленая, у меня остались
отрицательные эмоции от урока – синяя.
Ребята, я вами очень довольна. И в заключении я хочу, чтобы вы посмотрели
мультфильм « Просто так» и поступайте так же, как поступают герои этого
мультфильма, творите добро и дарите людям радость от чистого сердца.
Оценки за урок.
9 10
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
«Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.