Цели:
– расширить круг людей, с которыми связан школьник;
– показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;
– помочь выработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Оборудование: фонограмма песни «Настоящий друг», маленькое зеркальце у каждого ученика.
Звучит песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского.
– О чём эта песня?
– Как вы думаете, почему я в начале урока включила эту песню?
– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? 1
Дети высказывают свои предположения.
КОНСПЕКТЫ
Окружающий мир
Урок 23.
Тема: Ты и твои друзья.
Цели:
– расширить круг людей, с которыми связан школьник;
– показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;
– помочь выработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Оборудование: фонограмма песни «Настоящий друг», маленькое зеркальце у каждого ученика.
Символы:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
1Ι
. Актуализация
знаний и постановка
учебной проблемы
Звучит песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского.
– О чём эта песня?
– Как вы думаете, почему я в начале урока включила эту песню?
– О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Какая будет тема
нашего сегодняшнего урока? 1
Дети высказывают свои предположения.
– О чём хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ?
Схематично обозначаем пункты плана, выставив оранжевый
кружок.
– Что сейчас мы с вами сделали? (Спланировали свою работу на
урок.)
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текста,
таблиц;
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
2. Совместное
ΙΙ
открытие знаний
1. – Давайте вспомним занятия по риторике. Какие существуют
неречевые средства общения? (Мимика и жесты.)
Если занятий по риторике нет, учитель сам рассказывает детям
о неречевых средствах общения.
● Улыбка.
● Поднятие бровей.
● Движения руки вниз, вверх и т.д.
– Какие неречевые средства располагают человека к общению?
– А какие могут оттолкнуть?
– Какие мимика и жесты сопровождают приветствие, прощание,
благодарность?
1) – Внимательно посмотрите на своё отражение, сосредоточьтесь.
2) – Удивитесь.
3) – Представьте, что вам сильно чтото понравилось,
продемонстрируйте удовольствие.
4) – Изобразите страдание и печаль.
5) – Отвращение и презрение.
6) – Страх.
7) – Вину.
– Возьмите зеркальце, понаблюдайте за своей мимикой.
– О чём мы можем узнать по выражению лица?
– Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели
общаться с другом.
– Есть ли у вас друзья? Расскажите о своём друге по плану. 2
А) Как его зовут?
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
устанавливать аналогии;
6) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4) формируем умение
совместно договариваться о
правилах общения и
поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение
определять и высказывать
3. Применение
ΙΙΙ
нового знания
1. Работа в рабочей тетради. 1 4
– Откройте рабочую тетрадь на с. 33.
– Выполните задание № 1.
– Что вам нужно сделать?
– Как будете работать?
Проверка.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Работа в учебнике. 1 3
1) – Посмотрите на с. 78. Как зовут этих героев?
– Кто догадался по иллюстрации, что происходит между героями?
– Как вы думаете, какие слова говорят они друг другу на первой
картинке?
– На второй?
– Давайте прочитаем диалог Фили и Хрюши.
– На какой картинке Хрюша вам больше нравится?
– Как бы вы сами хотели, чтобы в такой же ситуации к вам обратился
ваш друг?
– Почему?
2) – Как нужно разговаривать с людьми, чтобы не обижать их?
– Прочитайте вывод на с. 78. Совпадает ли он с вашим выводом?
ТООУ
Духовнонравственное
развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического
сознания и готовности
совершать позитивные
поступки, в том числе
речевые;
2) гражданско
патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового
образа жизни;
5) экологическое
воспитание;
6) эстетическое воспитание.
43) – Что делают люди на с. 79?
– Давайте разыграем встречу друзей. Какие слова вы скажете?
– Теперь давайте покажем, как нужно здороваться с взрослыми
людьми.
4) Анализ пословиц. 1
– Как вы понимаете пословицы? Расскажите, в каких случаях так
говорят?
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
– Найдите под синей точкой на с. 79 другие пословицы. В каких
случаях так говорят?
Один – за всех, все – за одного.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
5) – С каким человеком приятнее общаться и дружить?
– Что нужно делать для того, чтобы ты был окружён хорошими
людьми?
– Трудно ли это?
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте вывод на с. 79. Совпали ли наши мысли с мыслями
автора учебника?
Ι
V. Домашнее
задание (по
Рабочая тетрадь, с. 33, № 2.
– Нарисуйте портрет своего друга.
– Что вы можете рассказать о нём?
5желанию)
V. Итог урока
– Что вы узнали нового на уроке? 2
– Что повторили из того, что вы уже знали?
– Ответили ли мы на главный вопрос урока?
– Всё ли мы сказали о дружбе людей?
– Давайте поговорим об этом и на следующем уроке.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?
– Отметьте своё настроение в дневнике.
ТООУ
Духовнонравственное воспитание осуществляется в течение всего урока, так как на этом уроке раскрываются
способы общения между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности, выработке единой
стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему предстоящего урока.
* Отметить учеников, которые хорошо работали в парах.
ΙΙ
ΙΙΙ
. Открытие нового знания
. Применение нового знания
6Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задание в рабочей тетради.
Урок 24.
Тема: Ты и твои друзья (продолжение).
Цели:
– расширить круг людей, с которыми связан школьник;
– показать роль общения и взаимосвязи людей как основы формирования человечества;
– помочь выработать единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Оборудование: фонограмма песни М. Пляцковского «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».
Символы:
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний и закрепление
материала
Ход урока
Выставка портретов друзей. 2
Рассказы детей про друзей. 2
– О чём мы говорили на прошлом уроке?
– Чем собирались заняться сегодня?
Формирование УУД
Познавательные УУД:
1) формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текста,
таблиц;
71. Работа в рабочей тетради. 1 4
– Составьте план урока. (О чём хотелось бы поговорить сегодня?)
1) – Откройте свои тетради на с. 34.
– Рассмотрите рисунки. Придумайте по ним правила общения с
друзьями.
Работа в парах. 4
Каждой паре предлагается для работы одна картинка, дети
описывают картинку и придумывают правила общения.
Последующая проверка.
2) – Послушай песенку.
Фонограмма песни М. Пляцковкого «Улыбка» из мультфильма
«Крошка Енот».
– Что же главное для дружбы?
– Для тех, кто ещё не знает, но хочет выучить слова этой песни, они
напечатаны на с. 80.
– Откройте учебники на с. 81. Рассмотрите на картинки.
– Сравните общение людей и животных.
– Чем отличается общение животных и людей, а чем оно похоже?
2. Работа в учебнике. 4 1
3. Разыгрывание ситуаций. 2 1 1
1) Первая ситуация – игра.
– Пригласи своих друзей поиграть в игру «Испорченный телефон».
Учитель вызывает одного ученика, который приглашает своих
друзей. Дети говорят шёпотом какуюнибудь фразу по очереди.
2) формируем умение
представлять информацию в
виде схемы;
3) формируем умение
выявлять сущность,
особенности объектов;
4) формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы;
5) формируем умение
устанавливать аналогии;
6) формируем умение
обобщать и
классифицировать по
признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение
слушать и понимать других;
2) формируем умение
строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) формируем умение
оформлять свои мысли в
8– На какую жизненную ситуацию похожа эта игра?
– Будьте внимательны, когда информация о чёмлибо «проходит»
через несколько человек. Видите, как она может измениться?
2) Вторая ситуация – «Ждём гостей».
3) Третья ситуация – «У меня зазвонил телефон».
устной форме;
4) формируем умение
совместно договариваться о
правилах общения и
поведения.
4) Четвёртая ситуация – «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь
помириться».
5) Пятая ситуация – «Поговори по телефону со своим другом и
уговори его пойти гулять, а не смотреть телевизор».
6) Шестая ситуация – «Поговори по телефону с родителями и
объясни, что задерживаешься на дне рождения друга».
– У кого из вас в жизни были такие ситуации?
– Как ВЫ поступали в таких случаях?
4. Работа в учебнике. 4 5
– А теперь давайте поиграем в театр. Посмотрите на с. 83. Какие
роли мы будем играть?
– Выберите себе роль и подготовьтесь её изобразить, а зрители
попробуют догадаться, кого вы изображаете.
Проигрывание ролей.
Доброжелательное оценивание, что ученику удалось, над чем
надо было бы ещё поработать. Можно выбрать лучшего
«артиста». 2
– Вернувшись к с. 20–21 рабочей тетради, вспомните о наблюдениях
осени (за какими признаками наблюдали, какие выводы сделали). В
Регулятивные УУД:
1) формируем умение
определять цель
деятельности на уроке;
2) формируем умение
определять успешность
своего задания в диалоге с
учителем;
3) формируем умение
оценивать учебные действия
в соответствии с
поставленной задачей.
Личностные УУД:
1) формируем умение
определять и высказывать
самые простые, общие для
всех людей правила.
9
. Домашнее
ΙΙ
задание (пожеланию)
ΙΙΙ
. Итог урока
течение следующей недели понаблюдайте за погодой в настоящее
время.
– Как же нужно общаться с людьми, чтобы иметь много друзей?
– Чему сегодня научились?
– Что у вас получилось лучше всего?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Понравилось ли вам работать в паре? Почему?
– Отметьте ваше настроение в дневнике.
ТООУ
Духовнонравственное воспитание осуществляется в течение всего урока, так как на этом уроке раскрываются
способы общения между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности, выработке единой
стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно составляли рассказы.
* Отметить учеников, которые правильно сделали выводы.
Работа в тетради
* Отметить учеников, которые правильно выполнили задание в рабочей тетради и сумели договориться о
совместной работе.
Работа в учебнике
* Отметить учеников, сумевших правильно организовать работу, разыгрывая ситуации.
* Отметить учеников, которые разыгрывали роли.
10