Комитет образования, науки и молодежной политики
Волгоградской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Волгоградская школа-интернат № 3»
(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Тема урока: «У Лукоморья…» Пушкин А.С. (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Урок 2-й.
Цель: создание благоприятных условий для восприятия обучающимися содержания стихотворения.
Задачи:
Образовательные: формировать умение выразительно читать, ориентироваться в тексте произведения.
Коррекционно - развивающие: 1) корригировать и развивать наглядно-образное и понятийное мышление на основе игры: «Четвертый лишний»;
2) развивать устную речь путем обогащения словарного запаса учащихся (словарные слова, игра «Замени словечко»);
3) корригировать и развивать чувственное и образно-понятийное обобщение при выполнении задания «Сравни героев».
Воспитательные: 1) прививать интерес к чтению художественной литературы; 2) воспитывать любовь к творчеству Пушкина А.С.
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии:
· игровая технология;
· технология проблемного обучения;
· коррекционно-развивающая.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Методы:
Словесные: рассказ, беседа по содержанию.
Наглядные: рисунки детей, мультфильм, презентация Microsoft PowerPoint.
Практические: работа с текстом произведения, карточками, иллюстрацией.
Формирование БУД:
Личностные: умение высказывать свое мнение.
Регулятивные: умение давать позитивную самооценку.
Познавательные: выделять главное, обобщать полученную информацию.
Коммуникативные: владеть коммуникативными навыками.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты: знать содержание стихотворения.
Личностные результаты: проявлять интерес к поэзии А.С. Пушкина.
Ресурсы и оборудование: «Чтение» Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2013 г.; доска, портрет А.С. Пушкина; ноутбук, телевизор, карточки, опорные слова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию учебного материала, концентрация внимания, настрой на работу.
Содержание этапа:
- по звонку занять свое место;
- проверка готовности рабочего места;
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного.
Слово учителя:
Прозвенел уже звонок,
Он позвал нас на урок.
Пожелаем всем добра,
Нам урок начать пора!
Поприветствуем гостей и начнем урок скорей! Проверьте готовность рабочего места. Хорошее настроение захватили? Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение! Тихо присели, слово дежурному.
II. Этап проверки домашнего задания.
Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; определить уровень знаний обучающихся по предыдущей теме.
Содержание этапа:
1. АОЗ
Слово учителя:
- Скажите, чей портрет перед вами? (А.С. Пушкин).
- Что вы знаете о нем? Ответы детей.
Имя А.С. Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все – и взрослые, и дети.
- Какую сказку А.С. Пушкина мы прочитали в этом учебном году?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Какое стихотворение учили наизусть? «Зимний вечер»
- Что читали на последнем уроке?
Первую часть отрывка из поэмы «У Лукоморья» Пушкин А.С.
- О чем нам рассказал поэт в этой
части?
Описал (время и место), где и когда происходят события
сказочного мира.
- Что было задано на дом? Выучить отрывок
наизусть.
- Вы справились с домашним заданием? Проверим наши знания?!
2. Фронтальная и индивидуальная проверка домашнего задания.
- выразительное чтение отрывка из поэмы по цепочке наизусть.
III. Постановка цели и задач урока.
Цель этапа: активировать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цель и задачи урока, показать практическую значимость изучения нового материала.
- Вы хорошо справились с домашним заданием. Внимание на доску!
Игра «Четвертый лишний»
- Найдите лишнюю иллюстрацию, объясните почему, закрепите на доске.
(Все к басням И.А. Крылова, а одна к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин «У лукоморья…»)
- Продолжим изучать творчество А.С. Пушкина? О чем будем говорить?
Ответы детей.
Итак, тема нашего урока: «У Лукоморья…» Пушкин А.С. (2-а часть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»).
Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи и вам тоже.
Что бы вы хотели узнать на уроке? Ответы детей.
Итак, сегодня узнаем содержание отрывка из поэмы и ответим на вопрос:
о каких сказочных героях и чудесах рассказывает А.С. Пушкин?
Но для того, чтобы мы с вами все это узнали надо... (Ответы детей)
- слушать внимательно;
- работать активно;
- друг другу не мешать, если просят – помогать!
IV. Этап сообщения нового материала.
Цель этапа: ознакомить обучающихся с содержанием стихотворения.
Содержание этапа:
- рассказ учителя; словарная работа; чтение учителем;
- чтение учащимися.
Слово учителя:
– В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение поэму «Руслан и Людмила». Мы читаем её начало, вступление. Отправимся в лукоморье?
Садитесь удобнее и слушайте внимательно.
Чтение учителем.
Беседа по первичному восприятию:
– Понравилось ли вам стихотворение?
- Каким изобразил поэт лукоморье?
(Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.)
– О чем рассказал автор во второй части?
О сказочных персонажах с которыми происходят чудеса.
Какие вам встретились трудные непонятные слова?
Ответы детей.
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя сказочностью, волшебством, уточним их значение.
Словарная работа. Коллективная работа над словарными словами.
Лукоморье – изгиб берега моря, морской залив.
Неведомые (дорожки) – незнакомые.
Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чредой – друг за другом.
Пленяет – берет в плен.
Темница – место заключения, тюрьма.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.
Игра «Замени словечко»
Индивидуальная работа с устаревшими словами.
- Замените устаревшие слова словами современного русского языка:
златая - |
песня |
песнь - |
золотая |
дол - |
берег |
брег - |
золото |
злато |
долина |
Молодцы! Немного отдохнем и настроимся на самостоятельную работу.
Физминутка. На фоне шума волн (видеоматериал).
Выполняется стоя, дети повторяют слова и движения за учителем:
Над волнами чайки кружат, (правая ладошка над бровями, голова приподнята, посмотрели на право, на лево)
Полетим за ними дружно. (руки в стороны, покачивающиеся движения)
Брызги пены, шум прибоя, (правая рука к уху, послушали шум волны…)
А над морем — мы с тобою! (руки в стороны, «парим» над морем)
Мы теперь плывём по морю (имитируем плавание)
И резвимся на просторе. («обрызгали друг друга водичкой»)
Сядьте, дети, на песок, (дети занимают места за партами)
Продолжаем наш урок.
Настрой обучающихся к самостоятельному чтению.
— Ребята, каким должно быть чтение
этого отрывка? (плавное, напевное)
— Какая должна быть интонация? (торжественная, таинственная)
Выразительное чтение отрывка обучающимися.
V. Этап закрепления и повторения полученных знаний.
Цель этапа: закрепить знания и умения по новому материалу.
Содержание этапа:
- беседа по содержанию;
- работа с иллюстрацией;
- задание «Сравни героев», прослушивание «Марша Черномора»;
- просмотр мультфильма.
Беседа по содержанию:
- Что делает Леший? Русалка?
- Когда прихлынут волны?
- Сколько витязей выходят на берег?
- Кого пленяет королевич?
- Кто несет в облаках богатыря?
- Где тужит царевна?
- Кто ей верно служит?
- Какие еще персонажи в отрывке? Что они делают?
Работа с иллюстрацией.
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
— Найдите в тексте строки, которые подходят к ним и зачитайте.
Индивидуальное задание: что художник нарисовал лишнее (раскраска).
Задание «Сравни героев»
Прослушайте «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и представьте себе колдуна Черномора. Какой он? Выберете подходящее слова и выражения из учебника стр. 75.
Как вы думаете, дядька Черномор из сказки «сказки о царе Салтане…» и колдун Черномор из поэмы «Руслан и Людмила» - это разные персонажи или один и тот же образ? Ответы детей.
Просмотр отрывка из мультфильма.
– Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили бы на первый план? Ответы детей.
– А Пушкина вы поместили бы на холст? Ответы детей.
— Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? Поэт сам любуется этой картиной, он уверен, что и читателю тоже нравится это описание (иллюстрация).
- Объясните слова поэта:
«Там русский дух…там Русью пахнет!» Ответы детей.
Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.
В своем произведении А.С. Пушкин выразил огромную любовь к Родине, к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение, от взрослых к детям.
VI. Этап подведения итогов урока, рефлексия, оценка знаний.
Цель этапа: сделать выводы и подвести итог, отметить работу учащихся; выяснить, что нового узнали на уроке, какое задание было самым интересным, какие знания пригодятся детям в жизни.
Итог урока
– Какое произведение читали на уроке? Кто автор?
- О каких сказочных героях и чудесах рассказал нам А.С. Пушкин?
- Молодцы! Какое задание было самым интересным?
Рефлексия. Продолжите одну из фраз: (по выбору обучающихся)
Сегодня я узнал(а) ….
На уроке мне понравилось…
В жизни мне пригодится….
Домашнее задание по выбору обучающихся:
· Стр. 72 – 74 выразительное чтение.
· Стр. 74 выучить отрывок наизусть.
· Рисунок или раскраска.
Что поставили себе за работу на уроке?
Наш урок тоже подошел к концу. Спасибо за работу! Урок окончен!
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-u-lukomorya-dub-zelyoniy-1479367.html
2. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/13/urok-literatury-v-5-klasse-u-lukomorya-dub-zelyonyy
3. https://urok.1sept.ru/статьи/623957/
4. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-a-s-pushkin-u-lukomor-ia
5. http://istoshi.depon72.ru/?p=1920
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.