"У Лукоморья" Александр Сергеевич Пушкин
Оценка 4.6

"У Лукоморья" Александр Сергеевич Пушкин

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
28.01.2020
"У Лукоморья" Александр Сергеевич Пушкин
Конспект урока чтения, 7 класс.
У Лукоморья. Пушкин А.С. 10.10.19.docx

Комитет образования, науки и молодежной политики

Волгоградской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградская школа-интернат № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

«У Лукоморья» Пушкин А.С.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Открытый урок по чтению. 7 «А» класс

10.10.2019

 

 

 

 

 

                                     Подготовила и провела:

                                                           Белякова Екатерина Михайловна,

                                                    учитель русского языка и чтения

                                                               высшей квалификационной категории.

                                                       

 

 

 

Волгоград. 2019.

 

Тема урока: «У Лукоморья…» Пушкин А.С. (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Урок 2-й.

Цель: создание благоприятных условий для восприятия обучающимися содержания стихотворения.

Задачи:                         

Образовательные: формировать умение выразительно читать, ориентироваться в тексте произведения.

Коррекционно - развивающие: 1) корригировать и развивать наглядно-образное и понятийное мышление на основе игры: «Четвертый лишний»;

2) развивать устную речь путем обогащения словарного запаса учащихся (словарные слова, игра «Замени словечко»);

3) корригировать и развивать чувственное и образно-понятийное обобщение при выполнении задания «Сравни героев».

Воспитательные: 1) прививать интерес к чтению художественной литературы; 2) воспитывать любовь к творчеству Пушкина А.С.  

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

·         игровая технология;

·         технология проблемного обучения;

·         коррекционно-развивающая.

 

Формы: фронтальная, индивидуальная

Методы:

Словесные: рассказ, беседа по содержанию.

Наглядные: рисунки детей, мультфильм, презентация Microsoft PowerPoint.

Практические: работа с текстом произведения, карточками, иллюстрацией.

Формирование БУД:

Личностные: умение высказывать свое мнение.

Регулятивные: умение давать позитивную самооценку.

Познавательные: выделять главное, обобщать полученную информацию.

Коммуникативные: владеть коммуникативными навыками.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты: знать содержание стихотворения.

Личностные результаты: проявлять интерес к поэзии А.С. Пушкина.

Ресурсы и оборудование: «Чтение» Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 2013 г.; доска, портрет А.С. Пушкина; ноутбук, телевизор, карточки, опорные слова.

Ход урока:

I.                  Организационный момент.

Цель этапа: подготовить обучающихся к восприятию учебного материала, концентрация внимания, настрой на работу.

Содержание этапа:

- по звонку занять свое место;

- проверка готовности рабочего места;

- взаимное приветствие;

- рапорт дежурного.

Слово учителя:

Прозвенел уже звонок,

Он позвал нас на урок.

Пожелаем всем добра,

Нам урок начать пора!

Поприветствуем гостей и начнем урок скорей! Проверьте готовность рабочего места. Хорошее настроение захватили? Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки друг другу, пусть у всех будет хорошее настроение! Тихо присели, слово дежурному.

II.               Этап проверки домашнего задания.

Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания; определить уровень знаний обучающихся по предыдущей теме.

Содержание этапа: 

1.  АОЗ 

Слово учителя:

- Скажите, чей портрет перед вами? (А.С. Пушкин).

- Что вы знаете о нем? Ответы детей.

Имя А.С. Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все – и взрослые, и дети.

- Какую сказку А.С. Пушкина мы прочитали в этом учебном году?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Какое стихотворение учили наизусть? «Зимний вечер»

- Что читали на последнем уроке?

Первую часть отрывка из поэмы «У Лукоморья» Пушкин А.С.

- О чем нам рассказал поэт в этой части? 
Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
- Что было задано на дом?                                  Выучить отрывок наизусть.

- Вы справились с домашним заданием? Проверим наши знания?!

2. Фронтальная и индивидуальная проверка домашнего задания.

- выразительное чтение отрывка из поэмы по цепочке наизусть.

III. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: активировать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цель и задачи урока, показать практическую значимость изучения нового материала.

- Вы хорошо справились с домашним заданием. Внимание на доску!

Игра «Четвертый лишний»

- Найдите лишнюю иллюстрацию, объясните почему, закрепите на доске.

(Все к басням И.А. Крылова, а одна к отрывку из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин «У лукоморья…»)

- Продолжим изучать творчество А.С. Пушкина? О чем будем говорить?  

                                                                                                          Ответы детей.

Итак, тема нашего урока: «У Лукоморья…» Пушкин А.С. (2-а часть отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»).   

Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи и вам тоже.

Что бы вы хотели узнать на уроке? Ответы детей.

Итак, сегодня узнаем содержание отрывка из поэмы и ответим на вопрос:

о каких сказочных героях и чудесах рассказывает А.С. Пушкин?

Но для того, чтобы мы с вами все это узнали надо... (Ответы детей)

- слушать внимательно;

- работать активно;

- друг другу не мешать, если просят – помогать!

IV. Этап сообщения нового материала.

Цель этапа: ознакомить обучающихся с содержанием стихотворения.

 Содержание этапа:

- рассказ учителя; словарная работа; чтение учителем;

- чтение учащимися.

Слово учителя:

 – В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение поэму «Руслан и Людмила». Мы читаем её начало, вступление. Отправимся в лукоморье?

Садитесь удобнее и слушайте внимательно.

Чтение учителем.

Беседа по первичному восприятию:

– Понравилось ли вам стихотворение?

- Каким изобразил поэт лукоморье?

(Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.)

– О чем рассказал автор во второй части?

О сказочных персонажах с которыми происходят чудеса.

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

Ответы детей.

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя сказочностью, волшебством, уточним их значение.

Словарная работа.         Коллективная работа над словарными словами.

Лукоморье – изгиб берега моря, морской залив.

Неведомые (дорожки) – незнакомые.

Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.

Витязь – храбрый сильный воин.

Чредой – друг за другом.

Пленяет – берет в плен.

Темница – место заключения, тюрьма.

Чахнуть – становиться худым, болезненным.

Игра «Замени словечко»

 Индивидуальная работа с устаревшими словами.

- Замените устаревшие слова словами современного русского языка:

златая -

песня

песнь -

золотая

дол -

берег

брег -

золото

злато

долина

 

Молодцы! Немного отдохнем и настроимся на самостоятельную работу.

Физминутка. На фоне шума волн (видеоматериал).

Выполняется стоя, дети повторяют слова и движения за учителем:

Над волнами чайки кружат, (правая ладошка над бровями, голова              приподнята, посмотрели на право, на лево)

Полетим за ними дружно. (руки в стороны, покачивающиеся движения)

Брызги пены, шум прибоя, (правая рука к уху, послушали шум волны…)

А над морем — мы с тобою! (руки в стороны, «парим» над морем)

 

Мы теперь плывём по морю (имитируем плавание)

И резвимся на просторе. («обрызгали друг друга водичкой»)

Сядьте, дети, на песок, (дети занимают места за партами)

Продолжаем наш урок.

 

Настрой обучающихся к самостоятельному чтению.

— Ребята, каким должно быть чтение этого отрывка? (плавное, напевное)
— 
Какая должна быть интонация?  (торжественная, таинственная)

Выразительное чтение отрывка обучающимися.

V.               Этап закрепления и повторения полученных знаний.

Цель этапа: закрепить знания и умения по новому материалу.

Содержание этапа:

- беседа по содержанию;

- работа с иллюстрацией;

- задание «Сравни героев», прослушивание «Марша Черномора»;

- просмотр мультфильма.

Беседа по содержанию:

- Что делает Леший? Русалка?

- Когда прихлынут волны?

- Сколько витязей выходят на берег?

- Кого пленяет королевич?

- Кто несет в облаках богатыря?

- Где тужит царевна?

- Кто ей верно служит?

- Какие еще персонажи в отрывке? Что они делают?

Работа с иллюстрацией.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

— Найдите в тексте строки, которые подходят к ним и зачитайте.   

Индивидуальное задание: что художник нарисовал лишнее (раскраска).

Задание «Сравни героев»

Прослушайте «Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» и представьте себе колдуна Черномора. Какой он? Выберете подходящее слова и выражения из учебника стр. 75.

Как вы думаете, дядька Черномор из сказки «сказки о царе Салтане…» и колдун Черномор из поэмы «Руслан и Людмила» - это разные персонажи или один и тот же образ?                                                   Ответы детей.

Просмотр отрывка из мультфильма. 

– Если бы нам пришлось на холсте изобразить этот сказочный мир, с чего бы вы начали? Кого поместили бы на первый план?               Ответы детей.

– А Пушкина вы поместили бы на холст?                            Ответы детей.

 Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? Поэт сам любуется этой картиной, он уверен, что и читателю тоже нравится это описание (иллюстрация).

- Объясните слова поэта:

«Там русский дух…там Русью пахнет!»                   Ответы детей.

Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.

В своем произведении А.С. Пушкин выразил огромную любовь к Родине, к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение, от взрослых к детям.

VI.            Этап подведения итогов урока, рефлексия, оценка знаний.

Цель этапа: сделать выводы и подвести итог, отметить работу учащихся; выяснить, что нового узнали на уроке, какое задание было самым интересным, какие знания пригодятся детям в жизни.

         Итог урока

– Какое произведение читали на уроке? Кто автор?

- О каких сказочных героях и чудесах рассказал нам А.С. Пушкин?

- Молодцы! Какое задание было самым интересным?

Рефлексия. Продолжите одну из фраз: (по выбору обучающихся)       

Сегодня я узнал(а) ….      

На уроке мне понравилось…  

В жизни мне пригодится….

Домашнее задание по выбору обучающихся:

·         Стр. 72 – 74 выразительное чтение.

·         Стр. 74 выучить отрывок наизусть.

·         Рисунок или раскраска.

Что поставили себе за работу на уроке?

Наш урок тоже подошел к концу. Спасибо за работу! Урок окончен!   

 

Интернет-ресурсы:

1. https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-u-lukomorya-dub-zelyoniy-1479367.html

2. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/11/13/urok-literatury-v-5-klasse-u-lukomorya-dub-zelyonyy

3. https://urok.1sept.ru/статьи/623957/

4. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-a-s-pushkin-u-lukomor-ia

5. http://istoshi.depon72.ru/?p=1920


 

Скачано с www.znanio.ru

Комитет образования, науки и молодежной политики

Комитет образования, науки и молодежной политики

Тема урока: «У Лукоморья…» Пушкин

Тема урока: «У Лукоморья…» Пушкин

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

IV . Этап сообщения нового материала

IV . Этап сообщения нового материала

Темница – место заключения, тюрьма

Темница – место заключения, тюрьма

Беседа по содержанию: - Что делает

Беседа по содержанию: - Что делает

В своем произведении А.С. Пушкин выразил огромную любовь к

В своем произведении А.С. Пушкин выразил огромную любовь к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020