Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 65.
Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ
Тема: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. МаминаСибиряка «Медведко»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
1. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений наизусть.
2. Упражнение на развитие читательских умений: составление рассказа по
предложению.
На доске записано предложение: «Мы все вздохнули свободно, когда наконец
избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок».
Задание 1. Вычитать из этого предложения всю информацию: фактуальную и
подтекстовую.
© ООО «Баласс», 2013
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
13. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Задание 2. Составить рассказ с опорой только на вычитанную информацию.
Фактуальная информация: речь идёт о какомто звере, который жил у людей в
доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось
избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад
(порядок) жизни.
Подтекстовая информация: зверь сначала людям нравился, но теперь
«милым» его называют с иронией; очевидно, он плохо вёл себя, очень осложнял
всем жизнь; возможно, он был дикий, не приспособленный к жизни в доме или
плохо воспитанный.
Вариант рассказа:
У людей в доме жил зверь. Сначала, когда зверь только появился, он всем
понравился, потому что был очень милый. Но потом всё изменилось: зверь
нарушил весь уклад жизни в доме, всё пошло не так, и людям было нелегко. С
трудом удалось от зверя избавиться, тогда все почувствовали себя свободно и
жизнь снова наладилась.
– Вся эта информация содержится в предложении. Мы ничего не добавили от
себя.
II. Развитие
умений.
2 4 2 2 4
1. Чтение рассказа Д. МаминаСибиряка «Медведко».
1. Работа с текстом до чтения.
Работа с заглавием и иллюстрацией.
– Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название рассказа. Вы догадались, кого
так зовут – Медведко? (На иллюстрации есть маленький медвежонок, может
быть, это его кличка.)
– Нам предстоит знакомство с новым писателем, его имя – Дмитрий Наркисович
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2013
2МаминСибиряк.
– Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам
скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из
произведения Д. МаминаСибиряка «Медведко»? (Высказывания детей.)
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). Учитель вместе с ребятами
ведёт диалог с автором, делает необходимые комментарии по ходу чтения.
Дмитрий МаминСибиряк.
МЕДВЕДКО
1
– Барин, хотите вы взять медвежонка? – предлагал мне мой кучер Андрей.
(Судя по словам «барин» (обращение к богатому, знатному человеку), «кучер»
(человек, управляющий лошадьми, запряжёнными в экипажи) и по времени
написания рассказа, действие происходит гдето в конце XIX – самом начале
XX века.)
– А где он?
– Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок,
всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.
– Зачем же соседи отдают, если он славный?
– Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно
переваливает.
Я жил на Урале, в уездном городе. (Уездный город в конце XIX – начале XX
века – то же, что сейчас у нас районный центр, т.е. небольшой город.) Квартира
была большая. Отчего же и не взять медвежонка?
© ООО «Баласс», 2013
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
33. Оформлять свои мысли в
устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать.
(Обратите внимание: повторяется слово «забавный» – от слова «забава» –
развлечение. То есть крохотного медвежонка пока берут для забавы, «а там
увидим, что с ним делать».)
Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс
крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с
той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх
ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. (Действительно
симпатичный медвежонок, забавный, крохотный – с рукавицу, то есть… с
варежку).
Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился (то есть нисколько, совсем
не смутился), а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл
домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, коечто
попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.
Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. («Мои гимназисты» –
кто это может быть? – Очевидно, дети рассказчика, которые учатся в гимназии.)
Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы,
приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью.
(То есть… со смешной важностью). Да, малыш вёл себя важно и поэтому был
очень смешной.)
– Медведко, хочешь молочка?
– Медведко, вот сухарики.
– Медведко!.. (Вот и имя медвежонку придумали!)
Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на
колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.
– Ах, какой он милый! – повторяли гимназисты в один голос. – Мы его оставим
© ООО «Баласс», 2013
4у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать.
– Что ж, пусть его поживёт, – согласился я, любуясь притихшим зверьком.
Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал
своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как
маленький ребёнок.
(Понравился медвежонок и взрослым, и детям!
Действительно, чудесный малыш.)
Часть 2 дети читают вслух.
Эта часть не требует ведения диалога с автором, учитель только обратит
внимание детей, что в 1м абзаце трижды встречается слово забавно:
медвежонок действительно весь день всех развлекал.
Обратим также внимание по ходу чтения, что, когда рассказчик был
разбужен во второй раз, он уже называет медвежонка «упрямый зверь», а в
конце 2й части читаем: «Эта возня начинала мне надоедать».
Вопросы после чтения:
– Как вы думаете, удастся ли рассказчику выспаться этой ночью?
– А Медведко приживётся в доме?
Часть 3 могут прочитать вслух дети, а последний абзац – учитель.
Текст не требует особых комментариев, нужно, чтобы дети его
эмоционально «прожили» и убедились в верности своих предположений,
обратили внимание, что теперь рассказчик называет медвежонка
разбойником, а кухарка – поганым зверем.
По ходу чтения нужно пояснить слово ларь – большой деревянный ящик для
муки.
Вопрос после чтения:
– Как вы думаете, как теперь поступит рассказчик?
Часть 4 может прочитать учитель (комментированное чтение).
Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения.
© ООО «Баласс», 2013
54
Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался –
т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда
нашёлся знакомый, который его взял.
– Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады.
Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.
(Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев «милого зверя»? Вы обратили внимание:
знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? Берёт для развлечения,
чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.)
– Да, милый... – соглашался я.
Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и
когда весь дом пришёл в прежний порядок.
Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому
что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь
накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил – то есть…
набезобразничал. Что же он натворил? Вопрос ставим, но ответа от детей не
требуем, это риторический вопрос.)
Забрался в экипаж, заложенный
(запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась
стремглав и сломала экипаж.
Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой
кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез – то есть… не
соглашались ни в какую. Догадались, почему Медведко попал к нашему
рассказчику?)
– Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов
даже заплатить, только бы избавиться.
На наше счастье, нашёлся какойто охотник, который взял его с удовольствием.
© ООО «Баласс», 2013
62. Выявление первичного восприятия.
– Вам понравился Медведко?
– В какой момент вы догадались, что он не приживётся в доме?
3. Обобщающая беседа.
а) – Подчеркните в тексте слова, которыми называют медвежонка.
(Забавный, живая рукавица, милый, как маленький ребёнок, маленький увалень,
упрямый зверь, маленький гость (гость – значит, не навсегда, на время…);
маленький квартирант (тот, кто снимает квартиру, – т. е. не свой, не член
семьи), беспокойный гость, разбойник, поганый зверь.)
– Прочитайте подряд все названия, понаблюдайте, как меняется отношение к
медвежонку, когда становится понятно, что он не останется в доме.
б) – Каким человеком вам представляется рассказчик? Можно ли назвать его
злым, жестоким по отношению к животным?
в) – В чём он раскаивается?
г) – Прочитайте формулировку темы нашего урока. (Учитель открывает
запись на доске.) Вы согласны с этим утверждением? А писатель Мамин
Сибиряк? К какой мысли он приводит своих читателей?
3. Работа с текстом после чтения.
Повторное обращение к иллюстрации и заглавию.
– Озвучьте иллюстрацию словами из текста.
– Как вы думаете, почему автор выбрал такое заглавие: не «Медведь», не
«Медвежонок», а «Медведко»? (Детские и юношеские годы Д. Мамина
Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют медведко.
© ООО «Баласс», 2013
7Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость,
доброта.)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Подготовить пересказ текста от 3го лица (например, от лица кучера Андрея,
или кухарки, или одного из гимназистов).
2. Прочитать главу – «Ханг и Чанг» или рассказ «Дымка и Антон».
© ООО «Баласс», 2013
8