У войны недетское лицо
Оценка 4.8

У войны недетское лицо

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
18.02.2018
У войны недетское лицо
Война – это не место для детей. Однако во время Великой Отечественной войны дети, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Испуганные детские лица, непонимающие, чем они заслужили такой ужас… На уроке литературы мы работаем с отрывком произведения Юлия Яковлева "Девочки с Васильевского острова", который дан каждому, анализируем его, работаем с эмоциональной и нравственной составляющей материала.Методическая разработка урока литературы для 7-9 классов. Технология - педагогическая мастерская.
У войны недетское лицо.docx
Урок литературы в 9 классе  «У войны недетское лицо» Цель: расширить представление о Великой Отечественной войне. Задачи:  помочь совершенствовать монологическую речь; развивать познавательные способности учащихся через интеллектуальное  и  эмоциональное воздействие поэтических и музыкальных произведений;      способствовать расширению кругозора учащихся; пробудить чувство гордости за свою Родину и за людей, которые спасали свою страну; способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу поэтическому и  музыкальному творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне. Технология: педагогическая мастерская. Ход урока: Организационный момент – 1 минута 1 фаза – «Индуктор» ­ 12 минут (слайд 2) «Вспомним всех поименно,  Горем вспомним своим. Это нужно  не мертвым,  Это нужно живым!» Р. И. Рожденственский Просмотр фильма "Дети войны" Война – это хаос.  Война – это ад.  Война – это не место для детей.  Однако во время Великой Отечественной войны дети, не только видели все ее ужасы изнутри, но  даже принимали в них непосредственное участие.  Испуганные детские лица, непонимающие, чем они заслужили такой ужас… ­ Чем же стала война для русского человека? Рисуем кластер 2 фаза – «Разрыв» ­ 17 минут Письма: Немцы  ходили  по хатам...  Собирали  матерей  тех, у кого дети ушли  в партизаны...  И отрубили  им  головы  посреди  деревни...  Нам  приказали: "Смотрите". В одной хате  никого  не нашли, поймали и повесили  их  кота. Он висел на веревочке, как ребенок...   Запомнился эпизод, как немцы за курами гонялись. Словит, поднимет вверх и крутит до  тех пор, пока в  руке  голова  не  останется.  Хохочут. А  мне казалось, что наши куры кричат...  Как люди... Человеческими  голосами... И коты, и собаки, когда их стреляли...  Мама сняла с себя платок и завязала мне глаза... Так мы дошли до нашего дома, до того  места, где несколько дней  назад стоял наш дом. Дома не было. Нас встретила чудом спасшаяся наша кошка. Она прижалась ко мне, и все. Никто из   нас   не   мог   говорить...   Кошка   не мяукала, даже кошка несколько дней молчала. Мы все молчали.  По ночам ­ рев. Звали маму и папу. Воспитатели и учителя старались не произносить при нас слово "мама". Они рассказывали нам сказки и подбирали такие   книжки, чтобы там   не было этого слова. Если кто­то  вдруг произносил "мама", сразу начинался рев. Безутешный рев. Ученик читает стих «Мальчишка­коммунист» ­ У вас на партах лежит произведение «Девочки с Васильевского острова», давайте вместе с  выражением прочитаем его. Комментированное чтение текста Кто же они, Савичевы, жившие на 2­ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть  Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша,  братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия  Григорьевна домовничали. В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся  тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. За годы блокады от голода, холода, бомбёжек и  артобстрелов погибло 850 тыс. мирных жителей. Для Гитлера вопрос о судьбе Ленинграда решался  однозначно: город должен был подвергнуться полному уничтожению. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября – в пятый раз населению и в третий  раз войскам – пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500  граммов в сутки, рабочие – 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой,  – 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод. Хлеб на 40% состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50%). Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам… Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить  пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго­долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб.  И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь  хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним  губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Но вот в декабре1941 – январе 1942 года начинает действовать ледовая «Дорога жизни» ­ по  Ладожскому озеру. Есть разные дороги ­ магистральные, городские, деревенские, разбитые и ухоженные, есть даже  гоночные и кольцевые, но была и есть одна дорога, цена которой ­ жизнь ленинградцев. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов,  сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.  Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено  7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания. В городе не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.    Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а  зимой был 41 градус, за водой ходили к Неве. У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки.  Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Ночами дежурили на крышах  домов, сбрасывая фугасные и зажигательные бомбы. Город боролся. И всё равно город жил. В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана  Седьмая симфония, получившая название «Ленинградская». Минута молчания. 3 фаза – «Рефлексия» ­ 10 минут У войны недетское лицо! Но в глаза детей смотрела смерть... Не щадила маленьких бойцов, Им пришлось до срока повзрослеть. ­ А теперь давайте проделаем синквейн.   «Читайте про мальчишек – разведчиков, токарей, пахарей, поэтов, мыслителей, охранителей  городов, целителей ран – и вы убедитесь: они выдержали войну и победили вместе со взрослыми». А. Алексин. Звучит Шостакович симфония «Ленинградская»

У войны недетское лицо

У войны недетское лицо

У войны недетское лицо

У войны недетское лицо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018