Учебник «Математика» для 1 класса

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы по обучению математике учащихся 1 класса в соответствии с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса авторов М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой (в 2 частях)* и «Тетрадью по математике № 1», «Тетрадью по математике № 2» авторов М. И. Моро, С. И. Волковой. Предназначено пособие в помощь молодому учителю при планировании учебного курса математики (1 класс), рассчитанного на 132 часа (33 учебные недели). Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В первом классе дети знакомятся со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их смысловым значением; знаками сравнения «больше», «меньше», «равно», терминами «равенство», «неравенство». Большое внимание уделяется работе над задачей. В 1 классе у учащихся должен быть чётко отработан механизм нахождения отличительных особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действия для решения задачи. Учащиеся знакомятся с составными частями задачи: условием и вопросом; учатся самостоятельно составлять их по данному числовому выражению или рисунку.
Иконка файла материала 000b9cf9-29393ad3.docx
ВВЕДЕНИЕ В настоящем пособии, содержащем планы уроков, раскрывается система работы   по   обучению   математике   учащихся   1   класса   в   соответствии   с программой и учебным комплектом: учебником «Математика» для 1 класса авторов   М.   И.   Моро,   С.   И.   Волковой,   С.   В.   Степановой   (в   2   частях)*  и «Тетрадью по математике № 1», «Тетрадью по математике № 2» авторов М. И. Моро, С. И. Волковой. Предназначено пособие  в помощь молодому  учителю  при планировании учебного курса математики (1 класс), рассчитанного на 132 часа (33 учебные недели). Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический,   алгебраический   и   геометрический   материалы.   В   первом классе   дети   знакомятся   со   знаками   арифметических   действий   «плюс», «минус» и их смысловым значением; знаками сравнения «больше», «меньше», «равно», терминами «равенство», «неравенство». Большое внимание уделяется работе над задачей. В 1 классе у учащихся должен   быть   чётко   отработан   механизм   нахождения   отличительных особенностей   задачи,   а   также   выбора   необходимого   знака   действия   для решения   задачи.   Учащиеся   знакомятся   с   составными   частями   задачи: условием   и   вопросом;   учатся   самостоятельно   составлять   их   по   данному числовому выражению или рисунку. Немаловажная роль на уроках математики в 1 классе отводится работе над геометрическим   материалом:   учащиеся   знакомятся   с   понятиями   «прямая линия»,   «многоугольник», «прямоугольник».   Ученикам   прививается   умение   чертить   простейшие геометрические фигуры.   «кривая   линия»,   «отрезок»,   «точка», Учебный   комплект  «Математика.  1   класс»   создан   с  учётом   возрастных особенностей   детей,   поэтому   и   планы   уроков,   составленные   по   этому учебному   комплекту,   содержат   такие   виды   работы,   которые   не   только помогают  учащимся полно и прочно усвоить программный  материал, но и прививают интерес к предмету, снимают напряжение на уроках, позволяют каждому ребёнку раскрыть свои способности, проявить себя. П р и м е ч а н и е:*  Моро   М.   И.   Математика.   1   класс   :   учебник   для   общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2010. I полугодие Сравнение предметов и групп предметов.  Пространственные и временные представления.                У р о к  1. ПРЕДМЕТ «МАТЕМАТИКА». СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ Цели урока: познакомить учащихся с учебным предметом «Математика»; познакомить   с   учебным   комплектом   «Математика»;   выявить   умение учащихся вести счёт предметов.  I. Организационный момент.  Ход урока II.   Знакомство   с   предметом   «Математика»   и   учебным   комплектом «Математика».  Учитель, беседуя с детьми, рассказывает им в доступной форме о том, что изучает предмет «Математика», что они узнают, какие «открытия» сделают на уроках математики.  Учитель. Как вы думаете, ребята, для чего нужен предмет «Математика»? Далее учитель сообщает детям, что в овладении математикой им поможет учебник, состоящий из двух книг, его написали для первоклассников М. И. Моро, С. И. Волкова и С. В. Степанова, а также нужны будут две тетради, в которых   ученики   смогут   рисовать,   раскрашивать,   писать,   но   только   на специально отведённых для этого местах.  Затем учащиеся   с а м о с т о я т е л ь н о   рассматривают учебник и тетради более подробно.  – Что хотите сказать?  – Что особенно понравилось, привлекло ваше внимание?III. Составление рассказа по сюжетной картинке.  По сюжетной картинке, подобранной учителем, дети составляют рассказ о первом   школьном   дне,   обязательно   используя   при   этом   в   своем   рассказе понятия:   «слева»,   «справа»,   «впереди»,   «сзади»,   «больше»,   «меньше», «выше», «ниже» и т. д.  Далее учитель может предложить детям посчитать отдельные предметы.  Например:  – Сколько берёз растёт около школы? (Ответы детей.) – Каких предметов на рисунке столько же, сколько берёз? (Ответы детей.)  – Как идут дети? (Парами.) – Пара – это сколько? (Два.) – Сколько пар детей мы видим на рисунке? (Ответы детей.) IV. Упражнение в счёте предметов.  Учитель может задать  в о п р о с ы, например: – Как вы думаете, ребята, нужно ли людям уметь считать?  – Для чего?  – Умеете ли вы считать?  – Тогда посчитаем хором до 10.  Учащиеся считают хором под руководством учителя. Далее идёт работа с использованием наглядного материала и учебника (с. 4, часть 1).  Например:  – Сколько зайчиков вы видите?– Сколько медвежат?  – Сколько белочек? И т. д. Учитель может предложить детям задать друг другу аналогичные вопросы. Также     выясняет,   умеют   ли   дети   сравнивать   предметы   по   какому­либо заданному признаку.  Например:  – Сколько жёлтых яблок?  – Сколько больших?  – Сколько маленьких?  – Сколько морковок у зайчат?  – Сколько грибов у белочек?  – Сколько ромашек?  – Сколько колокольчиков?  Затем учитель предлагает учащимся задать   в о п р о с ы   друг другу, используя слово «сколько», по рисунку, данному на полях учебника (с. 4, часть 1).  V. Итог урока.  – Что особенно запомнилось?  – Какую работу хотели бы выполнить ещё?  У р о к  2. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ «ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ…» Цели   урока:  выяснить,   как   сформированы   у   учащихся   порядковые представления,   работать   над   развитием   порядковых   представлений,   учить детей правильно называть порядковые числительные; работать над развитием наблюдательности, внимания учащихся.I. Организационный момент.  Ход урока II. Формирование у учащихся порядковых представлений.  1. Подготовка учащихся к восприятию порядковых числительных. Учитель может начать урок с загадки: В снег упал Серёжка, А за ним – Алёшка, А за ним – Иринка, А за ней – Маринка, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? – Сколько ребят оказалось на снегу? – Кто упал в снег первым? – Кто за ним? – Кто оказался на снегу самым последним? – Посчитаем ребят в той последовательности, в которой они падали в снег. Учащиеся считают хором под руководством учителя. (Первый – Серёжка, второй   –   Алёшка,   третья   –   Иринка,   четвёртая   –   Маринка,   пятый   – Игнат.) – А теперь посчитаем, сколько ребят сидит у нас в классе в каждом ряду. Учащиеся считают хором. 2. Формирование умения считать предметы по порядку. Р а б о т а   с   н а б о р н ы м     п о л о т н о м   (магнитной доской, фланелеграфом).  Учитель   читает   отрывок   из   стихотворения   К.   И.   Чуковского «Тараканище»:  Ехали медведи на велосипеде.  А за ними кот задом наперёд.  А за ним комарики на воздушном шарике.А за ними раки на хромой собаке.  Волки на кобыле,  Львы в автомобиле,  Зайчики в трамвайчике,  Жаба на метле… Просит   детей   поставить   на   наборное   полотно   фигурки   зверей   в   той последовательности, в которой они ехали. (Выставляется по одной фигурке каждого персонажа: медведь, кот, комарик, рак, волк, лев, зайчик, жаба.) – Посчитаем всех зверей по порядку.  – А теперь посчитаем их в обратном порядке: справа налево.  Учащиеся считают хором под руководством учителя.  Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  Учащиеся работают по рисунку (с. 5 учебника, часть 1).  – Что изображено на рисунке?  – Паровозик какого цвета везёт поезд?  – Кто едет в первом вагоне?  – Кто во втором?  – Сколько всего вагончиков тянет паровозик?  – Посчитаем всех пассажиров по порядку.  – Изменится ли что­нибудь, если поезд повезёт зелёный паровоз?  – Какой вагончик станет первым?  – Кто в нём едет?  – Кто будет ехать за ним?  – А кто окажется в последнем вагоне?  – Посчитаем теперь всех пассажиров по порядку.Р а б о т а   п о   с ю ж е т н о й   к а р т и н к е.  Учитель   вывешивает   на   доску   сюжетную   картинку   и   просит   учеников посчитать   на   ней   различные   предметы   по   порядку.   (Если   подходящей картинки нет, учитель может использовать различный счётный материал. На магнитную   доску   выставляются   по   очереди   фигурки   зверей,   птиц   и   т.   д. Учитель   просит   детей   составить   небольшой   рассказ,   а   затем   посчитать различные предметы по порядку.) III. Работа с геометрическим материалом.  Учитель вывешивает на магнитную доску геометрические фигуры, такие же, какие изображены на полях учебника (с. 5, часть 1), а также фигурку Незнайки.  – Ребята, Незнайку попросили среди данных фигур найти все круги. Он выполнил   эту   работу   так…   (Учитель   оставляет   все   красные   фигуры,   а остальные убирает, но так, чтобы дети могли видеть убранные с магнитной доски фигуры.) – Правильно Незнайка выполнил задание?  – Почему  вы так считаете?  – По какому признаку он объединил фигуры? (По цвету.) – Как нужно было выполнить задание? Помогите Незнайке.  (Учащиеся   убирают   квадрат,   треугольник   и   выставляют   на   доске   круг жёлтого цвета.) – Назовите фигуры, которые вы убрали.  – Нарисуйте в ваших тетрадях квадрат, круг, треугольник. – Проверьте работу друг друга.  IV. Итог урока.  – Чему мы  учились сегодня  на уроке?  – Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?У р о к  3. ОТНОШЕНИЯ «БОЛЬШЕ», «МЕНЬШЕ», «РАВНО» (СТОЛЬКО ЖЕ) Цели урока:  показать учащимся смысл отношений «больше», «меньше», «равно»; учить детей на практике устанавливать данные отношения между предметами; развивать у детей навыки счёта.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Работа над развитием навыков счёта.  Учитель   выставляет   на   наборное   полотно   различные   фигурки   (лисичек, машинки, кубики и т. д.) и просит детей хором их сосчитать. Также для этой работы можно использовать материал со с. 6 учебника (часть 1).  III. Изучение нового материала.  1. Подготовка учащихся к восприятию смысла отношений «больше», «меньше», «равно». На фланелеграфе (наборном полотне) 2 группы предметов.  Например: красные и зелёные круги;                     груши и яблоки и т. д.  Учитель спрашивает учеников:  – Как вы думаете, ребята, каких предметов больше (меньше)?  Дети   могут   дать   разные   ответы.   Кто­то   может   предложить   сосчитать предметы, тогда учителю следует предложить такой  в а р и а н т:– Если бы вы не умели считать, как бы узнали, каких предметов больше (меньше)?  Учащиеся могут предложить объединить предметы в пары.  Например: яблоко – груша.  Если лишней останется груша, значит, груш больше; если лишним будет яблоко, значит, больше яблок, а груш, соответственно, меньше.  Может   быть   и   другой     в   а   р   и   а   н   т     ответа   (соединять   предметы стрелочкой):  2.   Формирование   умения   устанавливать   отношения   «больше», «меньше», «равно» между предметами. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  Работа ведётся по странице 6 учебника (часть 1).  – Рассмотрите рисунок 3.  – Какие геометрические фигуры изображены на нём?  – Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов?  – Докажите, что зелёных кругов больше.  – Как сделать количество кругов одинаковым? (Добавить 1 розовый круг или убрать один зелёный.) – Чего больше: треугольников или квадратов?  – Объясните, почему  вы так считаете. Р а б о т а   с   т е т р а д ь ю.Учащиеся работают с тетрадью № 1 (с. 3, рисунок 1).  – Каких животных на рисунке столько же, сколько изображено медведей? (Учащиеся,   доказывая   своё   мнение,   соединяют   стрелочкой   медведя   и зайчика.) – Кого больше: зайчиков или ёжиков? Соедините их стрелочкой.  – Закрасьте оставшегося ёжика.  – Кого меньше: ёжиков или белочек?  – Докажите.  – Закрасьте лишнюю белочку.  IV. Самостоятельная работа учащихся.  Учащиеся под руководством учителя рассматривают узоры, изображённые на   с.   7   учебника   (часть   1),   говорят,   из   каких   фигур   они   составлены,   как расположены   фигуры   по   отношению   друг   к   другу,   и   выполняют   узоры   в тетради (с. 3 в тетради № 1). Данную   работу   можно   предложить   учащимся   и   в   начале   урока,   по усмотрению учителя, перед изучением нового материала. В заключение урока дети задают друг другу   в о п р о с ы   по рисункам учебника (с. 6, 7, часть 1). Работа проводится  ф р о н т а л ь н о.  V. Итог урока.  – Что нового узнали?  – Какие открытия сделали на уроке?  У р о к  4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  «ВВЕРХ», «ВНИЗ» Цели урока:  выяснить, как сформированы у учащихся пространственные отношения   «вверх»,   «вниз»;   развивать   у   детей   навык   определения местоположения   предметов   (вверх,   вниз);   продолжать   работу   по формированию умения сравнивать предметы и группы предметов.  Ход урокаI. Организационный момент.  II. Повторение изученного. Сравнение групп предметов.  На доске изображена группа кругов и группа квадратов:  – Что можете сказать о количестве кругов по сравнению с квадратами (не считая предметы)?  Учащиеся должны предложить объединить предметы в пары: Работа выполняется на  д о с к е. – Кругов больше, так как один круг остался «лишним», ему не хватило пары.  –   Что   можно   сказать   о   количестве   треугольников   по   сравнению   с прямоугольниками?  – Докажите.  III. Изучение нового материала.  1. Составление рассказа по сюжетной картинке (с. 8 учебника, часть 1). Учащиеся   составляют   рассказ   о   том,   в   какие   игры   любят   играть   дети летом. Затем учитель задаёт  в о п р о с ы  по картинке с целью выяснить, как у детей сформированы пространственные отношения «вверх», «вниз».Например: – Кто находится в верхней части рисунка? (Дети, катающиеся с горки.)  – В какую игру играют дети, изображённые в нижней части рисунка? (Они строят из песка.) – Рассмотрите детей, качающихся на качелях.  – Кто находится вверху? (Девочка.) – Кто внизу? (Мальчик.)  – Расскажите о детях на горке.  – Кто выше всех? (Мальчик в голубом костюме.)  – Кто находится в самом низу?  (Мальчик в пёстрой футболке и белых шортах.) 2. Формирование навыка определения местоположения предметов в пространстве. Учитель может задать учащимся  в о п р о с ы  о предметах, имеющихся в классе.  Например:  – Что выше: стол или стул?  – Кто ниже: Серёжа или Таня?  – Что находится в кабинете вверху?  – Что находится внизу? И т. д. IV. Самостоятельная работа учащихся.  – Рассмотрите на рисунке бусы (с. 7 учебника, часть 1; поля).  – Что заметили? (Бусы рассыпались.) –   По   какому   правилу   они   были   собраны?  (Большая   красная   бусина, маленькая зелёная, средняя красная, большая красная и т. д.) –   Какая   бусинка   должна   следовать   за   большой   красной?  (Маленькая зелёная.)– А за ней? (Средняя красная.) – А дальше? (Большая красная.) –  Придумайте   свой  узор  по  определённому  правилу   и выполните   его  в тетради.  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся в рабочих тетрадях. В з а и м о п р о в е р к а.  V. Итог урока.  – Понравилась ли вам ваша работа на уроке?  – Чем особенно запомнилась? У р о к  5. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  «НАЛЕВО», «НАПРАВО» Цели урока: выяснить, как сформированы у учащихся пространственные отношения   «налево»,   «направо»;   развивать   у   детей   навык   определения местоположения   предметов   (слева,   справа);   работать   над   развитием   у учащихся мыслительных операций анализа, сравнения.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Изучение нового материала.  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Учитель может начать урок с загадки:  У отца был мальчик странный: Необычный, деревянный. Но любил папаша сына –  Шалунишку…(Буратино).  – Ребята, расскажите, как мальчику дойти  до школы. А как ему дойти до кинотеатра? (Работа по сюжетной картинке на с. 9 учебника, часть 1.) Учитель также может использовать фланелеграф или магнитную доску с фигуркой мальчика, изображениями школы, театра и нескольких дорог.Учащиеся   словесно   описывают   путь   мальчика,   используя   слова  вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо.  – Молодцы, ребята! Вы помогли мальчику. С вашей помощью он попал к нам   на   урок   и   сможет   учиться   вместе   с   нами.   (Учитель   прикрепляет   на магнитную доску или фланелеграф фигурку мальчика.) – Чтобы вы, ребята, никогда не путали направления «налево», «направо», послушайте стихотворение поэта Валентина Берестова, которое поможет вам лучше запомнить направления «лево», «право»: Стоял ученик на развилке дорог,  Где право? Где лево?  Понять он не мог.  Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал, И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал.  «Победа!» – раздался ликующий крик.  Где «право», где «лево», узнал ученик.  – Как ученик догадался, где «право», где «лево»?  2.   Формирование   у   учащихся   навыка   определения   местоположения предметов в пространстве. Учитель   прикрепляет   на   магнитную   доску   (фланелеграф)   различные фигурки   и   просит   детей   определить,   какой   (какие)   предмет   (предметы) расположен слева, какой – справа.  Например: на доске грибы и ягоды земляники. – Что находится слева: грибы или ягодки?  – Что находится справа? Р а б о т а   в   т е т р а д и.Учащиеся работают в тетради № 1 (с. 3, рисунок 2).  – Кто изображён на рисунке?  – Сколько кроликов?  – Кроликов, которые смотрят направо, оставьте белыми, а тех, которые смотрят налево, закрасьте чёрным цветом.  – Дорисуйте морковки так, чтобы у всех кроликов их стало поровну.  В з а и м о п р о в е р к а.  III. Письмо по образцу.  Р а б о т а   в   т е т р а д и   № 1 (с. 3).  З а д а н и е  1. Обвести по контурам. – Обведите  по контурам флажки. (На первых уроках можно разрешить ученикам обводить фигуры по точечным контурам простым карандашом, но впоследствии этот вид работы выполняется ручкой.)  –  Флажки,  которые   находятся   левее,   закрасьте   красным   карандашом,   а флажки, которые расположены правее, – зелёным.  З а д а н и е  2. Нарисовать  «дорожку».  Учащиеся   обводят   образец   по   точкам,   а   затем   повторяют   его самостоятельно.  IV. Итог урока.  – Что нового узнали?  – Что особенно понравилось?  – Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё?У р о к  6. ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «РАНЬШЕ»,  «ПОЗЖЕ», «СНАЧАЛА», «ПОТОМ» Цели   урока:  выяснить,   как   сформированы   у   учащихся   элементарные временные представления: «раньше», «позже», «сначала», «потом»; работать над развитием внимания, мышления учащихся, прививать детям аккуратность. I. Организационный момент.  Ход урока II. Формирование у учащихся временных представлений.  1.   Подготовка   учащихся   к   восприятию   временных   отношений «раньше», «позже», «сначала», «потом». Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Учитель   предлагает   ученикам   рассмотреть   рисунки   и   подумать,   какая история могла произойти с зайчиком (с. 10 учебника, часть 1).  – Что вы заметили?  – Расположите рисунки по порядку.  – Что зайчишка должен сделать раньше:  •  позавтракать или сделать зарядку; •  умыться или позавтракать? – Как вы думаете, следовало бы зайчику встать раньше?  – Почему вы так считаете?  2.   Формирование   у   учащихся   представлений   «раньше»,   «позже», «сначала», «потом». Р а б о т а   с   ф л а н е л е г р а ф о м  (магнитной доской).  – Вы, конечно, помните, ребята, сказочного героя, который пел хвастливую песенку:  Я от бабушки ушёл,  Я от дедушки ушёл,  А от тебя…И подавно уйду.  – Кто этот герой?  (Учитель выставляет на доску фигурку Колобка.) – Кого встретил Колобок на своём пути?  (Учитель выставляет на доску фигурки зайчика, волка, медведя, лисы.) – Кого встретил Колобок раньше других?  – Кого Колобок встретил позже: медведя или волка?  – Кого Колобок встретил сначала: лису или медведя?  –   Расположите   сказочных   персонажей   в   том   порядке,   в   каком   они встретились Колобку. Посчитайте их по порядку.  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.  Учитель   просит   учеников   изобразить   в   рабочих   тетрадях   предметы следующим образом:  •  нарисовать сначала квадрат, затем круг; •  нарисовать грибок после землянички; •  нарисовать зелёный круг раньше красного;  •  нарисовать сначала две морковки, а потом три яблока.  В з а и м о п р о в е р к а.  Затем учитель может предложить учащимся самим придумать аналогичные задания. (Часть заданий дети могут выполнить в тетради, но большая часть выполняется ими на магнитной доске или наборном полотне.) Учитель вывешивает на  д о с к у  несколько картинок,  это могут быть, например,   гусеница,   бабочка,   куколка;     цыплёнок,   курица,   яйцо;   семечко, цветок, плод и т. п.Затем учитель просит детей внимательно рассмотреть рисунки и ответить на вопросы:  – Что было раньше?  Или: – Что было сначала?  – Что было позже?  Или: – Что было потом?  III. Работа над развитием внимания учащихся. В   заключение   урока   учитель   предлагает   ученикам   внимательно рассмотреть картинки на полях учебника (с. 10, часть 1) и сравнить их.  – Как по­другому можно было бы расположить этих же зверушек?  IV. Итог урока.  – Чему учились на уроке?  – Какие открытия сделали?  – Какова ваша роль на уроке?  У р о к  7. ПОРЯДКОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ «СТОЯТЬ ПЕРЕД», «СЛЕДОВАТЬ ЗА», «НАХОДИТЬСЯ МЕЖДУ» Цели урока:  выявить, как сформированы у учащихся пространственные отношения   «стоять   перед»,   «следовать   за»,   «находиться   между»; отрабатывать   умение   детей   правильно   называть   порядковые   числительные; развивать  внимание и память учащихся.  I. Организационный момент.  Ход урокаII. Формирование у учащихся порядковых представлений.  1.   Знакомство   с   порядковыми   отношениями   «стоять   перед», «следовать за», «находиться между». Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у  (с. 11, часть 1).  Учитель под музыку читает:  В чистом поле  Теремок, теремок.  Он не низок, не высок, не высок.  Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  С. Маршак «Теремок» – А вы, ребята, помните, кто жил в теремке?  – Кто поселился в теремке первым? (Мышка­норушка.) – Кто пришёл за ней? (Лягушка­квакушка.)  – Рассмотрите рисунок 1 в ваших учебниках (с. 11, часть 1).  – Кто поселился в теремке перед ёжиком? (Зайчик­попрыгайчик.) –   Кто   находится   между   зайчиком   и   лисицей?  (Ёжик   –   ни   головы,   ни ножек.) – Кто пришёл последним? (Волк – зубами щёлк.) – Посчитаем всех обитателей теремка по порядку.  Учащиеся   считают   хором   под   руководством   учителя:  первая   мышка, вторая лягушка, третий зайчик, четвёртый ёжик, пятая лиса, шестой волк.  2.   Формирование   умения   определять   порядковые   отношения   и правильно называть порядковые числительные. Р а б о т  а   с  м а г н и т н о й   д о с к о й  (фланелеграфом).  – Расположите на доске зайчика.  – За ним поставьте медведя.  – Между медведем и зайчиком поместите слонёнка.– Перед зайчиком поставьте белочку.  – За медведем поставьте котёнка.  – Посчитаем по порядку.  Учащиеся считают вслух под руководством учителя.  Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задание 3 в тетради (с. 4 тетради № 1).  – Что изображено на рисунке? (Светофор.)  – Для чего служит светофор?  – А вы знаете, какого цвета «глаза» у светофора и что обозначает каждый из них?  – Какого цвета верхний «глаз» светофора? (Красного.) – Закрасьте на первом светофоре только верхний кружок.  – Какого цвета второй «глаз» светофора? (Жёлтого.) – Закрасьте на втором светофоре средний кружок жёлтым цветом.  – Какого цвета третий «глаз» светофора? (Зелёного.) – Закрасьте на последнем светофоре зелёным цветом нижний кружок.  – Что обозначает каждый сигнал светофора?  –   Какому   цвету   светофора   соответствует   жест   регулировщика? (Жёлтому.) Держит правая рука  Жезл у края козырька,  Значит, жёлтый цвет горит. «Приготовьтесь», – говорит.  III. Письмо по образцу.Учащиеся выполняют задание 4 (с. 4 тетради № 1).  Перед выполнением работы учитель предлагает детям сравнить образцы.  В з а и м о п р о в е р к а.  IV. Работа по формированию у учащихся порядковых представлений.  – Рассмотрите рисунок 3 (с. 11 учебника, часть 1).  – Герои какой сказки изображены на рисунке? («Репка».) – Вспомним, как они пытались вытянуть репку. (Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку.) – Кто пришёл к репке первым?  – Кто находится между кошкой и внучкой?  – Кто пришёл за кошкой?  Далее учащиеся задают друг другу  в о п р о с ы  по рисунку 2 (с. 11, часть 1).  V. Итог урока.  – Чему научились на уроке?  У р о к  8. СРАВНЕНИЕ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ (НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ? НА СКОЛЬКО МЕНЬШЕ?) Цели   урока:  учить   детей   сравнивать   группы   предметов,   то   есть определять, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой; учить уравнивать группы предметов двумя способами. I. Организационный момент. Ход урока II. Повторение изученного о порядковых отношениях. На  д о с к е  узор:– Рассмотрите узор. – Какую закономерность заметили? –   Перенесите   узор   в   свои   тетради   и   продолжите   его,   соблюдая подмеченную вами закономерность. С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся. В з а и м о п р о в е р к а. – Кружки между квадратами закрасьте зелёным цветом. – Первый квадратик и первый кружок закрасьте синим цветом. – Квадратик и кружок, которые расположены за ними, – красным. – Следующие за ними фигуры – жёлтым цветом. В з а и м о п р о в е р к а. III. Изучение нового материала. 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. Учащиеся составляют рассказ по сюжетной картинке (с. 12 учебника, часть 1), используя понятия  «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» и т. д. – Достаточно ли стульев, чтобы все козлята и мама­коза смогли сесть за стол? – Хватит ли на всех пирожков? – Обоснуйте ваше мнение. – Хватит ли всем кружек? – Почему так считаете? 2. Сравнение групп предметов. Данную работу можно провести по рисунку 2 (с. 12 учебника, часть 1) либо с использованием предметных картинок и наборного полотна. – Что заметили? – Что можно сказать о яблоках по сравнению с грушами? (Яблок меньше.)– На сколько яблок меньше, чем груш? (На одно.) – Как вы это узнали? (Так как одна груша осталась «лишней», без пары, следует, что груш на одну больше, а яблок на одно меньше.) – Можно ли сделать число яблок и груш равным?  – Каким образом? (Добавить одно яблоко.) – Можно ли по­другому сделать число яблок и груш одинаковым? (Да.) – Каким образом? (Убрать одну грушу.) Далее   аналогично   сравниваются   число   груш   и   число   лимонов;   число лимонов и число яблок и уравниваются.  Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задание 1 (с. 4 в тетради № 1).  – Что изображено на рисунке? (Воздушные шарики.) – Первую группу шариков закрасьте красным цветом.  – Вторую группу шариков закрасьте синим цветом.  – Что можно сказать о количестве шариков справа и слева?  –   Докажите.   (Учащиеся   соединяют   стрелкой   пары   шариков:   красный   – синий, красный – синий и т. д.) – На сколько красных шариков меньше, чем синих?  – Как можно сделать число шариков равным?  – Дорисуйте красный шарик.  IV. Письмо по образцу.  После анализа образца (с. 4 в тетради № 1, задание 2) учащиеся сначала обводят по контурам флажки, предварительно выяснив, что они имеют форму квадрата, затем обводят точечные контуры и дорисовывают квадраты  с а м о с т о я т е л ь н о.  Затем ученики прописывают прямые наклонные палочки иV. Итог урока.  – Какие открытия сделали?  – Что больше всего понравилось?  У р о к  9. УРАВНИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ  И ГРУПП ПРЕДМЕТОВ Цели   урока:  продолжать   формировать   умение   учащихся   сравнивать   и уравнивать предметы и группы предметов; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Работа над развитием внимания, смекалки. Учитель может начать урок с задания на смекалку (иллюстрация сцены передачи «Спокойной ночи, малыши!»).  – Кто пришёл на передачу первым? (Степашка.) – Кто пришёл позже всех? (Каркуша.) – Как рассуждали?  Затем учитель может предложить детям сравнить картинки на странице 13 учебника (часть 1, рисунок 2).  Учащиеся, выполняя задание, выясняют, чем похожи картинки и чем они отличаются.  III. Упражнение в уравнивании предметов и групп предметов.  Р а б о т а     с     н а б о р н ы м   п о л о т н о м   (магнитной доской, фланелеграфом).  Учитель ставит на наборное полотно, например, 5 грибов.  – Поставьте кружочков столько же, сколько грибов.Далее   учитель   (или   кто­то   из   учеников)   ставит   на   наборное   полотно   6 зайчиков.  – Поставьте треугольников столько же, сколько зайчиков. И т. д. Затем на наборное полотно выставляется неодинаковое число каких­либо предметов: 7 ёжиков и 8 яблок, например.  – Что хотите сказать?  – Сравните число ёжиков и яблок. (Или: хватит ли яблок каждому ёжику?)  – Как сделать количество ёжиков и яблок одинаковым? И т. д. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок 1 (с. 13, часть 1) и задать по нему друг другу вопросы. Учитель должен нацелить учеников на то, чтобы   вопросы   были   на   сравнение   количества   предметов   и   начинались   со слов: «На сколько…» или «Хватит ли…».  Далее   учитель   просит   детей   рассмотреть   рисунок   1   (с.   14,   часть   1)   и ответить, не считая, кого на рисунке больше: мальчиков или девочек.  – Обоснуйте своё мнение.  – На сколько девочек больше?  – Как вы думаете, откуда идут дети?  – Какие листья у них в руках?  – Сравните листья клёна и дуба (с. 14, часть 1, поля). Р а б о т а   в   т е т р а д и  (с. 5 в тетради № 1, задание 1). – Какие листья изображены в тетради?  – Каких листьев меньше? (Берёзовых.) – На сколько их меньше?  – Дорисуйте берёзовые листья так, чтобы их стало столько же, сколько дубовых.  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Далее работа идёт по заданиям 2, 3 учебника (с. 14, часть 1).  Выполняя   задание  2,  учащиеся   сравнивают   количество   кубиков.   Важно, чтобы   дети   заметили   разные   признаки,   по   которым   различаются   кубики: размер, цвет.  – Каких кубиков больше: маленьких или больших?  – На сколько?  – Докажите.  – Каких кубиков меньше: жёлтых или красных?  – Почему так считаете?  – Каких кубиков столько же, сколько синих?  Выполняя задание 3, учащиеся уравнивают количество красных и синих треугольников (разными способами).  IV. Самостоятельная работа учащихся.  Учащиеся выполняют данную работу в рабочих тетрадях.  – Нарисуйте кругов больше, чем треугольников.  – Нарисуйте грибов столько же, сколько вишенок.  – Нарисуйте квадратов на 1 меньше, чем кругов.  В з а и м о п р о в е р к а.  V. Итог урока.  – Что нового узнали?  – Как вы работали на уроке?  – Что для вас было особенно интересным?У р о к  10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ГРУПП ПРЕДМЕТОВ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» Цели   урока:  повторить   основные   вопросы   изученного   материала; проверить, как учащимися усвоен данный материал; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Повторение и закрепление изученного материала.  Учитель   по   своему   усмотрению   может   начать   урок   либо   с   работы   по учебнику, либо с работы по тетради, также можно спросить учащихся о том, с чего бы они хотели начать работу на уроке.  1. Составление рассказов (математических) по сюжетному рисунку. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.   По сюжетному рисунку (с. 15, часть 1) учащиеся могут сначала составить рассказ, а затем задать  в о п р о с ы  друг другу.  Например:  – Хватит ли шариков всем гномам?  – Как вы это узнали?  – Достаточно ли шариков для того, чтобы каждый гном получил по два шара?  – На сколько шариков больше, чем гномов? 2. Упражнение в уравнивании предметов или групп предметов. Р а б о т а     с     н а б о р н ы м     п о л о т н о м   (магнитной доской, фланелеграфом).  Учитель выставляет на наборное полотно, например, 7 утят и просит детей ниже поставить треугольников столько же, сколько утят на доске. Затем кто­ то из учеников выставляет на наборное полотно несколько собачек. Учительпросит детей поставить ниже котят таким образом, чтобы их было на одного больше. И т. д. Р а б о т а   в  т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задания на странице 5 в тетради № 1.  З а д а н и е  3.   – Чем похожи все предметы, изображённые в задании? (В их основе – круг.) – Что ещё можно получить из круга?  –   Превратите   свободные   круги   в   те   предметы,   которые   они   вам напоминают.  С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   у ч а щ и х с я.  – Посмотрим, что же у вас получилось.  – Какой предмет вам показался самым интересным, необычным?  III. Работа с геометрическим материалом.  Учитель   предлагает   учащимся   рассмотреть   фигуры   на   странице   15 учебника (часть 1, поля). – Что хотите сказать?  – Как можно назвать все эти предметы? (Геометрические фигуры.) – Какая фигура, по вашему мнению, «лишняя»? (Круг.) –   Почему   так   считаете?  (Круг   не   имеет   углов,   а   остальные   фигуры имеют.) – Как называется фигура коричневого цвета? (Треугольник.) – Почему она имеет такое название? (У треугольника три угла.) – Как бы вы назвали фигуру синего цвета? (Четырёхугольник.) Если   дети   затруднятся   самостоятельно   дать   название   фигуре,   учитель должен предложить им посчитать количество углов.– Какие другие разновидности четырехугольников вы знаете?  (Квадрат, прямоугольник.) – Как бы вы назвали фигуру красного цвета? (Пятиугольник.) – Почему? (Она имеет 5 углов.)  – Сравните фигуры на верхнем рисунке и на нижнем. (На обоих рисунках одинаковые фигуры, но они расположены в разной последовательности.) –   Составьте   из   данных   фигур   свой   узор   и   выполните   его   в   тетради. Помните, что вы должны соблюдать составленную вами закономерность.  С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.  В з а и м о п р о в е р к а.  Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задание 4 в тетради № 1 (с. 5).  – Второй цветок закрасьте голубым цветом.  – Цветок перед ним закрасьте розовым, а цветок, следующий за ним, – жёлтым цветом.  – Последний цветок закрасьте так же, как и первый.  – Дорисуйте следующий цветок.  –   Какого   он   должен   быть   цвета,   чтобы   соблюдалась   закономерность? (Голубого). В з а и м о п р о в е р к а.  IV. Итог урока.  – Что хотите сказать о сегодняшнем уроке?  – Кто доволен своей работой на уроке?  – Что вам было особенно интересно?  У р о к  11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ И ГРУПП ПРЕДМЕТОВ.ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ». ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА Цели   урока:  повторить   и   закрепить   основные   вопросы,   изученные   по данной теме, проверить, как учащимися усвоен материал темы; работать над развитием внимания, наблюдательности,   логического мышления учащихся; прививать детям аккуратность.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Повторение и закрепление знаний учащихся.  На данном уроке учитель может использовать материал, помещённый на страницах 16–18 учебника, на странице 5 тетради № 1, а также материал, подобранный самим учителем.  1. Упражнение в уравнении предметов и групп предметов. Р а б о т а     с     н а б о р н ы м     п о л о т н о м   (магнитной доской, фланелеграфом).  На наборном полотне вразброс расположены несколько фигурок белочек и несколько грибов:  – Хватит ли белочкам грибов, если:  •  каждой белочке дать по одному грибу;  •  каждой белочке дать по два гриба;  •  каждой белочке дать по три гриба?– Хватит ли пингвинам:  •  красных рыбок; •  жёлтых рыбок; •  зелёных рыбок? 2.   Упражнение   в   определении   пространственных   отношений   между предметами. Р а б о т а   в   т е т р а д и.  Учащиеся выполняют задание 2 (с. 5 в тетради № 1).  – Обведите грибы по контуру.  – Те грибы, которые выше, закрасьте.  – Те грибы, которые ниже, заштрихуйте.  – Сравните количество больших и маленьких грибов.  Р а б о т а  с  у ч е б н и к о м.  Учитель использует материал, данный в учебнике (с. 16–17, часть 1). В о п р о с ы  по рисункам могут задавать сами учащиеся.  Например: Р и с у н о к  1.  – Кто находится выше всех?  – Кто находится ниже всех?– Кто – между ними?  Р и с у н о к  2.  – Что выше всего?  – Что ниже?  – Что находится слева?  – Что справа?  – Что между ними?  Р и с у н о к  3.  – Кто первый?  – Кто второй?  – Посчитайте утят по порядку.  Работа по остальным рисункам проводится аналогично.  III. Проверочная работа.  Работа   проводится   на   специально   приготовленных   учителем   листах   с печатной   основой   либо   (если   нет   возможности   этого   сделать)   в   рабочих тетрадях.  З а д а н и я: 1) Нарисуйте справа столько же кругов, сколько мячей на рисунке.   2) Нарисуйте слева квадратов больше, чем машин.  3) Нарисуйте треугольников на 1 меньше, чем котят.  4) Кого больше: черепах или рыбок? (При выполнении данного задания дети соединяют стрелочками пару: черепаха – рыбка, а «лишний» предмет обводят кружком.)  5) Продолжите рисунок, соблюдая правило.  Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  В заключение урока учащиеся по рисунку (с. 18, часть 1) задают друг другу в о п р о с ы, используя слова: «сколько», «больше», «меньше», «столько же», «слева», «справа» и т. д.IV. Итог урока.  – Что особенно понравилось?      – Что бы  вы хотели выполнить ещё?   Числа от 1 до 10. Нумерация. У р о к  12. МНОГО. ОДИН. ЦИФРА 1 Цели урока: познакомить учащихся с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, учить соотносить число и цифру; учить детей сравнивать «один» и   «много»;   работать   над   развитием   логического   мышления   учащихся; прививать детям интерес к предмету, аккуратность.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Изучение нового материала.  1. Знакомство с понятиями «много» и «один». Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.  Например: 9 кругов синих, 1 – зелёный;                    5 кубиков больших, 1 маленький и т. д.  – Что заметили? (Синих кругов – много, зелёный – один.) Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать   наводящий   вопрос,   чтобы   подвести   учеников   к   ключевому   слову «много», например:  – Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелёными?  – Если бы мы не могли сосчитать все синие круги, что бы сказали об их количестве? И т. д.  –   О   каких   предметах   в   нашем   классе   можно   сказать,   что   их   много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)– Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, учитель и т. д.) 2. Формирование умения различать понятия «много», «один». Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  По   сюжетной   картинке   (с.   20,   часть   1)   учащиеся   составляют   рассказ, используя понятия «много», «один».  – Каких предметов нарисовано много?  – Какой предмет  – один?  Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?». С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.  Ученики выполняют задания в рабочей тетради.  – Слева нарисуйте много жёлтых треугольников, справа – один красный квадрат.  –   Вверху   нарисуйте   много   зелёных   кругов,   внизу   –   один   голубой треугольник.  – Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т. д.  Дети могут и сами предложить аналогичные задания.  В з а и м о п р о в е р к а.  3. Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов. Р а б о т а   в   т е т р а д и.  З а д а  н и е  1 (с. 6 в тетради № 1): – Какие фигуры изображены на рисунке?  – Чего больше?  – Почему так считаете?  – Обоснуйте ваше мнение. (Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.)  – На сколько квадратов больше, чем кругов?– Раскрасьте «лишний» квадрат.  III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.  1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 1. Учитель. Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.  – А можно ли как­то по­другому записать то, что остался 1 квадрат?  – Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.  (Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 1.) – На что похожа цифра 1?  – А вот С. Я. Маршак написал о единице так:  Вот один, иль единица.  Очень тонкая, как спица.   2. Анализ образца.  – Из скольких элементов состоит цифра 1?  – Из каких?  – Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?  –   Тогда   посмотрите,   как   её   буду   писать   я.   (Учитель   несколько   раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её особенности.) 3. Письмо цифры 1.  – А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.  Сначала   учащиеся   «прописывают»   цифру   в   воздухе   под   счёт,   затем обводят по точечным контурам (с. 6 в тетради № 1, задание 2), после чего пишут цифру  с а м о с т о я т е л ь н о.  IV.   Работа   над   развитием   внимания,   логического   мышления учащихся. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.– Посмотрите на рисунок (с. 21, часть 1).  – О чём можно сказать «много»?  – О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?  З а д а н и е  на развитие логического мышления.  Учитель может использовать задание, данное в учебнике (с. 21, часть 1), либо подобрать своё задание.  –   Кто   с   каким   клубком   играет?  (Рыжий   котенок   играет   с   большим синим клубком, белый котенок – с маленьким синим, а серый котенок – с красным.) – Как рассуждали?  V. Итог урока.  – Чему научились на сегодняшнем уроке?  – Какое задание понравилось больше всего? Почему?  У р о к  13. ЧИСЛА 1, 2. ЦИФРА 2 Цели урока: познакомить учащихся с числом 2, его графической записью – цифрой 2, учить детей писать цифру 2; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся; прививать детям аккуратность.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Изучение нового материала.  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. На магнитной   д о с к е   расположены предметные картинки. Например: одно яблоко, две груши, две морковки, одна слива, один арбуз, две вишенки.  – На какие 2 группы можно разделить данные предметы? (Учащиеся могут предложить различное деление, учитель должен остановиться на делении на группы по количеству предметов.) – Расположите предметы соответственно группам:1 яблоко       2 груши                                   1 слива         2 морковки                                    1 арбуз        2 вишенки  (Учащиеся располагают на доске рисунки.) – Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному.) – Что общего у предметов второй группы? (Их по два.)  – Дополните каждую группу своими предметами. (Учащиеся из наборного полотна   выбирают   соответствующие   предметные   картинки   и   добавляют   в каждую группу.) 2. Знакомство с числом 2. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  Учитель   предлагает   учащимся   рассмотреть   сюжетную   картинку   (с.   22, часть 1).  –  О   каких   предметах   можно   сказать,   что   их   «один»   («одна»,   «одно»)? (Дом,   дедушка,   девочка,   мальчик,   мама,   колодец,   петушок,   курица, котёнок и т. д.)  – Каких предметов по два? (Два окна, 2 маленьких ведёрка, 2 цыплёнка и т. д.) – Рассмотрите следующий рисунок.  – Что увидели?  – Сколько на рисунке ложек? (Одна.) – Сколько на рисунке блюдечек? (Одно.) – Сколько на рисунке ножей? (Один.) – Сколько на рисунке кружек? (Одна.) – Как можно записать число 1? (При помощи цифры 1.) –   Запишите   цифру   1.   (Учащиеся   в   рабочей   тетради   или   1–2   человека записывают на доске цифру 1.)– Сколько на рисунке ботинок? (Два.) – Сколько на рисунке варежек? (Две.) – Сколько на рисунке сапог? (Два.) – Сколько на рисунке носков? (Два.) – Как по­другому можно назвать два предмета? (Пара.) – Как записать число 2? (С помощью цифры 2.) III. Знакомство с цифрой 2 и письмо цифры 2.  1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 2. Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 2.  – Что вам напоминает цифра 2? На что она похожа?  Два похожа на гусёнка  С длинной шеей,  Шеей тонкой.  Г. Виеру 2. Анализ образца, письмо цифры 2. Дети   анализируют   образец   цифры   2,   «прописывают»   цифру   в   воздухе, обводят по точечным контурам, после чего пишут цифру самостоятельно. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.) IV. Работа по соотнесению числа с цифрой.  Учащиеся выполняют задание 3 (с. 6 в тетради № 1).  – Сколько птичек на рисунке? (Две.) – Раскрасьте цифру 2.  – Сколько зайчиков на рисунке? (Один.) – Раскрасьте цифру 1.  Аналогично проводится работа с другими рисунками задания.С а м о с т о я т е л ь н а я  работа учащихся.  Дети выполняют задание в рабочих тетрадях.  – Нарисуйте 2 оранжевых круга.  – Нарисуйте 1 красный квадрат.  – Нарисуйте 1 зелёный треугольник.  – Нарисуйте 2 синих прямоугольника.  В з а и м о п р о в е р к а.  V. Итог урока.  – Что нового узнали?  – О чём бы хотели узнать ещё?   У р о к  14. ЧИСЛА 1, 2. ОБРАЗОВАНИЕ ЧИСЛА 2 Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 2, продолжать формировать   умение   соотносить   числа   с   соответствующими   цифрами, записывать изученные цифры правильно и аккуратно; работать над развитием внимания,  логического мышления учащихся.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Повторение изученного материала.  1. Упражнение в умении соотносить число и цифру. Р а б о т  а   с   н а б о р н ы м   п о л о т н о м.  Поставьте на наборное полотно:  2 яблока;  1 апельсин;  1 клубнику;  2 груши;  1 собачку;2 котят и т. д.  –   Назовите   в   классе   (школе)   предметы,   количество   которых   можно записать цифрой… 1. (Карточку с цифрой учитель вывешивает на доску.) – Назовите предметы, количество которых можно записать цифрой… 2. (Карточку с цифрой учитель вывешивает на доску.) 2.   Составление   рассказа   (математического)   с   использованием изученных чисел 1, 2. Р а б о т а   с   с ю ж е т н о й   к а р т и н к о й.  Учитель вывешивает на доску сюжетную картинку.  – Составьте небольшой рассказ по рисунку.            –   Нарисуйте   в   тетрадях   (рабочих)   столько   квадратов,   сколько   котят играет.  – Запишите цифрой, сколько квадратов нарисовали.  – Нарисуйте столько треугольников, сколько котят прибежало.  – Запишите цифрой, сколько треугольников нарисовали.  В з а и м о п р о в е р к а.  III. Изучение нового материала.  1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Р а б о т а   с   н а б о р н ы м   п о л о т н о м.  Учитель   выставляет   на   наборное   полотно   1   слонёнка,   затем   (через несколько секунд) ещё одного.  – Сколько слонят было сначала? (Один.)  – Запишите на доске цифру 1. (Учащиеся могут не записывать нужную цифру, а найти её в кассе цифр и прикрепить на доску.)– Сколько пришло потом? (Один.)  – Запишите цифрой.  – Сколько слонят стало? (Два.)  – Как получилось число 2? (Один и один – получится два. Или: один да один – это два.)  – Один меньше или больше двух? (Один меньше двух. Или: один меньше, чем два.)  – Что можно сказать про 2 по сравнению с 1? (Два больше одного. Или: два больше, чем один.) Затем учитель выставляет на наборное полотно двух утят, потом одного убирает.  – Составьте небольшой математический рассказ.  Например: в пруду купалось два утёнка, один ушёл. Остался один утёнок.  – Сколько утят было сначала? (Два.)  – Сколько ушло? (Один.)  – Больше или меньше стало утят? (Меньше.)  – Верно ли будет сказать: «Два без одного – это один»? (Да.) 2. Образование числа 2. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  Учащиеся составляют короткие рассказы по рисункам 1, 2 учебника (с. 23, часть 1), читают записи, объясняя их. (Один да один – два; два без одного – один.) Далее учитель предлагает ученикам внимательно рассмотреть рисунок в задании 3 (с. 23, часть 1).  – Как вы думаете, какие цифры написаны на перевёрнутых карточках?  – Объясните, почему так считаете.IV.   Работа   над   развитием   внимания,   логического   мышления учащихся. В заключение урока учащиеся рассматривают бусы, изображённые на полях учебника (с. 23, часть 1), и объясняют, какой нитью бус из предложенных нужно   продолжить   бусы.   (Продолжить   бусы   следует   первой   нитью: красная   бусинка,   две   жёлтые,   красная,   потому   что   именно   так чередуются бусинки на остальных бусах.) V. Итог урока.  – Какие открытия сделали?  – Что было особенно интересным?  – Как вы работали на уроке?  У р о к  15. ЧИСЛА 1, 2, 3. ЦИФРА 3 Цели   урока:  познакомить   учащихся   с   образованием   числа   3   и   его графической   записью  –   цифрой  3;   продолжать   формировать   умение   детей соотносить   числа   с   соответствующими   цифрами;   учить   писать   цифру   3; работать над развитием наблюдательности; прививать детям аккуратность.  1. Организационный момент.   Ход урока II. Изучение нового материала: образование числа 3.   Р а б о т а   с   н а б о р н ы м   п о л о т н о м. Учитель предлагает детям составить короткие (математические) рассказы (по наборному полотну, магнитной доске или фланелеграфу).  Например:  выставляются две бабочки, затем добавляется ещё одна. Дети составляют рассказ:  было две бабочки, к ним прилетела ещё одна. Стало три бабочки.  – Какой цифрой можно записать число бабочек сначала? (Цифрой 2.)  – Запишите эту цифру (или поставьте на наборное полотно).  – Какой цифрой запишем число бабочек, которые прилетели? (Цифрой 1.)– Запишите (поставьте на наборное полотно) цифру 1.  – Как записать, что стало три бабочки?  – Правильно, число 3 записывается с помощью цифры 3. (На доске учитель вывешивает увеличенный образец цифры 3.) III. Знакомство с цифрой 3. 1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 3. – На что, по вашему мнению, похожа цифра 3?  Это –  месяц дугой,  Ниже месяц другой.  А теперь –  Посмотри:  Получилась цифра… (три)!  Г. Виеру 2. Анализ образца, письмо цифры 3.  Учащиеся анализируют образец цифры 3 и прописывают цифру:  •  в воздухе;  •  по точкам;  •   самостоятельно.   (Учитель   оказывает   индивидуальную   помощь учащимся.) IV. Формирование умения соотносить число и цифру. Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м.  – Рассмотрите рисунок в учебнике (с. 24, часть 1).  – К какой сказке он выполнен? («Три медведя».) – Каких предметов на этом рисунке 3?  – Каких – два?  – Каких – только один?Р а б о т а   с   у ч е б н и к о м   и   н а б о р н ы м   п о л о т н о м.   – Поставьте на наборное полотно столько красных треугольников, сколько медведей на рисунке.  – Ниже поставьте столько зелёных треугольников, сколько целых стульев на рисунке.  – Ещё ниже поставьте столько синих треугольников, сколько девочек на рисунке.  – Внимательно посмотрите на доску и скажите, что больше: 1 или 2, 2 или 3?  – На сколько 2 больше 1; 3 больше 2?  – Как получить число 2? (К одному добавить ещё один.)  – Как получить число 3? (К двум добавить один или к одному добавить (прибавить) два.)  – На полях учебника изображены монеты. Какого они достоинства? – Какими монетами можно заплатить, если товар стоит 3 рубля; 2 рубля?  Р а б о т а   с   т е т р а д ь ю.  Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 7 в тетради № 1). Затем   дети   могут   составить   небольшой   рассказ   по   рисунку,   после   чего ученики закрашивают такое количество кругов, сколько изображено собак на рисунке.  Далее учитель спрашивает учащихся о том, какие цифры и каким образом записаны в следующем задании.  (Записаны цифры 1, 2, 3. Они записаны по порядку.)  – Чем отличается первая запись 1, 2, 3 от второй:  3, 2, 1? (В первой записи числа записаны от меньшего к большему, т. е. увеличиваются, а во второй – наоборот: от большего к меньшему, т. е. уменьшаются.) Учитель может сообщить ученикам о том, что порядок, при котором числа увеличиваются, называется  порядком увеличения,  а порядок, при котором числа уменьшаются, называется порядком уменьшения.После   этого   дети   прописывают   цифры   в   тетради   в   соответствующем порядке.  V. Работа над развитием наблюдательности учащихся. В   заключение   урока   учащиеся   выполняют   задания   на   развитие наблюдательности,   логики   (задание   2,   с.   25   учебника,   часть   1,   и   задание, расположенное на полях этой же страницы).  VI. Итог урока.  – Чему научились на уроке?  – Что получилось лучше всего?  У р о к  16. ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=) Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; прививать аккуратность.  Ход урока I. Организационный момент.  II. Повторение изученного материала.  1. Расположить числа по порядку. На  д о с к е  записаны числа: 2, 1, 3.  – Расположите числа по порядку. (Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.) – Как записали числа? Прочитайте.  – Записал ли кто­то из вас числа в другой последовательности?  – Прочитайте.  – Допишите недостающий вариант в ваших тетрадях.  2. Поставьте на наборное полотно (фланелеграф, магнитную доску):2 яблока;  3 гриба;  1 апельсин и т. д.  3. Задание в тетради (с. 7 в тетради № 1, задание 3).  Учащиеся рисуют морковки, яблоки, грибы в соответствии с записанными цифрами.  В з а и м о п р о в е р к а.  III. Изучение нового материала.  1. Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=). Учитель предлагает учащимся составить короткий рассказ по рисункам (с. 26 учебника, часть 1) или по наборному полотну.  Например:  на полянке гулял один ёжик. К нему прибежал другой. Стало два ёжика.  – Сколько ёжиков было сначала? (Один.) З а п и с ь   н а   д о с к е:  1.  – Сколько ёжиков прибежало к нему? (Один.) З а п и с ь   н а   д о с к е:  1.  – Сколько ёжиков стало? (Два.) З а п и с ь   н а   д о с к е:  2.  – Ёжиков стало больше или меньше? (Больше.) –   Для   того,   чтобы   показать,   что   ёжиков   стало   больше   или   их   число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).  З а п и с ь   н а   д о с к е:  1 + 1    2 – Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).  З а п и с ь   н а   д о с к е:  1 + 1 = 2– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).  –  А можно иначе:  «К одному прибавить один, получится два».  (Чтение детьми вслух.) Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.  Например: было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался один зайчик.  – Сколько зайчиков было? (Три.)  – Сколько ушло? (Два.)  – Сколько осталось? (Один.)  – Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше.)  – Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет.)  – Почему? (Зайчиков стало меньше.)  – В математике,  для того чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).  Далее   учащиеся   исправляют   и   продолжают   запись:   3   –   2   =   1.   (Запись выполняется карточками из кассы цифр.) – Данную запись можно прочитать так:  «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух.) Или по­другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух.)  2. Пропись изученных знаков. Р а б о т а   в   т е т р а д и.  – Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».  Учитель   показывает   учащимся,   как   правильно   пишутся   знаки   «+»,   «–», «=».   Затем   учащиеся   «прописывают»   их   в   воздухе,   обводят   по   точечным контурам и пишут  с а м о с т о я т е л ь н о. (Знак «равно» дети прописывают в рабочих тетрадях.)Далее,   для   того   чтобы   проверить,   как   дети   усвоили   новый   материал, учитель   может   продиктовать   несколько   выражений,   которые   ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.  Например: к одному прибавить два, получится три; из двух вычесть один, получится один. И т. д.  После выполнения данной работы   учитель может сообщить детям, что такие записи называются равенствами (так как в них есть знак «=»).  IV. Итог урока.  – Что нового узнали?  – Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?  У р о к  17. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ РАВЕНСТВ Цели   урока:  продолжать   формировать   у   детей   умение   правильно использовать знаки арифметических действий «+», «–»; вырабатывать навык чтения равенств разными способами; закреплять знания об изученных числах.  I. Организационный момент.  Ход урока II. Формирование у учащихся умения правильно использовать знаки «+», «–».1.   Упражнение   в   умении   правильно   использовать   знаки   «+»,   «–». Чтение равенств. З а п и с ь   н а   д о с к е:                                 1    1 = 2                         2    1 = 3                                 3    1 = 2                         3    2 = 1                                 2    1 = 1                         1    2 = 3  – Что заметили? (Пропущены знаки «+», «–»).  – Вставьте нужные знаки, докажите правильность сделанного вами выбора.  Работа проводится  ф р о н т а л ь н о.  Сначала   дети   под   руководством   учителя   дополняют   равенства соответствующими знаками. Затем упражняются в чтении равенств разными способами.  Например: 1   1 = 2.  Было 1, стало 2. Число стало больше, значит, пропущен знак «+».  Ч т е н и е: «Один плюс один равно двум».  –   Как   можно   по­другому   прочитать   это   же   равенство?   (К   одному прибавить один, получится два. ) Здесь же учитель может сообщить детям о том, что сделать число больше – значит  увеличить  его, поэтому данное равенство можно прочитать и так: «Один увеличить на один, получится два».  3    1 = 2.  Было 3, стало 2. Число стало меньше, значит, пропущен знак «– ».  Ч т е н и е: «Три минус один равно двум».  – Как можно иначе прочитать данное равенство? («Из трёх вычесть один, получится два».) Далее учитель сообщает детям о том, что сделать число меньше – значит уменьшить его, и это равенство можно прочитать следующим образом: «Три уменьшить на один, получится два».  Аналогичная работа проводится с остальными равенствами.

Посмотрите также