Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
8 кл—11 кл
05.11.2017
В статье дается определение учебно-познавательной компетенции, которая относится к ключевым компетенциям, показана роль математики в ее формировании, показан интересный по замыслу нестандартный урок в 10 классе "Слет специалистов", на котором происходит подтверждение того, что математика-развивает воображение и интуицию, вкус к исследованию и творчеству, что математика использует в своем арсенале общенаучные методы познания мира и в то же время сама является методом его познания.
учебно-познавательная.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Травинская
средняя общеобразовательная школа»
Астраханская область, Камызякский район, село Образцово Травино
Аникина Таисия Афанасьевна, учитель математики
Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности
овладения ею с помощью средств математики
Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего?
Это самостоятельный предприимчивый ответственный, коммуникабельный,
толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а
также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на
рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять
нужную информацию, работать в команде и т.д.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) является
ответом образования на вызовы современного общества, которое
характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.
Таким образом, умения, которые помогают человеку ориентироваться в
новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни,
достигая поставленных целей, стали называться компетенциями или
ключевыми компетенциями. [4].
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение
учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели,
принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Учебнопознавательная компетенция входит в состав ключевых
компетенций по А.В.Хуторскому [12]. Сюда входят знания и умения
организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебнопознавательной деятельности, а также овладение креативными
навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно
из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях,
эвристическими методами решения проблем» [12].
Исходя из определения, которое дает А.В.Хуторской, значение учебно
познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах:
вопервых, как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы
учащегося; вовторых, как фактор, позволяющий решать возникающие
познавательные проблемы во всех видах деятельности;
втретьих, как фактор, способствующий успешности школьника в учебно
познавательной деятельности.
Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из
лидирующих позиций в формировании учебнопознавательной компетенции
учащихся. Вопервых, она способствует развитию строгого логического мышления.
Сама математика, по мнению Ю.П. Соловьева, – это искусство логически
правильно мыслить [7], а выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци
утверждал: «Математика является фундаментом, на котором строится
способность правильно воспринимать действительность, не торопитесь ни с
одной преподаваемых Вами областей знания так, как с закладкой этого
фундамента».
Дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению,
специализации, способность мыслить, анализировать, критиковать – есть
компоненты учебнопознавательной компетенции, формируемые учителями
математики столетиями.
Вовторых, математика использует в своем арсенале общенаучные методы
познания мира и в то же время сама является методом его познания [11], а
потому, изучая математику, учащиеся овладевают ими в той или иной
степени.
является математическое
моделирование.
Таким методом,
в частности,
Втретьих, математика через решение теоретических и практических задач
учит выделять проблему, находить ее решение, реализовывать его, давать
оценку, что является важнейшим компонентом учебнопознавательной
компетенции. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто
решать сформулированную задачу, а делать это различными способами. А.Я.
Хинчин подчеркивает, что математика учит добиваться поставленной цели, не
останавливаясь перед трудностями [11].
Вчетвертых, общеизвестно, что математика развивает воображение и
интуицию, вкус к исследованию и творчеству.
В компетентностном подходе умение и способность человека учиться на
протяжении всей жизни являются едва ли не самыми важными. Средствами
математики это умение можно формировать, это впятых.
Считаю, что одним из мощных рычагов формирования учебно
познавательной компетенции являются нестандартные уроки. Творческими
принципами нестандартных уроков являются: отказ от шаблона в организации
урока, от рутины и формализма в проведении; максимальное вовлечение
учащихся класса в активную деятельность на уроке; не развлекательность, а
занимательность и увлечение – как основа эмоционального тона урока;
поддержка альтернативности, множественности знаний; развитие функции
общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к
действию,
«Скрытая»
(педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным
возможностям, интересам, способностям и склонностям.
ощущения эмоционального удовлетворения;
Существует огромное количество видов нестандартных уроков. В своей
педагогической практике провожу уроки – лекции, уроки – семинары, уроки –
деловые и ролевые игры, уроки – пресс – конференции, уроки – суды над
математическими понятиями, уроки – слёты специалистов, уроки – ярмарки, уроки, подобные телевизионным передачам: «Поле чудес», «Слабое звено»,
«Что? Где? Когда?», «Как стать миллионером», «Умники и умницы»,
«Звездный час».
Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – деловые игры
и уроки ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть
степень владения учащимися учебнопознавательной компетентностью.
Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры,
даже самые простые, в проблемах которые они ставят, имеют много общих
элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает
поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость
открытия, ощущение преодоления препятствия.
Интересен по замыслу урок в 10 классе «Слет специалистов» по теме
«Применение непрерывности и производной к исследованию функций». Целью
этой игры было активное включение учащихся в самостоятельную работу по
изучению нового материала за отведенный промежуток времени: составить
схему исследования функции и научиться проводить полное её исследование
и построение графика. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения
передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно,
проявлять товарищескую взаимопомощь. Класс был разделен на 4 группы.
Тема делится на 4 подтемы, соответствующие количеству научных групп. Вот
названия групп и вопросы:
1 .«Кафедра по исследованию свойств функции».
Область определения функции; область значений функции; нули
функции; четные и нечетные функции; периодические функции.
2 . «Лаборатория по исследованию непрерывности функций».
Понятия непрерывности функции; точки разрыва функции и их характер.
3 .Научная группа «Максимум»
Асимптоты графика функции; возрастание и убывание функции.
4 . «НИИ изучения экстремальных процессов в природе».
Необходимый и достаточный признак существования экстремумов функции.
Цель обсуждения этих вопросов – ликвидация разрыва в знаниях по данной
теме у представителей научных групп. Каждая научная группа состоит из
специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но
каждая из научных групп недостаточно знакома с выводами и методами
исследования соседнего коллектива. Цель участников слета – ознакомить
присутствующих с теми вопросами, которые в данном научном коллективе
разработаны более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов.
На слете выступают представители научных групп: теоретик и
экспериментатор. Остальные члены группы дополняют, делают замечания.
Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают
вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа
получает практическое задание «Исследовать функцию и построить ее график». При выполнении задания учащимся нужно было применить научные
исследования всех групп и коллективный продукт: схему исследования
функции. Вид графиков ребят привел в восторг таких необычных графиков
они не умели строить!
В результате деловой игры учащиеся овладели новыми знаниями,
поднялись на более высокую ступень исследования функции.
Таким образом, нестандартные уроки позволяют привить интерес к учению,
разжечь искры жажды познания нового, сформировать внутреннюю
потребность непрерывного пополнения знаний – а значит овладеть учебно –
познавательной компетенцией.
Список литературы:
1. Борель Э. Как согласовать преподавание в средней школе с прогрессом
науки // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. М.:
ФАЗИС, 2000. С. 2238.
2. Воровщиков С.Г. Учебнопознавательная компетентность школьников:
опыт системного конструирования //Завуч. Управление современной школой
№6. 2007.
3. Зуева М.Л. Формирование содержания школьного математического
Ярославский
образования в рамках компетентностного подхода/
педагогический вестник. 2005. № 2 (43).
4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном
образовании// Библиотека «Первого сентября». Москва. Чистые пруды.2007.
5. Кульневич С.В. , Лакоценина Г.П. Не совсем обычный урок. Воронеж.
Матюшкина А.М. Развитие творческой активности школьников.
2006
6.
М.Педагогика. 2004.
7. Соловьев Ю.П. Два принципа построения образовательных программ по
математике // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов.
М.: ФАЗИС, 2000..
8. Тихомиров В.М. Математическое образование (цели, концепции,
структура, перспективы) // Математика в образовании и воспитании / Сост.
В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. С. 163177.
9.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. М.
Провещение. 2003.
10. Фоминых Ю.Ф., Плотникова Е.Г. Педагогика математики. Пермь:
Издательство Пермского университета, 2000.
11. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики //
Математика в образовании и воспитании /
Сост. В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.
12.ХуторскойА.В.Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмыобразования // Народное образование. 2003№ 2. 13. Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых
играх. Москва.2000.
14. Шичалин Ю.А. Платон и Сократ о роли математики в образовании и
воспитании // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов.
М.: ФАЗИС, 2000.
Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.