Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Оценка 4.9

Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
8 кл—11 кл
05.11.2017
Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
В статье дается определение учебно-познавательной компетенции, которая относится к ключевым компетенциям, показана роль математики в ее формировании, показан интересный по замыслу нестандартный урок в 10 классе "Слет специалистов", на котором происходит подтверждение того, что математика-развивает воображение и интуицию, вкус к исследованию и творчеству, что математика использует в своем арсенале общенаучные методы познания мира и в то же время сама является методом его познания.
учебно-познавательная.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Травинская  средняя общеобразовательная школа» Астраханская область, Камызякский район, село Образцово­ Травино Аникина Таисия Афанасьевна, учитель математики   Учебно   –   познавательная     компетенция   школьников   и   возможности овладения ею с помощью средств математики          Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это   самостоятельный   предприимчивый   ответственный,   коммуникабельный, толерантный   человек,   способный   видеть   и   решать   проблемы   автономно,   а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.     Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) является  ответом образования на вызовы современного общества, которое  характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.     Таким образом,  умения, которые помогают человеку ориентироваться в  новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни,  достигая поставленных целей, стали называться компетенциями или  ключевыми компетенциями. [4].    Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение  учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели,  принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Учебно­познавательная   компетенция   входит   в   состав   ключевых компетенций   по   А.В.Хуторскому  [12].  Сюда   входят   знания   и   умения организации  целеполагания,  планирования, анализа, рефлексии,  самооценки учебно­познавательной   деятельности,   а   также   овладение   креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из   реальности,   владение   приемами   действий   в   нестандартных   ситуациях, эвристическими методами решения проблем» [12].   Исходя   из определения, которое дает А.В.Хуторской, значение учебно­ познавательной компетенции можно представить в следующих аспектах: во­первых, как фактор мобильности, расширяющий познавательные ресурсы учащегося;   во­вторых,   как   фактор,   позволяющий   решать   возникающие познавательные проблемы во всех видах деятельности; в­третьих,   как   фактор,   способствующий   успешности   школьника   в   учебно­ познавательной деятельности. Математика   в   ряду   других   учебных   дисциплин   занимает   одну   из лидирующих позиций  в формировании  учебно­познавательной  компетенции учащихся. Во­первых,   она   способствует   развитию   строгого   логического   мышления. Сама   математика,  по   мнению   Ю.П.  Соловьева,  –  это   искусство   логически правильно мыслить [7], а выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци утверждал:  «Математика   является   фундаментом,   на   котором   строится способность правильно воспринимать действительность, не торопитесь ни с одной   преподаваемых   Вами   областей   знания   так,   как   с   закладкой   этого фундамента». Дедуктивное   рассуждение,   способность   к   абстрагированию,   обобщению, специализации,   способность   мыслить,   анализировать,   критиковать   –   есть компоненты   учебно­познавательной   компетенции,   формируемые   учителями математики столетиями. Во­вторых, математика использует в своем арсенале общенаучные методы познания мира и в то же время сама является методом его познания [11],  а потому,   изучая   математику,   учащиеся   овладевают   ими   в   той   или   иной степени.   является   математическое моделирование.   Таким   методом,   в   частности, В­третьих, математика через решение теоретических и практических задач учит   выделять   проблему,   находить   ее   решение,   реализовывать   его,   давать оценку,   что   является   важнейшим   компонентом   учебно­познавательной компетенции. Математика, как никакой другой предмет, позволяет не просто решать сформулированную задачу, а делать это различными способами. А.Я. Хинчин подчеркивает, что математика учит добиваться поставленной цели, не останавливаясь перед трудностями [11]. В­четвертых,   общеизвестно,   что   математика   развивает   воображение   и интуицию, вкус к исследованию и творчеству.  В компетентностном подходе умение и способность человека учиться на протяжении всей жизни являются едва ли не самыми важными. Средствами математики это умение можно формировать, это в­пятых. Считаю,   что   одним   из   мощных   рычагов   формирования   учебно­ познавательной   компетенции   являются   нестандартные   уроки.  Творческими принципами нестандартных уроков являются: отказ от шаблона в организации урока,   от   рутины   и   формализма   в   проведении;   максимальное   вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке; не развлекательность, а занимательность   и   увлечение   –   как   основа   эмоционального   тона   урока; поддержка   альтернативности,   множественности   знаний;   развитие   функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию,   «Скрытая» (педагогически   целесообразная)   дифференциация   учащихся   по   учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.   ощущения   эмоционального   удовлетворения; Существует   огромное   количество   видов   нестандартных   уроков.   В   своей педагогической практике провожу уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – деловые и ролевые игры, уроки – пресс – конференции, уроки – суды   над математическими понятиями, уроки – слёты специалистов, уроки – ярмарки, уроки, подобные телевизионным передачам: «Поле чудес», «Слабое звено», «Что?   Где?   Когда?»,   «Как   стать   миллионером»,   «Умники   и   умницы», «Звездный час». Особо любимыми уроками моих учеников являются уроки – деловые игры и уроки ­  ролевые игры. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно­познавательной компетентностью. Известный французский ученый Луи де Брайль, утверждал, что все игры, даже самые простые, в проблемах  которые они ставят, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую можно преодолеть; затем радость открытия, ощущение преодоления препятствия. Интересен по замыслу урок в 10 классе «Слет специалистов»  по теме «Применение непрерывности и производной к исследованию функций». Целью этой игры было активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный  промежуток времени: составить схему исследования функции и научиться проводить полное её исследование и построение графика. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи   полученной   информации,   а   также   уметь   работать   коллективно, проявлять  товарищескую   взаимопомощь.  Класс  был  разделен  на 4  группы. Тема делится на 4 подтемы, соответствующие количеству научных групп. Вот названия групп и вопросы: 1 .«Кафедра по исследованию свойств функции».  Область   определения   функции;   область   значений   функции;   нули функции; четные и нечетные функции; периодические функции. 2 . «Лаборатория по исследованию непрерывности функций».  Понятия непрерывности функции; точки разрыва функции и их характер. 3 .Научная группа «Максимум» Асимптоты графика функции; возрастание и убывание функции. 4 . «НИИ изучения экстремальных процессов в природе».  Необходимый и достаточный признак существования экстремумов функции. Цель обсуждения этих вопросов – ликвидация разрыва в знаниях по данной теме   у  представителей  научных  групп. Каждая  научная  группа   состоит  из специалистов, которые глубоко разбираются в определенной части темы, но каждая   из   научных   групп   недостаточно   знакома   с   выводами   и   методами исследования   соседнего   коллектива.   Цель   участников   слета   –   ознакомить присутствующих с теми вопросами,   которые в данном научном коллективе разработаны более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. На   слете   выступают   представители   научных   групп:   теоретик   и экспериментатор.   Остальные   члены   группы   дополняют,   делают   замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы   всем   присутствующим.   В   конце   слета   каждая   научная   группа получает   практическое   задание   «Исследовать   функцию   и   построить   ее график». При выполнении задания учащимся нужно было применить научные исследования   всех   групп   и   коллективный   продукт:   схему   исследования функции. Вид графиков ребят привел в восторг ­ таких необычных графиков они не умели строить!   В   результате   деловой   игры   учащиеся   овладели   новыми   знаниями, поднялись на более высокую ступень исследования функции.  Таким образом, нестандартные уроки позволяют привить интерес к учению, разжечь   искры   жажды   познания   нового,   сформировать   внутреннюю потребность непрерывного пополнения знаний – а значит овладеть учебно – познавательной компетенцией.  Список литературы: 1. Борель Э. Как согласовать преподавание в средней школе с прогрессом науки // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. С. 22­38. 2.   Воровщиков   С.Г.   Учебно­познавательная   компетентность   школьников: опыт системного конструирования //Завуч. Управление современной школой №6. 2007. 3.   Зуева   М.Л.   Формирование   содержания   школьного   математического   Ярославский образования   в   рамках   компетентностного   подхода/ педагогический вестник. 2005. № 2 (43). 4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании// Библиотека «Первого сентября». Москва. Чистые пруды.2007. 5.  Кульневич С.В. , Лакоценина Г.П. Не совсем обычный урок. Воронеж.  Матюшкина   А.М.   Развитие   творческой   активности   школьников. 2006 6. М.Педагогика. 2004. 7. Соловьев Ю.П. Два принципа построения образовательных программ по математике // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.. 8.   Тихомиров   В.М.   Математическое   образование   (цели,   концепции, структура, перспективы) // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. С. 163­177. 9.Талызина   Н.Ф.   Формирование   познавательной   деятельности.   М. Провещение. 2003. 10.   Фоминых   Ю.Ф.,   Плотникова   Е.Г.   Педагогика   математики.   Пермь: Издательство Пермского университета, 2000.  11.   Хинчин   А.Я.   О   воспитательном   эффекте   уроков   математики   // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б.Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000. 12.ХуторскойА.В.Ключевые   компетенции   как   компонент   личностно­ ориентированной парадигмыобразования // Народное образование. 2003№ 2. 13.  Чуракова   Р.Г.   Моделирование   педагогических   ситуаций   в   ролевых играх. Москва.2000. 14. Шичалин Ю.А. Платон и Сократ о роли математики в образовании и воспитании // Математика в образовании и воспитании / Сост. В.Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.

Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики

Учебно – познавательная  компетенция школьников и возможности овладения ею с помощью средств математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017