Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
администрации
Взрослым
02.04.2018
В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно, при выполнении работ в области естественных наук каждый юный исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако, порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.
Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо завести дневник.В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно, при выполнении работ в области естественных наук каждый юный исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако, порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.
Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо завести дневник.
Дневник исследователя.doc
ДНЕВНИК
ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Учебное пособие для учащихся «Если ученик не научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать, так как мало таких, которые бы,
научившись копировать, умели делать
самостоятельно приложение этих сведений»
Л.Н. Толстой
В последнее время, при участии ребят в соревнованиях всероссийского
уровня появилось новое требование – дневник регистрации данных. Конечно,
при выполнении работ в области естественных наук каждый юный
исследователь осуществляет записи результатов экспериментов. Однако,
порой эти записи хаотичны, либо не систематизированы.
Поэтому, уже на стадии выбора темы или постановки задачи необходимо
завести дневник. Что он из себя представляет?
По опыту работы предшествующих лет в качестве дневника лучше
использовать общую тетрадь формата А4 со сшитыми, либо склеенными
листами (только не на кольцах). Имеющуюся тетрадь разделите на несколько
глав:
1. Выбор темы исследований. В этой главе Вы попытаетесь обосновать
выбор цели, ее актуальность (объем свободного места около 5 листов).
2. Степень изученности проблемы. Здесь следует привести план по
поиску литературы по изучаемой теме и библиографический список
просмотренной литературы (необходимые для дальнейшей работы статьи
лучше скопировать, либо распечатать помещать их в дневник не обязательно,
но возможно при наличии свободного места). Обратите внимание на
правильность оформления этого списка.
3. Методы исследования. В этой части дневника постарайтесь привести
библиографический список литературы, связанной с методами исследований
и подробно опишите все используемые Вами методы анализа.
4. Полученные результаты – самая объемная часть тетради, поскольку
именно здесь Вы будете отмечать все результаты Ваших экспериментов. Если
Вы выполняете некоторые анализы (особенно с использованием физико
химических методов) вклейте полученные схемы, результаты или их копии в
тетрадь, а потом поместите таблицы, графики, описывающие их.
5. Обсуждение полученных результатов. Для юного исследователя
самая трудная часть описать полученные результаты. Поэтому, часто
руководители идут на поводу у учащихся, делая за них эту сложную работу и
допуская при этом очень большую ошибку. Ребенок никогда не овладеет
научным языком, не научиться сам описывать свои данные, он не будет «чувствовать» свою работу. Поэтому, первый вариант этой части должен быть
обязательно написан юным исследователем, а уже потом подвергаться правке
со стороны научного руководителя или консультанта. Причем, взрослым
необходимо помочь ребенку расставить приоритеты, осветить все полученные
результаты (особенно если работа выполнялась не один год). У нас нет
отрицательных результатов – все результаты важны. Если чтото не
укладывается в предлагаемую Вами концепцию – проконсультируйтесь, а не
выбрасывайте материал.
6. Выводы. Попытайтесь подумать, что же важного Вы получили в
результате этой работы. Важного для Вас, для Ваших товарищей, родителей,
учителей и т.д. Сформулируйте не более 34 таких позиций. Обязательно,
проконсультируйтесь либо с Вашим научным руководителем, либо с
консультантом, поскольку это очень важная часть работы
7. Практические рекомендации. А где можно использовать результаты
Вашего исследования? Может быть, Вы сможете дать какиенибудь
рекомендации администрации школы? Или района где Вы живете? Следует
отметить, что эта часть очень важна для оценки работы экспертами.
Правильное и своевременное оформление «Дневника исследователя»
очень важно, как для объективной оценки Вашей работы, так и для
сохранности полученных Вами результатов. А вдруг Вы продолжите
исследования в ВУЗе? Или эта часть войдет в вашу кандидатскую
диссертацию?
Удачи Вам! Давайте расти вместе! ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Для начала,
мы познакомим Вас с этапами выполнения
исследовательской работы, которые вы должны спланировать с вашим
руководителем заранее и проставить даты. Деятельность
педагога
Этапы выполнения исследовательской
работы
Деятельность
учащегося
Дата
Предлагает
Ставит проблему
Консультирует
Наблюдает
Советует
Помогает
Уточняет
Дополняет
Обобщает
Контролирует
Следит
Проверяет
эксперименту.
2.
3.
I. Подготовка к исследованию
1.
Предварительный выбор темы и
составление списка литературы по проблеме
исследования.
Определение
объекта
и
предмета исследования.
Выделение основных понятий
темы.
4.
Изучение литературы по теме
исследования.
5.
Уточнение темы; формулировка
гипотезы, цели и задач; выбор методов
исследования.
Анализирует
Сравнивает
Выбирает
Исследует
Изучает
Формирует
Конспектирует
II. Проведение исследования
1.
2.
Подбор методик исследования
Проведение исследования по
теме (опыты, эксперименты).
3.
Анализ исследования, выводы по
Рисует
Чертит
III. Оформление исследования
1.
Написание введения, основной
Генерирует
идеи
части работы и заключения.
2.
3.
4.
Оформление титульного листа.
Составление списка литературы.
списка
Составление
иллюстраций.
5.
Составление приложений.
Участвует
оценке
проекта
в
IV. Защита работы
1.
Сдача работы руководителю для
получения отзыва и рецензии.
2.
Подготовка
и
мультимедийной презентации для публичной
защиты.
доклада
Разрабатывает
Определяет
Подсчитывает
Контролирует
Оформляет
Защищает
проект
РАЗДЕЛЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Обратите внимание!
Исследовательская
работа состоит из разделов 1.
Введение (отражены актуальность проблемы, объект и предмет
исследования, гипотеза, цель и задачи)
2.
Основная часть (раскрывается содержание работы: теоретическая
и практическая часть)
3.
4.
5.
Выводы (содержатся итоги работы)
Заключение (содержатся рекомендации)
Список литературы (представляет собой перечень использованных
книг и статей)
6.
Приложение (наглядное представление опытных данных в виде
таблиц, схем, диаграмм, фотографий и т.д.)
Прежде чем преступить к работе, надо поставить проблему, и выбрать
тему исследования.
Постановка проблемы и выбор темы исследований
В этом разделе Вы попытаетесь обосновать выбор цели, ее актуальность
Постановка проблемы
От правильного выбора темы и корректности ее формулировки в
значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна
ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд.
Тема исследования младшего школьника должна быть такой, чтобы
работа могла быть выполнена относительно быстро, так как в силу возрастных
особенностей способность долго концентрировать внимание, на одном
объекте у учащихся начальной школы ограничена.
Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают, что
умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его
решить. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным
особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и
уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка проблемы и отбор
материала для ее решения.
Выполняя данную работу с младшими школьниками, педагог должен
осознавать, что за этими детскими исследованиями стоят очень глубокие и в
высшей степени важные проблемы развития интеллектуальнотворческого
потенциала личности ребенка.
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая
нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема – отражает характерные черты проблемы. Что бы определиться с темой попытайтесь ответить для начала на
следующие вопросы, это поможет "подтолкнуть" вас к правильному выбору:
Что мне интересно больше всего?
_____________________________________________________________
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
_____________________________________________________________
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
_____________________________________________________________
По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
_____________________________________________________________
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
_____________________________________________________________
Чем я мог бы гордиться?
______________________________________________________________
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую
тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
фантастическую гипотезу);
фантастической
(ребенок выдвигает какуюто
экспериментальной (предполагает проведение собственных
наблюдений и экспериментов) ;
изобретательской;
теоретической (ориентирована на работу по изучению и
обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках).
1. ВВЕДЕНИЕ
В этом разделе, обычно не превышающем 12 страницы, описывают
степень изученности проблемы другими авторами, ее актуальность, цели и
задачи, гипотеза. Во введении желательно обосновать выбор объекта
исследования и его предмет.
Объектную область исследования – это область, сфера науки и
практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – явление или предмет, на которые направлена
чьялибо деятельность или внимание.
Нельзя путать объект исследования с предметом – это конкретная
часть объекта, которая изучается. Так, человек – объект изучения многих
областей (наук): медицины, психологии, демографии, философии и т.д. Но
каждая из них изучает в человеке разные стороны.
Предмет исследования медицины – строение и физиологические
процессы, философии – мировоззрение человека, а демографии – численность
его популяции. Таким образом, объект – это целое, а предмет является частью объекта. Изучается именно предмет, т.е. конкретное свойство
объекта.
Основные компоненты введения
АКТУАЛЬНОСТЬ новизна, пояснение причин выбора данной темы
Актуальность (новизна, практическая значимость)
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза
Цель
Задачи
для исследования.
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
явление или предмет, на которые
направлена чья либо деятельность или внимание
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
– это конкретная часть
объекта, которая изучается
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______
ГИПОТЕЗА НАУЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ВЫДВИГАЕМОЕ
ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКИХ ЛИБО ЯВЛЕНИЙ И ТРЕБУЮЩЕЕ
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ(формулируется например, если бы……….то…..)
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______
ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом
отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования
ЦЕЛЬ
планируемый результат исследования,
который
формулируется через постановку глаголов:
Выявление…
Исследование…
Оценка…
Анализ…
Разработка…
Изучение
ЗАДАЧИ расшифровывают цель, определяют то, что требует
конкретного решения. Задачи непосредственно структурируют логику
исследования, обозначают этапы, пути и способы достижения цели
разрешения проблемы и раскрытия темы исследования.
Выявить…
Разработать…
Установить…
Изучить…
Провести…
Решить…
Проанализировать…
Обобщить…
Цель это конец пути. Задачи это шаги на пути к цели.
ЗАДАЧИ
Теперь изучите степень изученности проблемы.
Степень изученности проблемы. Здесь следует привести план по
поиску литературы по изучаемой теме и библиографический список
просмотренной литературы (необходимые для дальнейшей работы статьи
лучше скопировать, либо распечатать помещать их в дневник не обязательно,
но возможно при наличии свободного места). Обратите внимание на
правильность оформления этого списка.
Запиши
литературу
которой
пользуешься_______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________
Составь план работы
Организация исследования включает в себя следующие этапы. 1.Подумать самостоятельно:
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.Просмотреть книги и издания периодической печати по теме. Записать
важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3.Спросить у других людей. Записать интересную информацию,
полученную от других людей.
6. Понаблюдать. Записать интересную информацию, полученную с
помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. Повозможности
сделать фотографии. (раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Теоретический раздел (МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ)
Этот раздел пишут так, чтобы читатель, при необходимости мог
повторить данную работу, а так же был в состоянии судить, насколько велик и
репрезентативен собранный материал, каковы возможные источники ошибок
при сборе материала, обработке и интерпретации данных. В связи с этим в
разделе указывают: когда, где и при каких условиях был собран данный
материал, описывают способы получения и фиксации данных, способы
обработки собранного материала. Если исследования проводили по
стандартной методике, то лишь указывают ее название и дают ссылку на
источник, в котором она подробно описана. Модифицированные и
оригинальные методики описывают подробно, обосновывая необходимость
применения именно этих способов получения информации. Здесь же
перечисляют приборы и инструменты, которыми пользовались, указывают
точность измерений и объем собранного материала.
Выбор методов
Актуализация поиска новой информации создает прекрасную почву для
привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских,
познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и
средствами. При проведении детьми учебных исследований очень важны в
образовательном плане такие методы, как наблюдение и эксперимент.
МЕТОД в науке это способ познания, исследования в какойлибо
области. Приступая к исследовательской деятельности, необходимо иметь
четкие представления о методах исследования:
анализ
синтез
аналогия
измерение
наблюдение
эксперимент моделирование
классификация
В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных
фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение,
эксперимент, сравнение, измерение.
В эмпирическотеоретических методах применяются: аналогия,
классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы
исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к
конкретному, моделированием, экспериментом. Изучение литературы
Поиск источников новой информации вызван потребностью проведения
собственного исследования. Это дает возможность приобщить ребенка, на
основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей, к
работе с самыми разными источниками.
В настоящее время издается большое количество прекрасно
иллюстрированных детских энциклопедий, справочников. Они посвящены
различной тематике, имеют краткие и доступные детям информативные
тексты. Но следует учитывать, что в книге мы встречаемся с информацией,
кемто уже добытой.
Главный смысл настоящего исследования добыть знания
самостоятельно. Поэтому необходимо помочь начинающим исследователям
провести наблюдения, организовать эксперименты, обработать информацию.
Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребенка это
очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и
творческие способности младшего школьника. Выделение им главной идеи,
попытка дать определение некоторым основным понятиям по своей
мыслительной сложности ничем не отличаются от работы настоящего
ученого. Иным является лишь степень "новизны" самих фактов.
Дети, благодаря объективно существующему у них уровню "наивной
креативности" (Т. Рибо, Л.С. Выготский и др.), легко справляются с этими
задачами. Они не отягощены "грузом определений классиков", поэтому на
вопрос о том, что это, отвечают легко. Уточнить, конкретизировать определение ребенка всегда можно, а вот
научить его смело высказывать свою точку зрения очень важная дача.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЙ
В зависимости от целей и задач работы этот раздел может сильно
варьировать по объему. Обычно здесь дают краткую физикогеографическую
характеристику местности, в которой проходили исследования и описание
растительности. Здесь же можно привести и подробные описания полигонов,
площадок, учетных линий, маршрутов и т.п., но обычно их располагают в
следующем разделе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РЕЗУЛЬТАТЫ Это основной раздел, в нем подробно излагают результаты исследования.
Основное за чем необходимо следить при описании результатов – это
однозначность их понимания при прочтении. Приводить в тексте нужно
только те данные, которые далее будут затронуты в обсуждении. (Последнее
не относится к отчету, где обсуждение, как таковое, нередко отсутствует.)
При написании этого раздела следите за логикой изложения, двигаясь от
простого к сложному, группируя однородный материал в логические «блоки».
При необходимости полезно выделить подразделы.
При написании раздела «Результаты» применяют иллюстративный
материал (таблицы, графики, рисунки, схемы и т.п.), но его используют не для
украшения работы, а исключительно как способ более тонкой, логичной и
компактной подачи материала. Помните – громоздкие «результаты»
свидетельствуют о недостаточно качественно проведенной обработке.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Этот раздел включает в себя решение вопросов, которые поставлены в
разделе «введение», сопоставление материалов изложенных в подразделах
«результатов» между собой, а также с ранее опубликованными данными
других авторов.
В итоге выявляют общие закономерности, причинноследственные связи,
зависимости. Если позволяют силы, то здесь же полезно оценить место
полученных результатов в системе научного знания, т.е. согласуются или
противоречат найденные закономерности имеющимся по вопросу
исследований теориям, гипотезам.
– четко сформулированные,
«обсуждения».
1.
ВЫВОДЫ
обычно пронумерованные итоги
Стандартная ошибка – приведение в разделе «выводы» конспективного
изложения «результатов». Если четких выводов сделать не удалось, а это
случается весьма часто, особенно при непродолжительных исследованиях, то
пишут «общие закономерности» или «резюме», где итоги работы излагают в
более пространной форме ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2.
(содержатся рекомендации)
Здесь пишут о дальнейших перспективах работы и приносят
благодарности, тем, кто помогал авторам в работе. Вполне допустимо
«выводы» («резюме», «общие закономерности») и «заключение» при
необходимости объединить в один раздел. 3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
это раздел, в котором описаны источники информации, использованные
при выполнении данной исследовательской работы.
Здесь в алфавитном порядке, по фамилии первых авторов, указывают
полные библиографические данные тех источников, которые были
процитированы в тексте.
Если есть ссылки на несколько статей одного автора, то в списке
литературы их располагают в хронологическом порядке, причем, сначала
упоминают работы, написанные одним автором, а затем в соавторстве с
другими исследователями.
Статьи на иностранных языках располагают в списке цитированной
литературы после отечественных, также выстраивая их в алфавитном порядке
(алфавит латинский). это раздел, в котором представлен материал, не вошедший в основное
содержание рукописи, но имеющий прямое отношение к проекту
4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
рисунки,
фотографии,
диаграммы,
схемы,
карты,
фотографии и т.д.). КАК ОФОРМИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ
Рукопись представляют напечатанной в текстовом редакторе
1. Общие требования к оформлению работы.
Word,
шрифт – Time New Roman, номер 14.
Формат страницы А4: верхнее поле 2 см, нижнее поле 2 см,
левое поле 3 см, правое поле 1,5 см.
Расстояние между строками полтора интервала.
Текст должен располагаться на одной стороне листа.
Объем рукописи – 2530 страниц с приложениями ДЛЯ
СТАРШЕКЛАССНИКА, ДЛЯ МЛАДШИХ КЛАСОВ 10 страниц.
2. Титульный лист.
название (наименование) организации (учреждения, ведомства),
которое обеспечивало работу над проектом, располагают в верхней части
титульного листа;
название (тему) проекта, исследования располагают в средней
части титульного листа и выполняют крупным шрифтом;
сведения об авторе (авторах) проекта фамилия, имя, место
учебы располагают в правой части листа;
сведения о руководителе и научном руководителе проекта
фамилия, имя, отчество, научное звание, место работы и должность
располагают в правой части титульного листа под сведениями об авторе
проекта;
название места (населенного пункта) и года выполнения проекта
располагают в нижней части листа.
3. Оглавление
перечисляются основные разделы работы с указанием их расположения
на страницах.
(вторая страница, с нее начинает ставиться номер2): перечисляются
основные разделы работы с указанием их расположения на страницах.
Порядковый номер не ставится возле разделов: введение, выводы, заключение,
список литературы, приложение.
На титульном листе работы должна быть представлена следующая
информация: название работы, инициалы и фамилия автора (авторов) и
руководителя, на базе какой организации выполнена работа, год написания.
Если работа выполнена коллективом авторов, то их фамилии упоминают
обычно в таком порядке: первой пишут фамилию автора писавшего данную работу, соавторов упоминают в алфавитном порядке или, что бывает реже, с
учетом степени участия каждого.
Названия видов животных, растений, микроорганизмов в тексте приводят
на русском языке и лишь при первом упоминании, в скобках дают латинское
название и указывают автора, впервые описавшего этот вид (обычно
курсивом).
Ссылки в тексте на другие источники делают в квадратных скобках.
Например: «Как известно, у Байкала проходит восточная граница ареала
сибирского крота» [5]. В конце работы должен быть приведен список
процитированной литературы с полными библиографическими данными
источников (см. выше) и порядковый номер соответствует номеру на ссылке.
Иллюстрации наглядное отображение материала. Это таблицы,
графики, диаграммы, рисунки, фотографии, схемы, карты и т.п. каждая
иллюстрация должна иметь название, точно отражающее ту информацию,
которую она несет. Название должно быть тщательно продумано и, по
возможности, лаконично.
Все иллюстрации нумеруются. Отдельная нумерация для таблиц и
отдельная для рисунков. Рисунком считают все иллюстрации, не относящиеся
к таблицам. Иногда отдельную нумерацию вводят для фотографий. В тексте
иллюстрации располагают (и нумеруют) по мере их упоминания. Например:
«Численность лесных мышей в биотопе №1 заметно выше (табл.3)», «Серая
полевка – фоновый вид лесов Приамурья (фото 1)», «Границы
индивидуальных участков самца №4 и самца №8 не соприкасаются (рис.7)».
Таблицы и рисунки должны иметь пояснительные подписи, позволяющие
читателю разобраться в том, что и где изображено, что отображает каждая
цифра, в каких единицах проводили измерения, обязательна расшифровка
нестандартных условных знаков. Для иллюстраций, заимствованных у других
авторов, после названия необходимо дать ссылку на источник.
Таблицы. Служат для подачи материала в сжатом виде, при котором
возможно сравнивать приводимые величины между собой. Содержат обычно
средние величины, которые следует приводить со значениями ошибок. Как
иллюстративный материал можно использовать таблицы со значениями
«много», «мала», «часто», «редко», «есть», «нет», и т.д., но основная задача
таблиц – нести фактический материал – это наиболее удобная форма его
хранения.
Графики. Их задача – отражать количественную зависимость какого
либо показателя (показателей) от действия определенного фактора.
Сравнение на графике нескольких итоговых, не зависящих друг от друга
показателей – есть грубая ошибка. На каждой из осей графика должна быть
нанесена шкала, в конце ее указан показатель и единицы измерения, в которых
он отложен на оси. При нанесении на график нескольких кривых, их
необходимо изображать разной штриховкой, а также отмечать все точки, по которым строили график. При необходимости для этих точек можно привести
размер ошибок, отложив их в масштабе вертикальной шкалы по обе стороны
от каждой точки.
Гистограмма. Наглядная форма отображения количественных
соотношений, порой даже не связанных объектов или динамических
процессов, когда их нельзя вычертить на графике, т.е., у исследователя нет
оснований полагать, что соединяя точки на графике, он не допускает
серьезных искажений.
Диаграмма. На ней показывают соотношение между долями,
составляющими в сумме 100%. Диаграмма представляет собой круг,
разделенный на секторы, выделенные цветом или штриховкой. Величина
каждого сектора пропорциональна доле, которую он означает (1% + 3,6О).
Внутри сектора или рядом с ним указывают цифрами величину, обозначенную
этим сектором.
Карты, планы, схемы, рисунки. Здесь обычно не возникает
существенных затруднений. Необходимо помнить о том, что подобные
иллюстрации должны быть выполнены в масштабе, который обязательно
учитывают либо в численном выражении, либо в линейном. Последний
вариант предпочтительней, т.к. при увеличении или уменьшении рисунка
(схемы, плана) масштаб сохраняется. Карты и планы необходимо
ориентировать по сторонам света. Острый конец стрелки на иллюстрации
обозначает направление на север. Традиционно карты и планы ориентируют
северной стороной кверху
введение,
выводы,
заключение,
список литературы,
приложение
Порядковый номер не ставится возле разделов:
Вам надо обратить внимание на группы умений,
деятельность
проектноисследовательская
на которые
оказывает наибольшее влияние
Исследовательские; генерировать идеи; выбирать лучшее решение.
Коммуникативные. Сотрудничать в процессе деятельности,
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом
совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из
конфликтных ситуаций
Оценочные; Оценивать ход, результат своей деятельности и
Информационные; Самостоятельно осуществлять поиск нужной
информации; Структурировать информацию; Сохранять информацию
деятельности других
Презентационные; Выступать перед аудиторией; Отвечать на
незапланированные вопросы; Использовать различные средства наглядности;
Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные; Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему
мне необходимо научиться?»; Адекватно выбирать свою роль в коллективном
деле.
Планировать
деятельность – время, ресурсы; Принимать решения; Распределять
обязанности при выполнении коллективного дела
Менеджерские.
Проектировать
процесс;
ИТАК, ВЫ ГОТОВИТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ РАБОТУ И ВАМ
НАДО ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД
Подготовка текста доклада и средств наглядного представления.
Итогом исследовательской работы является ее защита на конференции.
Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию
исследования, но и эстетическим требованиям. И здесь не обойтись без
деликатной помощи взрослого.
К основным видам творческой деятельности младших школьников
относятся следующие виды работ:
• информационнореферативные;
• натуралистические и описательные;
• исследовательские.
Все указанные виды творческой деятельности выполняются как на
материале естественных, так и на материале гуманитарных наук.
Перечисленные виды творческой деятельности школьников имеют общие
элементы. Это, прежде всего передача литературных данных. В случае
реферативных работ это является основным содержанием работы, в случае
остальных выступает в качестве литературного обзора.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД
Исследователь не может и не должен замыкаться в себе – необходимо
творческое общение с заинтересованными людьми. Лучший способ для этого –
участие в научных конференциях, которые не только расширяют кругозор
участников, но и способствуют профессиональному росту докладчика и
слушателей.
Основные правила подготовки и требования к докладу.
1.
Доклад не должен быть длинным. Средний слушатель активно
воспринимает информацию в течение 1015 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы изложить свои материалы и соображения. Для
сравнения напомним, что продолжительность доклада кандидатской
диссертации во время ее защиты – 20 минут.
2.
Текст доклада (или тезисы) должен быть составлен, исходя из
отведенного на него времени (1015 минут – 34 страницы машинописного
текста). Сэкономить время можно, поместив фактический материал в
таблицы и другие наглядные иллюстрации. В процессе доклада лишь обращая
внимание слушателей на ту или иную таблицу, график, схему.
3.
Таблицы должны быть выполнены на больших листах бумаги
(ватман) тушью или толстым фломастером (маркером), иметь названия,
подписи. Цифры и текст должны быть различимы с последних рядов
аудитории. Полезно пронумеровать иллюстрации и развесить их по порядку
упоминания в докладе (что тоже экономит время). При использовании
цветных иллюстраций не употребляйте белее четырех цветов, так как
пестрота изображения осложняет восприятие.
4.
Все чаще используется мультимедийные презентации. Основные
требования, предъявляемые к ним:
1.
2.
3.
4.
5.
2.
Читабельность
Краткость
Информативность
Единый формат
Умеренность анимации
Если вы хотите не просто «отметиться» на конференции, а еще и
донести результаты Ваших исследований до слушателей, то доклад
необходимо «делать», а не читать по бумажке. Для того чтобы доклад прошел
успешно, необходимо (особенно для начинающих), уже хорошо владея
материалом, развесив дома таблицы и рисунки доложить материал вслух
самому себе или мебели, лучше перед зеркалом, при этом постоянно сверяясь
со временем (поместив часы в пределах видимости). Когда Вы сделаете
доклад не сбиваясь, ровно и укладываясь во времени, повторите то же самое
наиболее стойким друзьям или родственникам. На публике делать доклад
труднее.
Предлагаем Вам примерный план публичного выступления
учащегося
Примерный план публичного выступления
Пункты
1.Приветствие
Варианты:
«Добрый день!»
Уважаемый председатель (ведущий) конференции! 2.
Представление
(фамилия, имя,)
3.Цель
выступления
4.
Название
темы исследования
5.
Актуальность
исследования
(обоснование
выбора
исследования)
темы
6. Кратко о
поставленной цели
исследования и
способах
ее
достижения
7. Кратко о
новых результатах
в
ходе
проведенного
исследования
Уважаемые члены комиссии и присутствующие!»
«Меня зовут_____________________.
_________________»
«Цель моего выступления – дать новую информацию
по теме проведенного мной исследования в
области____________»
«Название
темы:__________________________________»
«Актуальность и выбор темы исследования
определены следующими факторами:
вопервых,________________________________,
вовторых_______________________________,
в
третьих_____________________________________….»
«Цель
моего
___________________________.
исследования
Основные задачи исследования и способы их решения:
1._______________________________________.
2._______________________________________.
3._______________________________________…»
«В ходе проведения исследования получены
следующие новые теоретические (или) практические
результаты:
1.
Получены новые знания следующего
характера:_________,
2.
Выдвинуты
идеи:___________________,
новые
гипотезы
3.
Созданы
новые
творения
и
в
виде:_____________________,
(задачи):________________.»
Определены
4.
новые
проблемы
8. Выводы по
результатам
проведенного
исследования
9. Кратко о
дальнейших шагах
по
теме
«На основании проведенного исследования и
полученных результатов можно сделать следующие
выводы:
1.__________________________________,
2.__________________________________,
3.________________________________…»
«Считаю, что данная тема имеет перспективы
развития в следующих направлениях:
1.______________________________, проведенного
исследования
10.
Благодарность за
внимание
к
выступлению
2.______________________________,
3.____________________________….»
«Благодарю за проявленное внимание к моему
выступлению»
Дискуссия по теме доклада:
11.
«Спасибо (благодарю) за вопрос,
а) мой ответ…..
б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение
данного вопроса мной не проводилось.
- «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»
- Простите, я не понял (а) вопроса. Повторите его,
Ответы на
вопросы
12.
Благодарнос
ть за интерес
и вопросы по
теме
исследования
пожалуйста!»
- «Правильно
ли
вопрос:_____________?»
я
понимаю
что
задан
- Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного
объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов (
ва) ответить».
«Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной
исследования. Всего доброго».
К ДОКЛАДУ ГОТОВЯТ ЭЛЕКТРОННУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Требования к презентации
Читабельность
Краткость
Информативность
Единый формат
Умеренность анимации
Презентацию готовят по докладу, обратите внимание, чтобы пункты
доклада совпадали с презентацией. Количество слайдов до 10. Алгоритм выполнения исследовательской работы
Запуск. Выполнение заданий
Выбор темы исследований.
Консультация с педагогом
Окончательный выбор темы
исследований.
Выдвижение гипотезы.
Уточнение темы исследований.
Рекомендации по ее модификации на
основе результатов проведенной игры.
Консультация с педагогом 1
1. Подбор литературных
источников. Написание
литературного обзора.
2. Подбор методик для выполнения
экспериментальной части
1↔2
Консультация с педагогом 2
Консультация с педагогом 3
Выполнение экспериментальной части
работы
Консультация с педагогом 4
Обсуждение полученных
результатов
Консультация с педагогом 5
Написание заключения по работе
(выводов), практических
рекомендаций.
Консультация с педагогом 6
Предоставление работы на НПК
Консультация с педагогом 7
Примечание:
1 если Вы работаете с учениками 910 классов, или недостаточно
заинтересованными в исследовательской деятельности, после консультации с
педагогом возможно первоначальное выполнение эксперимента, а лишь затем
подбор литературных источников. Это связано с тем, что ученику, уже
приложившему немало труда, будет проще обратиться к менее интересной части для создания окончательной презентации выполненного. Возможно
также одновременное выполнение этих блоков.
2 Чем можем помочь ученику? Не только просмотреть написанный
литературный обзор, но и оказать помощь в поиске литературных источников
(в Публичной научной библиотеке), на какие журналы, книги, сайты в сети
Internet обратить внимание и т.д.
3 – Зачем? Можете помочь подобрать наиболее доступную для учащихся
методику, либо указать на недостатки используемой методики и предложить
варианты их устранения.
4 – Возникли проблемы? Если нет реактивов, либо оборудования – не
бросайте работу! Если Вы находитесь не далеко от родного города, согласуем
время и сделаем эксперимент в институтской лаборатории, в противном
случае постараемся помочь либо в приобретении, либо в безвозмездной
аренде необходимых материалов. Будет только положительным моментом,
если Вы будете консультироваться со своим педагогами о ходе эксперимента.
В этом случае можно будет его вовремя остановить, внести дополнительные
методы исследования, либо скорректировать выдвинутую ранее гипотезу.
5 – рекомендуем родителям или ученикам представить или направить в
адрес педагога ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ пакет документов следующей
комплектации: экспериментальная часть (непосредственное результаты
эксперимента); описание результатов, выполненное учеником; вариант,
отредактированный научным руководителем. В этом случае нам будет проще
решить все спорные моменты.
6 –Учитель поможет Вам отредактировать выводы, однако на данном
этапе следует представить полный вариант работы для устранения всех
недостатков оформления. Результатом этого этапа является – полный вариант
работы.
7 – Зачем? Вы дадите учащемуся и его родителю рекомендации по
написанию аннотаций, тезисов, варианта доклада и представления работы.
Удачного пути в мир науки! Требования к исследовательской работе
Работа МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА не более 10 печатных листов.
Вводная часть 1 лист. В этой части необходимо ответить на вопрос:
Почему я выбрал эту тему?
Основная часть 8 листов. Она в свою очередь может тоже состоять из
нескольких частей, в которых излагается собранный материал.
Заключение 1 лист. Это вывод. Что хотел узнать, что узнал, дальнейшие
планы по работе над данной темой.
Титульный лист и лист со списком литературы обязательны, но в счет не
входят. Возможно приложение (анкетирование, фотографии, рисунки и др.)
Проведение школьной научно практической конференции
«Я открываю мир»
Основная цель конференции стать первым опытом представления
собственной исследовательской работы, т. е. на данном этапе важна не
столько интеллектуальная насыщенность представленного материала, сколько
демонстрация уровня освоения методов поисковоисследовательской
деятельности, что в дальнейшем поможет облегчить вхождение детей в более
сложный этап исследовательской деятельности.
Структура выступления на конференции:
обоснование выбранной темы, короткое пояснение, в чем заключается
научный интерес автора;
характеристика задач, которые должны быть решены в работе, пути их
выполнения;
краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описание
процессов или
явлений, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к
экспериментальной части работы;
собственные выводы по результатам исследования, сопоставление их с
теоретическим материалом;
регламент выступления до 10 минут.
Во время выступления желательно использовать презентацию. Затем
ученик, выступающий с исследовательской работой, отвечает на вопросы
жюри.
Весьма важный вопрос оценка работы младших школьников, мы
считаем, что поощрён должен быть каждый ребёнок, участвующий в проекте,
независимо от его лидерских качеств. Ведь в разных проектах разные дети
проявляются поразному. Необходимо определять несколько номинаций для награждения детей, чтобы победителем был каждый ребенок, и интерес к
творчеству у детей не иссякал.
Приёмы работы по организации исследования
Особую сложность для младших школьников вызывают работы,
направленные на изучение теоретических тем, когда требуется серьезная
работа с текстовой информацией. Для обучения умению систематизировать
информацию можно предложить определенный алгоритм систематизации.
Вопросы, содержащиеся в предложенной ниже схеме, могут служить
специфическими ключами к поиску и систематизации информации. Например,
алгоритм сбора материала по темам из зоологии может выглядеть так:
место обитания;
зоогеография;
классификация (тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид);
этология животного (поведение);
экологическая ниша;
влияние деятельности человека.
Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть
алгоритм сбора информации по темам из ботаники.
Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как
"Жизнь замечательных людей":
общая характеристика личности выдающегося человека; где и когда
родился;
обстановка, в которой рос (семья, ближайшее окружение); первые
серьезные работы;
основные достижения и результаты деятельности; основные работы о
нем;
отношение современников;
значение в наше время.
Данные выше алгоритмы, формальны, как и всякое обобщение. Каждая
конкретная тема содержит в себе то, что требует дополнительных
специальных вопросов, т.е. определенной доработки алгоритма.
Для того,
чтобы ребенок захотел участвовать в научно
исследовательской работе, необходимо разбудить у него желание,
сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. младший школьник должен
захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.
Организация и проведение конференции "Мир и мы" направлены на то,
чтобы разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость
творчества. Таким образом, исследовательская деятельность это одним из мощных
инструментов по формированию творческих способностей школьников.
Навыки творческой деятельности готовят учащихся к обучению в среднем
звене. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности
возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование,
защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения
началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом
возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов
исследовательской культуры школьника:
* Анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация;
определение и объяснение понятий; доказательство.
* Умение составлять анкеты и проводить анкетирование среди взрослых
и среди сверстников
В заключении хочу еще раз остановиться на мотивации
исследовательской деятельности. И так, что же мы имеем, используя такой
метод работы?
А это следующее:
При правильно организованной совместной деятельности учителей и
повышается интерес к предмету;
появляется желание углубить свои знания;
расширяется кругозор;
появляется удовлетворённость от работы;
появляется возможность получить награду на конкурсе;
повышается самооценка ученика;
возможен совместный труд учителя, ученика, родителя.
родителей можно достигнуть многого в обучении детей.
Можно говорить о семейном проектировании:
ученик родители учитель.
Актуальность подобного вида деятельности очевидна.
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Учебное пособие для учащихся"Дневник исследователя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.