Учебное пособие по дисциплине "Статистика"
Оценка 4.8

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Оценка 4.8
Лекции
doc
администрации
Взрослым
08.05.2018
Учебное пособие по дисциплине "Статистика"
Учебное пособие по дисциплине "Статистика" для студентов СПО специальностей 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям и 38.02.01. Операционная деятельность в логистике. В пособии к каждой теме даны рекомендации по ее изучению. Имеется список рекомендуемой литературы, перечень знаний, умений и навыков по каждой теме дисциплины.Учебное пособие по дисциплине "Статистика" для студентов СПО специальностей 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет по отраслям и 38.02.01. Операционная деятельность в логистике.
2.1 Статистика учебное пособие.doc
Новооскольский колледж СТАТИСТИКА Учебное пособие для студентов специальностей Экономика и бух. учет по отраслям Операционная деятельность в логистике Автор: Холмовая И.П. 2 Общие сведения по курсу Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной,   устанавливающей   базовые   знания   для   освоения общепрофессиональных   дисциплин   по   специальности     Экономика   и бухгалтерский   учет   по   отраслям   и   Операционная   деятельность   в логистике. Цель изучения дисциплины «Статистика»  ­ раскрыть предмет и метод  статистики как науки, задачи её организации в условиях рыночной экономики, помочь студентам овладеть основными приёмами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей,   познакомить   с   формами   и   порядком   составления действующей статистической отчётности. В результате изучения дисциплины студент должен:         В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен    уметь:     ­собирать и регистрировать статистическую информацию;   ­проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;   ­ выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;    ­ осуществлять комплексный анализ изучаемых социально­экономических явлений   и   процессов,   в   т.ч.   с   использованием   средств   вычислительной техники. знать:                  ­ предмет, метод и задачи статистики;            ­ общие основы статистической науки;            ­ принципы организации государственной статистики;            ­ современные тенденции развития статистического учета;            ­ основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного  представления информации;            ­основные формы и виды действующей статистической отчетности; ­технику расчета статистических показателей, характеризующих социально­экономические явления. 3 Список рекомендуемой литературы для изучения дисциплины  Основные источники:  и интернет ­ ресурсов 1. Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: учебник /   учебник /  И.И.   Сергеева,   Т.А.   Чекулина,   С.А.Тимофеева–   2­е   изд.,   ­   М.:   ИД «ФОРУМ»:   ИНФРА­М,   2014.   –   304с.   –   (Профессиональное образование) 2. Статистика:    учебник   для   студентов   учреждений   среднего учебник   для   студентов   учреждений   среднего профессионального   образования/  В.С.   Мхитарян,   Т.А.   Дуброва,   В.Г. В.С.   Мхитарян,   Т.А.   Дуброва,   В.Г. профессионального   образования/   Минашкин и др. под ред.В.С. Мхитарян – 10­е изд., ­ М.: Издательский Минашкин и др. центр «Академия», 2011. – 272с.  под ред.В.С. Мхитарян 3. Практикум   по   общей   теории   статистики:   Учебно­методическое пособие/кол. Авторов; под ред. М.Г. Назарова. –М.: КНОРУС, 2010. ­178с. Дополнительные источники:  4. Гусаров   В.М.  Статистика:   Учеб.  пособие   для   вузов.  –  М.:   ЮНИТИ­ ДАНА, 2009. – 463 с.(электронный ресурс) 5. Статистический   сборник.   Социальное   положение   и   уровень   жизни населения Белгородской области: Стат. сб./Белгородстат. (ежегодный) Интернет­ресурсы (И­Р): И­Р 1 И­Р 2 И­Р 3 И­Р 4 И­Р 5 И­Р 6 И­Р 7 И­Р 8 И­Р 9 И­Р 10 И­Р 11 http://www.gks.ru/ http://www.gmcgks.ru/ http://statistika.ru/ http://www.rg.ru/2008/07/24/rosstat.html http://www.ecsocman.edu.ru http://www.svobodainfo.org/info/page?tid=633200073&nd=901960678 http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.gks.ru/wps/portal http://www.svobodainfo.org/info/page?tid=633200073&nd=901960678 http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.gks.ru/wps/portal 4 Раздел 1. Введение в статистику Общие сведения Цель   изучения:  познакомиться   с   предметом,   методами   и   задачами   статистики,   с современными тенденциями в области статистического учета в РФ.  Тема 1.1.Предмет, методы и задачи статистики Вопросы:  1. Предмет и задачи статистики.  2. История статистики.  3.Особенности статистической методологии.  4.Основные категории и понятия статистики. Изучив данную тему студент должен: иметь представление:  о предмете и методах статистики  о значении дисциплины «Статистика» для подготовки специалистов  о взаимосвязи статистики с другими науками; знать:  историю статистики;  особенности статистической методологии;  основные статистические категории. При изучении темы 1.1 необходимо:  читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы: (http://www.gks.ru/metod/fcp/program.htm);  (http://www.gks.ru/metod/fcp/program.htm); http://www.gks.ru/wps/portal  акцентировать внимание на следующих понятиях: понятие «Статистика», предмет и задачи   статистики,   особенности   статистической   методологии,   основные   категории статистики.  Для самооценки раздела 1 необходимо ответить на вопросы теста. 1.1.1. Предмет и задачи статистики Статистика — общественная наука, изучающая количественную сторону качественно определенных массовых социально­экономических явлений и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени. При определении того, что является предметом статистики, подчеркивается несколько характерных особенностей статистики как науки. Статистика изучает: • массовые общественные явления при помощи статистических показателей (численность населения,   количественно   произведенной   в   стране   конкретной   промышленной, 5 сельскохозяйственной, строительной и другой  продукции   за   определенный   период)   и   их динамику (изменение уровня жизни населения и т.д.); • количественную сторону общественных явлений и дает количественное, цифровое освещение общественных явлений; • количественную сторону общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием; наблюдает в обществе процесс перехода количественных изменений в качественные (так,   количественные   изменения   структуры   экспорта   и   импорта   товаров   свидетельствуют   о качественных изменениях в экономике страны); • количественную   сторону   общественных   явлений   в   конкретных   условиях   места   и   времени (динамику численности населения и занятости его по секторам экономики, объема производства, распределения доходов, потребления и т.д.); характеризует явления общественной жизни в конкретных пространственных и временных границах; • количественные связи между общественными явлениями с помощью специальной методологии; использует  математические методы при исчислении ряда статистических показателей (ошибок выборки, тесноты связи и  т.д.), в свою очередь гуманитарные и естественные науки широко применяют в своих исследованиях методы статистики для сбора, обработки и анализа данных. • В   ряде   случаев   статистика   может   и   должна   изучать   явления,   которые   еще   не   стали массовыми, но которым принадлежит будущее, которые станут массовыми. Так, например, наша статистика изучала кооперативное движение на самой заре его развития. Статистика рассматривает и отдельные предприятия с  точки зрения итогов их работы и выполнения плана, т. е.  разрабатывает и исследует статистические данные и по  отдельным предприятиям. Она может изучать отдельные  предприятия с целью обобщения их передового опыта или вскрытия типичных недостатков. Но во всех этих случаях то или иное предприятие рассматривается как часть народнохозяйственного целого. Теоретической основой статистики являются положения социально­экономической теории, которые   рассматривают   законы   развития   социально­экономических   явлений,   выясняют   их природу и значение в жизни общества.  Опираясь на знание положений экономической теории, статистика анализирует конкретные формы проявления категорий, оценивает размеры явлений, осуществляет разработку адекватных методов их изучения и анализа. В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях: • отрасль   практической   деятельности   по   сбору,   обработке,   анализу   и   публикации   массовых цифровых   данных  о   самых   различных   явлениях   и   процессах   общественной   жизни;   эту деятельность   на   профессиональном  уровне   осуществляет   государственная   статистика— Государственный комитет по статистике Российской  Федерации (РОССТАТ) и система его учреждений,   организованных  по   административно­территориальному   признаку,   а  также ведомственная статистика (на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах); • совокупность   цифровых   сведений,   статистические   данные,   представляемые   в   отчетности предприятий,   организаций,   отраслей   экономики,   а   также   публикуемые   в  сборниках, справочниках, периодической прессе, которые являются результатом статистической работы;  • отрасль   общественных   наук,   специальная   научная  дисциплина,   изучаемая   в   высших   и средних специальных учебных заведениях. Статистика как наука представляет собой целостную  систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и ее отрасли, социальная статистика и ее отрасли. Теория статистики является наукой о наиболее общих принципах и методах статистического исследования   социально­экономических   явлений.   Она   разрабатывает   понятийный   аппарат   и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных, т.е. общую методологию статистического исследования массовых общественных  процессов.  Таким образом, теория статистики  — методологическая основа всех отраслевых статистик. Статистика   развивается   как   единая   наука,   и   развитие   каждой   отрасли   содействует   ее совершенствованию в целом.  На современном этапе перед статистикой стоят следующие задачи: 1) всесторонне исследование  происходящих в обществе  глубоких  преобразований экономических   и   социальных   процессов   на   основе   научно   обоснованной   системы показателей; 2) обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства; 6 3) выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства; 4)   своевременное   обеспечение   надежной   информацией   законодателей   власти, управленческих,   исполнительных   и   хозяйственных   органов,   а   также   широкой общественности. 1.1.2. История статистики Статистика от латинского слова  status  – состояние. В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введён в XVIII в. немецким учёным Г. Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учёт существовал уже в глубокой древности. Так, известно, что ещё за тыс. лет до н.э. проводились переписи населения в Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала разных стран, вёлся учёт имущества граждан в Др. Риме. У   истоков   статистической   науки   стояли   две   школы   –   немецкая   описательная   и английская   школа   политических   арифметиков.   Представители  описательной  школы стремились: а) систематизировать существующие способы описаний государств; б) вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики. Представители этой школы: Г. Конринг (1606 ­ 1661), Г. Ахенваль (1719 ­ 1772). Политические   арифметики  ставили   целью   изучать   общественные   явления   с   помощью числовых   характеристик.   Тем   самым,   увеличив   арсенал   статистических   методов, способствовали возникновению статистики как теории статистического учёта. История   возникновения   и   развитие   Российской   государственной   статистики определяется,   прежде   всего,   развитием   общества   и   государства,   их   социально­ экономическими потребностями.  Изменение экономической политики в конце XVIII века, проявившееся в оживлении свободного предпринимательства, сказалось на характере русской статистики, проявлении в   ней   черт   средства   социального   познания,   более   широком   отражении   состояния экономики   и   общественной   жизни.   Этот   период   возникновения   статистической деятельности   в   России   характеризуется   также   рядом   важных   и   интересных   научных статистических разработок. Высочайшим   Манифестом   от   8   сентября   1802   г.   повелено:   каждому   Министру   в конце   года   подавать   Его   Императорскому   Величеству   через   Правительственный   Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей. 8 сентября (20 сентября по новому   стилю)   1802   года   началось   организационно­структурное   оформление статистической   деятельности   в   России.   С   созданием   в   1802   году   Министерств, приступивших   к   сбору   учетных   данных   по   подведомственным   им   отраслям,   и возникновением   в   1811   г.   первого   официального   статистического   учреждения   при Министерстве   полиции   под   именем   статистического   отделения   наступает   новый исторический этап развития российской статистики. Вплоть до начала 60­х годов этот этап характеризуется организационно­ методологическим совершенствованием работы органов государственной   статистики   и   появлением   глубоких   статистических   исследований, способствовавших проведению реформы 1861г. Развитию государственной статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отделение Министерства внутренних дел с 1835 года по 1852 год возглавлял известный статистик К.И. Арсеньев. В 1857 году в обстановке общественного подъема в России в Статистический комитет пришла группа квалифицированных   статистиков,   среди   них   ­   А.Г.   Тройницкий,   впоследствии возглавивший   Статистический   Совет   Центрального   статистического   комитета Министерства внутренних дел­ А.Б. Бушен, много сделавший для становления статистики населения   в   России,   активно   работавший   в   Центральном   статистическом   комитете, Министерстве финансов­ Н.А. Милютин и др. 7 Пореформенный период (1861­1917) вошел в историю как период земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал   надежной   основой   глубоких   исследований   экономики   пореформенной   России,   в первую   очередь,   русской   деревни.   Русской   статистической   науке   этого   периода   была присуща   глубокая   теоретическая   аргументация,   ей   принадлежала   ведущая   роль   в разработке общей концепции математической статистики. Начальный этап советской статистики (1917 ­ 1930 гг.) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей   и   обследований,   плодотворно   работали   различные   научные   коллективы,   был построен   первый   баланс   народного   хозяйства,   совершенствовалась   организационная структура государственной статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период. 25 июля 1918   года   Декретом   Совета   Народных   Комиссаров   "О   государственной   статистике (Положение)" было оформлено создание в стране единого общегосударственного органа ­ Центрального статистического управления. Крупным   событием   в   жизни   государственной   статистики   первых   лет   Советской власти   стало   проведение   в   августе   1920   года   сложнейшего   комплекса   Всероссийских переписей:   профессиональной   переписи   населения, сельскохозяйственной переписи и краткого учета промышленных предприятий.   демографическо   ­ Последующее   развитие   советской   статистики   тормозилось   созданием   в   30­е   годы административно­бюрократической системы, массовыми репрессиями, затронувшими в том числе и лучших экономистов и статистиков (Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, В.Г. Громана, О.А. Квиткина и многих других). В   годы   Великой   Отечественной   войны   статистика   решала   огромные   задачи   по оперативному учету трудовых и материальных ресурсов, перемещению производительных сил   страны   в   восточные   районы.   После   войны   роль   статистики   возросла:   развернулись балансовые   работы,   углубилась   теория   индексного   метода,   получили   распространение экономико­математические модели и методы. В   1987   году   по   постановлению   правительства   Центральное   статистическое управление   СССР   было   преобразовано   в   союзно­республиканский   Государственный Комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР). На   современном   этапе   государственная   статистика   развивается   в   условиях значительных   социально­экономических   перемен, осуществления   в   России   административной   реформы,   реформирования   бюджетного   процесса,   перехода   на международные   стандарты   финансовой   отчетности,   что   определяет   задачи   поиска   и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию   гибкой,   быстро   реагирующей   на   изменение   жизни   общества   системы информационно­статистического   обеспечения.   Разработана   Федеральная   целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007­2011 годах»  1.1.3.Особенности статистической методологии. Свой предмет статистика изучает при помощи своего специфического метода. Метод   статистики   –   это   целая   совокупность   приёмов,   пользуясь   которыми статистика изучает свой предмет. Этапы статистического исследования: 1. статистическое наблюдение; 2. сводка и группировка результатов наблюдения; 3. анализ полученных сводных материалов. Все   этапы   связаны   между   собой,   отсутствие   одного   из   них   ведёт   к   разрыву целостности статистического исследования. 8 Прохождение каждой стадии исследования связано и использованием специальных методов, объясняемых содержанием выполняемой работы. 1. Метод   массовых   наблюдений.  Статистическое   наблюдение   –   научно­ организованный   сбор   сведений   об   изучаемых   социально­экономических   процессах   или явлениях.   Полученные   в   результате     статистического   наблюдения   данные   являются исходным   материалом   для   выполнения   последующих   этапов   статистического исследования. На этом же этапе анализа формируются его цель и задачи, разрабатывается программа наблюдения,  определяются  конкретные  способы  и методы,  используемые  на каждом   этапе   исследования,   составляется   план   его   проведения,   определяют   объект   и единицу наблюдения. 2. Метод   статистической   группировки   и   статистических   таблиц. Статистическая   сводка   включает   в   себя   распределение   исходных   данных   по   группам, качественно однородным по одному или нескольким признакам, и получение групповых итогов. В зависимости от числа и видов признаков, решаемых задач и исходных данных группировки   подразделяются   на:   простые   и   комбинационные;   типологические, структурные,   аналитические;   первичные   и   вторичные.   Результаты   статистической группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц, являющихся наиболее рациональной, систематизированной и наглядной формой представления массовых данных. 3. Метод   обобщающих   показателей  позволяет   характеризовать   изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних.   На   этом   этапе   статистического   исследования   выявляются   взаимосвязи   и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки. Широкое   применение   в   статистике   находят   графические   методы,   позволяющие   в наглядной форме представлять результаты статистических исследований. Закономерности   причинно­следственных   связей   общественных   процессов   и   явлений устанавливаются   с   помощью   корреляционно­регрессионного   анализа,   а   также   методов многомерного статистического анализа. 1.1.4.Основные категории и понятия статистики. Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т. е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и  отношения предметов и явлений объективного мира. В статистике таких основных понятий пять. 1. Статистическая   совокупность  —   это   совокупность  социально­экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных некоей качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность  домохозяйств,   совокупность   семей,   совокупность   предприятий,   фирм, объединений и т. п.  Совокупности могут быть однородными и разнородными. Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков   ее   объектов   являются   общими   для   всех   единиц.   Совокупность   оказывается однородной именно с точки зрения этих признаков. Совокупность,   в   которую   входят   явления   разного   типа,  считается   разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном   случае   однородность   совокупности   устанавливается   путем   проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления. 2. Единица   совокупности  —   это   первичный   элемент  статистической   совокупности, являющийся   носителем   признаков,   подлежащих   регистрации,   и   основой   ведущегося  при обследовании счета. 3. Признак  —   это   качественная   особенность   единицы   совокупности.   По   характеру отображения свойств единиц  изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы: признаки, имеющие непосредственное количественное  выражение,  например возраст, стаж работы, средний заработок и т. д. Они могут быть дискретными и непрерывными; 9 признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения.  В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии — характером   труда:   учитель,   столяр,   швея­мотористка   и   т.   д.).   Такие   признаки   обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» — неотъемлемое свойство предмета). В случае,   когда   имеются   противоположные   по   значению   варианты   признака,   говорят   об альтернативном  признаке   (да,   нет).   Например,   продукция   может  быть   годной   или бракованной   (не   годной);   для   представителей   отдельных   возрастных   групп   существует вероятность  дожить или не дожить до следующей возрастной группы;  каждое лицо может состоять в браке или нет и т. д. Особенностью статистического исследования является  то, что в нем изучаются только варьирующие признаки, т. е. признаки, принимающие различные значения (для атрибутивных, альтернативных признаков) или имеющие различные количественные уровни у отдельных единиц совокупности. Вариация—это   изменение   («колеблемость»)   величины  либо   значения   признака   при переходе от одного объекта  (или группы объектов) к другому; точнее говоря — от одной единицы   совокупности   к   другой.   Обычно   под   вариацией   мы   понимаем   обусловленное перекрещивающимся  влиянием различных факторов на данное явление изменение величин только в пределах однородной совокупности. Если же изменения изучаемого явления происходят в разные периоды времени, причем носят характер закономерности, то говорят уже не о вариации признака, а о его динамике. 4. Статистический показатель—это понятие (категория), отображающее количественные характеристики   (размеры)   соотношения   признаков   общественных   явлений.  Статистические показатели могут быть объемными (численность населения, трудовых ресурсов) и расчетными (средние величины). Они могут быть плановыми, отчетными и прогностическими (т. е. выступать в качестве прогнозных оценок). Статистические показатели следует отличать от статистических данных.  Статистические   данные   —  это   конкретные   численные   значения   статистических показателей. Они всегда определены не только качественно, но и количественно и зависят от конкретных условий места и времени. Задачами статистики в этом направлении являются: а) правильное определение содержания статистического  показателя (валового  национального продукта, национального дохода, производительности труда и т. п.); б) разработка методологии подсчета и расчета статистического показателя. 5. Система статистических показателей  — это совокупность статистических показателей, отражающая   взаимосвязи,   которые   объективно   существуют   между   явлениями.   Для   каждой общественно­экономической   формации  характерна   определенная   система   взаимосвязи общественных явлений. Поэтому образуют систему и статистические показатели. Система статистических показателей охватывает все стороны жизни общества на различных  региона   —   макроуровень;   предприятий,   фирм,   объединений,   семей, уровнях:   страны, домохозяйств и т. д. — микроуровень. Статистика   позволяет   выявить   и   измерить   закономерности  развития   социально­ экономических явлений и процессов, взаимосвязей между ними. Познание закономерностей возможно лишь в том случае, если изучаются не отдельные явления, а совокупности явлений ­­ ведь закономерности общественной жизни проявляются в полной мере лишь в массе явлений. В каждом  отдельном явлении  необходимое —  то, что присуще всем явлениям  данного   вида, проявляется в единстве со случайным, индивидуальным, присущим лишь этому конкретному явлению.   Так,  например,  реклама   какого­либо  товара  может  не оказать  влияния  на   рост объема продажи этого товара, однако обобщение данных  о затратах на рекламу товаров и объеме их реализации показывает наличие прямой связи между этими показателями. Поэтому рекламу и называют "двигателем торговли". Закономерности,  в   которых   необходимость   неразрывно   связана  в   каждом   отдельном явлении со случайностью и лишь во множестве явлений проявляет себя как закон, называются статистическими. Кто   дольше   живет   —   мужчины   или   женщины?   Можно  привести   примеры долгожительства   мужчин,   например,  существует   свидетельство,   что   англичанину   Фоме Карне, родившемуся в 1588 г., удалось прожить 207 лет. Абсолютно точно  известно, что азербайджанец Ширали Мислимов прожил 168 лет (1805­1973). Однако эти примеры останутся лишь частными примерами. Только при обобщении данных по всему населению  выявляются закономерные   соотношения.   Изучая   ожидаемую   продолжительность   жизни   при   рождении, видим, что при всем различии в уровне развития стран, их культуры, времени расчета показателя 10 общим  для всех  является  большая ожидаемая  (и фактическая)   продолжительность   жизни женщин. Понятию   статистической   закономерности   противостоит   понятие   динамической закономерности,   проявляющейся   в   отдельном   явлении.   Так,   площадь   круга   изменяется   с изменением его радиуса, и эта связь выражается формулой s = 2m2­, которая справедлива для любого круга. Свойство статистических закономерностей проявляется лишь в массе явлений при обобщении данных по достаточно большому  числу единиц;  оно получило  название  закона  больших чисел. Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ. Вопросы: 1.2.1.Система государственной статистики в РФ.  1.2.2. Задачи и принципы организации государственного статистического учета в РФ.  1.2.3. Функции органов государственной статистики.  Изучив данную тему студент должен знать:  современные тенденции в области статистического учета  принципы и схему организации государственной статистики в РФ  направления реформирования российской статистики  задачи и функции органов государственной статистики в современных условиях При изучении темы 1.2 необходимо:  читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы: http://www.svobodainfo.org/info/page?tid=633200073&nd=901960678 http://ru.wikipedia.org/wiki http://www.gks.ru/wps/portal  акцентировать внимание на следующих понятиях: понятие «Статистика», предмет и  задачи статистики, особенности статистической методологии, основные категории  статистики.  1.2.1. Система государственной статистики в РФ. Федеральная служба государственной статистики находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральная   служба   государственной   статистики   (Росстат,   ранее   Госкомстат) является   федеральным   органом   исполнительной   власти,   осуществляющим   функции   по формированию официальной  статистической информации  о социальном,  экономическом, демографическом  и  экологическом  положении  страны  (далее   —   статистическая информация),   а   также   функции   по   контролю   и   надзору   в   области   государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации. Главная задача Федеральной службы государственной статистики ­ удовлетворение потребностей   органов   власти   и   управления,   средств   массовой   информации,   населения, научной общественности, коммерческих организаций и предпринимателей, международных организаций   в   разнообразной,   объективной   и   полной   информации.   Для   ее   решения действует   система   государственной   статистики,   объединяющая   районный,   областной   и федеральный   уровни,   а   также   Москву   и   Санкт­Петербург,   а   это   89   территориальных комитетов   и   2,2   тысячи   районных   отделов.   В   системе   Федеральной   службы государственной статистики трудится в общей сложности более 20 тысяч сотрудников. Руководитель   Федеральной   службы   государственной   статистики   —  Суринов, Александр Евгеньевич  назначен на должность Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2009 года №1871­р. Приказом от 5 декабря 2005 года N 186 утвержден Регламент Федеральной службы государственной статистики (с изменениями на 31 октября 2007 года) 11  (http://www.svobodainfo.org/info/page?tid=633200073&nd=901960678) Система   государственной   статистики   в   России   имеет   иерархическую   структуру, включающую федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный уровни.  Низовыми   органами   государственной   статистики   являются   городские   и   районные управления   государственной   статистики.   В   областях,   краях   и   республиках,   а   также   в Москве   и   Санкт­Петербурге   имеются   статистические   комитеты   по   Статистике. Руководящим организационным и методологическим центром является Госкомстат РФ. Он осуществляет   государственное   управление   всей   находящейся   в   его   ведении   единой системой статистических органов, делом статистики, учета и отчетности во всех отраслях народного хозяйства, созданием и функционированием  статистической информационной системы на основе единой научной методологии. При Председателе Госкомстата России действует   Совет   руководителей   органов   государственной   статистики,   созданный   для координации деятельности региональных органов государственной статистики. Подведомственные организации Федеральной службы государственной статистики:  Федеральное государственное унитарное предприятие Главный межрегиональный центр   обработки   и   распространения   статистической   информации   Федеральной   службы государственной статистики (ФГУП ГМЦ Росстата)  Федеральное государственное унитарное предприятие Научно­исследовательский институт   проблем   социально­экономической   статистики   Федеральной   службы государственной статистики (ФГУП НИИстатистики Росстата)  Федеральное государственное унитарное предприятие Научно­исследовательский и   проектно­технологический   институт   статистической   информационной   системы Федеральной службы государственной статистики (ФГУП НИПИстатинформ Росстата)   "Статистика России"   Федеральное   государственное   унитарное   предприятие   "Управление   по эксплуатации   зданий   Федеральной   службы   государственной   статистики"   (ФГУП   УЭЗ Росстата) 1.2.2. Задачи и принципы организации государственного статистического учета в Автономная   некоммерческая   организация   информационно­издательский   центр В   основу   организации   статистической   работы   в   России   положены   следующие РФ. принципы: 1) централизованное руководство статистикой; 2) единые организационное строение и методология; 3)   неразрывная   связь   статистических   органов   с   органами   государственного управления. В   соответствии   с   государственным   устройством   и   административно­ территориальными   образованиями   Российской   Федерации   создана   единая   система государственной статистики, которая проводит работу по единым плану и методологии. Методология   статистических   показателей,   формы,   методы   сбора   и   обработки статистических данных, устанавливаемые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации. Система государственной статистики находится в ведении Правительства РФ и ему подотчетна, что обеспечивает неразрывную связь с органами государственного управления. Главные задачи органов государственной статистики:   Методологическая   работа   Госкомстата   России,   а   также   его   подведомственных оперативное представление статистической информации органам управления; обмен информацией с различными федеральными структурами. 12 организаций   ведётся   при   участии   международных   статистических   организаций   и национальных   статистических   служб   развитых   стран.   Организация   международной статистики осуществляется статистическими службами: ООН и её специализированные учреждения; Организация экономического сотрудничества и развития (ОЕСД); Европейский союз (ЕС);     Международный валютный фонд (МВФ);  Мировой банк и т.д. Статистические   службы   этих   международных   организаций   разрабатывают международные   стандарты,   осуществляющие   сравнения   и   сопоставления   показателей разных стран и публикацию данных по группам стран, регионам, и миру в целом. Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт (ISI). 1.2.3. Функции органов государственной статистики. Основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:  представление   в   установленном   порядке   статистической   информации   гражданам, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации, другим организациям, в том числе международным;   разработка и совершенствование научно­ обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей,   обеспечение   соответствия   указанной   методологии   международным стандартам;   разработка   и   совершенствование   системы   статистических   показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;   сбор   статистической   отчетности   и   формирование   на   ее   основе   официальной статистической информации;   контроль   за   выполнением   организациями   и   гражданами,   осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства Российской Федерации в области государственной статистики;   развитие   информационной   системы   государственной   статистики,   обеспечение   ее совместимости   и   взаимодействия   с   другими   государственными   информационными системами;   обеспечение   хранения   государственных   информационных   ресурсов   и   защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;   реализация   обязательств   Российской   Федерации,   вытекающих   из   членства   в международных   организациях   и   участия   в   международных   договорах,   осуществление международного сотрудничества в области статистики. 13 Раздел 2. Статистическое наблюдение Общие сведения Цель   изучения:  познакомиться   с   предметом,   методами   и   задачами   статистики,   с современными тенденциями в области статистического учета в РФ.  Тема 2.1. Этапы проведения и программно­методические вопросы статистического наблюдения. Вопросы:  2.1.1. Статистическое наблюдение и этапы его проведения.  2.1.2. Программно­методические вопросы статистического наблюдения. 2.1.3.Точность наблюдения. Изучив данную тему студент должен знать:  понятие, цели и задачи статистического наблюдения;  этапы проведения статистического наблюдения  требования, предъявляемые к программе статистического наблюдения;  методы оценки точности статистического наблюдения; При изучении темы 2.1 необходимо:  Читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы, рекомендуемые в списке литературы. 14  Акцентировать   внимание   на   следующих   понятиях:   Программа   статистического наблюдения.   Объекты   и   единицы   статистического   наблюдения.   Статистический формуляр.   Статистический   момент   и   срок   (период)   статистического   наблюдения. Ошибки   регистрации   и   ошибки   репрезентативности.   Точность   статистического наблюдения. Арифметический и логический контроль качества информации. Для самооценки раздела 2 необходимо ответить на вопросы теста. 2.1.1. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Любое   статистическое   исследование   состоит   из   трех   последовательных   этапов: статистического наблюдения, сводки собранных материалов и анализа результатов сводки. Статистическое   наблюдение   —   это   первая   стадия   всякого   статистического исследования, представляющего собой научно­организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни. Наблюдение   является   фундаментом   статистического   исследования.   В   процессе наблюдения   формируются   данные,   которые   на   последующих   этапах   исследования подвергаются   обработке   и   анализу.   От   качества   наблюдения   зависят   окончательные данные,   которыми   статистика   характеризует   общественные   явления.   При   неправильно организованном наблюдении все дальнейшее исследование будет обречено на неудачу. В свою очередь качество материалов, собранных в процессе статистического  наблюдения, зависит от научной организации и надлежащего выполнения наблюдения. Статистическое наблюдение  – это массовое, планомерное, научно­обоснованное наблюдение   за   явлениями   социальной   и   экономической   жизни,   которое   заключается   в регистрации отобранных признаков у каждой единицы совокупности. Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной  статистики, научно­исследовательскими институтами, экономическими службами банков,  бирж, фирм. Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие этапы:     подготовка наблюдения; проведения массового сбора данных; подготовка данных к автоматизированной обработке; разработка предложений по совершенствованию статистического наблюдения. Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные виды работ по   решению   ряда   вопросов,   которые   отражаются   в   организационном   плане. Организационный план содержит две группы вопросов: 1. методологические   (определение   цели;   объекта   статистического   наблюдения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора данных; выбор отчетной единицы и т.д.). 2. организационные   (состав   органов,   проводящих   наблюдение;   подбор   кадров; выбор мета и времени проведения статистического наблюдения и т.д.). 2.1.2. Программно­методические вопросы статистического наблюдения. Научная организация статистического наблюдения предполагает определение цели, объекта   и   единицы   наблюдения,   разработки   программы   и   организационного   плана проведения наблюдения. Цель   наблюдения  –   получение   достоверной   информации   для   выявления закономерностей развития явлений и процессов. Объект статистического наблюдения — это совокупность общественных явлений и процессов,   которые   подлежат   данному   статистическому   наблюдению.   Для   объекта статистического   наблюдения   характерно   то,   что   его   нельзя   изучать   непосредственно   в целом. Изучение объекта предполагает выделение в его составе отдельных единиц и их наблюдение. 15 Единицей   статистического   наблюдения  является   составной   элемент   объекта наблюдения,   являющийся   носителем   признаков,   подлежащих   регистрации   в   процессе данного наблюдения. Так, например, объектом переписи населения является совокупность всех жителей страны, а единицей наблюдения — каждый человек. Правильное   определение   единицы   наблюдения   имеет   очень   важное   значение. Неточность в решении вопроса о единице наблюдения может привести к путанице, а иногда и к преднамеренному искажению действительности. Вопрос о том, что брать за единицу наблюдения, в каждом конкретном случае должен быть решен с учетом цели наблюдения. От единицы наблюдения следует отличать отчетную единицу. Отчетная единица— это источник сведений, та первичная ячейка, от которой должны поступать сведения о единицах наблюдения. При наблюдении в форме отчетности такими единицами являются объединения,   предприятия,   учреждения;   при   обследовании   бюджетов   семей   рабочих   и служащих   —   отдельная   семья.   Определение   объекта,   единицы   наблюдения   и   отчетной единицы должно быть строго научным. Эти вопросы должны быть предельно ясны каждому участнику исследования. Программа статистического наблюдения  представляет собой перечень вопросов, по   которым   нужно   получить   в   процессе   наблюдения   сведения   в   отношении   каждой обследуемой единицы. Один и тот же объект может быть исследован с различных сторон. Поэтому   при   разработке   программы   наблюдения   прежде   всего   необходимо сформулировать цели и задачи всего исследования. Одним   из   основных   требований,   предъявляемых   к   программе   наблюдения,   а, следовательно, и к документам, является краткость и точность вопросов. Важное значение имеет   последовательность   вопросов,   так   как   ответы   в   известной   степени   должны контролировать друг друга. Требования к программе статистического наблюдения: 1. программа   должна   содержать   существенные   признаки,   непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными, легкими в Статистический   формуляр  –   это   документ   единого   образца,   содержащий Обязательными элементами статистического формуляра являются:  титульная часть, которая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, а также информацию о том, кто и когда этот формуляр утвердил, его номер. адресная часть, которая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.  Формуляр   может   иметь   разные   названия:   отчет,   карточка,   переписной   лист, опросный бланк, анкета и т.д. Различают две системы статистического формуляра: 1. индивидуальный   формуляр,   предусматривающий   запись   об   одной   единице наблюдения; 2. списочный   формуляр,   предусматривающий   запись   о   нескольких   единицах наблюдения. понимании; 2. 3. 4. 5. проверки и уточнения собираемых данных. статистическим формуляром. программу и результаты наблюдения. важно определить последовательность вопросов; в программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для программа   должна   быть   оформлена   в   виде   документа,   называемого 16 Кроме   формуляра   разрабатывается   инструкция,   которая   определяет   порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности. Формуляр   и   инструкция   по   его   заполнению   составляют   инструментарий статистического наблюдения. Организационный план статистического наблюдения представляет собой перечень мероприятий,   необходимых   для   успешного   выполнения   работы   по   сбору   и   обработке материалов,   с   указанием   сроков   и   исполнителей.   В   плане   наблюдения,   прежде   всего, определяются права и обязанности каждого соисполнителя. В плане указывается  срок проведения наблюдения, т.е. время начала и окончания сбора   сведений.   Это   время   нельзя   отождествлять   с   временем   наблюдения,   т.е.   с   тем временем,   к   которому   относятся   сведения.   Статистические   показатели   характеризуют исследуемое явление на определенную дату либо за определенный момент времени. Так же в плане наблюдения точно определяют территорию, на которой производится наблюдение, а также лиц и организаций, ответственных за проведение подготовительных работ,   сбор,   проверку   и   обработку   материалов   на   отдельных   участках   территории. Закрепленный за счетчиком участок называется счетным участком. Размер его зависит от сложности   программы   и   срока   проведения   наблюдения   характера   изучаемого   объекта, расположения единиц наблюдения по территории и других факторов. Большое место в плане отводится проведению подготовительных работ. При всем разнообразии   конкретного   содержания   проводимых   подготовительных   мероприятий   в различных   наблюдениях   можно   выделить   некоторые   подготовительные   работы   общего характера. Одной из основных таких работ является составление списка отчётных единиц. Этот   список   (промышленных   объединений,   предприятий,   строек,   организаций   т.п.) необходим как для проверки полноты и своевременности поступивших сведений, так и для определения объема работ и расчета необходимого количества работников для проведения наблюдения. Важным   подготовительным   мероприятием   является   инструктаж   аппарата   учетно­ экономических служб предприятий и привлеченных для сбора данных лиц о правильном составлении документов (статистических отчетов, переписных листов и т. п.). Необходимо заблаговременно и в достаточном количестве отпечатать и разослать бланки документов и инструкции по их заполнению. К   числу   важнейших   подготовительных   мероприятий,   особенно   при   проведении переписей населения, относится пропаганда среди населения средствами печати, радио, телевидения   задач   и   целей   обследования   для   успешного   проведения   подобного   рода статистического наблюдения. 2.1.3.Точность наблюдения. Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия величины какого­либо   показателя,   определенной   по   материалам   статистического   наблюдения, действительной его величине. Точность данных – это основное требование, предъявляемое к статистическому наблюдению. Ошибкой статистического наблюдения называется расхождение между расчетным и действительным значениями изучаемых величин. Чтобы   избежать   ошибок   наблюдения,   предупредить,   выявить   и   исправить   их, необходимо: обеспечить   качественное   обучение   персонала,   который   будет   проводить наблюдение;   организовать   специальные   частичные   или   сплошные   контрольные   проверки правильности заполнения статистических формуляров; 17  провести   логический   и   арифметический   контроль   полученных   данных   после окончания сбора информации. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим, действительным его значением. Ошибки регистрации бывают случайные и систематические. Случайные   ошибки  –   это   результат   действия   различных   случайных   факторов. Пример: цифры поменяны местами и т.д. Систематические   ошибки  всегда   имеют   одинаковую   тенденцию   либо   к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице наблюдения. Пример: при проведении социологических опросов можно наблюдать округление возраста населения. Эти ошибки характерны только для несплошного наблюдения. Ошибки репрезентативности – это отклонение значения показателя обследованной совокупности от его величины по исходной совокупности. Также бывают случайные и систематические. Случайные   ошибки  возникают,   если   отобранная   совокупность   неполно воспроизводит всю совокупность в целом. Систематические   ошибки  появляются   вследствие   нарушения   принципов   отбора единиц из исходной совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. После получения статистических формуляров необходимо:    Проверить полноту данных. Провести арифметический контроль. Провести логический контроль.  Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения 2.2.1.Формы статистического наблюдения. 2.2.2. Виды статистического наблюдения. 2.2.3. Способы организации статистического наблюдения Изучив данную тему студент должен знать:  Виды и способы организации статистического наблюдения;  Организационные формы статистического наблюдения. При изучении темы 2.2 необходимо:  Читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы, рекомендуемые в списке литературы.  Акцентировать внимание на следующих понятиях: виды, способы и организационные формы статистического наблюдения  2.2.1.Формы статистического наблюдения. С точки зрения организации  статистического  наблюдения различают  две основные формы: отчетность и специально организованное статистическое наблюдение.  Отчетность  как   форма   статистического   наблюдения   характеризуется   тем,   что статистические   органы   систематически   получают   от   предприятий,   учреждений   и организаций   в   установленные   сроки   сведения   об   условиях   и   результатах   работы   за прошедший период, объем и содержание которых определены утвержденными формами отчетности.   При   этом   источником   сведений   являются   первичные   учетные   записи   в документах   бухгалтерского   и   оперативного   учета.   Учетно­статистический   аппарат предприятий обрабатывает первичные записи в документах и результаты заносит в формы отчетов. В настоящее время в России отчетность является основной формой статистического наблюдения.   Основную   массу   сведений,   необходимых   для   повседневного   контроля   за 18 выполнением   государственных   планов,   для   планирования   и   управления   народным хозяйством, а также для  научных исследований статистические органы получают в  форме отчетности. Специально   организованное   статистическое   наблюдение  представляет   собой   сбор сведений в форме переписей, единовременных учетов и обследований. Их организуют для изучения тех явлений, которые не могут быть  охвачены обязательной отчетностью. Это в первую очередь относится к сведениям о численности и составе населения, об источниках его доходов, видах расходов, неудовлетворенном спросе на предметы потребления и т. п. Сбор таких   сведений   может   быть   осуществлен   только   в   форме   специальных   статистических наблюдений. 2.2.2. Виды статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения  различают по времени регистрации данных и по степени   охвата   единиц   изучаемой   совокупности.   По   характеру   регистрации   данных  во времени различают непрерывные (текущие) и прерывные (периодические и единовременные) статистические наблюдения. Текущие  наблюдения   ведут   непрерывно   по   мере   возникновения   изучаемого   факта. Практически   в   основе   всей   статистической   отчетности   лежит   непрерывная   первичная регистрация фактов на предприятиях и в учреждениях: учет произведенной продукции, учет поступления   и   отпуска   материалов,   учет   выручки   в   магазинах,   учет   количества родившихся и т.д. При текущем наблюдении нельзя допускать значительного разрыва  между  моментом возникновения факта и  моментом его регистрации. Так, например, данные о производстве продукции   нужно   фиксировать   ежедневно,   а  показатели   за   месяц   получать   путем суммирования данных ежедневного учета. Если же записи производить раз в месяц, то, естественно, показатели о производстве продукции будут неточны. Прерывное  наблюдение   отражает   состояние   изучаемого   явления   на   определенный момент.   Оно   может   быть   периодическим,   если   проводится   через   равные   промежутки времени,   или   единовременным,   если   проводится   нерегулярно,   по   мере   необходимости. Примером периодического наблюдения являются ежегодные переписи не установленного оборудования на 1 января или регистрация цен на сельскохозяйственные продукты 25­го числа каждого месяца. Типичным примером единовременного (прерывного) наблюдения являются переписи населения в России, проведенные в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 г.г. Выбор того или другого вида статистического наблюдения зависит в первую очередь от сущности изучаемых явлений. Так, например, в производстве ежедневно расходуются сырье и материалы, и, разумеется, учет их расхода и запасов должен быть непрерывным, ежедневным.   По­другому   обстоит   дело   с   посевными   площадями.   Для   учета   посевных площадей   под   различными   сельскохозяйственными   культурами   достаточны   весенние   и осенние   учеты.   Некоторые   явления   изменяются   еще   медленнее   и   для   их   изучения достаточно проводить наблюдения раз в 5 лет или реже. По   степени   охвата   единиц   изучаемой   совокупности   различают  сплошные   и несплошные статистические наблюдения. При   сплошном   статистическом   наблюдении   обследованию   подлежат   все   единицы, входящие   в   состав   изучаемой   совокупности.   Однако   не   следует   понимать   так,   что сплошное наблюдение обязательно должно во всех случаях охватить изучаемое явление по всей   стране.   Изучаемая   совокупность   может   быть   ограничена   территориальными, ведомственными,   отраслевыми   и   другими   рамками.   Важно   то,   что   в   пределах   этой совокупности сплошное наблюдение предполагает обязательную регистрацию сведений о каждой единице объекта. 19 При несплошном наблюдении обследуется часть единиц изучаемой совокупности. При организации   несплошного   наблюдения,   как   правило,   ставится   задача   распространить результаты наблюдения на всю совокупность. Например, из 20 тыс. электроламп 100 шт. подвергают   проверке   на  продолжительность   горения   в   часах.   По   результатам   качества обследованной части делают вывод о качестве всей партии электроламп. При правильной организации несплошного наблюдения результаты его достаточно достоверны. Несплошное   наблюдение   проводят   в   тех   случаях,   когда   наблюдение   сопряжено   с уничтожением или порчей обследуемых единиц либо с целью экономии материальных и трудовых   затрат,   либо   с   целью   контроля   данных   сплошного   наблюдения.   Кроме   того, исследования социологические  или  такие, например, как изучение спроса  населения на товары народного потребления, практически не могут быть сплошными. В   статистической   практике   несплошное   наблюдение   проводят   в   трех   видах: обследование основного массива, выборочное наблюдение и монографическое описание. Обследование основного массива представляет собой такое несплошное наблюдение, при котором из всей совокупности единиц для наблюдения отбирается такая часть их, у которой объем изучаемого признака составляет подавляющую долю в объеме признака по всей совокупности. Выборочное   наблюдение  является   наиболее   совершенным   видом   несплошного наблюдения. В отличие от обследования основного массива при выборочном наблюдении, объем изучаемого признака отобранной для обследования части единиц может составлять незначительную   долю.   Характерной   особенностью   выборочного   наблюдения   является строго   научный   отбор   единиц   для   обследования,   обеспечивающий   близость   состава отобранной части единиц к составу единиц всей совокупности. Для   монографического   описания   характерно  детальное   изучение   и   описание отдельных единиц совокупности или небольших групп явлений, характерных в каком­либо отношении. Монографическое описание  не ставит своей задачей давать характеристику всей   совокупности.   Непременным   условием   научной   организации   монографического наблюдения является его качественная представительность. Единицы или группы явлений, выбранные для монографического описания, должны быть типичными, чтобы на основе их исследования можно было судить о характере этих явлений. 2.2.3. Способы организации статистического наблюдения Основными   способами   получения   статистической   информации   являются непосредственное наблюдение, документальный способ и опрос. Способ   непосредственного   наблюдения  характеризуется   тем,   что   представители органов   государственной   статистики   или   других   организаций   записывают   данные   в статистические документы после личного осмотра, пересчета, измерения или взвешивания единиц наблюдения. При документальном способе наблюдения источником сведений служат различные документы.   Этот   способ   наблюдения   используется   при   составлении   предприятиями   и учреждениями   статистической   отчетности   на   основе   документов   первичного   учета. Поскольку   источником   сведений   при   составлении   первичных   документов   является непосредственное   наблюдение,   то   при   надлежащей   организации   первичного   учета   и правильной   разработке на  их  основе форм  статистической   отчетности  документальный способ наблюдения обеспечивает большую точность сведений. Непосредственное наблюдение и документальный способ дают наиболее достоверные данные, но в ряде случаев они неприменимы.  В частности, при переписях населения  и бюджетных   обследованиях   семей   рабочих,   служащих   и   колхозников   для   получения сведений практикуют способ опроса. 20 При   способе   опроса   источником   сведений   являются   ответы   опрашиваемых   лиц. Опрос может быть организован по­разному: экспедиционным способом, саморегистрацией, корреспондентским способом и анкетным способом. При   экспедиционном   способе   (устном   опросе)  представители   статистических органов спрашивают обследуемое лицо (или его представителя) и с его слов записывают сведения в бланк наблюдения. Этот способ опроса наиболее дорогой, трудоемкий, требует участия   в   обследовании   большого   числа   специально   подготовленных   счетчиков­ регистраторов, но он гарантирует получение материалов высокого качества. Важнейшие статистические обследования населения и переписи населения в нашей стране проводят экспедиционным способом. При   способе   саморегистрации   (самоисчислении)  обследуемым   единицам (предприятиям   или   гражданам)   вручают   бланк   обследования   и   дают   указания   по   его заполнению.   Заполненные   бланки   в   установленный   срок   пересылают   по   почте,   или представители статистических органов непосредственно на месте проверяют правильность заполнения и собирают бланки. Этот способ применяется при проведении многочисленных единовременных   учетов   и   обследований   на   предприятиях,   при   обследовании   бюджетов семей. При   корреспондентском   способе  сведения   статистическим   органам   сообщают добровольные   корреспонденты.   Этот   способ   не   требует   больших   затрат,   но   он   не обеспечивает   высокого   качества   материалов,   так   как   проверить   точность   сообщаемых корреспондентами сведений непосредственно на месте не представляется возможным. Анкетный   способ  сбора   данных   основан   на   принципе   добровольного   заполнения адресатами анкет (листов опроса). Как правило, заполненных анкет возвращается меньше, чем рассылается. Кроме того, проверить достоверность собранного материала практически невозможно.   Поэтому   анкетный   способ   может   применяться   в   тех   случаях,   когда   не требуется высокая точность сведений, а нужны приближенные характеристики. 21 Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных. Цель изучения:  познакомиться   с   задачами   и   видами   статистической   сводки;   видами статистических группировок, принципами построения и видами рядов распределения, способами их графического изображения. Общие сведения Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Вопросы: 3.1.1.Понятие, задачи и порядок организации статистической сводки.  3.1.2. Виды сводки.  3.1.3. Программа статистической сводки.  Изучив данную тему студент должен знать: ­ задачи и порядок организации статистической сводки; ­ виды статистической сводки; При изучении темы 3.1 необходимо:  Читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы, рекомендуемые в списке литературы.  Акцентировать   внимание   на   следующих   понятиях:  статистическая   сводка,   виды   и порядок организации статистической сводки. Программа и план сводки. Для самооценки раздела 3 необходимо ответить на вопросы теста. 3.1.1.Понятие, задачи и порядок организации статистической сводки.  Собранный   в   процессе   статистического   наблюдения   материал   нуждается   в определённой обработке, сведении разрозненных данных воедино. Сводка – особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического исследования. Статистическая   сводка  –   это   научно   организованная   обработка   материалов наблюдения,   включающая   в   себя   систематизацию,   группировку   данных,   составление таблиц, подсчёт групповых и общих итогов, расчёт производных показателей (средних, относительных величин). Она позволяет осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов. Сводка   представляет   собой   второй   этап   статистического   исследования.   Целью сводки является получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей,   отражающих   сущность   социально­экономических   явлений   и   определённые статистические закономерности. Проведение сводки включает 3 этапа:  Предварительный контроль материалов, т.е. проверку исходных данных;  Группировку   данных   по   заданным   признакам,   определение   производных показателей;  Оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации. Предварительный   контроль  включает   логическую   проверку   данных,   т.е.   исключение   «нелогичных»   данных   и смысловую   согласованность   сведений, арифметическую согласованность. На   основе   информации,   собранной   в   ходе   статистического   наблюдения,   как правило, нельзя непосредственно выявить и охарактеризовать закономерности социально­ экономических явлений, так как наблюдение дает сведения по каждой единице объекта. С их помощью нельзя сделать выводы в целом об объекте без предварительной обработки данных.   Поэтому   цель   следующего   этапа   статистического   исследования   состоит   в систематизации первичных данных и получении на этой основе сводной характеристики всего объекта при помощи обобщающих статистических показателей. 22 По глубине обработки материала сводка бывает простая и сложная.  Простой сводкой называется операция по подсчету общих итогов по совокупности 3.1.2. Виды сводки. единиц наблюдения. Сложная  сводка   представляет   собой   комплекс   операций,   включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов группировки и сводки в виде статистических таблиц.  По   форме   обработки   материала   сводка   бывает  децентрализованная  и централизованная. При  децентрализованной  сводке   разработка   материала   производится последовательными   этапами.   Пример:   отчеты   предприятий   сводятся   статистическими органами субъектов РФ, а уже итоги по региону поступают в Госкомстат России, и там определяются показатели в целом по народному хозяйству страны. При централизованной сводке весь материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала до конца.  По   технике   выполнения   статистическая   сводка   подразделяется   на механизированную и ручную. Механизированная сводка – это способ выполнения сводки статистических данных, при  котором  все  операции   осуществляются   с помощью  применения  ЭВМ.  При  ручной сводке все основные операции осуществляются вручную. 3.1.3. Программа статистической сводки. Статистическая сводка должна проводиться по определённой программе и плану. Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:  Выбор группировочных признаков,   Определение порядка формирования групп;  Разработка   системы   статистических   показателей   для характеристики групп и объекта в целом;  Разработка   макетов   статистических   таблиц   для   представления результатов сводки. План статистической сводки  содержит указания о последовательности и сроках выполнения   отдельных   частей   сводки,   её   исполнителях   и   порядке   изложения   и представления результатов. В   сводке   статистического   материала   отдельные   единицы   статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок. Тема 3.2. Метод группировок в статистике. Вопросы: 3.2.1. Значение метода группировок в статистике. 3.2.1. Виды статистических группировок. 3.2.3. Принципы построения статистических группировок. Изучив данную тему студент должен знать: ­ значение метода группировок в статистике; ­ виды статистических группировок; ­ Уметь;   ­ осуществлять группировку данных; 23 ­ определить вид представленной группировки; При изучении темы 3.2 необходимо:  Читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы, рекомендуемые в списке литературы.  Акцентировать   внимание   на   следующих   понятиях:  статистическая   группировка, группировочный признак, интервал группировки.  Выполнить практическую работу № 1 из рабочей тетради. 3.2.1. Значение метода группировок в статистике. Статистическая группировка —  это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам, каждая из них характеризуется системой  статистических   показателей.   Например,   группировка  предприятий   по   формам собственности,  группировка   населения   по   размеру   среднедушевого   дохода,  группировка коммерческих банков по сумме активов баланса и т.д. Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру   классов  и   групп,   образованных   на   основе   сходства   и   различия   единиц изучаемого   объекта.   Классификация   выступает   в   роли  своеобразного   статистического стандарта,   устанавливаемого   на   определенный   промежуток   времени,   например,   ЕГРПО, Общероссийский   классификатор   видов   экономической   деятельности,   продукции   и   услуг (ОКДП),  классификация основных  фондов в промышленном строительстве,  капитальных вложений, затрат на производство и др. Метод   статистических   группировок   позволяет  разрабатывать   первичный статистический материал. На  основе группировки рассчитываются сводные показатели  по группам, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения   взаимосвязей   между   признаками.   Расчет   сводных   показателей   в   целом   по совокупности позволяет изучить ее структуру. Кроме того, группировка создает основу для последующей сводки и анализа данных. Этим определяется роль группировок как научной основы сводки. По задачам систематизации данных: 3.2.2. Виды статистических группировок.  Типологические     группировки   предназначены   для   выявления   качественно однородных   групп   совокупностей,   т.е.   объектов,   близких   друг     к   другу одновременно по всем группировочным признакам. (Например, группировка предприятий по формам собственности).  Структурные   группировки   –   это   разделение   однородной   совокупности   на группы, характеризующие её структуру по определённому группировочному признаку. (Например, группировка рабочих цеха по квалификации).  Аналитические   группировки   предназначены   для   выявления   зависимости между   признаками.   (Например,   зависимость   урожайности   от   качества почв). По   числу   группировочных   признаков  различают   простые   (по   одному   признаку)   и сложные (по нескольким признакам – комбинированные и многомерные). Комбинированные  группировки   строятся   путём   разбивки   каждой   группы   на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками. Многомерные – строятся с помощью специальных алгоритмов. По используемой информации различают первичные и вторичные группировки. Первичные  группировки  производятся  на основе  исходных   данных,  полученных  в результате статистических наблюдений. 24 Вторичные – результат объединения или расщепления первичной группировки. 3.2.3. Принципы построения статистических группировок. Приемы проведения статистических группировок весьма разнообразны. Это связано с  различными   задачами,  которые   в  соответствии  с  целью   исследования   ставятся  перед группировками. Основные этапы построения группировки: 1. Выбор   группировочного   признака.   Группировочный   признак   –   признак,   по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. От правильного выбора   группировочного   признака   зависят   выводы,   которые   получают   в   результате статистического исследования. В качестве основания группировки следует использовать существенные признаки. 2.   Определение   числа   групп,   на   которые   следует   разбивать   совокупность.  При определении  количества   групп  необходимо   стремиться   к   тому,   чтобы   были   учтены особенности изучаемого явления. Поэтому количество групп должно быть оптимальным, в каждую группу должно входить достаточно большое число единиц совокупности, что отвечает  требованию закона больших  чисел.  Однако в отдельных  случаях представляют интерес   и   малочисленные   группы:   новое,   передовое,   пока   оно   не   станет   массовым, проявляется в незначительном числе фактов; поэтому задача статистики — выделить эти факты, изучить их.  Таким образом, при решении вопроса о численности  единиц в группах нужно   руководствоваться   не   формальными   признаками,   а   знанием   сущности   изучаемого явления. На количество выделяемых групп существенное влияние оказывает степень колеблемости группировочного   признака:   чем   она   больше,   тем   больше   следует   образовать   групп. Ориентировочно определить оптимальное количество  групп с равными интервалами можно по формуле американского ученого Стерджесса: ,31  gN 3221 n где N — число единиц совокупности.  Формула Стерджесса пригодна при условии, что распределение единиц совокупности по данному   признаку  приближается   к   нормальному,   и   при   этом   применяются   равные интервалы в группах. Чтобы получить группы,  адекватные действительности, необходимо руководствоваться сущностью изучаемого явления. 3.   Определение   интервала   группировки.  Интервал   —  количественное   значение, отделяющее  одну единицу (группу) от другой, т.е. он очерчивает количественные границы групп. Как правило, величина интервала представляет собой разность между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Вопрос о числе групп и величине интервала   следует   решать   с  учетом   множества   обстоятельств,   прежде   всего  исходя   из целей исследования, значения изучаемого признака и т.д. Интервалы могут быть равные и неравные.  Группировки   с  равными  интервалами   целесообразны  в   тех   случаях,   когда   вариация проявляется   в   сравнительно  узких   границах   и   распределение   является   практически равномерным (например, при группировке рабочих одной профессии по размеру заработной платы, посевов какой­либо культуры — по урожайности). Величина равного интервала:   h  , где R = xmax ­ xmin – размах вариации. R n Полученную величину округляют. И эта величина является шагом интервала.  Правила округления:  Если величина интервала представляет собой величину, имеющую один знак до запятой, то полученные значения округляют до десятых. 25  Если   величина   интервала   имеет   две   значащие   цифры   до   запятой,   и   несколько после запятой, то это значение округляют до целого.  Если величина интервала представляет трехзначное и т.д. число, то эту величину округляют до ближайшего числа, кратного 50 или 100. Неравные.   Применяются   в   статистике,   когда   значения   признака   варьируют неравномерно и в значительных размерах. При исследовании экономических явлений могут применяться  неравные  (прогрессивно возрастающие, прогрессивно убывающие) интервалы. Так, например, по численности работающих предприятия могут быть разбиты на следующие группы: до 100 человек, 100—200, 200—300, 300—500, 500—1000, 1000 и более человек. Это объясняется   тем,   что   количественные   изменения   размера   признака  имеют   неодинаковые значения в низших и высших по размеру признака группах: изменение количества работающих на 50—100 человек имеет существенное значение для мелких предприятий, а для крупных — не имеет. Прогрессивно возрастающие или убывающие в арифметической и геометрической  прогрессии: в арифметической прогрессии:  h i 1 h i a ,  а>0 – при прогрессивно возраст. в геометрической прогрессии:  h i    а<0 – при прогрессивно убыв. ,  q>1 – при прогрессивно возраст. 1 qh i   q<1– при прогрессивно убыв. Специализированные интервалы – интервалы, применяющиеся для выделения из  совокупности одних и тех же типов по одному и тому же признаку для явлений,  находящихся в различных условиях. Произвольные интервалы – интервалы, не относящиеся ни к одному из  вышеназванных. Группировка с произвольными интервалами может быть построена с  помощью коэффициента вариации  V %100 . (Для этого совокупность надо сначала   x упорядочить, затем объединять элементы в группу до тех пор, пока коэффициент вариации не станет равен 33%. Затем получившаяся группа исключается из рассмотрения и т.д.) Количество групп и величина интервала связаны между собой: чем больше образовано групп,   тем   меньше   интервал,   и   наоборот.   Количество   групп   зависит   от  числа  единиц исследуемого объекта и степени колеблемости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности  нельзя  образовывать   большое  число  групп,  так  как  группы   будут малочисленными. Интервалы групп могут быть закрытыми, когда указаны нижняя и верхняя границы, и открытыми,  когда   указана   лишь   одна   из   границ  (первый   или   последний   интервалы, величина которых принимается равной величине смежных с ними интервалов).  Тема 3.3. Ряды распределения в статистике. Вопросы: 3.3.1. Понятие и виды рядов распределения 3.2.2. Графическое изображение рядов распределения. Изучив данную тему студент должен знать: ­ принципы построения и виды рядов распределения в статистике; ­ способы   графического   изображения   рядов   распределения; Уметь;   ­ построить   ряд   распределения,   представить   его   графическое   изображение   и 26 произвести анализ полученных результатов. При изучении темы 3.3 необходимо:  Читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы, рекомендуемые в списке литературы.  Акцентировать   внимание   на   следующих   понятиях:  ряд   распределения,   виды   рядов распределения, полигон и гистограмма. Статистический ряд распределения – это упорядоченное распределение единиц  3.3.1. Понятие и виды рядов распределения совокупности на группы по определенному варьирующему признаку. В зависимости от  признака, положенного в основу образования ряда, различают: атрибутивные   ряды   распределения   ­   ряды   распределения   построенные   по вариационные   ряды   распределения   ­   ряды   распределения   построенные   по   качественным признакам. количественному признаку. Любой вариационный ряд состоит из следующих элементов: варианта – отдельное значение признака; частота – численность отдельных вариант. частость – частота, выраженная в долях единицы или в процентах к итогу.    Различают дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. В случае  дискретной вариации величина количественного признака принимает только целые  значения. 3.2.2. Графическое изображение рядов распределения. Удобнее   всего   ряды   распределения   анализировать   при   помощи   их   графического изображения. Наглядное представление о характере изменения частот вариационного ряда дают полигон и гистограмма. Полигон  используется для изображения дискретного ряда распределения. Для его построения в ПСК по оси абсцисс откладывают значения варьирующего признака, а по оси ординат   –   величину   частот.   Полученные   на   пересечении   точки   соединяют   прямыми, получается ломаная, называемая полигоном. Гистограмма  применяется для  изображения  интервального  вариационного  ряда. По   оси   абсцисс   откладывается   величины   интервалов,   а   частоты   изображаются прямоугольниками, построенными на соответствующих интервалах. В результате получаем гистограмму. Гистограмма может быть преобразована в полигон распределения, если найти середины сторон прямоугольников и затем эти точки соединить прямыми линиями. Для графического изображения вариационного ряда можно использовать кумуляту и огиву. При помощи кумуляты (кривая сумм) изображается ряд накопленных частот. При построении  кумуляты  по оси абсцисс откладываются варианты ряда, по оси ординат – накопленные   частоты.   Если   при   графическом   изображении   вариационного   ряда   в   виде кумуляты оси поменять местами, то получится огива. 27 Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных. Общие сведения Цель изучения:  познакомиться со способами наглядного представления статистических данных: статистическими таблицами и графиками Студент должен; ­ Тема 4.1. Способы наглядного представления статистических данных. Виды таблиц.  Правила построения таблиц в статистик и их анализ.   Графические способы изображения статистических данных Вопросы: 4.1.1. Понятие статистической таблицы. 4.1.2. 4.1.3. 4.1.4. Изучив данную тему студент должен : Знать; ­ элементы, виды и правила построения таблиц и графиков в статистике. Уметь:    разработать макет таблицы;  графически изобразить статистические данные;  анализировать данные, представленные в виде таблиц и графиков. При изучении темы 4.1 необходимо:  Читать учебное пособие по курсу «Статистика»; так же при изучении темы вы можете  использовать интернет­ресурсы, рекомендуемые в списке литературы.  Акцентировать внимание на следующих понятиях: статистическая таблица, виды таблиц и   графиков,   основные   элементы   статистических   таблиц   и   графиков,   правила   их построения.  Выполнить практическую работу № 2 из рабочей тетради. Для самооценки раздела 4 необходимо ответить на вопросы теста. 4.1.1. Понятие статистической таблицы. Результаты   сводки   и   группировки   материалов   статистического   наблюдения,   как, правило, излагаются в виде таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой статистического материала.

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"

Учебное пособие по дисциплине "Статистика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018