Ивочкина Ольга Зиновьевна
Класс:
3
Учебный
предмет: Русский язык
Тема
урока: «Словосочетание»
Цель:
развитие умения устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса
от данного слова к другому, формирование
понятия
“словосочетание” на основе усвоения его существенных признаков (словосочетание
– это два слова, связанных по смыслу, из
которых
одно зависит от другого).
Планируемые
результаты:
Личностные
· формировать
мотивацию (ради чего осуществляется деятельность?).
Регулятивные
· понимать
и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
· оценивать
достаточность и достоверность информации;
· формировать
умение в целеполагании, планировании, прогнозировании, контроле, оценке.
Познавательные
· различать
словосочетание и предложение;
· выделять
словосочетание в предложении;
· устанавливать
связь между словами в словосочетании и предложении.
Логические
· анализ и
синтез объекта с целью подведения под понятия.
Коммуникативные
· развитие
монологической, диалогической форм речи;
· умение
учитывать позиции одноклассников;
· проявлять
интерес к русскому языку;
· осознавать
себя частью учебного коллектива.
Тип
урока: изучение нового материала.
|
№ п/п |
Этапы урока Мотивация |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (метапредметные) |
Электронные средства обучения, дидактические материалы, оборудование |
|
|
|
|
|
|
|
Основные требования:
Организация учебной деятельности на уроке ОНЗ
|
Этап урока, продолжительность |
Цель этапа |
Функции учителя как координатора учебной деятельности |
Методические приемы |
Формируемые УУД |
|
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, 1 – 2 минуты |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Происходит осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Учитель организует мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 2) создает условия для актуализирования требований к ученику со стороны учебной деятельности и для установки тематических рамок («надо», «могу»). Результат этапа - положительная мотивация каждого учащегося. |
Приемы мотивации: · Словесная поддержка учителя · Обсуждение пословицы, поговорки, цитаты · Обсуждение практической значимости нового знания · Введение сказочных персонажей (в 1 классе) · Связь с учебным содержанием предыдущих уроков ФОПД: фронтальная Ключевые слова: Знаю, что значит уметь учиться. Хочу учиться. Могу учиться. Зачем мне надо учиться. |
Личностные (самоопределение, смыслообразование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками), регулятивные (волевая саморегуляция) |
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии, 5 – 7 минут |
Подготовка мышления и организация осознания потребности к построению нового способа действия |
Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения (затруднение - невозможность получить запланированный результат). Учитель организует: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций; 3) фиксацию актуализированных способов действий в речи и в знаках (эталоны); 4) обобщение актуализированных способов действий; 5) мотивирование обучающихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление; 6) самостоятельное выполнение обучающимися пробного учебного действия); 7) фиксацию обучающимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании (затруднение – это фиксация невозможности получить запланированный результат). Результат этапа - осознание каждым обучающимся временной невозможности выполнения пробного действия. |
Алгоритм отбора учебного содержания: · определение логики построения нового знания; · отбор понятий и способов действия, которые будут использоваться учащимися при построении нового знания; · подбор заданий на отобранные понятия и способы действия. Задания должны помочь избежать побочных затруднений при выполнении пробного действия и тренировать необходимые для открытия нового знания мыслительные операции; · минимизация количества заданий за счет многофункциональных заданий и/или использования заданий из домашней работы. Возможное построение диалога при фиксации затруднения: - У кого нет ответа? - Что вы не смогли сделать? - У кого есть ответ? - Обоснуйте свой ответ. Покажите эталон, которым вы пользовались. ФОПД: фронтальная, индивидуальная Ключевые слова: Актуализация необходимых знаний и умений. Обобщение знаний и умений. Пробное учебное действие. Фиксация затруднения. |
Познавательные (общеучебные – структурирование знаний, использование знаково – символических средств, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов), регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) |
|
III. Выявление места и причины затруднения, 3 – 4 минуты |
Выявление и фиксация места и причины затруднения |
Выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение. Учитель: 1. создает условия для соотнесения обучающимися своих действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.); 2. организует беседу по выявлению и фиксации обучающимися во внешней речи причины затруднения (конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще). Результат этапа - осознание каждым учащимся причины своего затруднения. |
Возможное построение диалога: - Какое задание вы выполняли? - Чем оно отличается от других? - Где возникло затруднение? - Почему вы не смогли выполнить задание? ФОПД: фронтальная Ключевые слова: Перестаю действовать – начинаю думать. Что я делал, какие знания применял? Где возникло затруднение (место)? Почему оно возникло (причина)? |
Познавательные (общеучебные – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, постановка и решение проблемы) |
|
IV. Построение проекта выхода из затруднения, 4 – 6 минут |
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации |
Учитель организует беседу по уточнению темы урока и определению цели урока как устранению возникшего затруднения; обучающиеся под руководством учителя строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. В коммуникативной форме определяется, какие средства потребуются (алгоритмы, модели, справочники и т.п.), какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Результат этапа - план действий выхода из затруднения. |
Формулирование двух целей (узнать, научиться). Составление плана по вопросам учителя, восстановление деформированного плана и т.п. Использование различных видов диалога (подводящий, побуждающий, мозговой штурм и т.п.). ФОПД: фронтальная, групповая. Ключевые слова: Какое знание строю, чему я учусь (цель)? Как я строю новое знание и с помощью чего (выбор способа и средств)? План построения нового знания. |
Познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково – символических средств, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий), регулятивные (целеполагание, планирование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками) |
|
V. Реализация построенного проекта, 5 – 8 минут |
Построение и фиксация нового знания |
Осуществляется реализация построенного проекта в соответствии с планом. Уточняется общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). Учитель организует: 1) обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися, и выбор оптимального варианта (фиксация нового способа действия в речи и в знаках с помощью эталона); 2) решение исходной задачи, вызвавшей затруднение, на основе построенного способа действий (фиксация преодоления возникшего ранее затруднения). Результат этапа - фиксация решения поставленной учебной задачи, речевая и знаковая фиксация нового знания (эталон). |
Повторение правил работы в группе. Представление результатов групповой работы. При необходимости - сопоставление полученных результатов с информацией в учебнике. Составление алгоритма (эталона). Повторное выполнение пробного действия ФОПД: групповая, фронтальная. Ключевые слова: Реализация проекта. Фиксация нового знания. Решение задачи, вызвавшей затруднение. |
Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, логические – построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера), регулятивные (планирование), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками) |
|
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи, 4 – 5 минут |
Применение нового знания в типовых заданиях |
Учитель организует работу по решению обучающимися типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Результат этапа – усвоение обучающимися нового способа действий при решении данного типа задач. |
«Цепочки», игровые ситуации, соревнования и т.п. ФОПД: фронтальная, парная, групповая Ключевые слова: Решение типовых заданий на новое знание. Проговаривание во внешней речи всеми учащимися. |
Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – построение логической цепи рассуждений, доказательство), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнера), регулятивные (саморегуляция) |
|
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, 3 – 5 минут |
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях |
Учитель организует: 1. самостоятельную работу обучающихся по решению заданий нового типа; 2. самопроверку выполненной работы на основе пошагового сравнения с эталоном; 3. рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий. Результат этапа - организация для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Письменная работа небольшого объема узкой типовой направленности (проверка каждым учащимся освоения базового уровня). Продумывание диалога для вербального сопоставления учащимися решения самостоятельной работы с эталоном для самопроверки). ФОПД: индивидуальная. Ключевые слова: Решение типовых заданий. Реализация способа действия, соотнесенная с эталоном. Коррекция ошибок. Ситуация успеха. |
Познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, доказательство), регулятивные (контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) |
|
VIII. Включение в систему знаний и повторение, 5 – 8 минут |
Включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса |
Выявляются возможности применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учитель организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Результат этапа – выявление типов заданий, при решении которых используется новый способ действия. |
Выбор заданий учащимися, включение элементов проектирования, игровые ситуации. ФОПД: парная, групповая. Ключевые слова: Границы применимости нового знания. |
Личностные (нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания), познавательные (общеучебные – моделирование, преобразование модели, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей), регулятивные (прогнозирование), коммуникативные (постановка вопросов) |
|
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке, 2 - 3 минуты |
Самооценка работы на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Учитель организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке. Результат этапа – осознание обучающимися результатов собственной деятельности на уроке и способов ее совершенствования. |
Последовательность этапа: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке с использованием: 1. сигнальных карточек (цвет); 2. ранжирования (шкала, лесенка успеха); 3. карточек рефлексии (листов самооценки); - фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности; - обсуждение и запись дифференцированного домашнего задания (отдельно для детей с ошибками в самостоятельной работе, по выбору, творческое задание, задание повышенной трудности, с целью пропедевтики или актуализации знаний на следующем уроке). ФОПД: индивидуальная, фронтальная. Ключевые слова: Фиксация нового содержания. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка деятельности. |
Личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция) |
2.4. Схема анализа урока открытия нового знания
|
№ |
Этап урока |
Структурные компоненты этапа |
Требования к этапу |
|
1 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
1. Включение детей в деятельность. 2. Выделение содержательной области |
1. Проверка готовности учащихся к учебной деятельности 2. Создание мотивирующей ситуации |
|
2 |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. |
1. Соответствие заданий содержательной установке урока 2. Свободное владение обучающимися предложенным содержанием 3. Выявление причин ошибок 4. Организация индивидуальной деятельности обучающихся при выполнении пробного действия 5. Фиксирование запланированного затруднения обучающимися |
|
3 |
Выявление места и причины затруднения |
Фиксирование во внешней речи: 1) где и почему возникло затруднение; 2) темы и цели урока. |
1. Самостоятельное выявление обучающимися места и причины затруднения 2. Выявление существенного признака нового алгоритма (понятия) 3. Выполнение учителем роли организатора коммуникации 4. Формулирование темы и цели урока |
|
4 5 |
Построение
проекта выхода из затруднения. |
1. Выбор детьми метода решения учебной задачи. 2. Решение детьми учебной задачи с помощью выбранного метода. 3. Фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково. |
1. Самостоятельный выбор обучающимися метода решения проблемы 2. Самостоятельное решение обучающимися проблемы 3. Выполнение учителем роли организатора коммуникации 4. Четкое фиксирование нового способа действий (устно и в виде эталона) 5. Решение задания, вызвавшего затруднение при выполнении пробного действия |
|
6 |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий. 2. Проговаривание способа решения во внешней речи. |
1. Выполнение типовых заданий (заданий данного типа) 2. Контроль учителя за речью обучающихся |
|
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий. 2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка. |
1. Самопроверка выполненной работы обучающимися по образцу (эталону) 2. Успешность выполнения самостоятельной работы 3. Коррекция знаний обучающихся, допустивших ошибки в самостоятельной работе 4. Рефлексия деятельности по применению нового способа действий |
|
8 |
Включение в систему знаний и повторение |
1. Включение нового знания в систему знаний. 2. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. |
1. Включение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученным 2. Включение заданий на повторение 3. Включение пропедевтических заданий |
|
9 |
Рефлексия учебной деятельности |
1. Рефлексия деятельности на уроке. (Что нового узнали? Каким способом?) 2. Самооценка детьми собственной деятельности. |
1. Организация повторения полученного на уроке нового знания 2. Самооценка обучающимися деятельности на уроке 3. Эмоциональное и психофизиологическое состояние обучающихся 4.Дифференцированное домашнее задание |
Заключение
Организация урока ОНЗ в ТДМ обучения предоставляет возможность младшим школьникам научиться понимать и оценивать информацию, анализировать ее на основе системы теоретических знаний; приобрести навыки к применению этих знаний в нестандартных условиях; принимать решения на основе проведенного анализа.
Обучающиеся смогут скорректировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, вести самоанализ выполняемой деятельности и адекватно себя оценить.
Осуществление урочной деятельности с использованием ТДМ должно носить систематический характер, что требует от учителя переосмысления собственного взгляда на организацию образовательного процесса. Существенно меняется подход к проектированию урока.
Для успешной реализации ТДМ необходимо соблюдать ряд условий.
1. Овладение учителем технологией деятельностного метода обучения (знание типологии уроков в ТДМ, структуры уроков, приемов и способов организации учебной деятельности), профессиональное самосовершенствование. Важным является умение учителя структурировать содержание урока: на каком материале будет организована проектная деятельность, какие понятия для этого необходимо ввести, какие выводы можно будет извлечь из полученного знания и т.п.
2. Учитель выполняет две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель, он выбирает способы и средства обучения, организует процесс познания, задает вопросы и предлагает задания. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, однако его основная задача – научить детей учиться, то есть не давать знания в готовом виде.
3. Наличие системы мониторинга результатов обучения: комплексный мониторинг личностных, метапредметных и предметных результатов (тестирование; пакет практических заданий для индивидуальной и групповой работы на предметном и метапредметном уровнях; наблюдение; анкетирование родителей и учителей; самооценка; психологическое исследование).
Структура и содержание занятия
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания каждого этапа |
Используемые методы и приемы |
Формы организации деятельности |
|
I этап:Оргмомент Цель: создание психологического микроклимата, настрой учащихся на урок.
|
|
Подготовка учебных принадлежностей к уроку. |
|||
|
IIэтап: Целеполагание мотивация Цель: определение и самостоятельное формулирование темы. |
Анализ оценки чистописания с прошлого урока.
Организует работу с иллюстрациями предметов, отображённых на интерактивной доске.
Просит сформулировать тему урока. |
Делают анализ оценивания учителем чистописания с прошлого урока. Озвучивают. Пишут чистописание, устанавливают критерии оценивания, анализируют, ставят оценку. Озвучивают.
Формулируют тему урока. |
Выполнение задания по чистописанию с применением приёма «Райтинг».
Показ иллюстраций с изображением предметов: ворона, горох, белка, рука, кот, сельдь, лапша, лужа, калоша.
Вспомнить фразеологизмы с этими словами. Запись одного устойчивого выражения, определение падежа данного существительного.
|
Практический. Словесный. Приём «Райтинг». ИКТ |
Фронтальная. Индивидуальная. |
|
IIIэтап:Актуализация знаний Цель:Определение уровня готовности к восприятию нового материала.
|
Активизация полученных знаний по употреблению фразеологизмов в речи. |
Вспоминают известные устойчивые выражения.
Записывают в тетрадь составленные предложения. |
Обращение внимания детей на выставку иллюстраций. Вспомнить известные фразеологизмы.
Составить и записать с одним из них предложение. |
Практический. Наглядный. Творческий. |
Самостоятельная работа. |
|
IVэтап:Первичное усвоение знаний Цель: Формирование умения использовать самостоятельно найденную информацию. Использовать ранее полученные знания. |
Организация работы учащихся с материалом домашнего задания.
Организация физминутки. |
Читают друг другу в парах приготовленные дома фразеологизмы со словом НОС.
Выполняют упражнения, предложенные в тексте физминутки. |
Объяснение друг другу значений устойчивых выражений. |
Словесный. |
Работа в паре. |
|
Vэтап:Первичное закрепление изученного материала. |
Организация самостоятельной работы с карточкой. |
Читают задание. Планируют действия. Устанавливают критерии оценивания. Выполняют задание. Анализируют, оценивают. Озвучивают самооценку. |
Прочесть фразеологизмы со словом НОС, предложенные учителем. Отметить те, значения которых непонятны. Выяснить значения фразеологизмов, используя Фразеологический словарь. Определить падеж слова НОС во всех устойчивых выражениях. Спрогнозировать оценку. Выполнить задание. Оценить свою работу. Озвучить самооценку. |
Практический. Применение новых знаний. Приём «Прогностическая оценка». |
Индивидуальная Фронтальная работа. |
|
VI этап: Рефлексия Цель: Формулирование оценочных выводов и обобщений. |
Организация работы с интерактивной доской.
Предлагает детям ответить на вопрос.
Предлагает учащимся заполнить лист самооценки. |
Отвечают на вопросы викторины «В гости к фразеологизмам, которые живут в сказках».
Отвечают на заданный вопрос.
Заполнение листа самооценки. |
-Узнать из какой сказки фразеологизм. -Заменить фразу устойчивым оборотом. -Закончить данный фразеологизм. -Узнай фразеологизм в названии сказки. -Отыщи фразеологический оборот, который совпадает с названием предмета из сказки.
Вопрос учителя: Зачем нам нужны фразеологизмы?
Лист самооценки. На уроке я работал активно пассивно Своей работой я доволен недоволен Урок для меня показался коротким длинным За урок я не устал устал Мое настроение стало лучше стало хуже Материал урока мне был понятен непонятен Домашнее задание мне кажется легким интересным трудным не интересным |
Применение полученных ранее знаний. Практический. |
Фронтальная. Игра. Индивидуальная. |
|
VIIэтап:Подведение итогов. Цель: Обобщение знаний по изученному материалу. |
Уточняет, над какой темой работали на уроке, что нового для себя узнали.
Объясняет домашнее задание. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.