Цели:
- учить моделировать различные ситуации поведения;
- учить правильно определять направления движения;
- учить пользоваться понятиями «вперёд», «назад», «вправо», «влево» по отношению к своему собеседнику;
- учить анализировать представленный материал и делать выводы.
Оборудование
Для каждого ребёнка листок в клеточку, в центре которого нарисован круг, мячик, колобок.
КОНСПЕКТЫ
Окружающий мир
Урок 7.
Тема: Учимся определять направления (Дополнительный материал)
Цели:
учить моделировать различные ситуации поведения;
учить правильно определять направления движения;
учить пользоваться понятиями «вперёд», «назад», «вправо», «влево» по отношению к своему собеседнику;
учить анализировать представленный материал и делать выводы.
Оборудование
Для каждого ребёнка листок в клеточку, в центре которого нарисован круг, мячик, колобок.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУДΙ
. Актуализация
знаний
Вспомните ключевые слова прошлого урока окружающего мира.
( СПРАВА, СЛЕВА, ПОСЕРЕДИНЕ, ЗА, ПЕРЕД)
Для чего в жизни они нам нужны?
У вас на столах лежат листочки. Что нарисовано на них? (Круг.)
Возьмите простой карандаш. Выполняйте задание. Нарисуйте
справа от кружка квадрат, слева от кружка треугольник, над
кружком цифру 2, под кружком цифру 3. 1 2
Проверка. Учитель вывешивает на доске рисунок. Дети сверяют с
рисунком в тетради.
2
3
Какие понятия вам помогли правильно нарисовать рисунок? 4
Почему у всех получились одинаковые рисунки?
Познавательные УУД
1. Формируем
умение
извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текста;
2.
Формируем
умение
представлять информацию в
виде схемы;
3. Формируем умение выявлять
сущность
особенности
объектов;
4. Формируем умение на основе
анализа объектов делать
выводы.
5.
Формируем
установления аналогий;
6. Формируем умение обобщать
и классифицировать
по
признакам;
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и
понимать других;
2. Формируем умение строить
в
речевое
умение
высказываниеПостановка
ΙΙ
.
учебной
проблемы.
Совместное
открытие
знаний.
Учитель вызывает двух учеников к доске. Одного просит встать
около двери (Антон), другого около окна (Саша). Учитель стоит
посередине класса.
Антон и Саша подойдите и встаньте справа от меня.
Почему мальчики встали с разных сторон?
С героем нашего учебника Мишей тоже приключилась подобная
ситуация. Откройте учебники на с.30.
Найдите текст вверху страницы.
Какое слово помогло нам сориентироваться?
Прочитайте. (Или читает учитель.)
Почему же Миша не понял, где ждать ему друга? 4 2
Попробуйте показать их место встречи.
Дети вместе с учителем приходят к выводу, что место встречи
показать нельзя, т.к. мы не знаем, по какой дорожке пойдёт
Миша, а по какой Петя.
От чего же может зависеть направления «вправо», «влево»?
Предположения детей.
Давайте проверим наши предположения. Где мы можем проверить,
кто прав? 1
Прочитаем вывод в оранжевой рамке.
Формируем
Формируем
соответствии с поставленными
задачами;
3.
умение
оформлять свои мысли в устной
форме;
4.
умение
совместно договариваться о
правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД
1.
Формирование умения
учиться определять цель
деятельности на уроке;
2.
умение
Формируем
определять успешность своего
задания в диалоге с учителем;
Личностные УУД
1. Формирование умение
определять и высказыватьсамые простые общие для всех
людей правила
Духовнонравственное
развитие и воспитание.
1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО
ЧУВСТВА,
ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И
ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ
ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ
2.
ГРАЖДАНСКОПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
3.
СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ
4.
ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ТРУДОЛЮБИЯ,
ЖИЗНИ
5.
6.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
. Применение
ΙΙΙ
нового знания.
Посмотрите на картинку с. 31.
1. Покажите на рисунке левую и правую руку каждого из ребят.
Дети рассматривают картинку: показывают правую и левую
руку каждого ребёнка. Можно около руки написать буквы «л» и
«п».
Затем дети определяют, что находится спереди и сзади, слева
и справа от каждого ребёнка.
Учитель показывает мячик.
2. Можно ли сказать, что у мяча чтото «спереди», «сзади»,
«слева», «справа»? Почему? (Потому что мяч круглый, у него все
бока одинаковые)
Учитель показывает колобок (Сшитый из ткани или куклу из
кукольного театра)
- Можно ли сказать, что у колобка «спереди», «сзади», «слева»,
«справа»? Почему? 4
3. Когда мы можем различить правую и левую стороны тела?
Ребята погуляли на улице, поиграли в футбол и пошли домой. По
изобразительному искусству им было задание – нарисовать рисунок
с натуры. Аня предложила выполнить задание всем вместе и
нарисовать её любимую кошку Муську.
Посмотрите на картинку на с. 32.
Где сидит Аня? Давайте дадим имена всем детям.
Вверху рисунки, которые дети уже нарисовали. Догадайтесь,
какой портрет кошки нарисовал каждый из ребят. 4
4. Когда рисунки были готовы домой пришёл дедушка Ани и два
её брата. Они рассказали ребятам, что были в зоопарке.
Посмотрите на нижний рисунок. Почему на правом рисунке люди
оказались за решёткой?
Физкультминутка.Ι
V . Итог урока
Чему мы сегодня учились?
Для чего человеку необходимо учиться определять направления?
Чем вам поможет в жизни сегодняшний урок?
Что у вас получилось лучше всего?
В чём испытали затруднения?
Как бы оценили своё настроение после урока?
Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.
ТООУ
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.
Ι
. Актуализация знаний
Отметить учеников, которые правильно выполнили рисунок.
ΙΙ
. Открытие нового знания
1. Работа в учебнике
. Применение нового знания
Отметить ученика, сделавшего правильный вывод.
ΙΙΙ
Отметить учеников, которые правильно выполнили задание учебника с.32;
Отметить учеников, которые участвовали в игре.
Отметить ученика, сделавшего правильный вывод.
Урок 8.
Тема: Учимся определять верх и низ
Цели:
учить моделировать и оценивать различные жизненные ситуации использования слов, показывающих направление;
формируем умение ориентироваться в пространстве;
учить анализировать представленный материал и делать выводы.Оборудование
Игрушки, текст стихотворения «Весёлые чижи».
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний
Ход урока
1. Давайте вспомним, чему мы учились на прошлом уроке?
Учитель вызывает ученика, просит его остаться около своей парты.
Расскажи, что находиться справа от тебя.
Ученик описывает предметы.
Второго ученика учитель вызывает к доске.
Расскажи, что находиться справа от тебя.
Вопросы к ученику, выполнявшему задание (начало формирования алгоритма
самооценки):
Что тебе нужно было сделать?
Удалось тебе выполнить задание?
Ты ответил правильно или были недочёты?
Ты ответил всё сам или с чьейто помощью?
Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.
Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою
работу.
Почему задание я даю одинаковое, а ученики поразному описывают
предметы?
2. Давайте вспомним вчерашнюю картинку. 1
2
Постановка
ΙΙ
.
учебной
проблемы.
Совместное
открытие
знаний.
Цифра два находится над кругом. Как можно сказать по другому?
(Цифра два находится выше круга) 2
Где находится цифра 3. (Под кругом или ниже круга)
Встаньте. Если нам нужно дотянуться до потолка, куда мы поднимем
руку? (Вверх) Поднимите.
А если достать до пола? (Опустим руку вниз)
Формирование УУД
Познавательные УУД
Формируем умение
сущность
1. Формируем умение
извлекать информацию из
схем, иллюстраций;
2. Формируем умение
представлять информацию
в виде схемы;
3.
выявлять
особенности объектов;
4. Формируем умение на
основе анализа объектов
делать выводы.
5.
установления аналогий;
6.
обобщать
классифицировать
признакам;
Формируем умение
и
по
Формируем умение
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение
слушать и понимать
других;
2.
строить
Формируем умение
речевое. Применение
ΙΙΙ
нового знания
Как вы думаете, какими понятиями мы будем учиться пользоваться
сегодня на уроке? (Верх и низ) 1
Откройте учебники на с.34. Рассмотрите рисунок.
Что делают Лена и Миша?
Как вы думаете, каким образом дети могли оказаться на воздушном
шаре?
Какие предметы находятся ниже воздушного шара?
А какие выше?
Куда поднимается воздушный шар?
Куда падают капли дождя?
Какие вы использовали слова, чтобы ответить на эти вопросы? 4
Какова же тема сегодняшнего урока?
Прочитайте её в учебнике.
Когда нам необходимы слова «верх» и «низ»?
Прочитайте вывод на с.34.
1. Миша с Леной путешествовали на воздушном шаре очень долго
и увидели необычный дом. Посмотрите на с. 35.
Почему дом необычный? (В нём живут звери.)
Выполняем задание на с.35.
2. Посмотрите на рисунки внизу.
Что на них нарисовано?
Расскажите, где у каждого предмета верх, а где низ.
Как вы думаете, у каждого предмета есть верх и низ?4
Вывод: у большинства предметов есть верх и них.
3. Миша с Леной вернулись домой. Давайте посмотрим, что
произошло. Откройте рабочие тетради на с. 10. № 1. 5
Товарищ зовёт Мишу во двор. Куда смотрит товарищ?
Посмотрите на рисунок рядом.
На какой балкон выйдет Миша?
Как вы догадались? Нарисуйте Мишу.
Куда смотрит Миша?
4. Выполнение задания № 2 с.10 4
в
с
высказывание
соответствии
поставленными задачами;
3.
Формируем умение
оформлять свои мысли в
устной форме;
4. Формируем умение
совместно договариваться
о правилах общения и
поведения.
Регулятивные УУД
1. Формирование умения
учиться определять цель
деятельности на уроке;
2.
Формируем умение
определять успешность
своего задания в диалоге с
учителем;
Личностные УУД
1. Формирование
умение определять и
высказывать самые
простые общие для всех
людей правила
Духовнонравственное
развитие и
воспитание.
1. ВОСПИТАНИЕ
НРАВСТВЕННОГО
ЧУВСТВА,
ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И
ГОТОВНОСТИ
СОВЕРШАТЬ
ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ
ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ
2.
ГРАЖДАНСКО
ВОСПИТАНИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
3.
ТРУДОЛЮБИЯ,
ПОЗНАНИЮ
4.
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО
СПОСОБНОСТИ К
ОБРАЗА ЖИЗНИ
5.
ВОСПИТАНИЕ
6.
ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
А теперь задание для самых внимательных. Стр.36 учебника. Покажите
первый ряд рисунков. 2
Кто изображён на первом рисунке? (Мексиканец едет на мопеде).
Покажите второй ряд рисунков. Как вы думаете, где мексиканец на
рисунке второго ряда? Почему вы так решили? Что он делает?
Аналогично обсуждается каждый рисунок
5. Посмотрите на предметы на моём столе.
Учитель демонстрирует детям различные предметы: пирамида,
кукла и.т.
Определите, где верх и низ у этих предметов.
Как мы определяем, где верх, а где низ? 4
Проверяем свои предположения, читаем вывод на с. 36.
6. Слышу какоето щебетание. Кто летит к нам в гости. Послушайте
стихотворение.
Веселые чижи.
Жили в квартире
Сорок четыре,
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чижсудомойка,
Чижполомойка,
Чижогородник,
Чижводовоз,
Чиж за кухарку,
Чиж за хозяйку,
Чиж на посылках,
Чижтрубочист.
Печку топили,Кашу варили,
Сорок четыре
Веселых чижа:
Чиж с поварёшкой,
Чиж с кочерёжкой,
Чиж с коромыслом,
Чиж с решетом,
Чиж накрывает,
Чиж созывает,
Чиж разливает,
Чиж раздаёт.
Кончив работу,
Шли на охоту
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на медведя,
Чиж на лисицу,
Чиж на тетерку,
Чиж на ежа,
Чиж на индюшку,
Чиж на кукушку,
Чиж на лягушку,
Чиж на ужа.
После охоты
Брались за ноты
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Дружно играли:
Чиж на рояле,
Чиж на цимбале,Чиж на трубе,
Чиж на тромбоне,
Чиж на гармони,
Чиж на гребёнке,
Чиж на губе!
Ездили всем домом
К зябликам знакомым
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на трамвае,
Чиж на моторе,
Чиж на телеге,
Чиж на возу,
Чиж в таратайке,
Чиж на запятках,
Чиж на оглобле,
Чиж на дуге!
Спать захотели,
Стелят постели,
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж на кровати,
Чиж на диване,
Чиж на корзине,
Чиж на скамье,
Чиж на коробке,
Чиж на катушке,
Чиж на бумажке,
Чиж на полу.Лежа в постели,
Дружно свистели
Сорок четыре
Весёлых чижа:
Чиж трититити,
Чиж тирлитирли,
Чиж дилидили,
Чиж титити,
Чиж тикитики,
Чиж тикирики,
Чиж тютилюти,
Чиж тютютю!
на
чиж
Даниил Хармс
Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению в рабочей
тетради на с.11 № 3. 1
Чижи, каких профессий сидят на дереве? (Чижсудомойка,чиж
огородник,
посылках,
чижтрубочист).
Разместите на дереве двух весёлых чижей – чижаповара и чижа
дворника. Внимательно прочитайте задание.
Дети
задание.
Вопросы к ученику, выполнявшему задание (начало формирования алгоритма
самооценки):
Что тебе нужно было сделать?
Удалось тебе выполнить задание?
Ты ответил правильно или были недочёты?
Ты ответил всё сам или с чьейто помощью?
Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.
Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою
работу.
самостоятельно
выполняют
ТООУΙ
V. Итог урока
Какие выводы мы сегодня сделали на уроке?
Какие задания понравились?
Какие вызвали затруднения?
С каким настроением вы уходите с урока?
Отметьте своё настроение в дневнике.
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся.
Ι
. Актуализация знаний
Отметить учеников, отвечавших у доски;
ΙΙ
. Открытие нового знания
ТООУ
Отметить учеников, сделавших правильные выводы.
ΙΙΙ
. Применение нового знания
1. Работа в учебнике
Отметить учеников, которые правильно соотнесли рисунки первого и второго ряда в задании на с.38;
Отметить учеников, которые правильно разместили на дереве двух весёлых чижей.