Понимание текста – процесс творческий.
«Всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни устные высказывания о себе не дадут того представления о мире, какое даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!» – так писал Игорь Золотусский в своей книге «Час выбора»[5]. Нельзя не согласиться с такими раздумьями критика.
Каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, бережного отношения. Исследуя текст, мы опираемся не только на знания, логику, ум, память, но и откликаемся всей душой на его содержание.
От наших успехов в восприятии, в понимании текста при чтении зависят и результаты в области орфографии и пунктуации, правильность, точность, богатство и выразительность нашей устной и письменной речи.
Анализируя текст, дети определяют тему, основную мысль рассказа. Выписывают ключевые слова и художественно - изобразительные средства, вступают в «диалог» с автором и делают правильные выводы.
Презентация Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках словесности.ppt
Учитель - профессия дальнего действия
Духовно-
нравственное
воспитание на
уроках русского
языка и
литературы в
рамках реализации
Автор:
ФГОС
Т.М.Инякина, почётный
работник общего
образования, учитель
высшей категории МБОУ
«Горельская СОШ»
Тамбовского района
Тамбовской области
Учитель - профессия дальнего действия
«Нравственность, имеющая своим источником духовность,
не просто формируется, она воспитывается с малых лет…
и таланты
готовить
Из Послания Президента РФ
Федеральному собранию
Школа призвана создавать гражданина
и воспитывать патриота, раскрывать
молодых
способности
россиян,
их к жизни
в высокотехнологичном конкурентном
мире.
системно,
последовательно и глубоко ценности
могут воспитываться всем укладом
школьной жизни. Школьный возраст
наиболее
для
эмоционально-ценностного, духовно-
восприимчив
Наиболее
Учитель - профессия дальнего действия
СТРОКИ ИЗ
ИНТЕРНЕТА
«Будущее любой страны решается за
школьной партой. Если с этих позиций
взглянуть на будущее России, то можно
прийти к выводу, что оно весьма печально,
так как сегодня из большинства школ ушла
веками создаваемая система духовно-
нравственного образования и воспитания.
Духовно-нравственный запас, оставленный
нашими предками, почти исчерпан».
«Современный
учитель-словесник
работает в условиях сокрушительного
духовного и нравственного слома. Всё
исконное, народное, традиционное теряет
силу примера, в том числе "великий и
могучий" русский язык. Рушатся языковые
нормы, жаргон звучит там, куда раньше
Учитель - профессия дальнего действия
«Воспитание
любви к
родному краю и
родной
культуре, к
родному селу
или городу, к
родной речи –
задача
первостепенной
важности, и нет
необходимости
это
доказывать…»
Д. Лихачёв
Учитель - профессия дальнего действия
Вторая ступень
Приёмы работы со
словом
Первая
ступень
Характеристика слова
Определяем
правильность
написания слова.
Проникаем в тайну
слова (толкование,
происхождение,
употребление).
Выделяем морфемы,
подбираем
однокоренные слова.
Определяем способ
словообразования
Размышляем о душе
слова
Воображаем, что
слово –
магнит(подбираем
синонимы, антонимы).
Подбираем к слову
ассоциации, рифмы,
образы.
Пишем мини-
текст(этюд, мини-
сочинение, зарисовку).
Учитель - профессия дальнего действия
Этимологический анализ
слова –прекрасный способ
познать тайны
Три этапа:
языка
возбуждение интереса к слову;
развитие познавательных
возможностей учащихся;
формирование навыков
самостоятельной работы со
справочной литературой
Учитель - профессия дальнего действия
Примеры
С исторической точки зрения
Противник – против; ухищрения –
хитрый; унижаться – низко;
копейка – копьё.
Родственные связи
Акварель – акваланг -аквариум
Образные свойства
«Астра» в переводе с греческого
означает «звезда»
Учитель - профессия дальнего действия
От слова – к тексту
«Всё, что хотел сказать писатель,
заключено в тексте. Ни письма, ни
устные высказывания о себе не дадут
того представления о мире, какое даёт
художественный текст.
Но сколько надо знать, чтобы
прочесть его! Надо знать и письма, и
высказывания, и воспоминания
современников, и эпоху, и историю
литературы, Сколько надо вобрать в
себя, чтоб без страха подойти к
малому клочку стихов или прозы!»
Игорь Золотусский «Час выбора»
Учитель - профессия дальнего действия
Ю. Нагибин«Заброшенная
дорога»
«Лишь слову жизнь дана»
Учитель - профессия дальнего действия
Понимание текста –
процесс
творческий
Вопросы для анализа текста:
1.Какое чудо встретил автор в лесу?
2.Как Ю. Нагибин называет мальчика и с
кем его сравнивает?
3.Какую роль играет диалог? Как говорят и
смотрят друг на друга автор и мальчик?
4.Есть ли в разговоре лишние слова?
5.Подберите синоним к слову «заброшенная»
и определите его эмоциональную окраску.
6.Почему писатель взял именно это слово. В
чём его сила?
Учитель - профессия дальнего действия
7.Представьте, если бы это слово было
сказано в адрес человека. Какие
ассоциации вызывает оно у вас?
8.Определите лексическое значение
слова «дорога». Имеет ли оно
переносное значение?
10.Назовите глаголы – синонимы, которые помогают
9.Какую дорогу расчищает мальчик?
нам понять желание автора поскорее быть рядом с
мальчиком.
11.Почему писатель не сказал «пошёл» или «побежал»?
12.Каково значение выбранных им слов?
13 А потом появилось слово «мыкался». Что оно
означает?
14.Слова какой части речи берут на себя основную
смысловую и эмоциональную нагрузку?
15.Определите тему и главную мысль рассказа.
Учитель - профессия дальнего действия
Проба пера
«Что я сделал хорошего»
«Природа – наш дом, и надо заботиться о нём.
Именно об этом постоянно говорят нам в школе
и дома. Я вместе с со своими одноклассниками
охотно участвую в рейдах по уборке улиц и
сельского кладбища. Мы собираем и сортируем
мусор в специальные мешки: в одни - бутылки,
стекло; в другие - бумагу, тряпки, которые
потом утилизируем в контейнеры. Собранные
батарейки складываем в коробки и сдаём на
переработку».
«Я работал на пришкольном участке. Вместе со
своими друзьями сажал молодые ёлочки вокруг
обелиска и сельской церкви и лечил берёзки
после «любителей живительного сока».
Учитель - профессия дальнего действия
«
«Покормите птиц
зимой…»
«Всякий знает, как трудно птицам зимой. И мы с друзьями
спешим на помощь нашим пернатым друзьям: готовим им
зимние кормушки и развешиваем их на деревьях. Какое
радостное ощущение испытываешь, когда видишь, как
синички – птички-невелички и чернокрылые, красногрудые
снегири опускаются в кормушки и быстро поедают всё
содержимое! Сытые и довольные, они дарят нам свои
песни. И я, конечно, спешу запечатлеть такие чудесные
мгновения на свой мобильный телефон, а потом
выкладываю лучшие снимки в ИНТЕРНЕТ, чтобы все
видели, как прекрасен этот мир, наполненный волшебными
красками живой природы. Может быть, мои снимки
остановят какого-то мальчишку от желания разорять
птичьи гнёзда или прицеливаться из рогатки в
беззащитную певунью».
«
Учитель - профессия дальнего действия
«Как прекрасен этот
мир»
«…Этот мир прекрасен, потому что в нём есть я, мои
мама, папа и друзья. Этот мир прекрасен, потому что в нём есть
моё родное село Малиновка, где я родилась, выросла, где пошла в
первый класс и сейчас продолжаю учиться.
Малиновка... Здесь всё привольно, всё дышит счастьем: и
утренние прозрачные туманы, и вечерние зори, и проливные дожди
с громами и грозами, и крепкие трескучие морозы с метелями,
вьюгами,
радостными,
волшебными звуками просыпающейся природы.
наполненная
и
весенняя
синева,
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего
поля. И вы непременно услышите чудесные звуки родной земли и
поймёте, как прекрасен этот мир. Мир, наполненный журчанием
весеннего ручейка или плеском речных волн о песчаный берег,
звонким пением птиц или шелестом зелёной листвы на деревьях.
Все эти нескончаемые звуки надо уметь слушать и любоваться
ими. В этом и есть весь секрет постижения красоты…»
Кузнецова Наталья, 9 класс
Учитель - профессия дальнего действия
Уроки внеклассного чтения
Евгений Носов« Трудный
хлеб»(5кл)
«Лучший способ
сохранить друзей –
не предавать их»
Учитель - профессия дальнего действия
Антуан де Сент –
Экзюпери
«Маленький принц»
Автор через
иносказания,
метафоры и символы
затрагивает темы
космического
масштаба: добра и зла,
жизни и смерти,
человеческого бытия,
истинной любви,
нравственной красоты,
дружбы, бесконечного
одиночества,
взаимоотношения
личности и толпы.
«Мы в ответе за тех,
кого
приручили»
Учитель - профессия дальнего действия
Гавриил Троепольский
«Белый Бим чёрное
ухо»
Учитель - профессия дальнего действия
Исповедь по
горячим следам
но мучить нехорошо,
«Можно презреть,
наказать, помочь,
стыдно, нельзя.
Это ожесточает
человека.
Надо быть
милосердным»
Учитель - профессия дальнего действия
Тема подвига в
произведениях о
Великой Отечественной
войне
5 – 7 кл.
Л.Космодемьянская
«Повесть о Зое и
Шуре»
«Письма Тани
Савичевой»
Е. Ильина «Четвёртая
высота»
В. Катаев «Сын полка»
В.Богомолов «Иван»
В. Белов «Мальчики»
Б.Полевой «Повесть о
настоящем человеке»
8 -9 кл
А.Толстой «Русский
характер»
В.Закруткин «Матерь
человеческая»
М.Шолохов «Судьба
человека»
Б.Васильев «А зори
здесь тихие»;
«В списках не
значился»
Б. Екимов «Немой»;
«Ночь исцеления»
Учитель - профессия дальнего действия
Список используемой
литературы
Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».
Л. Успенский «Слово о словах».
И. Золотусский «Час выбора».
Е.Носов «Заброшенная дорога».
Экзюпери «Маленький принц».
Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо».
Б. Железников «Чучело».
Учитель - профессия дальнего действия
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.