Учитель - профессия дальнего действия
Оценка 4.8

Учитель - профессия дальнего действия

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
ppt
русская литература
5 кл
21.10.2017
Учитель - профессия дальнего действия
Понимание текста – процесс творческий. «Всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни устные высказывания о себе не дадут того представления о мире, какое даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!» – так писал Игорь Золотусский в своей книге «Час выбора»[5]. Нельзя не согласиться с такими раздумьями критика. Каждый подлинно художественный текст как явление искусства индивидуален, неповторим и требует при анализе внимательного, бережного отношения. Исследуя текст, мы опираемся не только на знания, логику, ум, память, но и откликаемся всей душой на его содержание. От наших успехов в восприятии, в понимании текста при чтении зависят и результаты в области орфографии и пунктуации, правильность, точность, богатство и выразительность нашей устной и письменной речи. Анализируя текст, дети определяют тему, основную мысль рассказа. Выписывают ключевые слова и художественно - изобразительные средства, вступают в «диалог» с автором и делают правильные выводы.
Публикация является частью публикации:
Презентация Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках словесности.ppt

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в рамках реализации Автор: ФГОС Т.М.Инякина, почётный работник общего образования, учитель высшей категории МБОУ «Горельская СОШ» Тамбовского района Тамбовской области

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
«Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет… и таланты готовить Из Послания Президента РФ Федеральному собранию Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать молодых способности россиян, их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. системно, последовательно и глубоко ценности могут воспитываться всем укладом школьной жизни. Школьный возраст наиболее для эмоционально-ценностного, духовно- восприимчив  Наиболее

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
СТРОКИ ИЗ ИНТЕРНЕТА «Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно- нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан». «Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всё исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе "великий и могучий" русский язык. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
«Воспитание любви к родному краю и родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать…» Д. Лихачёв

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Вторая ступень Приёмы работы со словом Первая ступень Характеристика слова Определяем правильность написания слова. Проникаем в тайну слова (толкование, происхождение, употребление). Выделяем морфемы, подбираем однокоренные слова. Определяем способ словообразования Размышляем о душе слова Воображаем, что слово – магнит(подбираем синонимы, антонимы). Подбираем к слову ассоциации, рифмы, образы. Пишем мини- текст(этюд, мини- сочинение, зарисовку).

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Этимологический анализ слова –прекрасный способ познать тайны Три этапа: языка возбуждение интереса к слову;  развитие познавательных возможностей учащихся; формирование навыков самостоятельной работы со справочной литературой

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Примеры С исторической точки зрения Противник – против; ухищрения – хитрый; унижаться – низко; копейка – копьё. Родственные связи Акварель – акваланг -аквариум  Образные свойства «Астра» в переводе с греческого означает «звезда»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
От слова – к тексту «Всё, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни письма, ни устные высказывания о себе не дадут того представления о мире, какое даёт художественный текст. Но сколько надо знать, чтобы прочесть его! Надо знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю литературы, Сколько надо вобрать в себя, чтоб без страха подойти к малому клочку стихов или прозы!» Игорь Золотусский «Час выбора»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Ю. Нагибин«Заброшенная дорога» «Лишь слову жизнь дана»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Понимание текста – процесс творческий Вопросы для анализа текста: 1.Какое чудо встретил автор в лесу? 2.Как Ю. Нагибин называет мальчика и с кем его сравнивает? 3.Какую роль играет диалог? Как говорят и смотрят друг на друга автор и мальчик? 4.Есть ли в разговоре лишние слова? 5.Подберите синоним к слову «заброшенная» и определите его эмоциональную окраску. 6.Почему писатель взял именно это слово. В чём его сила?

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
7.Представьте, если бы это слово было сказано в адрес человека. Какие ассоциации вызывает оно у вас? 8.Определите лексическое значение слова «дорога». Имеет ли оно переносное значение? 10.Назовите глаголы – синонимы, которые помогают 9.Какую дорогу расчищает мальчик? нам понять желание автора поскорее быть рядом с мальчиком. 11.Почему писатель не сказал «пошёл» или «побежал»? 12.Каково значение выбранных им слов? 13 А потом появилось слово «мыкался». Что оно означает? 14.Слова какой части речи берут на себя основную смысловую и эмоциональную нагрузку? 15.Определите тему и главную мысль рассказа.

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Проба пера «Что я сделал хорошего»  «Природа – наш дом, и надо заботиться о нём. Именно об этом постоянно говорят нам в школе и дома. Я вместе с со своими одноклассниками охотно участвую в рейдах по уборке улиц и сельского кладбища. Мы собираем и сортируем мусор в специальные мешки: в одни - бутылки, стекло; в другие - бумагу, тряпки, которые потом утилизируем в контейнеры. Собранные батарейки складываем в коробки и сдаём на переработку».  «Я работал на пришкольном участке. Вместе со своими друзьями сажал молодые ёлочки вокруг обелиска и сельской церкви и лечил берёзки после «любителей живительного сока».

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
« «Покормите птиц зимой…» «Всякий знает, как трудно птицам зимой. И мы с друзьями спешим на помощь нашим пернатым друзьям: готовим им зимние кормушки и развешиваем их на деревьях. Какое радостное ощущение испытываешь, когда видишь, как синички – птички-невелички и чернокрылые, красногрудые снегири опускаются в кормушки и быстро поедают всё содержимое! Сытые и довольные, они дарят нам свои песни. И я, конечно, спешу запечатлеть такие чудесные мгновения на свой мобильный телефон, а потом выкладываю лучшие снимки в ИНТЕРНЕТ, чтобы все видели, как прекрасен этот мир, наполненный волшебными красками живой природы. Может быть, мои снимки остановят какого-то мальчишку от желания разорять птичьи гнёзда или прицеливаться из рогатки в беззащитную певунью». «

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
«Как прекрасен этот мир» «…Этот  мир  прекрасен,  потому  что  в  нём  есть  я,  мои  мама, папа и друзья. Этот мир прекрасен, потому что в нём есть  моё  родное  село  Малиновка,  где  я  родилась,  выросла,  где  пошла  в  первый класс и сейчас продолжаю учиться. Малиновка...  Здесь  всё  привольно,  всё  дышит  счастьем:  и  утренние прозрачные туманы, и вечерние зори, и проливные дожди  с  громами  и  грозами,  и  крепкие  трескучие  морозы  с  метелями,  вьюгами,  радостными,  волшебными звуками просыпающейся природы.  наполненная  и  весенняя  синева,  Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди цветущего  поля.  И  вы  непременно  услышите  чудесные  звуки  родной  земли  и  поймёте, как прекрасен этот мир. Мир, наполненный журчанием  весеннего  ручейка  или  плеском  речных  волн  о  песчаный  берег,  звонким пением птиц или шелестом зелёной листвы на деревьях.  Все  эти  нескончаемые  звуки  надо  уметь  слушать  и  любоваться  ими. В этом и есть весь секрет постижения красоты…»                                        Кузнецова Наталья, 9 класс

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Уроки внеклассного чтения Евгений Носов« Трудный хлеб»(5кл) «Лучший способ сохранить друзей – не предавать их»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц» Автор через иносказания, метафоры и символы затрагивает темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы. «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Гавриил Троепольский «Белый Бим чёрное ухо»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Исповедь по горячим следам но мучить нехорошо, «Можно презреть, наказать, помочь, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Тема подвига в произведениях о Великой Отечественной войне 5 – 7 кл. Л.Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре» «Письма Тани Савичевой» Е. Ильина «Четвёртая высота» В. Катаев «Сын полка» В.Богомолов «Иван» В. Белов «Мальчики» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» 8 -9 кл А.Толстой «Русский характер» В.Закруткин «Матерь человеческая» М.Шолохов «Судьба человека» Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «В списках не значился» Б. Екимов «Немой»; «Ночь исцеления»

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Список используемой литературы  Д. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном».  Л. Успенский «Слово о словах».  И. Золотусский «Час выбора».  Е.Носов «Заброшенная дорога».  Экзюпери «Маленький принц».  Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо».  Б. Железников «Чучело».

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2017