Учитель - профессия дальнего действия
Оценка 4.8

Учитель - профессия дальнего действия

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
русская литература
5 кл
21.10.2017
Учитель - профессия дальнего действия
Публикация является частью публикации:
Урок литературы Носов . Трудный хлеб.docx
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ­ УРОКИ ДУХОВНОСТИ Уроки   литературы   жизненно   важны,   потому   что   литература   ­   это искусство   слова,   которое   формирует   и   лепит   детскую   душу.   Обладая огромной   действенной   силой,   воспевая   красоту   нравственного   подвига, утверждая   моральные   нормы   поведения,   искусство   слова   помогает   детям находить прекрасное   в окружающей действительности и отвергать пошлое. Именно литература, обращённая к разуму и душе человека, раскрывает суть нравственных   понятий   о   жизни   человек.   «Одна   из   величайших   задач литературы – бредить совесть, пробуждать чувство вины», ­ так считал Д. Гранин На уроках словесности происходит открытие нравственных истин. Эти уроки   значительны   прежде   всего   тем,   что   они   побуждают   вести взволнованный   разговор   о   непростых   проблемах   нашей   жизни,   о   сложной судьбе героев произведений, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека. В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное   на   душу   чтение   книг   о   настоящих   нравственных   ценностях, самые чудные страницы о детстве Аксакова и Толстого, Бунина и Горького, Носова и Астафьева. Книги – это мудрая школа воспитания. Внимательное  прочтение  текста, глубокий  его анализ необходимы на уроке   для   того,   чтобы   ребенок   понял   главное:   зачем   автор   пишет   свой рассказ,  повесть,  поэму.  А,  следовательно,  прийти   к   выводу  о   том,  в  чем помогает   герой   разобраться   читателю,   чему   учит   данное   произведение. Добиваясь того, чтобы школьники проникали в эмоциональный мир героев, выявляли   авторское   отношение   к   ним,   а   затем   вырабатывали   собственные оценки персонажей, учитель объединяет задачи нравственного воспитания с задачами литературного развития. Это способствует и развитию читательских навыков, и формированию духовных ценностей. 2.1.Внеклассное чтение «Вокруг тебя ­ Мир» «Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их». Я   хочу   заострить   своё   внимание   на  уроках   внеклассного   чтения, которые помогают мне пробудить в детских душах интерес к чтению русской классики, а не  к чтиву. Не случайно М. Горький писал «Всему хорошему я обязан книге».   В своей практике постоянно использую программу «Вокруг тебя — Мир»,   разработанную   Международным   комитетом   Красного   Креста совместно с Российским обществом Красного Креста.  Это   курс       призван     создать   общие   представления   учащихся   5   –   8 классов   об   основных   понятиях   и   нормах   международного   гуманитарного права, основанных на принципе гуманности, что необходимо современному человеку.   Художественные и публицистические произведения, изучаемые в курсе «Вокруг тебя ­ Мир», отличаются гуманистической направленностью. Предпочтение   отдается   текстам,   принадлежащим   перу   отечественных авторов.   Отобранные   фрагменты   представляют   собой   достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация адресована как   ученику,   так   и   учителю,   что,   с   одной   стороны,   расширяет   правовой кругозор учащихся, а с другой ­ помогает учителю подготовиться к разговору в классе.  В качестве примера предлагаю краткий конспект урока в 5 классе по рассказу Евгения Носова «Трудный хлеб».  На урок я пригласила родителей учащихся. Среди них был известный   Он   рассказал охотник,   любитель   собак   Бусин   Владимир   Васильевич.   учащимся об интересных случаях, которые запомнились ему надолго. Все эти истории сводились к тому, что у охотников есть неписаный закон – собака – друг человека, её надо любить и   заботиться о ней. Хороший охотник никогда не бросит собаку, если она перестанет ему служить. В течение всего урока звучали     разные точки зрения. Я стремилась к тому,   чтобы   ответы   были   обоснованными,   чтобы   ребята   пришли   к заключению, которое совпадает с главной мыслью рассказа. Ребята охотно, без затруднений отвечали на вопросы:   Какова тема рассказа? Почему   охотник   продолжал   брать   слепую   собаку   на   охоту,   а   не оставлял её дома? (Хозяин хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой).   Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты? (Он давал собаке Ощущалось ли со стороны, что собака была совсем слепа? команды спокойным голосом, ласково гладил её по спинке).  (Нет, ведь она хорошо ориентировалась на местности).  Помогал ли охотник своей собаке почувствовать, что она ему нужна, как прежде? (Хозяин очень любил свою собаку, подбадривал её. Он даже обиделся на автора за то, что он предложил ему завести себе другую собаку).  Как вы понимаете слова охотника: «Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный? (Чанг ходил с хозяином на охоту. Ему было трудно, но он старался по запаху найти свою добычу).    Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?   (Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»). Стилистический анализ текста вызывает у детей особый интерес. Свои   ответы   они   подтверждали   чтением   отдельных   эпизодов  из рассказа, определяли значение слов по толковому словарю:  нравственность  –  внутренние,   духовные   качества,   которыми   правила   поведения,   этические   нормы; руководствуется   человек, определяемые этими качествами;  уважение   –  1.   Почтение,   почтительное   отношение,   основанное   на признании чьих­либо заслуг, качеств, достоинств и т.п.   2. Уважительное     отношение к законам, порядкам, правилам, интересам и чувствам других людей и т.п.;  сострадание    –  жалость,   сочувствие,   вызываемые   чьим­нибудь несчастьем, горем. После этого прошу пятиклассников ответить одним словом на вопрос:  Как   могут   относиться   люди   к   животным?   (Ученики   давали   разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью…). На слайде проецирую слова, записанные       в две колонки: в одной –   положительно характеризующие поступки людей, в другой – отрицательно. (Дети   отвечают   на   вопросы,   которые   помогают   им   понять   замысел писателя):  Давайте   подумаем,   почему   одна   колонка   получилась   длиннее,   чем другая? Чем вы это можете объяснить?  Раскройте       лексическое   значение   слова   «трудный»,   которое встречается   в   начале   произведения.   (Требующий   большого   труда, напряжения).  Какие   средства   выразительности   использует   автор   при   описании осеннего пейзажа? Какой тип речи использует автор?  Какие   лексические   и   синтаксические   средства   выразительности употребляет   автор   в   диалоге   между   охотником   и   рассказчиком   для   того, чтобы передать удивление автора?  (Ученики обращают внимание на знаки препинания,   лексику:   «пристально»,   недоверчиво»», «повернулся   от изумления»; повторы: «слепой... совершенно слепой».)  Охотник относился к Чангу … (как?) (Учащиеся составили такой ряд: по­  Продолжите фразу: доброму,   справедливо,   заботливо,   ласково,  внимательно  уважительно   и т.п.)   Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?   Попробуйте   дать   характеристику   охотнику,   раскрыть   его   духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой. После   беседы   пятиклассники   составляют   синквейны       и     кластеры, отражающие характер охотника. (В   течение   всего   урока   у   детей   открыты   тексты.   Они самостоятельно   работают.   Все   цитаты   находят   сами,   определяют лексическое значение слов, которые просит найти учитель, определяют тип речи, находят выразительно­ изобразительные средства языка). На этапе рефлексии урока учитель предлагает вопросы учащимся:    Что вы сегодня узнали из нашей беседы? Какие произведения о животных читали? Кто  такой  друг  и можно  ли другом  назвать  вашего  домашнего питомца? Подведя   итоги   нашей   беседы,   предлагаю   детям   прочитать   повесть Троепольского «Белый Бим чёрное ухо». И чтобы заинтересовать их, читаю самый яркий, на мой взгляд, эпизод: в поисках своего хозяина Бим бежит за поездом.  Дети со слезами на глазах слушают, а потом спрашивают:  ­ А что же будет дальше? Найдёт Бим своего хозяина?  ­ Об этом   вы узнаете, когда прочтёте повесть, ­ отвечаю им. Этот методический приём хорошо «срабатывает». Дети охотно читают и ждут   следующего   урока   внеклассного   чтения,   чтобы   поделиться   своими сокровенными мыслями о «братьях наших меньших».

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия

Учитель - профессия дальнего действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2017