Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл
Оценка 4.7

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл
24.11.2017
Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл
Данное занятие рассчитано на старшую возрастную категорию. Учащимся предлагается поразмышлять, зачем нужна литература, насколько важно уметь извлекать информацию, что значит понимать текст.В ходе проведения занятия школьникам предстоит составить правила работы с информацией. В процессе составления правил привлекается материал из разных областей науки и искусства.
Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл.docx
Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл  Здравствуйте, уважаемые коллеги, ребята! Нашу работу  я хотела бы начать с вопроса: «Как вы считаете, чему должна учить литература в школе?»   Если   суммировать   все   ваши   ответы,   я,   наверное,   не   ошибусь,   если   скажу: литература должна научить понимать текст, осмысливать и оценивать его. Но это, согласитесь, важно сегодня и для любого другого предмета. Если   ХХ   век   был   веком   промышленности,   то   в   XХI   главным   ресурсом, несомненно, выступает  информация.  Информация в наше время стала такой же незаменимой и вездесущей,  как атмосфера, как воздух, которым мы дышим. И любой, кто заинтересован в достижении успехов  в жизни, профессии, должен уметь осознанно работать с информацией.  Наше занятие  я назвала «Информация к размышлению». А в качестве эпиграфа  взяла слова Джона Нейзбита «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний». Чтобы избежать этого, необходимо научиться понимать текст.  Давайте попробуем с вами составить правила работы с информацией. 1.   Посмотрите   на   картину   современного   мексиканского   художника   Октавио Окампо. Что изображено на полотне? Картину художник назвал «Дон Кихот и Санчо Пансо». Почему? Попробуем рассмотреть ее лучше. В реальности картина изображает именно этих знаменитых   персонажей.   Но   чтобы   это   рассмотреть,   необходимо   подойти   к картине вплотную. Так же  и в работе с текстом. Давайте прочтем начало рассказа А.П. Чехова «Моя «она». Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти.   Она   не   покидает   меня   день   и   ночь;   я   тоже   не   высказываю поползновения удрать от нее, ­ связь, стало быть, крепкая, прочная... Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во­первых, моя "она", не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой...  Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней... Детей у нас пока нет. Скажите, о ком или о чем идет речь? …. Да, речь идет о лени. Намек на такой ответ А.П. Чехов дал в самом начале рассказа. Если бы вы вспомнили пословицу про лень, которая раньше нас родилась, может быть, конец рассказа не был бы для вас такой неожиданностью.  Скажите, какое правило работы с текстом мы можем определить?    1.Любую информацию нельзя воспринимать поверхностно, необходимо  глубокое прочтение. С этим правилом созвучны строки стихотворения Юрия Левитанского. Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою - Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. А сейчас я предлагаю вашему вниманию отрывок из фильма «Три дня из  жизни Обломова» Как вы думаете, почему у героя романа Ильи Ильича  в голове все перемешалось, как в архиве со множеством папок? Хорошо. Давайте продолжим.  В  произведении И.С. Тургенева «Муму» мы встречаемся с Герасимом. «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения», ­ так описывает автор  своего героя в начале рассказа.   Герасим — богатырь, но какого он все­таки был роста? Что такое вершок?  Напомню, вершок ­ старинная мера длины, равная 4,45 сантиметра.  Посчитайте, какого роста был Герасим? Выходит, рост тургеневского героя был всего 53 сантиметра?  Здесь необходимо совершить экскурс в историю. Мы узнаем, что в старину рост человека   измерялся   в   количестве   вершков   свыше   двух   аршин.   Таким образом, рост Герасима 2 аршина (а аршин –это 71 см) (2 * 71 см) + 12 вершков (12 * 4,45 см) = 195 см.    Таким образом, чтобы понять текст, необходимо использовать знания из разных областей науки.     Ребята,   вспомните   эпизод   из   фильма   и   Обломова,   у   которого   все перемешалось   в   голове.   Какое   еще   правило   работы   с   текстом   мы   можем записать? 2.   Понимать   информацию   возможно   только   во   взаимосвязи   с   другой информацией,   в   контексте   тех   условий   и   событий,   с   которыми   она связана. Итак, идем дальше. Я предлагаю вам небольшой видеофрагмент.  Ролик «Мальчик рисует кита» Попробуйте определить его смысл. 3.  Из всего этого вытекает еще одно правило:  для того чтобы объективно оценить информацию, нужно понимать замысел автора.  С подобным непониманием часто сталкивались писатели­классики.  Так, И.С. Тургенев,   написав   роман   "Отцы   и   дети",   считал,   что   в   Базарове   он   создал привлекательный образ нового героя, а многие читатели и литературные критики отнеслись к нему воинственно­враждебно.  Такие факты говорят о том, что художественный текст нельзя трактовать однозначно. Ребята, есть известная книга Корня Ивановича Чуковского: "От двух до пяти". Когда   детям     читают    Ехала   деревня   мимо   мужика...  или  Свинки замяукали...,одни смеются а другие нет. Как вы считаете, почему?  …. Да, действительно смеются только те дети, которые точно знают, как правильно. Другие пока не понимают, "что здесь смешного". Потому что они еще "не знают, что   лед   бывает   только   зимой,   что   холодной   кашей   невозможно   обжечься,   что кошка не боится мышей и т.д.". Ребята,   следующее   задание.   Вам   предлагается   фрагмент   из   повести   А.С. Пушкина   «Капитанская   дочка»,   в   котором   пропущены   определенные   слова. Используя перечень предлагаемых слов, заполните пропуски. «С пятилетнего возраста отдан я был на руки  стремянному  Савельичу, за трезвое   поведение   пожалованному   мне   в  дядьки.   Под   его   надзором   на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах  борзого  кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье  Бопре,   которого   выписали   из   Москвы   вместе   с   годовым   запасом прованского  масла.     Бопре   был   добрый   малый….   Другого  ментора  я   и   не желал.  Но вскоре судьба нас разлучила. Я жил  недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Почему не все справились с заданием? Конечно потому, что не знали значение слов.  Ведь   никто   не   сможет   осилить   геометрию   без   знания   слов   «прямая», «плоскость»,   физику   –не   зная   слов   «диффузия»,   «инерция»   и   т.д.  Давайте определим еще одно правило работы с текстом. 4. Чтобы понимать смысл прочитанного, надо разговаривать с текстом на одном языке.  Ребята, давайте подведем итог. Какие же главные правила работы с текстом мы с вами определили? Спасибо за сотрудничество. Ребята, 14 февраля отмечался международный день дарения книг. И сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу.  «Учитесь   извлекать   из   мёртвой   буквы   живой   смысл».   Пусть   эти   слова   К. Ушинского сопровождают вас в жизни.

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл

Учитесь извлекать из мёртвой буквы живой смысл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2017