ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................... 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК........................... 6
2.1 Учебный план.................................................................................................. 6
2.2 Календарный учебный график...................................................................... 15
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................... 16
3.1 Условия реализации программы................................................................... 16
3.2 Формы контроля и аттестации...................................................................... 16
3.3 Планируемые результаты…………………………………………………...19 ...
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ............................................................ 18
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ............................................. 19
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 20
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 21
Приложение 1..................................................................................................... 21
Приложение 2..................................................................................................... 23
Приложение 3..................................................................................................... 24
Приложение 4..................................................................................................... 25
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь защищать Отечество» составлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь защищать Отечество» имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы состоит в том, что помимо военно-
патриотического аспекта, программа содействует физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию обучающихся, поскольку при занятиях развиваются внимание, память, эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка). Программа позволяет подготовить обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению по отношению к военной службе и военной профессии, воспитывать чувство патриотизма.
В процессе создания программы «Учусь защищать Отечество» использовались материалы в сфере начальной военной подготовке: «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 13-16 лет общеобразовательных учреждений, Общевоинские Уставы ВС РФ;
Огневая подготовка. Учебник МВД РФ. Авторский коллектив ЦОКР МВД России. - М.,2009; Наставление по стрелковому делу – 1987 года издания.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения личности обучающихся, её интеграции в системе повышения обороноспособности РФ; готовит к защите Родины; способствует воспитанию граждан, способных обеспечивать безопасность и процветание Отечества, решать задачи по укреплению целостности и единства нашего государства; предоставляет возможность профессиональной ориентации молодежи по направлениям военной, правоохранительной и иной государственной службы.
Цели программы - создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся образовательных учреждений города Батайска интереса к военной и иной государственной службе, готовности к защите интересов России, чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, бережного отношения к российскому культурному наследию и традициям.
Задачи программы:
Личностные (воспитательные цели):
-формирование морально-психологических и физических качеств
-гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;
-воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному
-прошлому России и ее Вооруженным Силам;
-способствовать воспитанию сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнение поставленной цели.
-содействовать развитию умения работать в команде;
-способствовать развитию деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность; Метапредметные (развивающие):
-расширить кругозор и эрудицию обучающихся в области стрелкового оружия и военного дела;
-формировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм;
-развивать внимание, усидчивость, память, внимательность; -развивать аккуратность, ловкость и выносливость.
-развивать способность наблюдать, анализировать, делать выводы; Предметные (обучающие):
-ознакомить с начальными знаниями о воинской службе;
-сформировать теоретические знания и практические навыки по огневой подготовке, тактической, строевой подготовке, физической подготовке;
-обучить требованиям безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Характеристика программы:
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки по основам военной службы «Учусь защищать Отечество» - социально-гуманитарная.
Тип: разноуровневая
Вид: модифицированная
Уровень освоения программы: базовый.
Объем и срок освоения программы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Учусь защищать Отечество» – 1 год. На реализацию учебного материала данной образовательной программы учебным планом отведено 144 часа. Режим занятий:
2 раза в неделю, по 2 академических часа продолжительностью по 45 минут, перерыв 10 минут.
Тип занятий; комбинированный, теоретический, практический.
Форма обучения: очная.
Адресат программы:
Программа адресована детям от 13 до 16 лет, обучающимся муниципальных общеобразовательных организаций города Батайска. Наполняемость группы: 12-15 человек.
Таблица 1
Учебный план. Первый год обучения
№ темы |
Название темы |
Кол-во часов |
В том числе |
Форма аттестации /контроля |
|||
теория |
практика |
||||||
1 |
Ознакомительная беседа. Содержание программы. Правила поведения на занятиях. Меры безопасности |
|
1 |
1 |
о |
опрос, входное тестирование |
|
2 |
Основы здорового образа жизни. |
|
5 |
4 |
12 |
тестирование |
|
3 |
Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. |
|
4 |
2 |
2 |
тестирование опрос |
|
4 |
Государственные символы России. Истори государственных символов |
я |
2 |
2 |
0 |
тестирование опрос |
|
5 |
Символы воинской чести. Боевые традици Вооруженных Сил России. |
|
2 |
2 |
0 |
тестирование опрос |
|
6 |
Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
|
2 |
2 |
0 |
тестирование опрос |
|
7 |
Отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. |
|
4 |
2 |
2 |
тестирование опрос |
|
8 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона (ГО). |
|
2 |
2 |
0 |
тестирование опрос |
|
9 |
Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. |
|
6 |
4 |
2 |
тестирование опрос |
|
10 |
РХБ защита. |
|
4 |
2 |
2 |
соревнование , тест, опрос |
|
11 |
Медицинская подготовка. Оказание перво доврачебной помощи при ушиба переломах, ранениях. Наложение жгут повязки, остановка кровопотери. |
х |
4 |
0 |
4 |
соревнование , тест, опрос |
|
12 |
Основы противодействия экстремизму и терроризму. |
|
4 |
2 |
2 |
тест, опрос |
|
13 |
Беседа: - «Я-гражданин России»! |
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
||
14 |
Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
15 |
История создания Вооруженных сил РФ. |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
16 |
Военнослужащий – защитник своего Отечества. |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
17 |
Государственный праздник - День защитника Отечества. |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
18 |
Подвиг советского народа в ВОВ. |
|
6 |
2 |
4 |
тест, опрос |
|
19 |
Города-герои, Города воинской славы России. |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
20 |
Дети в годы Великой Отечественной войны |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
21 |
Беседа: - «Военная летопись нашей семьи» |
. |
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
22 |
Беседа: -«Есть такая профессия-Родину защищать»! |
|
2 |
2 |
0 |
тест, опрос |
|
ИТОГО 1 полугодие |
|
64 |
45 |
19 |
|
||
23 |
Строевые приемые и движение без оружия |
|
20 |
2 |
18 |
соревнование, тест, опрос |
|
24 |
Огневая подготовка. История развития стрелкового оружия. |
|
60 |
10 |
50 |
соревнование, тест, опрос |
|
ИТОГО 2 полугодие |
|
80 |
12 |
68 |
|
||
|
Итого |
|
144 |
57 |
87 |
|
|
Содержание учебного плана
Первый год обучения
Тема № 1 Ознакомительная беседа. Организация работы объединения.
Теория (1 час): Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами местами проведения занятий. Обязанности дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб. Основные требования безопасности в ходе различных видов занятий Правила обращения с оружием. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки. Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы, сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.
Тема №2. Основы здорового образа жизни. (5 часов)
Теория – (4 часа): Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения. Составляющие здоровья (питание, режим дня, гигиена, занятие физкультурой, вредные привычки, наследственность). Практика – (1 час.)
Занятие военно-прикладными видами спорта. Написание рефератов. Подготовка докладов.
Тема №3. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. (4 часа.) Теория – (2 часа.): Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно- сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.
Практика – (2 часа.) Просмотр видио фильмов. Написание рефератов. Подготовка докладов.
Тема № 4. Государственные символы России. (2 часа)
Теория – (2 часа): История создания создание государственных символов (герб, флаг, гимн). Наука геральдика.
Тема № 5. Символы воинской чести. Боевые традиции Вооруженных Сил России. (2 часа)
Теория – (2 часа): Боевое знамя. Ритуалы Вооружённых Сил: - приведение к присяге, вручение Боевого знамени, военной техники и оружия.
Тема № 6. Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (2 часа)
Теория – (2 часа): Характеристика наиболее вероятных для проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ростовской области. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану МБУ ДО «ЦИТ» (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)
Тема № 7. Отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. (4 часа)
Теория – (2 часа): Способы ориентирования на местности, добыча огня, пищи, воды, постройка крова, использование подручных средств для выживания в экстремальных условиях.
Практика – (2 час.): Отработка навыков ориентирования на местности по природным ориентирам, добыча огня, фильтрация и обеззараживание воды.
Тема № 8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона (ГО). (2 часа) Теория – (2 часа): Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны; основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
Тема № 9. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. (6 часов)
Теория – (4 часа): Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Практика – (2 часа): Изготовление и применение средств индивидуальной защиты из подручных материалов. Просмотр видео фильмов. Написание рефератов. Подготовка докладов.
Тема 10. РХБ защита (4 часа)
Теория – (2 часа): Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.
История создания СИЗ. Конструктивные особенности. Правила пользования. Практика – (2 часа): Отработка навыков применения СИЗ.
Тема № 11. Медицинская подготовка. (4 часа)
Практика – (4 часа): Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, ранениях. Наложение жгута, повязки, остановка кровопотери.
Тема № 12. Основы противодействия экстремизму и терроризму. (4 часа) Теория – (2 часа): Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия; цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности; основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели; признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении; правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства.
Практика – (2 часа): Отработка навыков составления словесного портрета предполагаемого преступника, определение безопасного места в помещении и на местности, развитие наблюдательных способностей. Правила поведения при возникновении угрозы террористического акта, обнаружения подозрительных предметов в общественных местах.
Тема № 13. Беседа: «Я-гражданин России»! (2 часа) Теория – (2 часа): Патриотизм - как основная составляющая государства.
Тема № 14. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. (2 час.)
Теория – (2 час.): Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Тема № 15. История создания Вооруженных сил РФ.(2часа)
Теория - (2 часа): История создания вооруженных сил (дружины, ополчения, рекрутная воинская повинность, призыв на военную службу, служба по контракту). Военная история родного края и краеведение.
Тема № 16. Военнослужащий – защитник своего Отечества (2 часа)
Теория – (2 час.): Сущность военной службы. Военная служба как почетная обязанность и священный долг. Основные задачи военной службы. Отличительные особенности военной службы. Единоначалие как принцип строительства ВС.
Тема № 17. Государственный праздник - День защитника Отечества. (2 часа)
Теория – (2 часа): История государственного праздника- День защитника Отечества. Патриотическая значимость праздника.
Тема № 18. Подвиг советского народа в ВОВ. (6 часов)
Теория – (2 часа): Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Практика – (4часа): Посещение историко-краеведческого музея г Батайска.
Тема № 19. Города-герои, Города воинской славы России. (2 часа)
Теория – (2 часа): Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
Тема № 20. Дети в годы Великой Отечественной войны. (2 час.)
Теория – (2 час.): Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей.
Тема № 21. Проект: - «Военная летопись нашей семьи». (2 часа)
Теория – (2 часа): Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Тема № 22. Проект: - «Есть такая профессия-Родину защищать»! (2 часа) Теория – (2 часа): Как стать офицером. Подготовка к службе в Армии. Обязательная и добровольная подготовка к службе в Армии. Занятие военноприкладными видами спорта.
Тема № 23. Строевые приемы и движение без оружия. (20 часов)
Занятие № 1 Теория – (2 час.): Изучение статей Строевого Устава ВС РФ.
Занятие № 2 Практика – (2 час.) Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия.
Занятие № 3 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия. Движение строевым шагом. Повороты в движении.
Занятие № 4 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.
Выход из строя и возвращение в строй, из одношереножного, двух шереножного.
Занятие № 5 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия. Выход из строя и подход к начальнику. Выполнение и отдача воинского приветствия в составе отделения
Занятие № 6 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия. Перестроение из одношереножного в двухшереножный строй. Перестроение в походные строи.
Занятие № 7 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия. Порядок размыкания и смыкания строя. Перестроение в две, одну шеренгу.
Занятие № 8 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия. Строи взвода. Походный строй.
Занятие № 9 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение с оружием. Выполнение команд «Ремень отпустить, ремень подтянуть, автомат на грудь, автомат за спину».
Занятие № 10 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение с оружием. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Выход из строя и подход к начальнику. Выполнение и отдача воинского приветствия в составе отделения. Перестроение в две, одну шеренгу.
Тема 24.Огневая подготовка.
Занятие №1 теория (2 часа) История развития стрелкового оружия. Возникновение и развитие стрелкового оружия. Автоматическое стрелковое оружие. Автомат Калашникова. Совершенствование стрелкового оружия. Малокалиберное оружие. Совершенствование составных частей и элементов. Современное стрелковое и спортивное оружие.
Занятие № 2 теория (2 часа) Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Основные требования безопасности в ходе различных видов занятий Правила обращения с оружием. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы, порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы, сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.
Занятие № 2 практика (4 часа) Материальная часть оружия.
Назначение и боевые свойства АК-74. Общее устройство, принцип работы автоматики и порядок неполной разборки и сборки оружия. Устройство патрона. Отработка навыков по проведению неполной разборки и сборки оружия
Занятие № 3 практика (2 часа) Подготовка автомата и патронов к стрельбе. Осмотр и подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки и неисправности автомата при стрельбе, способы их устранения
Занятие № 4 Теория - (2 часа): Основы и правил стрельбы.
Явление выстрела, начальная скорость пули. Отдача оружия и угол вылета пули. Образование траектории, и ее элементы. Прямой выстрел: прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, и их практическое значение. Нормальные (табличные) условия стрельбы. Влияние внешних условий на поле. т пули. Пробивное (убойное) действие пули.
Занятие № 5 практика - (2 часа): Изучение и совершенствование техники стрельбы.
Меткость стрельбы, выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным (появляющимся) и движущимся целям днем и ночью. Влияние на стрельбу угла места цели, ветра и температуры воздуха, определение и учет поправок на них. Корректирование стрельбы.
Занятие № 6 практика - (2 часа): Подготовительные упражнения по стрельбе. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, спуск курка, удержание автомата) из положения, лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к стрельбе в горах. Изготовки для стрельбы с колена, стоя, с коротких остановок и с ходу по наземным и воздушным целям.
Занятие № 7.(6 часов): Изучение и совершенствование техники стрельбы. Теория - (2 часа): Изучение изготовки для стрельбы с руки с опорой локтями на стойку.
Практика (4 часа): Тренировка. Прицеливание с открытым прицелом. Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Стрельба. Тренировка в изготовке без выстрела. Стрельба по мишени с черным кругом, с выносом района прицеливания для совмещения с. т. п. мишени. Стрельба с корректировкой. Освоение стрельбы из положения стоя.
Занятие № 8 практика - (6 часов): Тренировка в стрельбе на кучность. Подготовка к соревнованиям.
Упражнение -1 Назначение упражнения. Стрельба на кучность по мишени с черным кругом. Расстояние – 25 метров (в мультимедийном тире). Цель – мишень спортивная «П» (пневматическая)
Количество патронов – 3 + 5
Положение – с опорой локтей о стойку
Время на стрельбу – неограниченное
Показ попаданий – после каждой серии (три и пять выстрелов) Задача – второй серией 5 выстрелов не выпустить патронов из круга 7 Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.
Упражнение-2
Назначение упражнения. Стрельба на меткость.
Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая)
Количество патронов – 3 + 5
Положение – без упора, с опорой локтей о стойку
Время на стрельбу – неограниченное
Показ попаданий – после каждой серии (три и пять выстрелов) Задача – второй серией 5 выстрелов не выпустить патроны из круга 8 Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.
Занятие № 9 практика - (6 часов): Стрелковые тренировки и стрельбы.
Упражнение 1. Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из оружия за стойкой с опорой локтями о стойку.
Упражнение 2. Контроль однообразия прицеливания из оружия.
Упражнение 3. Прицеливание из оружия по фигурным мишеням.
Упражнение 4. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из оружия стоя без опоры длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки. Упражнение 5. Тренировка в стрельбе из оружия. Координация всех действий стрелка. Упражнение 6. Стрельба из оружия по мишени для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.
Упражнение 7. Стрельба по мишени 0.75х0.75 с кругами. Определение средней точки попадания.
Занятие № 10 практика - (6 часов): Стрельбы в интерактивном тире. Стрельба по мишени 0.75Х0.75 для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок. Количество выстрелов -5.
- Мишень «4 а с кругами» стоя за стойкой с опорой локтями. Выстрелов - 3*5
- Задание - выбить не менее 40 из 50.
Занятие № 11 практика - (6 часов): Стрелковые тренировки и стрельбы.
Практика(6часов):
1.Упражнение подготовительных стрельб из АК-74.
2.Упражнение начальных стрельб из АК-74.
3.Упражнение учебных стрельб из АК-74.
4.Упражнение контрольных стрельб из АК-74.
5.Упражнение учебных стрельб из АК- 74 в ночных условиях.
Занятие № 12 практика - (6 часов):
Соревнования по стрельбе групп.
Проводится между членами объединения, на первенство учебного учреждения.
Занятие № 13 практика - (6 часов): Соревнования на лучшего стрелка. Стрелковые тренировки и стрельбы. Соревнования по стрельбе.
Таблица 3
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения 15 сентября 2023г. |
31 мая 2024г. |
72 |
144 |
144 часа 4 часа в неделю |
2 раза в неделю 2 часа |
Материально-техническое оснащение
Для ведения образовательного процесса используются учебные классы, в которых установлены ноутбуки, мультимедийный тир, мультимедийный проектор, доска магнитно-маркерная, компьютер, тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации «Максим», медицинская кушетка, магнитно-маркерная доска. Имеются также:
-комплект настенных стендов,
-интерактивная панель EDCOMM EdFlat ED75CT,
-бинокль 12х45 с угломерной сеткой,
-цифровой бинокль ночного видения Discovery Night,
-бинокль 12х45 с сеткой и рубиновым покрытием,
-компас Levenhuk,
-лопатка сапёрная,
-бронежилет,шлем,
-жилет транспортный модульный,
-дозиметр Radex RD1706,
-прибор радиационной разведки ДП-5В,
-войсковой прибор химической разведки,
-респиратор Р-2,
-противогаз ГП-7,
-лёгкий защитный костюм Л-1,
-общевойсковой защитный костюм,
-макет «Фортификациооное укрытие в разрезе»,
-дозиметр Радэкс РД1503+МФУ HP LaserJet Pro M428fdw,
Кадровое обеспечение Реализацию программы осуществляют:
Адов Игорь Юрьевич, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории;
Адова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории;
Казьмин Роман Викторович, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории;
Науменко Андрей Анатольевич, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории.
При реализации программы используются следующие формы аттестации:
зачеты, тестирование, опросы. Для оценки уровня освоения программы обучающихся предусмотрено участие в практических занятиях.
Программой определены:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы) – входное тестирование;
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- промежуточный контроль (в конце первого года обучения)
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы).
Промежуточная аттестация проводится по всем разделам учебного плана на каждом году обучения, итоговая аттестация проводится после освоения программы.
В целях оценки и контроля результатов обучения в течение года проводятся:
- проверка выполнения нормативов;
- соревнования.
По окончании обучения учащиеся будут:
- уметь выполнять неполную разборку автомата Калашникова, знание работы частей и механизмов, подготовку к стрельбе, меры безопасности;
-передвижение на поле боя перебежками и переползанием, приемы и способы действий по сигналам радиационной, химической и биологической защите.
будут уметь:
-выбрать места для стрельбы, осуществлять повороты на месте и в движении, преодолевать участок местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами;
-действовать по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнять нормативы по одеванию средств индивидуальной защиты; останавливать кровотечения, проводить правильно наложение повязки на раны верхних и нижних конечностей; иметь представление о: - работе частей механизмов АК-74;
- средствах индивидуальной коллективной защиты;
- фортификационных сооружениях;
- строевым приемам с оружием и без оружия.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При реализации данной программы используются следующие ресурсы:
Все кабинеты обородованны компьютерной техникой с установленным программным обеспечением. При обучении используются следующие интернет-ресурсы:
1. https://mil.ru/ Министерство обороны РФ
2. https://www.gto.ru/norms Нормативы ГТО
3. https://kamchatgtu.ru/wp-content/uploads/2019/03/Военная-топография.pdf Военная топография
4. https://vii.sfu-kras.ru/images/libs/yh_ogn.pdf Огневая подготовка
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Каждое занятие тематических блоков построено по следующему алгоритму:
1. организационный момент;
2. повторение ранее изученного;
3. введение нового материала;
4. самостоятельная работа учащихся на закрепление пройденного материала;
5. подведение итогов занятия.
При проведении занятий используются следующие методы обучения;
-словесный: рассказ, беседа, лекция;
-наглядный: опыт, иллюстрация, дидактический, наглядный материал; -практический:
-показ;
По характеру деятельности используются также методы:
-объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильмы);
-репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму);
-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);
-проектный метод (разработка проектов, моделирование ситуаций, создание творческих работ);
На занятиях используются следующие педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, педагогической мастерской, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих обучающихся;
Как правило, используются следующие формы организации обучения:
-практическое занятие;
-лекционное занятие, зачет, соревнование.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в течение всего учебного года.
Применяются следующие формы контроля:
-опрос (устный и письменный, в том числе в форме тестирования); - сдача нормативов, соревнование.
По итогам года, учащиеся выполняют итоговую аттестацию. Данная работа носит обобщающий характер, которая включает в себя знание теоретических основ и практическтических навыков воинского дела.
Единая шкала критериев оценки опроса, аттестации
Уровни |
Показатели |
низкий уровень |
50% и менее правильных ответов |
средний уровень |
51 – 75 % правильных ответов |
высокий уровень |
76 – 100 % правильных ответов |
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При определении уровня освоения обучающимся программы используется трехуровневая система оценивания:
- низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.
Для определения уровня освоения обучающимся программы при выполнении нормативов и итоговой аттестации используется 10-ти балльная система оценивания:
- низкий уровень – от 0 до 4 баллов,
- средний уровень – от 5 до 7 баллов,
- высокий уровень – от 8 до 10 баллов.
Материалы конкурсов, соревнований приведены в приложениях 1, 2, 3, 4.
Литература, используемая педагогом:
1.Военная топология [Электронный ресурс]. – https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/Военная-топография.pdf
2.Всероссийский физкульторно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. – https://www.gto.ru/norms
3.Курс стрельбы из стрелкового оружия, гранатометов и боевых машин КС-
2020. – Рос.гвардии. РФ, 2020;
4. Министерсвто обороны РФ (Минобороны России) [Электронный ресурс]. – https://mil.ru/
5.НФП-2020;
6.Общевоинские Уставы ВС РФ;
7.Огневая подготовка. Учебник МВД РФ. Авторский коллектив ЦОКР МВД
России. - М.,2009;
8. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений; 9.Сборник нормативов по РХБЗ руководство по эксплуатации СКЗ и СИЗ.
Литература для обучающихся:
1. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся
7-8 классов общеобразовательных учреждений
Соревнования.
«Статен в строю, силен в бою» (отделение в полном составе: 10 человек-8/2)
Жюри конкурса, судьи по жеребьёвке на трех рабочих местах проводят оценивание следующих обязательных строевых элементов:
Внешний вид каждого юнармейца (аккуратная короткая причёска; форма, обувь, носки чёрные или защитного цвета, наличие эмблемы) проверяется перед началом проведения конкурса по строевой подготовке;
Учебное место №1: Действия в составе отделения на месте 1. Действия в составе отделения на месте:
1.1.построение в две шеренги;
1.2. доклад командира отделения о готовности к проведению конкурса;
1.3. ответ на приветствие судьи,
1.4.ответ на поздравление;
1.5.осмотр внешнего вида;
1.6.выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Разойдись»;
1.7. построение в одну шеренгу,
1.8.расчет на 1-2, перестроение из 1 шеренги в 2 и обратно;
1. 9.повороты на месте (по 2 в каждую сторону);
1.10. размыкание и смыкание одношереножного строя;
Учебное место № 2: Действия в составе отделения в движении.
2. Действия в составе отделения в движении
2.1.движение строевым шагом,
2.2. изменение направления движения
2. 3.повороты в движении
2.4. выполнение воинского приветствия в движении;
2.5. остановка отделения по команде «Стой».
Команды подает командир отделения находясь в строю.
Учебное место№3. Одиночна строевая подготовка.
3. Одиночная строевая подготовка: выполняют два подготовленных участника команды (1 юноша, 1 девушка), которые поочередно выполняют и показывают под команды командира отделения следующие строевые приемы:
3.1. выход из строя,
3.2. подход к начальнику,
3.3. повороты на месте,
3.4.движение строевым шагом,
3.5.повороты в движении,
3.6. отдание воинского приветствия в движении: «Начальник слева» или
«Начальник справа», 3.7.возвращение в строй.
3.8. доклад командира отделения о завершении выполнения программы
Каждый элемент программы оценивается по 5ти бальной системе, согласно методике строевой подготовки, пропущенный элемент «0».
Общая оценка строевой подготовки слагается из оценок за одиночную строевую выучку юнармейцев и строевую слаженность отделения юнармейцев.
Для оценки выступления юнармейцев используется Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в ВС РФ (применительно для юнармейцев). Наибольшее количество баллов определяет победителя.
КОНКУРС «Меткий стрелок» (4 юноши -1 девушка)
Оружие – пневматическая винтовка.
Положение –стоя.
Количество патронов: 3 (пробных) + 5 (зачетных).
Пробные выстрелы корректируются организаторами стрельбы.
Зачетные результаты выполняются без коррекции.
Мишень №8.
Расстояние 10 метров.
Результат доводится до сведения стрелка после подсчета на исходном рубеже.
Винтовки на рубеже свои командные, в случае отсутствия, добавляются судейскими.
Мишени № 8 судейские, подписаны.
КОНКУРС
Многоборье ГТО «Быстрее, выше, сильнее».
1 Этап- силовые упражнения.
1. 1.Юноши (5юношей)
Подтягивание на перекладине вис - «хват сверху» (для юношей).
Форма одежды полевая, обувь спортивная без шипов. Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, подтянуться (подбородок выше перекладины), разгибая руки, спуститься в вис. Положение виса фиксируется. Выполняется на максимальное количество раз. Подтягивание, выполненное с ошибками, не засчитывается.
Ошибки при подтягивании:
1.руки на перекладине находятся на расстоянии большем, чем ширина плеч;
2. подтягивание выполняется из виса обратным хватом (снизу);
3. делаются рывки и маховые движения ногами;
4. делаются касания подбородком перекладины;
5. допущено отталкивание от пола (грунта) и касание других предметов;
6.производится резкое движение головой вверх, перехват и раскрытие ладони;
7.в исходном положении руки согнуты в локтевых суставах, а при движении вверх ноги согнуты в коленных суставах;
8.руки сгибаются поочерёдно;
9. выполнение упражнения прерывается значительной остановкой для отдыха.
1.2.Девушки (1 девушка выполняет, 1 запасная) Форма одежды полевая, обувь спортивная без шипов.
Комплексное силовое упражнение.
Подъем туловища на количество раз в течение 30 секунд- из положения лежа на спине до касания локтями колен ног (руки за голову, ноги закреплены, допускается незначительное сгибание ног в коленях, при возвращении в исходное положение касание лопатками опоры обязательно) и затем без паузы сгибание и разгибание рук в упоре на количество раз в течение 30 секунд.( тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).
2.Бег 60 метров с положения лежа в спортивной обуви без шипов (участвуют 7 юношей, 1 девушка). Результат суммируется, наименьшее время определяет победителя.
3.Кросс 2000 метров. Состав: участвуют 7 юношей, 1 девушка. Зачет по последнему участнику. Взаимопомощь на дистанции разрешается.
КОНКУРС «Военизированная эстафета»
Участвуют 10 юнармейцев команды (8 юноши + 2 девочки). Форма одежды полевая с длинным рукавом, головные уборы, спортивная обувь или ботинки с высокими берцами (однообразная по выбору команды).
В команде – укомплектованная санитарная сумка.
Военизированная эстафета включает в себя 5 этапов. На каждом этапе эстафеты находятся по два человека от команды. По команде судьи первая пара на старте с ММГ- АК – 74 начинает преодолевать первый этап, после выполнения задания, пара бежит на второй этап и передает эстафету (ММГ-АК – 74) следующей паре. При прохождении этапа ММГ-АК – 74 находится в положении «За спину».Зачет по последнему участнику, прибывшему на финиш. Порядок выполнения военизированной эстафеты: 6.1 этап: Надевание общевойскового защитного комплекса (ОЗК) в виде плаща.
Участники (2 чел.) начинают движение бегом (ускоренным шагом) с отметки «Старт» по команде судьи, имея ММГ-АК–74 (эстафетный реквизит передаётся как эстафетная палочка) в положении «За спину», прибывают на учебное место, надевают ОЗК в виде плаща.
Исходное положение: На плащ-палатке расположены: противогаз, ОЗК (Плащ, чулки, перчатки) свернуты в рулон. Самостоятельно:
1. снимает с себя и кладет на землю ММГ–АК-74 М;
2. надевает на себя противогаз в «положении походном»;
3. разворачивает ОЗК;
4. надевает чулки швами наружу ног, застегивает хлястики, начиная с нижнего и завязывает обе тесемки на поясе ремня;
5. переводит в боевое положение противогаз и надевает защитный шлем противогаза;
6. надевает перчатки;
7. раскрывает чехол плаща, надевает плащ в рукава, при этом петли на низах рукавов надевает на большой палец по верх перчаток;
8. надевает капюшон на защитный шлем противогаза и застегивает плащ с веху вниз (на шпиньки);
9. берет автомат ММГ–АК-74 М «За спину».
10.Выполнив норматив, подает установленный сигнал- «Шаг вперед, хлопок в ладоши».
В ходе выполнения упражнения судьи фиксируют допущенные ошибки.
К ошибкам на 1 этапе: Надевание общевойскового защитного комплекса (ОЗК) «в виде плаща» относятся:
- надевание защитных чулок производится с застегнутыми хлястиками;
- не завязаны обе тесемки на поясном ремне;
- не правильно застегнуты борта плаща, не полностью надеты чулки;
- не закреплены держатели шпиньков или не застегнуты два шпинька;
- при надевании ОЗК в виде плаща, плащ застегивал без перчаток;
- не надел капюшон;
- не соблюдал последовательность выполнения норматива. Продолжение 6.1. этапа после одевания ОЗК в виде Плаща:
Участники без дополнительной команды судьи продолжают преодолевать дистанцию «Кочки» в одетом ОЗК с ММГ–АК-74М за спиной (преодоление заболоченного участка по кочкам). Этап, протяженностью 15-20 м с использованием искусственных кочек, которые устанавливаются зигзагообразно, так, чтобы в середине этапа произошло вынужденная смена толчковой ноги. Расстояние между кочками – 1 м. Участники перепрыгивают с кочки на кочку в движении.
Если участник заступил за границу кочки, не попал на нее, начисляется один штрафной балл (три сек.).
После преодоления, прибывают на точку передачи эстафеты и передают следующим участникам эстафету ММГ-АК – 74М, а сами возвращаются к началу этапа для снятия ОЗК (без контроля судей).
6.2. этап: Медицинская подготовка.
Участники (2чел), приняв эстафету от участников 1 этапа, начинают самостоятельно движение бегом (ускоренным шагом) имея ММГ–АК74М в руке преодолевают этап имитируя продвижение в завале.
Необходимо: по-пластунски проползти по узкому лазу (преодолеть - бревно; автомобильную шину, при этом, не сбив перекладины, не задев запрещенную ленту). Длина «коридора» – 5-7 м. За каждую сбитую перекладину, касание ленты начисляется один штрафной балл (3 сек.).
Исходное положение: на учебном месте развернуты укомплектованные медицинские сумки и принадлежности для оказания первой мед.помощи пострадавшим и транспортировки (раненого).
По прибытии на учебное место каждый участник получает задание от судьи по оказанию мед.помощи пострадавшему.
Задания одинаковы для всех команд. Участники должны быть готовы оказать первую мед.помощь пострадавшему:
При пулевом ранении: головы, в грудь, живот,бедро, голень Выполнить транспортировку раненого.
Этап имитирует транспортировку раненого с поля боя в мед.пункт. (на носилках) Необходимо доставить «раненого» с использованием подручных средств в нужную точку. Длина дистанции – 20 м. Раненого необходимо нести бережно, не опуская на землю. За каждое касание раненого земли начисляется один штрафной балл (3 сек.).
В ходе выполнения задания судьи фиксируют допущенные ошибки, к ним относятся:
- не правильное положение тела при оказании мед.помощи
пострадавшему;
- нарушение последовательности и порядок оказания мед.помощи; - неверный выбор способа транспортировки раненого.
После выполнения задания участники транспортируют раненого к месту назначения и передают эстафету.
6.3. этап: Неполная разборка и сборка ММГ–АК–74 М.
Неполная разборка и сборка ММГ–А –74М проводится по прибытию на учебное место.
К учебному месту выполняется - Преодоление «Переправы». Этап имитирует переправу через водную преграду (овраг). Правила прохождения этапа: между 3-4 деревьями по высоте 40-50 см и 160-180 см натягиваются параллельно две веревки (диаметр не менее 10 мм). Расстояние между деревьями – 5 метров. Участники должны пройти по веревкам от первого до последнего дерева не касаясь земли. Начало этапа – касание первого дерева, окончание этапа – касание последнего дерева. Между двумя соседними деревьями на веревках одновременно может находиться не более 1-го человека. За каждое касание земли участником начисляется один штрафной балл (3 сек.)
Исходное положение: На учебном месте устанавливают столы для полной разборки и сборки ММГ–АК–74М. Участники прибывают на учебное место после преодоления «Переправы», снимают с себя ММГ–АК–74М, укладывают его на стол и по команде судьи, приступают к полной разборке автомата, а после касания стола, газовой трубкой, без дополнительной команды – к сборке автомата. При этом, не нарушая последовательность разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке ММГ–АК–74М:
- не произведена проверка патронов в патроннике, спуск курка с боевого взвода произведен не в положении автомата под углом 45-60о от поверхности стола;
- не соблюдается последовательность при разборке и сборке автомата:
- падение со стола отдельных частей автомата или патронов на пол, землю;
- при сборке автомата не произведен спуск курка с боевого взвода и автомат не поставлен на предохранитель.
За одну ошибку начисляют один штрафной балл (3 сек.)
6.4. этап: Снаряжение магазинов проводится классическим способом.
Участники (2 чел.) приняв эстафету от участников 3 этапа начинают самостоятельные движения бегом (ускоренным шагом) имея ММГ АК-74М в положении «За спину». На плащ палатке лежат магазины (2 шт) по 30 шт. учебных патронов, сначала разряжают магазины и снова снаряжают их. По окончанию выдвигаются к 5 этапу и передают эстафету.
6.5. этап: Перенос ящика с боеприпасами в указанную точку на поле боя.
Необходимо бегом (ускоренным шагом) доставить ящик с боеприпасами в назначенную точку, не допустив его падения. Дистанция 35-40 м. Масса ящика 30 кг. Вместе с ящиком боеприпасов «финишировать». За каждое падение и касание ящика земли 1 штрафной балл (3 сек).
6.6. этап: Оценочные показатели конкурса
Результаты конкурса опр. по наименьшему времени прохождения дистанции с учетом штрафных баллов, полученных на этапах. За одну ошибку назначается 1 штрафной балл (3 сек).
При одинаковом времени прохождения дистанции у двух и более команд первенство определяется по наименьшему кол-ву штрафных баллов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.