"Учусь защищать Отечество"

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 14.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности
Иконка файла материала Учусь защищать Отечество+.pdf



 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................... 3

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...........................

2.1 Учебный план.................................................................................................. 6

2.2 Календарный учебный график...................................................................... 15

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.................................................................... 16

3.1 Условия реализации программы................................................................... 16

3.2 Формы контроля и аттестации...................................................................... 16

3.3 Планируемые результаты…………………………………………………...19 ...

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ............................................................ 18

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ............................................. 19

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 20

VII.ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 21

Приложение 1..................................................................................................... 21

Приложение 2..................................................................................................... 23

Приложение 3..................................................................................................... 24

Приложение 4..................................................................................................... 25

 

 

 

 

 

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь защищать Отечество» составлена в соответствии с:

-                     Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-                     Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 

-                     приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-                     Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»)

-                     Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)

-                     СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-                     СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

-                     Уставом и локальными актами учреждения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учусь защищать Отечество» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы состоит в том, что помимо военно-

патриотического аспекта, программа содействует физическому, нравственному и интеллектуальному совершенствованию обучающихся, поскольку при занятиях развиваются внимание, память, эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль над эмоциями, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка). Программа позволяет подготовить обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению по отношению к военной службе и военной профессии, воспитывать чувство патриотизма. 

В процессе создания программы «Учусь защищать Отечество» использовались материалы в сфере начальной военной подготовке: «Основы безопасности жизнедеятельности»     учебник      для    учащихся   13-16          лет общеобразовательных учреждений, Общевоинские Уставы ВС РФ;

Огневая подготовка. Учебник МВД РФ. Авторский коллектив ЦОКР МВД России. - М.,2009; Наставление по стрелковому делу – 1987 года издания.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения личности обучающихся, её интеграции в системе повышения обороноспособности РФ; готовит к защите Родины; способствует воспитанию граждан, способных обеспечивать безопасность и процветание Отечества, решать  задачи по укреплению целостности и единства нашего государства; предоставляет возможность профессиональной ориентации молодежи по направлениям военной, правоохранительной и иной государственной службы.

Цели программы - создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся образовательных учреждений города Батайска интереса к военной и иной государственной службе, готовности к защите интересов России, чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, бережного отношения к российскому культурному наследию и традициям.

Задачи программы:

Личностные (воспитательные цели):

-формирование морально-психологических и физических качеств

-гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;

-воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному 

-прошлому России и ее Вооруженным Силам;

-способствовать воспитанию сознательной дисциплины, силы воли, умения концентрироваться на выполнение поставленной цели.

-содействовать развитию умения работать в команде;

-способствовать развитию деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, аккуратность; Метапредметные (развивающие):

-расширить кругозор и эрудицию обучающихся в области стрелкового оружия и военного дела;

-формировать у обучающихся целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм;

-развивать внимание, усидчивость, память, внимательность; -развивать аккуратность, ловкость и выносливость.

-развивать способность наблюдать, анализировать, делать выводы; Предметные (обучающие):

-ознакомить с начальными знаниями о воинской службе;

-сформировать теоретические знания и практические навыки по огневой подготовке, тактической, строевой подготовке, физической подготовке;

-обучить требованиям безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. 

Характеристика программы:

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы подготовки по основам военной службы «Учусь защищать Отечество» - социально-гуманитарная.

Тип: разноуровневая

Вид: модифицированная

Уровень освоения программы: базовый.

Объем и срок освоения программы. 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Учусь защищать Отечество» – 1 год. На реализацию учебного материала данной образовательной программы учебным планом отведено 144 часа. Режим занятий:

2 раза в неделю, по 2 академических часа продолжительностью по 45 минут, перерыв 10 минут.

Тип занятий; комбинированный, теоретический, практический.

Форма обучения: очная.

Адресат программы:

Программа адресована детям от 13 до 16 лет, обучающимся муниципальных общеобразовательных организаций города Батайска. Наполняемость группы: 12-15 человек.

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

 

2.1.Учебный план. 

 

Таблица 1

Учебный план. Первый год обучения

№ темы

Название темы

Кол-во часов

В том числе

Форма аттестации

          /контроля

теория

практика

1

Ознакомительная

беседа. Содержание программы. Правила поведения на занятиях. Меры безопасности

 

1

1

о

опрос, входное

тестирование

2

Основы здорового образа жизни.

 

5

4

12

тестирование

3

Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

 

4

2

2

тестирование опрос

4

Государственные символы России. Истори государственных символов 

я

2

2

0

тестирование опрос

5

Символы воинской чести.  Боевые традици Вооруженных Сил России. 

 

2

2

0

тестирование опрос

6

Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

2

2

0

тестирование опрос

7

Отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии.

 

4

2

2

тестирование опрос

8

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Гражданская оборона (ГО).

 

2

2

0

тестирование опрос

9

Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. 

 

6

4

2

тестирование опрос

10

РХБ защита.

 

4

2

2

соревнование , тест, опрос

11

Медицинская подготовка. Оказание перво доврачебной помощи при ушиба переломах, ранениях. Наложение жгут повязки, остановка кровопотери.

х

4

0

4

соревнование , тест, опрос

12

Основы противодействия экстремизму и терроризму.

 

4

2

2

тест, опрос

13

Беседа: - «Я-гражданин России»!

2

2

0

тест, опрос

14

Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. 

 

2

2

0

тест, опрос

15

История создания Вооруженных сил РФ. 

 

2

2

0

тест, опрос

16

Военнослужащий – защитник своего Отечества.

 

2

2

0

тест, опрос

17

Государственный праздник - День защитника Отечества. 

 

2

2

0

тест, опрос

18

Подвиг советского народа в ВОВ.

 

6

2

4

тест, опрос

19

Города-герои, Города воинской славы России.  

 

2

2

0

тест, опрос

20

Дети в годы Великой Отечественной войны

 

2

2

0

тест, опрос

21

Беседа: - «Военная летопись нашей семьи»

.

2

2

0

тест, опрос

22

Беседа: -«Есть такая профессия-Родину защищать»!

 

2

2

0

тест, опрос

ИТОГО 1 полугодие

 

64

45

19

 

23

Строевые приемые и движение без оружия

 

20

2

18

соревнование,

тест, опрос

24

Огневая подготовка.

История развития стрелкового оружия.

 

60

10

50

соревнование,

тест, опрос

ИТОГО 2 полугодие

 

80

12

68

 

 

Итого 

 

144

57

87

 

 

Содержание учебного плана

 

Первый год обучения

 

Тема № 1 Ознакомительная беседа. Организация работы объединения.

Теория (1 час): Ознакомление с программой и расписанием занятий. Ознакомление с методами местами проведения занятий. Обязанности дежурного по поддержанию порядка при проведении стрельб. Основные требования безопасности в ходе различных видов занятий Правила обращения с оружием. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы из пневматической винтовки. Порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы, сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.

 

Тема №2. Основы здорового образа жизни. (5 часов)  

Теория – (4 часа): Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек; элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения. Составляющие здоровья (питание, режим дня, гигиена, занятие физкультурой, вредные привычки, наследственность). Практика – (1 час.)

Занятие военно-прикладными видами спорта. Написание рефератов. Подготовка докладов.

 

Тема №3. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. (4 часа.) Теория – (2 часа.): Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно- сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Практика – (2 часа.) Просмотр видио фильмов. Написание рефератов. Подготовка докладов.

 

Тема № 4. Государственные символы России.  (2 часа)

Теория – (2 часа): История создания создание государственных символов (герб, флаг, гимн). Наука геральдика.

 

Тема № 5. Символы воинской чести.  Боевые традиции Вооруженных Сил России. (2 часа)

Теория – (2 часа): Боевое знамя. Ритуалы Вооружённых Сил: - приведение к присяге, вручение Боевого знамени, военной техники и оружия.

 

Тема № 6. Понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.  (2 часа)

Теория – (2 часа): Характеристика наиболее вероятных для проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ростовской области. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану МБУ ДО «ЦИТ» (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.)

 

Тема № 7. Отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной автономии. (4 часа)

Теория – (2 часа): Способы ориентирования на местности, добыча огня, пищи, воды, постройка крова, использование подручных средств для выживания в экстремальных условиях.  

 Практика – (2 час.): Отработка навыков ориентирования на местности по природным ориентирам, добыча огня, фильтрация и обеззараживание воды.

 

Тема № 8. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона (ГО). (2 часа) Теория – (2 часа): Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.  Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны; основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

 

Тема № 9. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. (6 часов)

Теория – (4 часа): Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.  Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.

Практика – (2 часа): Изготовление и применение средств индивидуальной защиты из подручных материалов. Просмотр видео фильмов. Написание рефератов. Подготовка докладов.

 

 Тема 10. РХБ защита (4 часа)

 Теория – (2 часа): Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени.

 История создания СИЗ. Конструктивные особенности. Правила пользования. Практика – (2 часа): Отработка навыков применения СИЗ.

 

Тема № 11. Медицинская подготовка. (4 часа)

Практика – (4 часа): Оказание первой доврачебной помощи при ушибах, переломах, ранениях. Наложение жгута, повязки, остановка кровопотери. 

 

Тема № 12. Основы противодействия экстремизму и терроризму. (4 часа) Теория – (2 часа): Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия; цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности; основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели; признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения; признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении; правила безопасного поведения в условиях совершения теракта; порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства. 

Практика – (2 часа): Отработка навыков составления словесного портрета предполагаемого преступника, определение безопасного места в помещении и на местности, развитие наблюдательных способностей. Правила поведения при возникновении угрозы террористического акта, обнаружения подозрительных предметов в общественных местах.  

 

Тема № 13. Беседа: «Я-гражданин России»! (2 часа) Теория – (2 часа): Патриотизм - как основная составляющая государства.

 

Тема № 14. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. (2 час.)

Теория – (2 час.): Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

 

Тема     №     15.     История     создания     Вооруженных     сил      РФ.(2часа)

Теория - (2 часа): История создания вооруженных сил (дружины, ополчения, рекрутная воинская повинность, призыв на военную службу, служба по контракту). Военная история родного края и краеведение.

Тема № 16. Военнослужащий – защитник своего Отечества (2 часа)

Теория – (2 час.): Сущность военной службы. Военная служба как почетная обязанность и священный долг. Основные задачи военной службы. Отличительные особенности военной службы. Единоначалие как принцип строительства ВС.

 

Тема № 17. Государственный праздник - День защитника Отечества. (2 часа)

Теория – (2 часа): История государственного праздника- День защитника Отечества. Патриотическая значимость праздника. 

 

Тема № 18. Подвиг советского народа в ВОВ. (6 часов)

Теория – (2 часа): Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

Практика – (4часа): Посещение историко-краеведческого музея г Батайска.

 

Тема № 19. Города-герои, Города воинской славы России. (2 часа)

Теория – (2 часа): Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

 

Тема № 20. Дети в годы Великой Отечественной войны. (2 час.)

Теория – (2 час.): Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. 

 

Тема № 21. Проект: - «Военная летопись нашей семьи». (2 часа)

Теория – (2 часа): Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

 

Тема № 22. Проект: - «Есть такая профессия-Родину защищать»! (2 часа) Теория – (2 часа): Как стать офицером. Подготовка к службе в Армии. Обязательная и добровольная подготовка к службе в Армии. Занятие военноприкладными видами спорта.

 

Тема № 23. Строевые приемы и движение без оружия. (20 часов)

 

Занятие № 1 Теория – (2 час.): Изучение статей Строевого Устава ВС РФ.

 

Занятие № 2 Практика – (2 час.) Строевые приемы и движение без оружия.   Строевая стойка. Повороты на месте и в движении. Отдание воинского приветствия.

 

Занятие № 3 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.  Движение строевым шагом. Повороты в движении.

 

Занятие № 4 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.

Выход из строя и возвращение в строй, из одношереножного, двух шереножного.

 

Занятие № 5 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.  Выход из строя и подход к начальнику. Выполнение и отдача воинского приветствия в составе отделения

 

Занятие № 6 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.  Перестроение из одношереножного в двухшереножный строй. Перестроение в походные строи. 

 

Занятие № 7 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.  Порядок размыкания и смыкания строя. Перестроение в две, одну шеренгу. 

 

Занятие № 8 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение без оружия.  Строи взвода. Походный строй.

 

Занятие № 9 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение с оружием. Выполнение команд «Ремень отпустить, ремень подтянуть, автомат на грудь, автомат за спину».

 

Занятие № 10 Практика – (2 часа) Строевые приёмы и движение с оружием. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Выход из строя и подход к начальнику. Выполнение и отдача воинского приветствия в составе отделения. Перестроение в две, одну шеренгу.

 

Тема 24.Огневая подготовка. 

Занятие №1 теория (2 часа) История развития стрелкового оружия. Возникновение и развитие стрелкового оружия. Автоматическое стрелковое оружие. Автомат Калашникова. Совершенствование стрелкового оружия. Малокалиберное оружие. Совершенствование составных частей и элементов. Современное стрелковое и спортивное оружие.

 

Занятие № 2 теория (2 часа) Требования безопасности при проведении занятий по огневой подготовке и обращении с оружием и боеприпасами. Основные требования безопасности в ходе различных видов занятий Правила обращения с оружием. Меры обеспечения безопасности при проведении стрельбы, порядок обращения с оружием. Правила поведения в помещении для проведения стрельбы, сигналы и команды, подаваемые при проведении стрельб и их выполнение. Изучение инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб.

 

Занятие № 2 практика (4 часа) Материальная часть оружия.

Назначение и боевые свойства АК-74. Общее устройство, принцип работы автоматики и порядок неполной разборки и сборки оружия. Устройство патрона. Отработка навыков по проведению неполной разборки и сборки оружия

 

Занятие № 3 практика (2 часа) Подготовка автомата и патронов к стрельбе.  Осмотр и подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки и неисправности автомата при стрельбе, способы их устранения

 

Занятие № 4 Теория - (2 часа): Основы и правил стрельбы.

Явление выстрела, начальная скорость пули. Отдача оружия и угол вылета пули. Образование траектории, и ее элементы. Прямой выстрел: прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, и их практическое значение. Нормальные (табличные) условия стрельбы. Влияние внешних условий на поле. т пули. Пробивное (убойное) действие пули.

 

Занятие № 5 практика - (2 часа): Изучение и совершенствование техники стрельбы.

Меткость стрельбы, выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным (появляющимся) и движущимся целям днем и ночью. Влияние на стрельбу угла места цели, ветра и температуры воздуха, определение и учет поправок на них. Корректирование стрельбы.

 

Занятие № 6 практика - (2 часа): Подготовительные упражнения по стрельбе. Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, спуск курка, удержание автомата) из положения, лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к стрельбе в горах. Изготовки для стрельбы с колена, стоя, с коротких остановок и с ходу по наземным и воздушным целям.

 

Занятие № 7.(6 часов): Изучение и совершенствование техники стрельбы.  Теория - (2 часа): Изучение изготовки для стрельбы  с руки с опорой локтями  на стойку.

Практика (4 часа): Тренировка. Прицеливание с открытым прицелом. Техника отработки спуска (производство выстрела). Тренировка в прицеливании и отработке спуска без действительного выстрела. Стрельба. Тренировка в изготовке без выстрела. Стрельба по мишени с черным кругом, с выносом района прицеливания для совмещения с. т. п. мишени. Стрельба с корректировкой. Освоение стрельбы из положения стоя.

 

Занятие № 8 практика - (6 часов): Тренировка в стрельбе на кучность. Подготовка к соревнованиям.

Упражнение -1 Назначение упражнения. Стрельба на кучность по мишени с черным кругом. Расстояние – 25 метров (в мультимедийном тире). Цель – мишень спортивная «П» (пневматическая)

Количество патронов –   3 + 5

Положение –     с опорой локтей о стойку

Время на стрельбу – неограниченное

Показ попаданий – после каждой серии (три и пять выстрелов) Задача – второй серией 5 выстрелов не выпустить патронов из круга 7 Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.

Упражнение-2

Назначение упражнения. Стрельба на меткость.

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая)

Количество патронов – 3 + 5

Положение –   без упора, с опорой локтей о стойку

Время на стрельбу – неограниченное

Показ попаданий – после каждой серии (три и пять выстрелов) Задача – второй серией 5 выстрелов не выпустить патроны из круга 8 Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.

 

Занятие № 9 практика - (6 часов): Стрелковые тренировки и стрельбы. 

Упражнение 1. Начальное и тренировочное. Изготовка к стрельбе из оружия за стойкой с опорой локтями о стойку. 

Упражнение 2. Контроль однообразия прицеливания из оружия.

 Упражнение 3. Прицеливание из оружия по фигурным мишеням.

Упражнение 4. Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из оружия стоя без опоры длительностью до 5 минут и более. Самоконтроль изготовки. Упражнение 5. Тренировка в стрельбе из оружия. Координация всех действий стрелка. Упражнение 6. Стрельба из оружия по мишени для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок.

Упражнение 7. Стрельба по мишени 0.75х0.75 с кругами. Определение средней точки попадания.

Занятие № 10 практика - (6 часов): Стрельбы в интерактивном тире. Стрельба по мишени 0.75Х0.75 для выработки навыка плавного нажатия на спусковой крючок. Количество выстрелов -5.

-   Мишень «4 а с кругами» стоя за стойкой с опорой локтями. Выстрелов - 3*5

-   Задание - выбить не менее 40 из 50.

 

Занятие № 11 практика - (6 часов): Стрелковые тренировки и стрельбы.

Практика(6часов): 

1.Упражнение подготовительных стрельб из АК-74.

2.Упражнение начальных стрельб из АК-74.

3.Упражнение учебных стрельб из АК-74.

4.Упражнение контрольных стрельб из АК-74.

5.Упражнение учебных стрельб из АК- 74 в ночных условиях.

 

Занятие № 12 практика - (6 часов): 

Соревнования по стрельбе групп.

 Проводится между членами объединения, на первенство учебного учреждения.

 

Занятие № 13 практика - (6 часов): Соревнования на лучшего стрелка. Стрелковые тренировки и стрельбы. Соревнования по стрельбе. 

 

 

2.2. Календарный учебный график

 

Таблица 3

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения 15 сентября 2023г.

31 мая 2024г.

72

144

144 часа 4 часа в неделю

2 раза в неделю 2 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                        3.1 Условия реализации программы

    Материально-техническое оснащение

Для ведения образовательного процесса используются учебные классы, в которых установлены ноутбуки, мультимедийный тир, мультимедийный проектор, доска магнитно-маркерная, компьютер, тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации «Максим», медицинская кушетка, магнитно-маркерная доска. Имеются также:

-комплект настенных стендов, 

-интерактивная панель EDCOMM EdFlat ED75CT,

-бинокль 12х45 с угломерной сеткой,

-цифровой бинокль ночного видения Discovery Night, 

-бинокль 12х45 с сеткой и рубиновым покрытием, 

-компас Levenhuk,

-лопатка сапёрная,

-бронежилет,шлем,

-жилет транспортный модульный,

-дозиметр Radex RD1706,

-прибор радиационной разведки ДП-5В, 

-войсковой прибор химической разведки,

-респиратор Р-2,

-противогаз ГП-7,

-лёгкий защитный костюм Л-1,

-общевойсковой защитный костюм,

-макет «Фортификациооное укрытие в разрезе»,

-дозиметр Радэкс РД1503+МФУ HP LaserJet Pro M428fdw,

 

Кадровое обеспечение Реализацию программы осуществляют:

Адов Игорь Юрьевич, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории;

Адова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории;

Казьмин Роман Викторович, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории;

Науменко Андрей Анатольевич, педагог дополнительного образования, образование высшее, без категории.

 

3.2 Формы контроля и аттестации

 

При реализации программы используются следующие формы аттестации:

зачеты, тестирование, опросы. Для оценки уровня освоения программы обучающихся предусмотрено участие в практических занятиях.

Программой определены:

-                     предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапе освоения Программы) – входное тестирование;

-                     текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);

-                     промежуточный контроль (в конце первого года обучения)

-                     итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы).

Промежуточная аттестация проводится по всем разделам учебного плана на каждом году обучения, итоговая аттестация проводится после освоения программы.

В целях оценки и контроля результатов обучения в течение года проводятся:

-                     проверка выполнения нормативов;

-                     соревнования.

 

3.3 Планируемые результаты

 

По окончании обучения учащиеся будут:

- уметь выполнять неполную разборку автомата Калашникова, знание работы частей и механизмов, подготовку к стрельбе, меры безопасности;

-передвижение на поле боя перебежками и переползанием, приемы и способы действий по сигналам радиационной, химической и биологической защите.

будут уметь: 

-выбрать места для стрельбы, осуществлять повороты на месте и в движении, преодолевать участок местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами; 

-действовать по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнять нормативы по одеванию средств индивидуальной защиты; останавливать кровотечения, проводить правильно наложение повязки на раны верхних и нижних конечностей; иметь представление о:  - работе частей механизмов АК-74;

-   средствах индивидуальной коллективной защиты;

-   фортификационных сооружениях; 

-   строевым приемам с оружием и без оружия.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

При реализации данной программы используются следующие ресурсы:

Все кабинеты обородованны компьютерной техникой с установленным программным обеспечением. При обучении используются следующие  интернет-ресурсы: 

1.     https://mil.ru/  Министерство обороны РФ

2.     https://www.gto.ru/norms Нормативы ГТО

3.     https://kamchatgtu.ru/wp-content/uploads/2019/03/Военная-топография.pdf Военная топография

4.     https://vii.sfu-kras.ru/images/libs/yh_ogn.pdf Огневая подготовка

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Каждое занятие тематических блоков построено по следующему алгоритму:

1.        организационный момент;

2.        повторение ранее изученного;

3.        введение нового материала;

4.        самостоятельная работа учащихся на закрепление пройденного материала;

5.        подведение итогов занятия.

При проведении занятий используются следующие методы обучения;

-словесный: рассказ, беседа, лекция;

-наглядный: опыт, иллюстрация, дидактический, наглядный материал; -практический: 

-показ;

По характеру деятельности используются также методы:

-объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, лекция, фильмы);

-репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму);

-проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций);

-проектный метод (разработка проектов, моделирование ситуаций, создание творческих работ);

На занятиях используются следующие педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, педагогической мастерской, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога на занятии, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих обучающихся; 

Как правило, используются следующие формы организации обучения:

-практическое занятие;

-лекционное занятие, зачет, соревнование. 

V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

 

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в течение всего учебного года. 

Применяются следующие формы контроля:

-опрос (устный и письменный, в том числе в форме тестирования);  - сдача нормативов, соревнование.

По итогам года, учащиеся выполняют итоговую аттестацию. Данная работа носит обобщающий характер, которая включает в себя знание теоретических основ и практическтических навыков воинского дела.

Единая шкала критериев оценки опроса, аттестации

Уровни

Показатели

низкий уровень

50% и менее правильных ответов

средний уровень

51 – 75 % правильных ответов

высокий уровень

76 – 100 % правильных ответов

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

При определении уровня освоения обучающимся программы используется трехуровневая система оценивания:

-    низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

Для определения уровня освоения обучающимся программы при выполнении нормативов и итоговой аттестации используется 10-ти балльная система оценивания:

-    низкий уровень – от 0 до 4 баллов,

-    средний уровень – от 5 до 7 баллов,

-    высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Материалы конкурсов, соревнований приведены в приложениях 1, 2, 3, 4.

 

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Литература, используемая педагогом:

1.Военная топология [Электронный     ресурс].      –          https://kamchatgtu.ru/wpcontent/uploads/2019/03/Военная-топография.pdf

   2.Всероссийский физкульторно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. – https://www.gto.ru/norms

3.Курс стрельбы из стрелкового оружия, гранатометов и боевых машин КС-

2020. – Рос.гвардии. РФ, 2020;

4. Министерсвто обороны РФ (Минобороны России) [Электронный ресурс]. – https://mil.ru/

5.НФП-2020;

6.Общевоинские Уставы ВС РФ;

7.Огневая подготовка. Учебник МВД РФ. Авторский коллектив ЦОКР МВД

России. - М.,2009;

8. «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений; 9.Сборник нормативов по РХБЗ руководство по эксплуатации СКЗ и СИЗ. 

 

 

Литература для обучающихся:

                   1.       «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся

7-8 классов общеобразовательных учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Соревнования.

 

«Статен в строю, силен в бою» (отделение в полном составе: 10 человек-8/2)

 Жюри конкурса, судьи по жеребьёвке на трех рабочих местах проводят оценивание следующих обязательных строевых элементов:

Внешний вид каждого юнармейца (аккуратная короткая причёска; форма, обувь, носки чёрные или защитного цвета, наличие эмблемы) проверяется перед началом проведения конкурса по строевой подготовке;

 

 Учебное место №1: Действия в составе отделения на месте 1. Действия в составе отделения на месте: 

1.1.построение в две шеренги;

1.2.   доклад командира отделения о готовности к проведению конкурса;

1.3.   ответ на приветствие судьи,

1.4.ответ на поздравление; 

1.5.осмотр внешнего вида;

1.6.выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,

«Заправиться», «Разойдись»;

1.7. построение в одну шеренгу, 

1.8.расчет на 1-2, перестроение из 1 шеренги в 2 и обратно; 

1.   9.повороты на месте (по 2 в каждую сторону);

1.10. размыкание и смыкание одношереножного строя; 

 

    Учебное место № 2: Действия в составе отделения в движении.

2.   Действия в составе отделения в движении

2.1.движение строевым шагом,

2.2. изменение направления движения 

2.     3.повороты в движении

2.4.   выполнение воинского приветствия в движении; 

2.5.   остановка отделения по команде «Стой». 

Команды подает командир отделения находясь в строю. 

 

Учебное место№3. Одиночна строевая подготовка.

3.     Одиночная строевая подготовка: выполняют два подготовленных участника команды (1 юноша, 1 девушка), которые поочередно выполняют и показывают под команды командира отделения следующие строевые приемы:

3.1.   выход из строя,

3.2.   подход к начальнику,

3.3.   повороты на месте, 

3.4.движение строевым шагом, 

3.5.повороты в движении,

3.6. отдание воинского приветствия в движении: «Начальник слева» или 

«Начальник справа»,  3.7.возвращение в строй.

3.8. доклад командира отделения о завершении выполнения программы

Каждый элемент программы оценивается по 5ти бальной системе, согласно методике строевой подготовки, пропущенный элемент «0».

 

 Общая оценка строевой подготовки слагается из оценок за одиночную  строевую выучку юнармейцев и строевую слаженность отделения юнармейцев.

Для оценки выступления юнармейцев используется Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в ВС РФ (применительно для юнармейцев). Наибольшее количество баллов определяет победителя.

 

Приложение 2

КОНКУРС «Меткий стрелок» (4 юноши -1 девушка)

 

Оружие – пневматическая винтовка. 

Положение –стоя

Количество патронов: 3 (пробных) + 5 (зачетных). 

Пробные выстрелы корректируются организаторами стрельбы. 

Зачетные результаты выполняются без коррекции. 

Мишень №8. 

Расстояние 10 метров

Результат доводится до сведения стрелка после подсчета на исходном рубеже. 

Винтовки на рубеже свои командные, в случае отсутствия, добавляются   судейскими.  

Мишени № 8 судейские, подписаны. 

Приложение 3

КОНКУРС

Многоборье   ГТО «Быстрее, выше, сильнее».

 

1 Этап- силовые упражнения.

1.   1.Юноши (5юношей)

Подтягивание на перекладине вис - «хват сверху» (для юношей).

        Форма одежды полевая, обувь спортивная без шипов. Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, подтянуться (подбородок выше перекладины), разгибая руки, спуститься в вис. Положение виса фиксируется. Выполняется на максимальное количество раз. Подтягивание, выполненное с ошибками, не засчитывается.

       Ошибки при подтягивании:

1.руки на перекладине находятся на расстоянии большем, чем ширина плеч;

2.   подтягивание выполняется из виса обратным хватом (снизу);

3.   делаются рывки и маховые движения ногами;

4.   делаются касания подбородком перекладины;

5.   допущено отталкивание от пола (грунта) и касание других предметов;

6.производится резкое движение головой вверх, перехват и раскрытие ладони;

7.в исходном положении руки согнуты в локтевых суставах, а при движении вверх ноги согнуты в коленных суставах;

8.руки сгибаются поочерёдно;

9. выполнение упражнения прерывается значительной остановкой для отдыха.

1.2.Девушки (1 девушка выполняет, 1 запасная) Форма одежды полевая, обувь спортивная без шипов.

 Комплексное силовое упражнение.

 Подъем туловища на количество раз в течение 30 секунд- из положения лежа на спине до касания локтями колен ног (руки за голову, ноги закреплены, допускается незначительное сгибание ног в коленях, при возвращении  в исходное положение касание лопатками опоры обязательно) и затем  без паузы сгибание  и разгибание  рук в упоре на количество раз в течение 30 секунд.( тело прямое,  руки  сгибать  до касания грудью пола).

2.Бег 60 метров с положения лежа в спортивной обуви без шипов (участвуют 7 юношей, 1 девушка). Результат суммируется, наименьшее время определяет победителя.

3.Кросс 2000 метров. Состав: участвуют 7 юношей, 1 девушка. Зачет по последнему участнику.  Взаимопомощь на дистанции разрешается.

Приложение 4

КОНКУРС «Военизированная эстафета»

 

 Участвуют 10 юнармейцев команды (8 юноши + 2 девочки). Форма одежды полевая с длинным рукавом, головные уборы, спортивная обувь или ботинки с высокими берцами (однообразная по выбору команды).

                         В команде – укомплектованная санитарная сумка.

 Военизированная эстафета включает в себя 5 этапов. На каждом этапе эстафеты находятся по два человека от команды. По команде судьи первая пара на старте с ММГ- АК – 74 начинает преодолевать первый этап, после выполнения задания, пара бежит на второй этап и передает эстафету (ММГ-АК – 74) следующей паре. При прохождении этапа ММГ-АК – 74 находится в положении «За спину».Зачет по последнему участнику, прибывшему на финиш. Порядок выполнения военизированной эстафеты: 6.1 этап: Надевание общевойскового защитного комплекса (ОЗК) в виде плаща.

Участники (2 чел.) начинают движение бегом (ускоренным шагом) с отметки «Старт» по команде судьи, имея ММГ-АК–74 (эстафетный реквизит передаётся как эстафетная палочка) в положении «За спину», прибывают на учебное место, надевают ОЗК в виде плаща.

Исходное положение: На плащ-палатке расположены: противогаз, ОЗК (Плащ, чулки, перчатки) свернуты в рулон. Самостоятельно:

1.                 снимает с себя и кладет на землю ММГ–АК-74 М;

2.                 надевает на себя противогаз в «положении походном»;

3.                 разворачивает ОЗК;

4.                 надевает чулки швами наружу ног, застегивает хлястики, начиная с нижнего и завязывает обе тесемки на поясе ремня;

5.                 переводит в боевое положение противогаз и надевает защитный шлем противогаза;

6.                 надевает перчатки;

7.                 раскрывает чехол плаща, надевает плащ в рукава, при этом петли на низах рукавов надевает на большой палец по верх перчаток;

8.                 надевает капюшон на защитный шлем противогаза и застегивает плащ с веху вниз (на шпиньки);

9.                 берет автомат ММГ–АК-74 М «За спину».

10.Выполнив норматив, подает установленный сигнал- «Шаг вперед, хлопок в ладоши».

В ходе выполнения упражнения судьи фиксируют допущенные ошибки.

          К ошибкам на 1 этапе: Надевание общевойскового защитного комплекса (ОЗК) «в виде плаща» относятся:

-   надевание защитных чулок производится с застегнутыми хлястиками;

-   не завязаны обе тесемки на поясном ремне;

-   не правильно застегнуты борта плаща, не полностью надеты чулки;

-   не закреплены держатели шпиньков или не застегнуты два шпинька;

-   при надевании ОЗК в виде плаща, плащ застегивал без перчаток;

-   не надел капюшон;

-   не соблюдал последовательность выполнения норматива. Продолжение 6.1. этапа после одевания ОЗК в виде Плаща:

           Участники без дополнительной команды судьи продолжают преодолевать дистанцию «Кочки» в одетом ОЗК с ММГ–АК-74М за спиной (преодоление заболоченного участка по кочкам). Этап, протяженностью 15-20 м с     использованием искусственных    кочек,         которые     устанавливаются зигзагообразно, так, чтобы в середине этапа произошло вынужденная смена толчковой ноги. Расстояние между кочками – 1 м. Участники перепрыгивают с кочки на кочку в движении. 

          Если участник заступил за границу кочки, не попал на нее, начисляется один штрафной балл (три сек.). 

          После преодоления, прибывают на точку передачи эстафеты и передают следующим участникам эстафету ММГ-АК – 74М, а сами возвращаются к началу этапа для снятия ОЗК (без контроля судей).

6.2. этап: Медицинская подготовка.

             Участники (2чел), приняв эстафету от участников 1 этапа, начинают самостоятельно движение бегом (ускоренным шагом) имея ММГ–АК74М в руке преодолевают этап имитируя продвижение в завале. 

             Необходимо: по-пластунски проползти по узкому лазу (преодолеть - бревно; автомобильную шину, при этом, не сбив перекладины, не задев запрещенную ленту). Длина «коридора» – 5-7 м. За каждую сбитую перекладину, касание ленты начисляется один штрафной балл (3 сек.).

Исходное положение: на учебном месте развернуты укомплектованные медицинские сумки и принадлежности для оказания первой мед.помощи пострадавшим и транспортировки (раненого). 

По прибытии на учебное место каждый участник получает задание от судьи по оказанию мед.помощи пострадавшему. 

Задания одинаковы для всех команд. Участники должны быть готовы оказать первую мед.помощь пострадавшему:

При пулевом ранении: головы, в грудь, живот,бедро, голень Выполнить транспортировку раненого.

Этап имитирует транспортировку раненого с поля боя в мед.пункт. (на носилках) Необходимо доставить «раненого» с использованием подручных средств в нужную точку. Длина дистанции – 20 м. Раненого необходимо нести бережно, не опуская на землю. За каждое касание раненого земли начисляется один штрафной балл (3 сек.).

В ходе выполнения задания судьи фиксируют допущенные ошибки, к ним относятся:

-                     не      правильное          положение тела   при    оказании          мед.помощи

пострадавшему;

-                     нарушение последовательности и порядок оказания мед.помощи; - неверный выбор способа транспортировки раненого.

После выполнения задания участники транспортируют раненого к месту назначения и передают эстафету.

6.3. этап: Неполная разборка и сборка ММГ–АК–74 М.

Неполная разборка и сборка ММГ–А –74М проводится по прибытию на учебное место.

К учебному месту выполняется - Преодоление «Переправы». Этап имитирует переправу через водную преграду (овраг). Правила прохождения этапа: между 3-4 деревьями по высоте 40-50 см и 160-180 см натягиваются параллельно две веревки (диаметр не менее 10 мм). Расстояние между деревьями – 5 метров. Участники должны пройти по веревкам от первого до последнего дерева не касаясь земли. Начало этапа – касание первого дерева, окончание этапа – касание последнего дерева. Между двумя соседними деревьями на веревках одновременно может находиться не более 1-го человека. За каждое касание земли участником начисляется один штрафной балл (3 сек.)

Исходное положение: На учебном месте устанавливают столы для полной разборки и сборки ММГ–АК–74М. Участники прибывают на учебное место после преодоления «Переправы», снимают с себя ММГ–АК–74М, укладывают его на стол и по команде судьи, приступают к полной разборке автомата, а после касания стола, газовой трубкой, без дополнительной команды – к сборке автомата. При этом, не нарушая последовательность разборки и сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке ММГ–АК–74М:

-                     не произведена проверка патронов в патроннике, спуск курка с боевого взвода произведен не в положении автомата под углом 45-60о от поверхности стола;

-                     не соблюдается последовательность при разборке и сборке автомата:

-                     падение со стола отдельных частей автомата или патронов на пол, землю;

-                     при сборке автомата не произведен спуск курка с боевого взвода и автомат не поставлен на предохранитель. 

За одну ошибку начисляют один штрафной балл (3 сек.)

6.4.          этап: Снаряжение магазинов проводится классическим способом.

  Участники (2 чел.) приняв эстафету от участников 3 этапа начинают самостоятельные движения бегом (ускоренным шагом) имея ММГ АК-74М в положении «За спину». На плащ палатке лежат магазины (2 шт) по 30 шт. учебных патронов, сначала разряжают магазины и снова снаряжают их. По окончанию выдвигаются к 5 этапу и передают эстафету.

6.5.          этап: Перенос ящика с боеприпасами в указанную точку на поле боя.

Необходимо бегом (ускоренным шагом) доставить ящик с боеприпасами в назначенную точку, не допустив его падения. Дистанция 35-40 м. Масса ящика 30 кг. Вместе с ящиком боеприпасов «финишировать». За каждое падение и касание ящика земли 1 штрафной балл (3 сек).

6.6.          этап: Оценочные показатели конкурса

Результаты конкурса опр. по наименьшему времени прохождения дистанции с учетом штрафных баллов, полученных на этапах. За одну ошибку назначается 1 штрафной балл (3 сек).

При одинаковом времени прохождения дистанции у двух и более команд первенство определяется по наименьшему кол-ву штрафных баллов.