Цели:
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений вести диалог с автором;
• развитие умений самостоятельно формулировать главную мысль текста;
• развитие умений находить в тексте материал для характеристики героя;
Форма: урок-практикум по развитию читательских умений.
На уроке тренинг по развитию читательских умений проводится в тестовой форме на материале стихотворения Б. Заходера «Перемена».
Задания даны в «Тетради по литературному чтению». Этапы работы те же, что в уроке 22.
Обращаем внимание учителей, что количество заданий – меньше 20, т.к. текст стихотворения невелик по объёму, но группы заданий – те же.
Литературное чтение
Урок 29.
Тема раздела: УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ
Тема: Удивительная перемена (Стихотворение Б. Заходера «Перемена»). Урокпрактикум
Цели:
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• развитие умений вести диалог с автором;
• развитие умений самостоятельно формулировать главную мысль текста;
• развитие умений находить в тексте материал для характеристики героя;
Форма: урокпрактикум по развитию читательских умений.
На уроке тренинг по развитию читательских умений проводится в тестовой форме на материале стихотворения Б.
Заходера «Перемена».
Задания даны в «Тетради по литературному чтению». Этапы работы те же, что в уроке 22.
Обращаем внимание учителей, что количество заданий – меньше 20, т.к. текст стихотворения невелик по объёму,
но группы заданий – те же.
Ответы:
1. – 2
2. 3 … мог
2 … задачи
1 … сдачи
4 … звонок
3. – 4
4. – 2
© ООО «Баласс», 2013
15. – 3
6. Успел, поставил подножки, прокатился, сел, шлёпнулся, получил… и т.д.
7. Вова расстроился, что перемена кончилась, очень ему не хочется на урок!
8. 1) «Заливается звонок» (поёт, как соловей, нравится Вове этот звук).
2) Вова первым выбегает из класса.
9. 1) «Вылетает за порог, семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, продремавший весь урок?»
2) «Словом, сделал всё, что мог. Вова в класс плетётся снова… На уроке отдохнём!»
10. – 2
11. – 3. Большая перемена (потому что именно на перемене стало видно, какая большая перемена произошла с Вовой).
Учителю нужно объяснить, что поэт использует игру слов.
12. – 4
14. – 3
Домашнее задание.
1. Выучить стихотворение наизусть.
2. Провести самостоятельно первый этап работы с текстом и прочитать первую часть главы 1 повести Г. Куликова «Как я
влиял на Севку» (с. 129), подчеркнуть непонятные слова, попытаться объяснить их значение. По желанию можно
прочитать текст и дальше.
3. Выполнить задание 1 в тетради на с. 19 (ответить на вопросы к автору).
© ООО «Баласс», 2013
2Урок 3031.
Тема раздела: УРОКИ И ПЕРЕМЕНКИ
Тема: Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)
Урок 1.
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,
ключевым словам;
• развитие умений вести диалог с автором.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения Б. Заходера «Перемена».
– Вчера вы давали замечательные советы Вове, чтобы он исправился, чтобы с
ним произошла перемена к лучшему. Многие захотели ему помочь. А какой
вариант помощи вам подсказал писатель Геомар Куликов в своём произведении,
часть которого вы читали и разбирали дома? (Можно на Вову повлиять,
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
3II. Развитие
умений.
прикрепив к нему для оказания помощи сильного ученика.)
– Что значит повлиять? Продолжим работу над новым текстом и попытаемся
раскрыть все секреты такого влияния.
которую дети выполняли дома
2 4 2 2 1 3
Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
Учитель проверяет работу,
самостоятельно.
– Какое по жанру произведение будем читать? (Дети дают определение
повести.) Почему вы так решили? Всё ли произведение будем читать?
– Какие предположения вы высказывали перед началом чтения? Какие из них
подтвердились в ходе чтения?
– На какие вопросы к автору вы смогли ответить в ходе чтения? (Вопросы в
тетради.)
Учитель уточняет и поясняет то, что осталось непонятным (например,
рассказывает о пионерах).
– Какие непонятные слова вам встретились в тексте, сумели ли вы объяснить их
значение? (Кандидатура – лицо, которое предлагается к избранию, то же, что и
кандидат; в данном случае – «ты подходишь»; манера разговаривать –
особенность разговаривать; нотации – наставления, выговоры, упрёки; морали
– поучения.)
– Произведения Г. Куликова нам читать раньше не приходилось, но что бы вы
уже хотели отметить? (Он не равнодушен к школьным проблемам, пишет
интересно, читать легко, любит детей, если для них пишет…)
© ООО «Баласс», 2013
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
42. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение.
Часть 2 дети читают вслух.
Вопрос после чтения:
– Что можете сказать о Севке? Легко ли будет нашему герою (его зовут Костя
Горохов) на Севку повлиять?
Часть 3 читаем вслух, ведём диалог с автором.
3
До конца уроков я ломал голову: как подступиться к Севке? (То есть что
пытается решить Костя?)
Я понимал: голыми руками Севку не возьмёшь. (То есть легко всё не
получается, надо найти какойто подход.) Нужен какойто особый подход. Но
сколько ни примерялся, ничего путного не получалось. Только на последнем
уроке меня осенила блестящая идея. (Как вы думаете, какая идея пришла в
голову нашему герою? А вы на его месте что бы сделали?)
Едва прозвенел звонок, я подошёл к Севке.
– Слушай, Мымриков, мне дали поручение подтянуть тебя.
Севка со вкусом зевнул. (Не оченьто ему интересны эти разговоры!)
– Раз дали – выполняй. Кто ж тебе мешает? Только учти, – Севка сделал
многозначительную паузу, – на меня не рассчитывай. А то знаю, тебе дали
поручение, а я – отдувайся: сиди и решай всякие там дурацкие задачки...
– Положим, задачки тебе теперь не придётся решать совсем.
– Как это? – не понял Севка.
– Будешь у меня списывать. (Так вот, оказывается, какой «подход» нашёл
Костя! Неужели просто будет давать Севке списывать? Вопрос задаётся, но
ответа не требует.)
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2013
5Я лениво, совсем как только что Севка, зевнул.
– Сочиняешь, – сказал Севка.
– Не веришь? Приходи завтра перед школой и списывай на здоровье.
– Огого! – Севка подкинул портфель. – Оказывается, и среди отличников есть
ничего ребята. Вот никогда не думал! (Значит, Костя – отличник. Теперь
понятно, почему его кандидатура показалась Игорю самой подходящей?)
– Так договорились?
– Ага! – крикнул на ходу Севка. – Обязательно приду!
Я и вправду не собирался обманывать Севку. У меня был другой план.
(Интересно какой?) Я решил поймать Севку, как ловят мышей. На приманку.
(Это как? Что можете предположить?)
Главное – пусть только придёт ко мне. А потом сам будет делать уроки. Как
миленький! (Вот, оказывается, в чём дело! Вы поняли, в чём состоит Костин
подход?)
Обобщающие вопросы.
– Итак, кто же герой повести? Что им предстоит?
– Попробуйте предположить, как будут развиваться события.
Глава вторая.
Части 1, 2 читаем вслух. Особые комментарии здесь вряд ли требуются,
важно, чтобы ребята прочитали с удовольствием, эмоционально
«прожили» ситуацию. В части 2 обращаем внимание на то, что ребята
учатся во вторую смену; что Севка, оказывается, может выглядеть и
вести себя прилично (когда думает, что дома взрослые); что означает слово
неусидчивый.
Вопросы после чтения главы второй:
© ООО «Баласс», 2013
6– Что нового узнали о Севке?
– Сработал ли Костин план? Как вы думаете, почему?
– Попробуйте предположить, что будет дальше.
2. Начало работы над характеристикой героев.
Задание 3 в тетради, с. 25. Работу можно провести по вариантам: I
вариант – записывает слова, характеризующие Севку; II вариант – Костю.
Севка – последний ученик, неусидчивый, весёлый, шалопай, неаккуратный (не
любит умываться, чистить зубы), с чувством юмора.
Костя – серьёзный, с чувством юмора, ответственный, усидчивый, неплохой
психолог.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Самостоятельно прочитать части 1 и 2 главы третьей, подготовиться к
выразительному чтению по ролям.
2. Продолжить запись в тетради (задание 3, с. 25).
© ООО «Баласс», 2013
7Урок 2.
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений находить в тексте материал для характеристики героя;
• развитие умений вести диалог с автором.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2
Проверка домашнего задания.
1. – Чтение по ролям частей 1 и 2 главы третьей.
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
82. – Что ещё узнали о Косте и Севке? Прочитайте, что записали.
Севка – находчивый, актёр.
Костя – самокритичный.
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
II. Развитие
умений.
2 4 2 2 1 3
Работа с текстом главы третьей (часть 3).
1. Работа с текстом до чтения.
– Итак, Костя Горохов начал выполнять поручение: влиять на двоечника Севку
Мымрикова, помогать ему в учёбе. То есть Костя Севку воспитывает.
Получается у него? (Пока нет, Севка не поддаётся, и Косте приходится делать
то, чего раньше он не делал: давать списывать, подсказывать.)
– Да, нелёгкая это работа – быть педагогом! Почитаем, что же было дальше.
2. Работа с текстом во время чтения.
1. – Читаем часть 3 вслух. По ходу чтения задаём вопросы:
– Вы знаете, кто такой Песталоцци?
– А Костя знает? (Нет, поэтому сразу пошёл за энциклопедией.)
– Вы поняли, почему Костин папа назвал сына Песталоцци? (Он уже знает, что у
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
© ООО «Баласс», 2013
9его сына есть воспитанник, подопечный, и относится к этому положительно.)
– Именно так я и сформулировала тему наших уроков по повести Г. Куликова:
Легко ли быть Песталоцци? (Открывается запись.)
– Вы уже можете ответить на этот вопрос? (Совсем нелегко!)
Чтение главы четвёртой.
Часть 1 – читаем вслух, ведём диалог с автором.
1
Утром я подумал: кто такой Севка, чтобы я изза него пропускал экскурсию?
Мне нравилось в зоопарке. (Можно предположить почему?) Я любил смотреть
на медлительного, степенного слона, ленивого бегемота, весёлых попрошаек
мишек. (Проверьте себя: вот ответ автора.) Только чуточку было жалко зверей.
Казалось, они никак не могут забыть всякие там свои джунгли и пустыни. И
оттого у слона такие печальные глаза, а тигры часто мечутся по клетке и кричат
чтото сердито и жалобно на своём тигрином языке. (Костя не просто любит
смотреть на животных: он их любит, понимает…)
Честно говоря, я надеялся, что Севка на экскурсию не придёт. (Почему Косте
этого хотелось?) Не было ещё такого случая, чтобы Севка приходил на
экскурсии.
И правда, возле школы весь класс был в сборе. Не хватало двоих: меня и Севки.
Я пришёл. А Севку ждать не стали.
– Мымриков в своём репертуаре, – сказала Любовь Дмитриевна, наша
учительница по ботанике. – Пойдёмте, ребята.
Вдруг земля вырвалась у меня изпод ног. Я полетел в сугроб. (Что могло
случиться?)
Вскочил – передо мной Севка. (Ну конечно, кто же ещё!) Рот – до ушей, и орёт
во всю глотку:
– Здорово, Горох! Чуть не опоздал. Как приёмчик? Сила! Хочешь, научу?!
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
© ООО «Баласс», 2013
1Можно было, конечно, обозвать Севку дураком. Полезть на него с кулаками. А
что толку?
– Ладно, – сказал я Севке, – научи. (Всётаки у Кости есть педагогические
способности: он терпелив, ведёт себя с Севкой, как взрослый.)
Возле входа в зоопарк меня отозвал в сторону Игорь Булавин.
– Учти, Мымриков на твоей ответственности. Тут дикие звери. А ты Севку
знаешь!
Часть 2 может прочитать учитель, комментируя поведение Севки и
Кости.
После чтения:
– Как вы думаете, Севка выиграет?
Часть 3 читаем вслух.
После чтения:
– Севка проиграл, но Костя не требует купить ему сто мороженых. Почему?
Часть 4 дочитывает учитель.
– Чьи слова повторил верблюд? Почему Косте снится вся эта галиматья?
– Так как же обстоят дела у начинающего Песталоцци?
Обобщающая беседа.
а) – Как вы думаете, получится у Кости повлиять на Севку, подружиться с ним?
Есть ли у Севки какието качества характера, которые могут быть Косте
интересны? Попробуйте предположить, как будут развиваться события.
б) – Давайте закончим запись в тетради (задание 3).
Севка – упрямый.
Костя – терпеливый, уравновешенный.
– Если хотите узнать продолжение этой истории, прочитайте книгу Г. Куликова
© ООО «Баласс», 2013
1«Как я влиял на Севку». Скажу вам только, что книга очень интересная и что не
только Косте удастся повлиять на Севку, но и Севке – на Костю, причём
повлиять положительно.
Творческое задание.
– Представьте, что вы – учителя Кости Горохова и Севки Мымрикова.
Составьте устные характеристики обоих мальчиков, постарайтесь отразить в
них черты и особенности их характеров.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
. Итог.
ΙΙΙ
Ι
V. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1. Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода.
2. Придумать и нарисовать обложку книги «Как я влиял на Севку».
© ООО «Баласс», 2013
1