ввести правило умножения дроби на дробь; учить применять правило умножения дроби на дробь при решении примеров и задач; отрабатывать умение умножать дробь на натуральное число, умение решать устно уравнения; развивать грамотную математическую речь.Сегодня мы будем умножать дробь на дробь и использовать правило умножения дроби на дробь при решении задач и примеров.
Умножение дробей
Цели: ввести правило умножения дроби на дробь; учить применять
правило умножения дроби на дробь при решении примеров и задач;
отрабатывать умение умножать дробь на натуральное число, умение
решать устно уравнения; развивать грамотную математическую речь.
Ход урока
I. Организационный момент
— Прежде чем перейти к работе по новому материалу, нужно
сосредоточить свое внимание и слух, настроиться на работу.
— Внимательно послушаем, что делается: на улице; в коридоре;
внутри нас.
II. Устный счет
1.
Вычислите:
2. а) Как по-другому записать а2 и b3?
б) Вычислите:
3. Решите уравнения: 1) 2х + 4х = 3; 2) 5х - 2х = 8; 3) 10х - х = 3; 4) х
+ х + х = 14; 5) 5х - х - х = 2.
III. Сообщение темы урока
— Сегодня мы будем умножать дробь на дробь и использовать
правило умножения дроби на дробь при решении задач и примеров.
IV. Изучение нового материала
1. Подготовительная работа.— Как найти площадь прямоугольника?
— Запишите формулу S = ab.
2. Работа с учебником.
— Самостоятельно рассмотрите задачу 2 в учебнике на стр. 69.
— У кого возникли вопросы?
3. Работа над новой темой.
— Прочитайте правило умножения дробей в учебнике на стр. 69
после задачи 2.
— Используя буквенные обозначения, запишите правило умножения
дробей.
— Какие значения могут принимать буквы в данном случае?
натуральные числа.
где а, с - натуральные числа или нуль; b, d —
— Выполните умножение дробей (учащиеся проговаривают
правило):
— Нужно ли в данном случае находить отдельно произведение
числителей и произведение знаменателей? (Нет, нужно сначала
сократить дробь, а затем умножить оставшиеся множители.)
4. Работа с учебником.
— Прочитайте текст в учебнике на стр. 71 под рубрикой «Говори
правильно».
—
Выполните
умножение
дробей:
Решение:
— Составьте алгоритм умножения трех и более дробей.При умножении трех и более дробей:
1) Удобнее сначала записать в числителе произведение всех
числителей, в знаменателе — произведение всех знаменателей.
2) Сократить получившуюся дробь.
3) Выполнить умножение оставшихся множителей.
4) Если надо, исключить целую часть.
V. Закрепление изученного материала
1. № 433 стр. 72 (у доски с подробным комментированием и в
тетрадях).
— Расскажите алгоритм умножения дробей.
— Обратите внимание, как надо правильно читать произведение
дробей, квадраты и кубы дробей. (При сокращении дроби всегда
записывать над числителем и под знаменателем дроби, что остается.
Писать 1 обязательно.)
Решение:2. № 439 стр. 72 (у доски с подробным комментированием и в
тетрадях).
— Как перевести обыкновенную дробь в десятичную? (Можно
числитель разделить на знаменатель, а можно применить основное
свойство дроби.)
— Сравните результаты.
Решение:
VI. Физкультминутка
VII. Работа над задачей1. № 434 стр. 72 (самостоятельно, устная проверка).
— Как найти площадь квадрата?
— Запишите формулу S = а2.
Решение:
площадь квадрата.)
(Ответ:
2. № 435 стр. 72 (самостоятельно, устная проверка).
— Как найти объем куба?
— Запишите формулу S = а3.
Решение:
— объем куба.)
(Ответ:
VIII. Самостоятельная работа
(Самопроверка, ответы записаны на обратной стороне доски.)
— Кому нужна консультация учителя и моих помощников, поднимите
руку.
Вариант I
Выполните умножение:
Вариант IIВыполните умножение:
IX. Повторение изученного материала
1. № 465 стр. 76 (устно).
— Сколько квадратных метров в гектаре, в одном аре, в одном
квадратном километре?
Решение:
1 га = 10 000 м2
1 а = 100 м2
1 км2 = 1 000 000 м2
а) 10 000 · 0,01 = 100 м2;
б) 10 000 · 0,035 = 350 м2;
в) 100 · 0,15 = 15 м2;
г) 1 000 000 · 0,0007 = 700 м2.
(Ответ: а) 100 м2; б) 350 м2; в) 15 м2; г) 700 м2.)
2. Ученики записывают в тетради только ответы (промежуточные
тоже). Затем, после вычислений, они меняются тетрадями и проверяют
тетрадь соседа по парте.
Вариант I. № 401 стр. 64.
Вариант II. № 455 стр. 74.
X. Подведение итогов урока
— Расскажите алгоритм умножения двух дробей, нескольких дробей.
Домашнее задание
Учебник, стр. 71, № 472 (а—и), 474, 475 стр. 77; № 480 стр. 78.