Цели: 1. Применять алгоритмы письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число с одним переходом через разряд.
2. Применять алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при умножении и делении двузначных чисел.
3. Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное неизвестное (х);
4. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
5. Решать текстовые задачи изученного вида.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 101 (§ 2.46).
Тема: Умножение трёхзначных чисел в столбик (Уроки повторения и обобщения изученного)
Цели: 1. Применять алгоритмы письменного приёма умножения трёхзначных чисел на однозначное число с одним
переходом через разряд.
2. Применять алгоритмы устных приёмов умножения и деления трёхзначных чисел, аналогичных таким же
приёмам при умножении и делении двузначных чисел.
3. Учить детей выделять (путём наблюдения) в тексте задачи величину, которая будет приниматься за основное
неизвестное (х);
4. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные величины (составлять уравнение).
5. Решать текстовые задачи изученного вида.
6. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
© ООО «Баласс», 2014
1II.
Формулирование
темы и целей
урока.
III. Повторение
и систематизация
изученного.
(Можно использовать «Дидактический материал» к учебнику
«Математика» 3 класс, с. 102)
4. Математическая разминка.
Фронтальная работа.
Найдите:
1/ 5 от 550; ¼ от 840;
1/ 7 от 560; 1/8 от 720;
½ от 680; 1/3 от 960;
Задание № 1, с. 8
1 2
Окиньте взглядом разворот учебника.
Чем мы сегодня будем заниматься?
Предложите задания для работы в классе и дома.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
3 6 3 5
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 8
(Неверно выполнены 1 и 3 примеры)
2. Задание № 3, с. 89
Как вы определяли уравнение с меньшим решением??
Прочитайте задачу.
Выделите известные данные.
Что надо узнать в задаче?
Можно ли эту величину обозначить за основное неизвестное (х)?
Рассмотрите схему.
Какое уравнение подходит к задаче?
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
© ООО «Баласс», 2014
2 Решите уравнение и вы узнаете, сколько золотых монет было в
кувшине.
Составьте свою задачу к данному уравнению.
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задание № 4, с. 9
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
6 7 3 5
4. Решение задач
Задача № 5, с. 9
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
ТОУУ
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
определять
ТОУУ
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
© ООО «Баласс», 2014
3 Прочитайте задачу.
Выделите в условии все данные.
Обдумайте модель условия (схема).
Прочитайте вопрос.
Составьте план решения задачи.
Решите задачу.
(1. 24 : 2 : 3 = 4(ч.) помогала Лика;
2. 24 : 3 : 2 = 4 ч.) – помогала Майя).
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
П 1 6 2
Парногрупповая работа.
1. Задание № 6, с. 9 Уникурсальные кривые.
Решение:
Решение:
№ 6 а) – все вершины чётные. Мастер мог сделать этот рисунок в
соответствии с условием.
№ 6 б) – более двух нечётных вершин. Мастер не мог сделать этот
рисунок в соответствии с условием.
IV. Выбираем
задания и
тренируемся.
в
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
сотрудничать
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
© ООО «Баласс», 2014
4№ 6 в) – более двух нечётных вершин. Мастер не мог сделать этот
рисунок в соответствии с условием.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задача № 5б, с. 9, задание № 7, с. 9
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
Урок 102 (§ 2.47).
Тема: Деление трёхзначных чисел на однозначное число (Урок введения нового знания)
Цели: 1. Познакомиться с алгоритмом письменного приёма деления трёхзначных чисел на однозначное число, когда
каждое разрядное слагаемое делится на это число.
2. Решение текстовых задач ранее изученных видов на новом числовом концентре.
3. Систематическое повторение и закрепление ранее изученного.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
© ООО «Баласс», 2014
5I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
(Можно использовать «Дидактический материал» к учебнику
«Математика» 3 класс, с. 102)
Постановка
II.
проблемы
(знакомимся…).
6 2 3 2
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 10
2. Текст со знаком ?!
III.
Открытие
нового (узнаём…).
5 6 2
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 10.
Цель работы: выдвижение собственных предположений по
решению проблемы.
Расскажите, как вы рассуждали и продолжите записи.
2. Задание № 3, с. 10.
Цель работы:
– сопоставить устный приём с новым видом записи;
– учиться объяснять значение каждого знака в записи и
сопоставлять их с последовательностью действий (алгоритмом
вычислений).
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2 отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.)
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую;
© ООО «Баласс», 2014
6Первичное
IV.
закрепление
(применяем…).
Есть ли предположения к объяснению такого способа деления?
Давайте проверим ваши предположения.
3. Работа с текстом в оранжевой рамке.
2 3 5
Работа в парах.
1. Задание № 4, с. 11
Обсудите в парах и подготовьте ответ на вопрос.
2. Задание № 5, с. 11
Давайте по текстуобъяснению составим алгоритм деления в
столбик.
Что надо сделать сначала?
Алгоритм деления в столбик.
1. Выделяю первое неполное делимое и объясняю, какие разрядные
единицы оно обозначает.
2. Определяю количество цифр в значении частного.
3. Подбираю первую цифру в значении частного.
4.Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель и
вычитаю из неполного делимого.
5. Записываю цифру следующего разряда и подбираю вторую
цифру частного.
Проверьте полученные значения устными вычислениями с
объяснением.
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
7 – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
определять
ТОУУ
Коммуникативные УУД
© ООО «Баласс», 2014
7– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3. Задание № 6, с. 11
Как вы определяли уравнение с большим решением?
Обсудите в парах, рассмотрите схему и составьте задачу по
предложенному уравнению.
Расскажите составленную задачу.
Решите свою задачу уравнением и расскажите, как вы нашли ту
величину, которая была обозначена (у).
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2 3 5
Решение задач.
Самостоятельная работа.
Задачи № 7, 8, с. 11 по выбору.
V. Выбираем
задания и
тренируемся.
в
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
© ООО «Баласс», 2014
8(Решение задачи № 7: 228 : 2 – 336 : 3 = 2 (г.) – больше у Кости;
Решение задачи № 8: 1). 8 ∙ 4 = 32 (м) – нужно для закидушек;
2). 160 ∙ 2 + 264 = 584(см) – есть у мальчиков;
32м > 5м 84см
Ответ: лески не хватит.
Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какие задачи решали?
Чему научились?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
«Дидактический материал», 3 класс, с. 103, № 2 (12 столбики),
Задача № 7 или 8, с. 11(другая задача).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2 – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
VI. Итог урока.
VII. Возможное
домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014
9